От истоков знаний к вершинам познаний

Самбялова Зоя Нимаевна

Информация о проекте

Условия возникновения, становление проекта . сборник исследовательских работ кружковцев "Юный исследователь" Сборник состоит из нескольких разделов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТ ИСТОКОВ ЗНАНИЙ К ВЕРШИНАМ ПОЗНАНИЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

2012 -2017гг

МАОУ «ОРЛИКСКАЯ СОШ» И МАОУ «БУРУНГОЛЬСКАЯ СОШ им. С.Г.ДУГАРОВА»

C:\Users\1\Pictures\2012-08-30 познание и творчество\2014-05-02 сборник исследовательских работ\сборник исследовательских работ 001.jpg

«Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования  в реализации проекта «Истоки»

Условия возникновения, становление проекта

Село Орлик  расположено в 870 километрах от г. Улан-Удэ, столицы Республики Бурятия.

Численность населения составляет 4274 человек, из них 800 детей дошкольного и школьного возраста.

На территории села функционируют МАОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа», МАДОУ «Солнышко», районный культурно-досуговый центр «Саяны», детская школа искусств, детский эколого-туристический центр «Барс», детско-юношеская спортивная школа,  детская и районная библиотеки.

За годы работы с учащимися разных выпусков сложилась своя система в учебно-исследовательской, творческой деятельности детей, которая нашла воплощение в инновационном проекте «Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования  в реализации проекта «Истоки». Данный проект интересен тем, что проводился группой учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному селу, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.C:\Users\1\Documents\1000 учителей\Новый точечный рисунок (548x397) (273x305).jpg

Комплексный подход в изучении истории родного села как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения (через весь его рост) до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы села Орлик, Окинского края  во всем его многообразии.

Этой работе присущи:

а) социально-педагогическая преемственность лучших школьных традиций, их развитие в новых инновационных условиях;

б) превращение наиболее эффективных новаций и инноваций в традиции;

в) нацеленность на развитие группы через развитие отдельной личности;

г) усиление вертикального и горизонтального сотрудничества в решении проблем и принятии решений;

д) долгосрочность программы, а не единовременное вмешательство.

Проект “Истоки ” окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей. Это путь самореализации учащегося и учителей, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного “учитель-ученик” рождается “исследователь-исследователь”, а это, по моему, мнению, показатель движения школы вперед.

Задачами проекта являются:

  • выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
  • развитие их творческих способностей;
  • формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
  • содействие в профессиональной ориентации;
  • развитие целеустремленности и системности в деятельности;
  • самоутверждение учащегося, благодаря достижению поставленной цели, и получение необходимого жизненного опыта.

Поставленные выше цели достигаются в три этапа. Задачи на каждом из них:

I-й этап - усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь.

II-й этап - восприятие ценностной информации об объекте, чтобы учащиеся смогли понять, почему данный объект культурного наследия является ценностью для общества.

III этап - это отклик со стороны учащегося.

Учебно-исследовательская деятельность детей представлена разнообразными формами: ведение альбомов, поисковая работа, доклады с ответами на вопросы аудитории, презентации.

Данный проект в 2008 году стал победителем республиканского конкурса проектов среди учителей общеобразовательных учреждений «Педагогическая элита Бурятии». Результаты работы по теме проекта обсуждались на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и классных руководителей, на педагогическом совете школы.  Одним из важнейших условий возникновения данного проекта  явился переход от традиционного обучения к  развивающему обучению.

В школе создано и существует с 1991 г. научное общество учащихся «hолонго» для старшеклассников.  Впервые об исследовательской работе с младшими школьниками заговорили в нашей школе в 2007 году. В старших классах уже накоплен опыт, но пришли к выводу – начинать  надо раньше. Поэтому в 2008 году активную работу запустили в начальном звене по программам «Первые шаги» и «Лаборатория «Юный исследователь»», ориентированных на включение в деятельность учащихся начальных и средних классов, на развитие их способностей, умение решать жизненные задачи. Широкие возможности для самореализации личности, развития ее креативного потенциала, открывает научное общество учащихся и педагогов школы (НОУ) «hолонго», включающее в себя различные секции. Руководят секциями квалифицированные, увлеченные люди.

Длительность работы над проектом

Длительность работы над проектом  в контексте заявленной формулировки темы составляет три  года (с 2008 года), но годом раньше (с 2007   года) я ввела образовательную программу по краеведению «Родимая сторона –мать» для учащихся начальной школы.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.  

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

                    



Предварительный просмотр:

С чего начинается

РОДИНА?

        

        

История зарождения села Орлик                                                                                                               

Гармаева Амгалана

Актуальность данной темы обусловлена возникшим интересом молодого поколения к истории и традициям своего народа. Необходимо привлечь внимание к каждодневной кропотливой работе краеведов, которые собирают материалы об истории родного края и делают все для увековечивания памяти людей, которые «творят» эту историю.

Цель:

Расширить знания об истории родного края на основе собранного материала.

Систематизировать собранные материалы для обзорной экскурсии по селу Орлик и передать их в школьный историко-краеведческий музей.

Методика исследования

Методами  исследования стали:

- запись воспоминаний местных краеведов:  Тулуева Клим Дашеевича, Дыржинова Андрея Жанчиповича во время встречи с ними;

- запись воспоминаний родственников и знакомых краеведов Шарастепанова Даша Базаровича. Галсанова Владимира Доржиевича;

- знакомство с краеведческой литературой, с произведениями Дугарова Баира Лопсоновича, Цыремпилун Евгении Доржиевны.

- изучение архивов районного историко-краеведческого музея, местной печати;

- посещение  «Музейно-выставочного центра», ознакомление с экспозицией и архивами;

- подготовка компьютерной презентации работы;

- знакомство учеников школы с содержанием работы;

- анализ и обобщение собранного материала.

Обзор литературы по теме исследования

Источниковую базу составили топонимы Окинского плоскогорья. Для  их изучения, интерпретации были использованы факты и сведения, содержащиеся в трудах историков, этнографов, краеведов, археологов.

Для познания бурятской топонимики полезно изучить работы В.А. Казакевича "Современная монгольская топонимика" и Э.М. Мурзаева "Система монгольских географических названий и их чтение". В "Словаре местных географических терминов" Э. И В. Мурзаевых содержится много сибирских народных терминов, перешедших в собственные географические названия. Пользование этим "Словарем" позволяет раскрыть семантику составных частей сложных нерусских названий.

С отдельными небольшими статьями по топонимике местного края выступали краеведы Оки: Дугаров С.Г., Тулуев К.Д., Дыржинов А.Ж., профессор Иркутского университета Б.Э. Петри, и другие.

Знакомство с историей села позволяет формированию образного мышления эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего села,  к людям.

С 1927 года с. Орлик стал административным и культурным центром Окинского хошуна Тункинского аймака БМАССР (Бурят-монгольской автономной советской социалистической республики) . Привожу постановление Президиума ВЦИК РСФСР от 30.05.1927 1927 года: «… Центр Окинского хошуна Тункинского аймака БМАССР перенести из селения Окинский караул в селение Орлик» (НАРБ. ФР. 457. Оп. 1.д.154. л.13.)

В селении Окинский караул работало за все эти годы все хошунское руководство (управы), проводились земские собрания, были построены православная церковь, миссионерская школа и т.д.Untitled-13

Вопросы строительства нового центра хошуна вызвали живой интерес у населения. Представители от жителей селений и улусов Хан-Модона, Батогола, Хончена, Ильчира, Гаргана, Боксона, Дэби и Сорока выдвинули предположение: строить центр в середине хошуна, чтобы расстояния от центра были равноудаленными до нижнего и верхнего кустов хошуна. В течение 1925 года проводились собрания жителей селений и улусов, на которых широко обсуждались эти вопросы.

Жители нижнего куста желали видеть центр в местности Хэрээсын тала. Они доказывали, что здесь есть возможности развернуть строительство большого современного поселка и в будущем, возможно, станет он небольшим городом – центром  промышленно развитого Окинского края. В конце концов выбрали селение Орлик, который находится почти в середине хошуна. F:\ded5.tif

16 января 1926 года исполком Тункинского аймачного Совета депутатов трудящихся одобрил выводы районной комиссии по выборке места строительства центра Окинского хошуна и отправил ходатайство о переносе центра Окинского хошуна из селения Окинский караул в селение Орлик в БУРЦИК и ВЦИК РСФСР (Окинский райгосархив. Ф.1. Оп.1. Д.42. Л.15).

К этому времени в Орлике проживала семья Комисарова, более известного под именем Бага Хубрак, в районе Устья р.Орлик. Ему принадлежали  сенокосные угодья и пастбища. У него было хозяйство среднего достатка, разводил крупный рогатый скот до 70 голов, овец – до 50 голов, лошадей – до 20 голов.  Большую  часть территории нынешнего Орлика занимал  лес, росли кустарники.

С января 2006 года Орликская сомонная администрация была преобразована в муниципальное образование, сельское поселение «Орликское».

Население поселения на 01 января 2011 года составило  2791 человек. Трудоспособного 1615 человек, пенсионеров  305человек, в том числе пенсионеров по старости -244, 780 детей . В школах поселения обучается 506 учащихся, в дошкольных учреждениях воспитывается 159 детей. В отличие от поселений центральных районов Бурятии в поселении традиционно положительный естественный прирост. По этому показателю на 1000 населения на протяжении последних лет поселение занимает 1 место в Республике.

У населения имеется 1512 голов крупного рогатого скота, 89 голов овец, лошадей 129 голов.

Село Орлик расположено в долине р. Ока, с северной стороны протекает р.Орлик, которая берет начало в горах Зун Сагаан Бэлшэр и впадает в реку Ока, а с южной стороны протекает р. Жахна. Она берет начало в горах верховья Жахны и впадает в реку Ока, а с южной стороны протекает р. Жахна. Она берет начало в горах верховья Жахны и впадает также в р. Ока. С востока и запада окаймляют село горы Жахны и Шалзыка. До столицы республики от с. Орлик 760 км., до села Монды Тункинского района – 156 км., здесь автомобильная дорога Орлик-Монды выходит  на магистральную асфальтированную автодорогу Турту – Култук.   C:\Users\Зоя\Documents\орлик\панорама Орлика 012.jpg

По одной из версий топоним Ока является самодийским названием, по-сойотски Ок-хем (бур.Аха,рус.- Ока)-большая быстрая (как стрела) река. Долина реки Оки (Аха) является малой родиной или тоонто нютаг эпического героя Гэсэра, сына Хан-Хурмас Тэнгрия.  Восточнее с. Орлик находится гора  Зун-Ара-Хада, поросшая лесом. По преданию, на этой горе лежат стремена Гэсэра.

Топоним Орлик. Переход гидронимов в названия населенных пунктов или других географических объектов не очень характерен. Это, очевидно, объясняется кочевым образом, отсутствием в прошлом постоянных, с устойчивым названием пунктов. По версии местного краеведа К.Д.Тулуева, Орлик – произошло от слова «орлих», т.е  по характеру течения и шумного журчанья реки, это слово означает «бурливая», «клокотанье».

Наш земляк и поэт Баир Дугаров в своем стихотворении «Орлик» описывает об этом:

дацан 003

«Кто-то нежно  его так назвалC:\Users\Зоя\Pictures\DSCF0565.JPG

С клокотаньем орлиным в горле. 

Затерявшись в просторах скал,

ты для  мира невидим, Орлик.

И зачем меня тянет сюда

заплутавшая в хвое звезда?...»

Климат долин рек отличается от климата плоскогорья  и горных массивов. В пониженных частях рельефа колебание температур более значительно, чем в повышенных. Количество осадков в поселении недостаточно и колеблется в зависимости от рельефа. Выпадают осадки крайне неравномерно и приурочены главным образом к летним месяцам.

Несмотря на незначительное количество осадков, почвы увлажнены избыточно. Это объясняется тем, что инфильтрация воды в грунт препятствует вечная мерзлота. Вечная мерзлота распространена почти по всему Окинскому району. Причинами ее сохранения являются суровый климат, отсутствие и неравномерность снегового покрова. На высоких горах и в глубоких ущельях снег часто лежит круглый год, а на плоскогорье снеговой покров зимой почти отсутствует.

Резко расчлененный рельеф с колебанием высот от 700 до 3400 метров над уровнем моря и  разнообразные климатические условия не могут не повлиять на характер растительных сообществ. Ока – родина редких в наше время животных, как сибирский козерог, до 50-х годов обитал и архар. Из хищников встречаются медведь, волк, лисица, выдра, горностай, солонгой, колонок, ласка, росомаха, соболь, хорь, барсук, рысь; из грызунов – летяга, белка, бурундук, длиннохвостый суслик, сурок, мышевидные грызуны, отмечен бобр; из зайцеобразных – северная пищуха и заяц – беляк; из копытных – лось, марал, косуля, кабарга, северный олень, сибирский козерог, реже кабан.C:\Users\1\Pictures\окинский путеводитель 017 (2).jpgC:\Users\1\Pictures\окинский путеводитель 017 (2).jpg

Боровая птица представлена глухарем, тетеревом, рябчиком, куропаткой, водоплавающая птица – лысухами, чирками, утками и гусями, встречаются лебеди-кликуны. Из хищных птиц водятся соколы, ястребы, луни, иногда появляются орлы, орланы, залетом грифы, Много более мелких видов птиц, из которых отмечаются как горно-таежные, так и высокогорные виды. Исследования последних лет выявили 150 видов птиц, два из которых неизвестны в других районах Сибири.

В реках и озерах водятся ценные породы рыб: хариус, ленок, таймень, налим.

Наиболее характерной особенностью растительного мира поселения является ее разнообразие, обусловленное различием микроклимата, различной крутизной и экспозицией склонов, пестротой почвенного покрова.

Подножье склонов, предгорья покрыты степной и лесостепной растительностью, средний пояс – лиственничным лесом, переходящим выше по склонам в кедровые леса с примесью лиственницы, пихты и ели; далее в высотном направлении располагаются субальпийские и альпийские луга и мохово-лишайниковые тундры. Для склонов южной экспозиции более типичны сосновые леса с сибирской лиственницей с густым подлеском и разнотравьем.

На субальпийских и альпийских лугах Восточных Саян травостой достигает значительной густоты и высоты. Из злаков встречаются альпийская зубровка, 3 вида тонконога, 4-5 видов овсяницы, из осоковых  - кобрезия, камыши, осоки; из бобовых – астрагалы; из разнотравья – живокость, жарки, маки, ветреница, крестовник, незабудка, гречишные. Лилейные, орхидные.C:\Users\1\Pictures\окинский путеводитель 005.jpg

Географические и природно-климатические условия Окинского края определили его специфические  особенности почвы.  Окинский район абсолютно непригоден для земледелия. Состав почв, вечная мерзлота, короткий летний теплый сезон не позволяют выращивать здесь зерновые культуры, заниматься овощеводством и садоводством.