УМК по общеобразовательной дисциплине Математика

Истомина Елена Олеговна
В этом разделе представлены учебно-методические материалы для работы по общеобразовательной дисциплине "Математика": рабочая программа, фонд оценочных средств, планы занятий, методические разработки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Раздел 3. Геометрия

Тема 3.1 Прямые и плоскости в пространстве

План занятия № 75

Тема занятия:Параллельное проектирование и его свойства

Задачи:

Образовательные: изучить понятие «параллельное проецирование» и его свойств, сформировать навыки построения изображений плоских и пространственных фигур на плоскости с помощью аксонометрической проекции; развить умение сравнивать явления.

Развивающие:развивать мышление, самостоятельность, внимание, интерес к предмету; формировать навыки самостоятельной работы, анализа, обобщения;

Воспитательные:воспитывать чувство ответственности, трудолюбие, коммуникативные качества.

Вид занятия: комбинированный

Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рефлексия, игровой элемент, закрепление изученного материала по образцу в парах

Оборудование: учебник, таблицы, макет, карточки с заданиями, карточки самоконтроля (интерактивная доска)

Ход занятия

Этапы

Методы, приёмы

Цель

Содержание

1

Организационный момент

объявление темы и целей урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Взаимное приветствие; настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);сообщение темы и цели урока.

2

Проверка домашнего задания

проверка тетрадей;

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.

3

Актуализация знаний

Фронтальный опрос/беседа

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

организовать познавательную деятельность учащихсяпробуждение интереса через создание ситуации

Актуализация знаний учащихся с помощью дидактической игры «Верно – неверно». Этап сопровождается показом слайдовой презентации (приложение 1).

Учитель математики: Чтобы работа на уроке была плодотворной, давайте вспомним некоторые факты, характеризующие свойства параллельных прямых и плоскостей. Ваша задача определить верность следующих высказываний. Итак, начинаем.

1. Верно ли, что через любую точку пространства можно провести множество прямых параллельных данной прямой?

ОтветНеверно.

По теореме о существовании прямой, параллельной данной прямой через точку пространства можно провести единственную прямую.

2. Верно ли, что если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и другая тоже пересекает эту плоскость?

Ответ: Верно.

По лемме о пересечении плоскости двумя параллельными прямыми, если одна из параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость.

3. Верно ли, что две непересекающиеся прямые в пространстве параллельны?

Ответ: неверно.

В пространстве не имеют общих точек параллельные и скрещивающиеся прямые.

4. Верно ли, что если две прямые параллельны некоторой плоскости, то они параллельны друг другу?

Ответ: неверно.

Эти прямые могут быть не только параллельными, но и пересекаться, а также онимогут быть скрещивающимися.

4

Объяснение нового материала

Эвристическая беседа, схема-таблица, опорный конспект, групповая работа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе

Параллельная проекция всем хорошо знакома. Солнце находится от нас так далеко, что его лучи в любой момент времени можно считать практически параллельными. Поэтому тень от любого предмета на дороге или стене дома представляет собой проекцию этого предмета на плоскость дороги или стены параллельно лучам солнца (рис.1).

 С помощью презентации рассказывает о параллельной проекции (косоугольной и прямоугольной), о создателе начертательной геометрии Гаспаре Монже (1746-1818) (рис.2) и Ж.Дезарге (1593-1662).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/529451/img2.jpg

Рисунок 1 Рисунок 2

Поисково-исследовательская деятельность учащихся.

На этом этапе необходимо выяснить свойства параллельной проекции.

(Учитель предлагает поиграть в театр теней).

- Как во всяком театре у нас должны быть актёры. Сегодня все роли Ваши.

(Распределяются роли, раздаются эскизы фигур – «героев» действия: точка, прямая, отрезок, треугольник, параллелограмм, круг, и.т.д.)

Итак, начинаем.

Жили-были на свете геометрические фигуры: точки, прямые, отрезки, углы, треугольники, параллелограммы, трапеции и окружности. Они были очень дружными фигурами и всегда помогали друг другу. Однажды в город привезли новое развлечение – ЗЕРКАЛО ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ. И все жители городка отправились в него посмотреться. Первой пришла Точка.

- Что Вы, уважаемая Точка, увидели в зеркало?

(Ученица рассказывает, что получается при проекции точки на плоскость).

Следом за ней прибежала красавица Прямая.

- А что Вы увидели, дорогая Прямая?

(Ученица рассказывает, что получается при проекции прямой на плоскость).

Очень заинтересовался зеркалом весёлый Отрезок.

Что же интересного мог увидеть наш приятель?

Он увидел отрезок, но совсем другой длины, которая менялась в зависимости от того как он поворачивался. (Желательно, чтобы ученик самостоятельно сделал этот вывод).

А уж когда к нему присоединился его братишка - второй Отрезок, так веселью не было конца. Повертелись они в своё удовольствие. И пересекались, и становились параллельными. И всё это изобразилось в проекционном зеркале.

- Что интересного Вы увидели?

(Учитель выясняет различные случаи изображения двух отрезков).

Но тут пришёл Знайка, которому тоже было очень интересно посмотреть на это зеркало. Он тут же попросил братьев Отрезков помочь ему провести маленький эксперимент. Знайка разделил отрезок в отношении 2:1 и проверил, изменится ли это соотношение в зеркале.

- Уважаемый, Знайка, что же Вы увидели?

(Делается вывод о сохранении отношений длин отрезков).

Слава о зеркале быстро разнеслась по всему городку. Неспеша, подошел к этому чуду дядюшка Угол. И очень обиделся.

- Что Вас так обидело, уважаемый дядюшка Угол?

(Делается вывод о несохранении градусных мер углов).

Следом за ним прибежали Треугольник, Параллелограмм, Прямоугольник, Окружность и Трапеция.

- Что же Вы все увидели в этом чудо – зеркале?

(С каждой геометрической фигурой выясняется, что представляют их проекции).

Долго не смолкало веселье в маленьком городке геометрических фигур, а мы с Вами давайте подведём итоги.

Учитель: Так какие же свойства фигур сохраняются при параллельном проецировании?

А какие не сохраняются? (Итоги подводятся с помощью презентации или перечисляются учащимися).

При параллельном проецировании сохраняются следующие свойства фигур

  1. Свойство фигуры быть точкой, прямой и плоскостью.
  2. Свойство фигур иметь пересечение.
  3. Деление отрезка в данном отношении.
  4. Параллельность прямых и плоскостей.
  5. Свойство фигуры быть треугольником, параллелограммом, трапецией.
  6. Отношение длин параллельных отрезков.
  7. Отношение площадей двух фигур.

При параллельном проецировании не сохраняются следующие свойства фигур:

  1. Свойство прямых и плоскостей образовывать между собой углы определенной градусной меры (в частности быть взаимно перпендикулярными).
  2. Отношение длин не параллельных отрезков.
  3. Отношение величин углов между прямыми (в частности, свойство луча быть биссектрисой угла).

Текст свойств высвечивается на интерактивной доске по мере их выявления.

У учащихся на столах лежат памятки с перечислением этих свойств.

  1. Проекция точки есть точка.
  2. Проекция прямой есть прямая (рис.3).
  3. Проекция отрезка есть отрезок (рис.4).
  4. Проекции параллельных отрезков – параллельные отрезки или отрезки, принадлежащие одной прямой(рис.5).
  5. Проекции параллельных отрезков, а также проекции отрезков, лежащих на одной прямой, пропорциональны самим отрезкам (рис.6).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img3.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img4.gif

Рисунок 3                                       Рисунок 4

http://festival.1september.ru/articles/529451/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img6.gif

Рисунок 5                                            Рисунок 6

Учитель математики: Теперь выясним как изображаются фигуры в аксонометрической проекции. По рисунку 7 попробуйте сформулировать алгоритм построения произвольной плоской фигуры с помощью параллельного проектирования.

http://festival.1september.ru/articles/529451/img7.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img8.gif

Рисунок 7Рисунок 8

А теперь поговорим об изображении определённых плоских фигур.

Изображение отрезка

Произвольный отрезок на чертеже можно считать изображением данного отрезка.

Изображение треугольника

В качестве изображения данного треугольника на чертеже можно брать произвольный треугольник (рис.8).

Изображением равнобедренного и прямоугольного треугольников может служить разносторонний треугольник (рис.9).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img9.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img10.gif

Рисунок 9 Рисунок 10

Изображение параллелограмма

Изображением данного параллелограмма можно считать произвольный параллелограмм (рис.10).

В частности изображением прямоугольника, ромба и квадрата будет параллелограмм.

Изображение трапеции

Изображением трапеции является трапеция, у которой основания пропорциональны основаниям самой трапеции (рис. 11).

Изображением равнобедренной трапеции может быть и неравнобедренная трапеция.

http://festival.1september.ru/articles/529451/img11.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img12.gif

Рисунок 11 Рисунок 12

Изображение окружности

Параллельной проекцией окружности является эллипс (рис.12).

Эллипс используют при изображении на плоскости цилиндров, конусов, усечённых конусов и сфер.

5

Первичное закрепление

работа по образцу, работа в парах

Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу

6

Закрепление

решение задач

Закрепить изученный материал, отработать умения и навыки,

Учитель математики: Следующим шагом в нашей работе будет этап решения задач, лежащих в основе правильного изображения пространственных фигур в параллельной проекции. (Для решения задач используются возможности интерактивной доски. Текст всех задач лежит на столах учащихся. работа выполняется в парах).

Задача 1. Треугольник ABC является параллельной проекцией треугольника A1B1C1. В треугольнике A1B1C1проведены из вершины A1 биссектриса, медиана и высота. Будут ли проекции этих отрезков соответственно биссектрисой, медианой и высотой?

Задача 2. Построить изображение правильного треугольника и изображение высоты и биссектрисы угла А(решение на рис.13 и рис.14).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img13.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img14.gif

Рисунок 13                               Рисунок 14

Задача 3. Треугольник ABC – параллельная проекция правильного треугольника. Построить проекцию серединного перпендикуляра к стороне АС. Построить проекцию перпендикуляра, проведенного из вершины С к стороне АС.

Задача 4. Трапеция ABCD – параллельная проекция равнобедренной трапеции. Построить ось симметрии и высоту данной трапеции (решение на рис.15 и рис.16).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img15.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img16.gif

                                     Рисунок 15                      Рисунок 16

Задача 5. Дана параллельная проекция ромба. Построить параллельную проекцию прямых, проведённых через середину стороны перпендикулярно диагоналям (решение на рис.17 и рис.18).

http://festival.1september.ru/articles/529451/img17.gifhttp://festival.1september.ru/articles/529451/img18.gif

Рисунок 17                                Рисунок 18

Задача 6. Начертите параллельную проекцию ромба, имеющего угол в 60°. Постройте изображение высоты этого ромба, проведенной: а) из вершины острого угла; б) из вершины тупого угла.

7

Проверка усвоения знаний

Самостоятельная работа

Получить обратную связь: как учащиеся усвоили новый материал

8

Подведение итогов

Вопросы на понимание изученного материала

оценка работы учащихся.

сделать вывод и подвести итог, как работала группа на занятии, отметить работу отдельных учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

9

Д / З

Разбор и запись домашнего задания;

Сообщить домашнее задание, проинструктировать о его способах выполнения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: