Внеурочная деятельность

Сценрии внеклассных мероприятий по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon centery_kune.doc50 КБ
Microsoft Office document icon akatuy.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Çĕнтерÿ кунне халалланă митинг сценарийĕ

(музыкăпа литература композицийĕ)

(Сценарий торжественного митинга, посвященного Дню Победы)

1. Ырă кун пултăр хисеплĕ ветерансем, хăнасем, вĕренекенсемпе вĕрентекенсем (Добрый день, уважаемые ветраны, дорогие гости, учителя и учащиеся).

2. Эпир сире А.Г.Николаев ячĕллĕ Калайкассинчи вăтам шкулта курма хавас. Хисеплĕ  ветерансем, Çĕнтерÿ кунĕ ячĕпе саламлатпăр, çирĕп сывлăх, ырă кăмăл, телей,  пур ĕçре те ăнăçу тата мирлĕ пурнăç сунатпăр (Мы рады приветствовать Вас в Калайкасинской школе им. А.Г.Николаева. Дорогие ветераны, Мы поздравляем Вас с Днем Великой Победы над фашизмом. Желаем Вам крепкого здоровья, мирного неба).

(Чăваш ташши. Чувашский танец)

1. Хисеплĕ ветерансем. Сире саламлама нумай хăна килсе çитрĕ. Микрофон умне ветерансене саламлама Калайкасси шкулĕн директорне Леонид Иванович Мочалова чĕнетпĕр (Уважаемые ветераны, Вас приветствует директор школы Леонид Иванович Мочалов ).

2. Микрофон умне Катькас ял тăрăхĕн пуçлăхне Геннадий Герасимович Лебедева чĕнетпĕр (С благодарственными словами выступит глава Кадикасинского сельского поселения Геннадий Герсимович Лебедев).

1. Саламлă сăмахсем калама Муркаш район администрацийĕн культура пайĕпе архив ĕçĕн пуçлăхне Алевтина Евстафьевна Андреевăна чĕнетпĕр (С приветственными словами выступит начальник отдела культуры и архивного дела администрации Моргаушского района Алевтина Евстафьевна Андреева).

2. Ветерансем, сире 5-мĕш классем юрăпа саламлаççĕ (Дорогие ветераны, Вас поздравят учащиеся 5 класса).

1. 1941-мĕш çулхи июнĕн 22-мĕшĕ……(22 июня 1941 года…)

Левитан сăмахĕсене итлеççĕ (Голос Левитана): Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…

«Священная война» юрă илтĕнет (Слышится песня «Священная война». На ее фоне учащиеся читаю стихи).

 1-мĕш ача: Çуркунне çут тĕнче çунат сартăр тесен,

Кайăксем савăнса юр юрлаччăр тесен, -

Мире сыхлăр пурте, тĕнчери тусăмсем.

2-мĕш ача: Алăри ачасем хавас ÿсчĕр тесен,

Амăшсем татăлса ан кулянччĕр тесен,

Кашни çын килĕнче пурнăç пултăр тесен,

Мире сыхлăр пурте, тĕнчери тусăмсем.

3-мĕш ача: Уй-хирсем тыр-пулпа пуян пулччăр тесен,

Вăрмансем хунаса каш-кашлаччăр тесен,

Тинĕссем хумханса ĕмĕр выртчăр тесен, -

Мире сыхлăр пурте, тĕнчери тусăмсем!

4-мĕш ача: Çĕн ялсем, хуласем чечкленччĕр тесен,

Çĕр çинчи халăхсем ырă курччăр тесен,

Сар хĕвел ялкăшса хĕлхем саптăр тесен, -

Мире сыхлăр пурте, тĕнчери тусăмсем!

2. 1941-1945 çулсенчи Тăван çĕр-шывăн аслă вăрçи пирĕн асран нихăçан та тухас çук. Çакна пире ялти, хулари асăну палăкĕсем, илемлĕ литература хайлавĕсем, çемьери е музейри фронтовиксен сăн ÿкерчĕкĕсемпе вĕсен сарăхнă çырăвĕсем аса илтерсех тăраççĕ (Великая Отечественная война 1941-1945 годов всегда останется в нашей памяти. Об этом нам напоминают памятники павшим в войне, произведения художественной литературы, письма с фронта, пожелтевшие фотографии).

(Арчикова Кристина «Синий платочек» юрă юрлать)

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила,

Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распрощались с тобой...

Нет больше ночек!

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?


Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И мне не раз

Снились в предутренний час

Кудри в платочке,

Синие ночки,

Искорки девичьих глаз.


Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок голубой.


Сколько заветных платочков

Носим мы в сердце с собой!

Радости встречи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Любимых, желанных таких,

Строчит пулеметчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

1. «Тăван çĕр-шыв чысĕшĕн пуçна ан шелле», - тенĕ чăваш. Çук, шеллемен. 208 пин чăваш ывăлĕ-хĕрĕ вăрçа тухса кайнă, çурри ытла пуçне хунă (Чуваши говорят: «Не жалей жизни за честь Родины». Нет, никто не жалел. 208 тысяч чувашских сынов и дочерей ушли на фронт. Вернулась только половина).

Палăксем… Ăçта кăна курмастпăр

Пьедестал çинчи мир салтакне!

Нихçан та никама манмастпăр –

Çырнă ылтăнпа кашни ятне.

Çухатусăр çĕнтерÿ пулмарĕ

Вăрçă кунĕсем чĕресенчех.

Ирĕклĕх тăшманĕсен кăварĕ

Миçе пурнăç татрĕ çĕр çинче?!

Çавăнпа ман халăх тупа тунă:

Ан алхастăр вăрçă нихăçан!

Чыс туса пуçа пĕкетпĕр

Хаклă палăк умĕнче.

Чечексем çитĕнтеретпĕр

Тăрăшса ун  умĕнче.

2. Вăрçăра пуç хунисене эпир нихăçан та манас çук. Вĕсем яланах пирĕнпе, пирĕн чĕрере. Вĕсене шăп тăрса асăнар (Мы никогда не забудем павших в Великой Отечественной войне. Они всегда в нашей памяти и в наших сердцах).

(звук метронома)

(Диктор сăмахĕ илтĕнет (голос диктора):

         Светом благодарной памяти, светом любви нашей, светом скорби нашей пусть озарятся имена павших… Вспомним... 3 года, 10 месяцев и ещё 18 дней… 26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война… Вспомним… Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу... Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами... Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица Земли... Вспомним о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных! Каждую улицу вспомним, каждый дом!

Солдат Великой Отечественной! Ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой... Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты, потерявший родных и близких в сталинских лагерях, принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау… Ты не вторгался в чужие пределы, не искал славы. Ты защищал Отчизну! Защищал свою семью. Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы… Поклонимся им низко.

Проходят годы, десятилетия… Сменяются поколения… Но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание Человека, который хотел растоптать фашизм…

В день Великой Победы мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, дочерей, отцов, матерей, дедов, мужей, жен, братьев, сестер, однополчан, родных, друзей…

Наступает Минута Молчания…

[бой курантов Кремля]

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Вечная Память жертвам Великой Отечественной войны!

Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!

1. Майăн 9-мĕшĕ - Çĕнтерÿ уявĕ – пирĕн халăхăн аслă, мăнаçлă, куççульлĕ уявĕ. Уяв ячĕпе сире, ветерансем (9 мая – День Победы – Слезный и гордый праздник нашего народа. Дорогие ветераны, с праздником Великой Победы!).

Ершова Линдăпа Вазикова Валя «День Победы» юрă юрлаççĕ

 (Песня «День Победы»).

День Победы, как он был от нас далек,

 Как в костре потухшем таял уголек.

 Были версты, обгорелые, в пыли, -

 Этот день мы приближали как могли.

Припев:

 Этот День Победы

 Порохом пропах,

 Это праздник

 С сединою на висках.

 Это радость

 Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

 Дни и ночи у мартеновских печей

 Не смыкала наша Родина очей.

 Дни и ночи битву трудную вели -

 Этот день мы приближали как могли.

Припев:

 Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

 Босиком бы пробежаться по росе!

 Пол-Европы прошагали, полземли, -

 Этот день мы приближали как могли.

Хаваслă хыпар: Çĕнтерÿ! Çĕнтерÿ!

Çут çиçĕмĕн çиçрĕ Тăван çĕр-шыв çийĕн.

Çĕнтертĕмĕр юнлă тискер тăшмана,

Вутпа вилĕм витĕр тухса çĕнтерÿллĕн

(Чăваш ташши. Чувашский танец)



Предварительный просмотр:

Фольклорные праздники как средство приобщения школьников к народной культуре

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение школьников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Школа работает в условиях этнического многообразия, что требует учета интересов и традиций не только чувашского, но и многих других народов. В основу данного сценария положена идея диалога двух культур.

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника Акатуй. В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. На опушке леса на почетном месте усаживались старики – члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце – акатуй ялавĕ (флаг акатуя).

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Праздник Акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», "бега на трех ногах", "разбивания горшка", "молодушки с коромыслом" и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Сценарий

традиционного школьного фольклорного праздника «АКАТУЙ»

Звучат позывные, хороводная песня, начинается общешкольный хоровод.

 Ведущий 1: Сире пурне те, чăваш халăх «Акатуй» уявне чĕнетпĕр!

                   Килсе курăр уява, хапăл тăвăр йыхрава!

                 (Всех мы приглашаем на чувашский «Акатуй»!)

Чувашский танец

Ведущий 2:

                  Лейся, песня, долго-долго над Волгою-рекой!

                  Хороша ты, наша Волга, славен берег твой крутой!

Ведущий 1:

                  Паян уяв, чăваш уявĕ!

                 Янра эс, юррăмăр, янра.

                  Тавралăха халь юхтăр юрă,

                  Шăрантăр, вĕçтĕр аякка.

Ведущий 2:

                  Песня льется над простором - это наш любимый край.

                  Не окинешь всего взором, край любимый, расцветай.

Ведущий 1:

                  Акатуйĕ кĕр кĕрлет, сÿлти хĕвел тĕр тĕрлет

                  Тавралăха халь юхтăр юрă, шăрантăр, вĕçтĕр аякка.

Ведущий 2:

                   Добрый день, дорогие гости!

Ведущий 1:

           Эй, ятлă та сумлă ытарайми тăвансем!

           Хаклă та тăван пек çывăх аякри хăнасем!

           Пурсăра та сире Калайкасси çĕрĕ çине,

           «Асла Акатуй» уявне чĕнетпĕр.  

Чувашская песня

Ведущий 2:

 Акатуй! Акатуй!

Çĕрпе вăрлăхшăн туй —

Вăрлăхпа çĕр-ани

Вăхăтра пĕрлешни.

Ведущий 1:

Хĕл каçа акаччен

Ĕçлĕ-хĕллĕ хресчен

Çураки вăхăтне

Парать чун хавалне.

Ведущий 2:

Тырă-пулă акма,

Пурпала пурăнма

Вăл шутлать кунсерен

Çураки çитнĕрен.

Ведущий 1:

Ешерсен тыр пĕрчи —

Акатуйăн калчи.

Хĕпĕртет çав хресчен

Чунĕпе чĕререн.

Ведущий 2:

Çĕрпе вăрлăх калчи —

Акатуйăн ачи

Çĕкленет пĕвĕпе

Хумханса пучахпе.

Ведущий 1:

Пуç таять хресчене

Акатуй хуçине.

Манманран çĕр ĕçне

Тата çăкăр хакне.

Ведущий 2:

Савăн эсĕ, хресчен!

Юрла эсĕ, хресчен!

Акатуй сан, уяв...

Санăн чыс та мухтав.

Ведущий1:

          Хлеб – всему голова. Без хлеба нам и не жить на белом свете. Красавица-земля растила его, а небесный юноша силу давал:  ветром ласкал, омывал дождями, грел солнцем.

Ведущий:

 После завершения  весеннего сева чуваши проводили праздник «Акатуй», им казалось, что  этим они удовлетворяют чувства красавицы-земли и небесного юноши, и это поможет собрать им хороший урожай.

Марийский танец

Ведущий 2:

           Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

           Встретить щедро, от души, с уважением большим,

Ведущий 1:

           То гостей таких встречаем  круглым пышным караваем

           Он на блюде расписном, с белоснежным рушником

(подается самому главному гостю хлеб и соль, тот отламывает  и передает далее остальным гостям)

Русская песня

Ведущий 2:

            Юрла, чăваш!

            Юрла, саркаланса!

            Уяв юрри чун-чĕрене хускаттăр

            Ака-суха пĕтсен

            Кăшт пушансан

            Кашни чăваш Акатуя васкатăр.

Ведущий 1:  

            Юрла, чăваш! Ăшпиллĕн, киленсе!

            Хĕвел кулли чун-чĕрене пиллетĕр.

            Хаваслă кĕвĕ вĕçтĕр çĕкленсе!

            Уяв юрри янра!Çĕр-шыв итлетĕр.

Чувашская песня

Ведущий 2:

Эх, илемлĕ те çаран,

Мĕн чул ырлăх эс паран.

Ырă шăршă шав саран,

Вăрмантан яла таран.

Ешереççĕ чечексем,

Хĕрлисем те саррисем.

Юнашарах — çырлисем,

Ытарма çук тутлисем.

Ведущий 1:

Куç виçейми çаранĕ...

Янăрать кайăк юрри.

Сан пекки мĕскер пур-ши,

Пуянни те чи ырри?

Ведущий 2:

         Какой же праздник без веселья, шуток!

Ведущий 1:

Без всякого сомнения

Есть хорошее решенье-

Бег полезен и игра.

Занимайся детвора.

Ведущий 2:

Чăваш халăхĕ авалхи вăйăсемпе пуян

Айтăр, туссем, вăйă выльăпăр.

Чувашские игры

«Хищник в море» («Çăткăн кайăк тинĕсре»)

         В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные — рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2— 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

«Рыбки» («Пулăсем»)

         На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10—15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий — акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.

«Луна или солнце» («Уйăхпа хĕвел»)

 Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

«Расходитесь!» («Сирĕлĕр!»)

 Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» — и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три — пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова «расходитесь».

«Летучая мышь» («Çара çерçи»)

 Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка — летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные — вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.

«Шакки-шакки»

В игре могут участвовать несколько детей, могут быть образованы также команды, но чаще всего играют парами. Игра состоит из трех этапов.

1 этап. Для игры нужны две палки (длиной 17 и 70 см). На площадке размечают квадрат, в центре делают продолговатую ямку. Поперек этой ямки начинающий игру кладет короткую палочку и, подцепив ее снизу длинной палкой, отбрасывает на то или иное расстояние. Затем он кладет поперек ямки длинную палку и отходит в сторону. Задача второго — попасть короткой палочкой в длинную палку с того места, куда упала отброшенная палочка. Если второй игрок попадет в цель или же поймает палочку на лету, то играющие меняются ролями. Если же второй игрок не попадет в цель и не поймает палочку на лету, то продолжает водить.

2 этап. Первый игрок подбрасывает палочку рукой и ударяет длинной палкой, затем длинную палку ставит вертикально в ямку. Второй опять должен попасть короткой палочкой в длинную палку. Но если он не попадет, и короткая палочка упадет на значительном расстоянии от ямки, то первый измеряет длинной палкой это расстояние и берет его на учет как очко.

3 этап. Первый игрок подбрасывает короткую палочку длинной и ею же ударяет. Если он не попадет длинной палкой в короткую палочку, то он должен уступить свое место второму и идти на его место караулить. Если караулящий поймает короткую палочку на лету, то игроки должны поменяться ролями. Тогда все очки первого игрока, превышающие число 100, переходят второму игроку. Расстояние от черты до того места, где короткая палочка схвачена на лету, измеряется вторым игроком, и очки зачисляются ему. Но если второй игрок на лету не поймает короткую палочку, то расстояние от ямки до того места, куда она упала, измеряется длинной палкой и засчитывается первому игроку как очки. Затем игра начинается с первого этапа вторым игроком, а первый караулит.

Перед началом игры договариваются об окончательном счете. Проигравший должен три раза попасть в ямку короткой палочкой. Победитель должен помешать этому, отбивая короткую палочку на лету длинной палкой.

Правила игры. Игроки стараются метнуть короткую палочку так, чтобы противник не мог ее поймать. Если же игрок направляет палочку в сторону от караулящего, то тот подбирает ее и выходит на прямую линию, приближаясь к черте на определенное количество шагов (по договоренности). Если на любом этапе игры короткую палочку поймает на лету караулящий игрок, то все очки противника переходят к нему. В ходе игры ни одна неудачная попытка никем из игроков не повторяется. Игрок в случае неудачи уступает место сопернику.

Материал. Короткая палочка (длина 17 см), длинная палка (длина 70 см) или бита.

«Камешки (1-й вариант)»

Количество игроков — от двух и более. Играть можно и в комнате и на улице. У каждого играющего по 5 камешков размером с лесной орех. В игре 5 действий.

1. 5 камешков лежат на земле, расстояние между ними — 5-6 см. Один камешек берут правой рукой и подбрасывают его вверх на 50 см, в это время необходимо взять другой камешек и поймать падающий. Пойманный камешек откладывают в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не будет пойман и отложен в сторону пятый камешек.

2. Камешки складывают по два. Пятый камешек подбрасывается, а в это время необходимо взять два камешка и поймать падающий. В сторону откладывают два камешка. Снова берут другие два камешка и ловят падающий. В сторону откладывают два камешка. Снова берут другие два камешка и ловят падающий.

3. На земле в одной кучке 3 камешка, а в другой — 1. В правой руке игрока еще один камешек, его подбрасывают. В это время необходимо взять один камешек и поймать падающий. Пойманный камешек откладывают в сторону. Затем враз берут три камешка и ловят падающий.

4. В ладошке — 4 камешка. Пятый камешек берут большим, указательным и средним пальцами и подбрасывают вверх, а в это время четыре камешка кладут на землю и ловят падающий.

5. Все 5 камешков — в руке. Их подбрасывают и стараются поймать в пригоршню. Сколько поймает, столько очков у игрока и будет.

Правила игры. Если игрок на каком-нибудь этапе не поймает камешек, то пропускает ход. Продолжая игру, свой ход он начинает с того момента, когда не поймал камешек. Игроки заранее договариваются, какая рука будет рабочей (правая или левая).

Материал. Камешки (или желуди, лесные орехи, пробковые, поролоновые шарики и т.п.).

«Камешки (2-й вариант)»

Игрок раскладывает перед собой камешки. Затем берет один из пяти камешков правой рукой и подбрасывает его вверх. Пока он не упал, игрок правой рукой проталкивает камешек из кучки в воротца левой руки (при постановке руки: указательный палец лежит на среднем, средний — на безымянном). После чего ловит падающий камешек. Таким образом, играющий должен протолкнуть все камешки, лежащие на земле. Побеждает тот, кто не уронит камешек.

Правила игры. Если игрок на каком-нибудь этапе не поймает камешек, то пропускает ход. Продолжая игру, свой ход начинает с того момента, когда не поймал камешек.

Материал. 5 камешков (или шишки, желуди, поролоновые шарики, пробки и т.п.).

«Простая лапта»

Количество играющих: от 5 до 25 человек.

Пособия: лапта и маленький мяч.

Подготовка к игре. На двух противоположных сторонах площадки (на расстоянии 20-40 шагов) проводятся линии городов. Около одного города (№1) чертится еще четырехугольник (1,5 X 1,5 м), из которого должны будут подавать мяч. Один из играющих идет в середину площадки (поля). У четырехугольника становится один играющий для подачи мяча (подавальщик). Все остальные дети становятся за черту города № 1.

Игра. Играющие, стоящие в городе, по очереди выходят из четырёхугольника для отбивания лаптой в поле мяча, который подбрасывает подавальщик. После удара по мячу лаптой, игрок тотчас же бежит в противоположный город и оттуда возвращается обратно в город № 1. Водящий в поле стремится, схватив мяч, осалить им перебегающего. Если бьющий по мячу промахнется, отбивает следующий игрок по очереди, а первый становится в конец очереди. Если же водящий посалит мячом перебегающего, то становится на место подавальщика, который идет в конец очереди, а осаленный становится водящим. Если водящий поймал мяч с воздуха, то сейчас же меняется ролью с отбившим.

Правила.

1) Водящий может салить мячом перебегающего только один раз.

2) При перебежке нельзя задерживаться в противоположном городе; в случае такой задержки, водящий бросает мяч три раза вверх и ловит, после чего перебегающий должен вернуться в первый город.

3) Каждый раз, вернувшийся после пробежки игрок, становится в конце очереди.

«Клушка с цыплятами и коршун»

Из игроков выбирают клушку и коршуна. Остальные — цыплята. Коршун разгребает землю, к нему подходит клушка с цыплятами. Цыплята идут гуськом за клушкой, крепко держась друг за друга. Между коршуном и клушкой происходит диалог,

— Что делаешь?

— Землю рою.

— Из земли что выйдет?

— Игла выйдет.

— Что будешь делать с иглой?

— Мешок сошью.

— Что будешь делать с мешком?

— Цыплят твоих ловить!

Коршун, широко раскинув руки и растопырив пальцы, со словами «Поймаю!» бросается на клушку с цыплятами. Клушка со словами «Не дам!» также бросается на коршуна и ведет за собой цыплят, те стараются спрятаться за спину матери. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить остальных. Игра закончится, когда будет поймано несколько цыплят.

Правила игры. Игроки начинают двигаться по окончании диалога. Клушка, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. Коршун ловит последнего в цепи цыпленка. Цыплятам следует крепко держаться друг за друга. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место.

«Воробьи и кошки»

Количество играющих: от 4 до 25 человек.

Подготовка к игре. Чертят на земле круг диаметром в 5-7 шагов. В нем становится один из играющих - кошка. Остальные играющие - воробьи  -становятся вне круга, около его линии.

Игра. Воробьи перепрыгивают через линию круга и обратно, а кошка старается поймать кого-нибудь из выпрыгнувших или того, кто не успел еще выпрыгнуть совсем из круга. Пойманный становится кошкой, а поймавший воробьем.

Правила.

1) Кошкой становится тот воробей, который пойман, или тот, кто не впрыгнул в круг, а вошел или вбежал, а также тот, кто вышел или выбежал из круга.

2) Если будет обусловлено перед игрой или во время нее, чтобы прыгать на обеих ногах или на правой, или на левой ноге, то всякий, прыгнувший иначе, считается запятнанным.

Указание. При большом количестве играющих вводится правило, чтобы всякий раз, как кто-нибудь пойман, все воробьи должны встать вне круга и уже тогда продолжать перепрыгивание.

Русские народные игры

«Веревочка»

 Играющие становятся в круг вокруг веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Спасаясь, стоящие могут отдергивать эту ладонь от веревочки или двигать ею вдоль веревки. Осаленный сменяет водящего.

«Волчки, вертушки, юлы»

Запустить на ракетке на длительность; запустить и перекинуть на другую сторону.

«Дуга»

 Необходимо пролезть под дугой, стоящей на земле, так, чтобы не упасть самому и не уронить дугу.

«Закрутиха»

Играют двое. Один играющий ударами по мячу закручивает на шест веревку в одну сторону, а другой старается закрутить в другую – пока вся веревка не намоталась, в чью сторону больше витков, тот и победил. Можно играть на время.

«Котел»

Водящий гонит клюшкой шар, стараясь закатить его в котел (ямка, находящаяся в середине круга), или занять концом своей клюшки одну из лунок вокруг котла, хотя каждую охраняет игрок с клюшкой.

«Кубарь»

 Кубарь раскручивается между ладонями, он получает вращательное движение, которое поддерживается обычно подхлестыванием кнутика.

«Малечина»

 Поставив палочку на палец, ладонь, ногу или другую часть тела, стараются поддержать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три… десять»

«Дракон»

Дракон – это мишень, кто быстрее накормит дракона 10 мячиками.

«Свайка»

Игра для юношей и мужчин. Металлический стержень длиной 12- 15 см, имеющей круглую или граненую головку, необходимо бросить так, чтобы воткнуть в центр лежащего на земле кольца.

«Скакалка»

 Развивает координацию движений. Незамысловатая веревка помогает умельцам показывать хитроумные и самые неожиданные прыжки.

«Ходули»

Ходули бывают разной высоты: кто дальше пройдет.

«Репа»

 Игра у столба. Один из играющих держится за столб, остальные становятся за ним в цепочку и пытаются отцепить его от столба.

«Салки»

Сюжет этой игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих ее правила вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.

 На ограниченной площадке водящий догоняет остальных игроков. Тот кого осалили становится водящим.

Желающие играть восклицают: "Чур, я не салка!" Тот, кто останется последним, становится водящим - "салкой". Он считает до трёх. Все разбегаются, а салка ловит убегающих. Тот, кого запятнает водящий, становится "салкой". Эта игра имеет несколько вариантов.

а) "Салки-пересокалки". Когда водящий настигает кого-нибудь, любой другой игрок, находящийся вблизи, может выручить своего товарища. Для этого ему стоит пробежать между "салкой" и убегающим. В этом случае водящий должен догонять перебежавшего дорогу или другого участника игры. Конечно, в этом есть известный риск, но это и путь к "спасению" товарища.

б) "Давай руку". Спасаясь от преследования, убегающий берётся за руку с кем-нибудь из игроков. Взявшихся за руки пятнать нельзя. Если же за руки держатся три игрока, разрешается "салить" любого из крайних.

в) "Не трогай страуса". Любой игрок, которого настигает водящий, стремится сделать следующее; стать на одну ногу, поднять другую и, пропустив под коленку руку, взять себя этой же рукой за нос. Игрок, успевший принять такую позу "страуса", не может быть осален водящим. Водящий не имеет права стоять больше пяти секунд возле "страуса" или нарочно толкать его. Он должен ловить других играющих.

«Невод»

Двое из играющих — «рыбаки», остальные — «рыбки». «Рыбаки», взявшись за руки, ловят «рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные «рыбки» присоединяются к «рыбакам» — «невод» увеличивается. Ловля «рыбок» продолжается до тех пор, пока не останутся две-три непойманные «рыбки».

«Заяц без дома»

Играющие, кроме двух водящих, становятся парами лицом друг к другу, берутся за руки. Между парами становится третий — «зайчик». Один из водящих — «заяц», другой — «охотник». «Заяц», спасаясь от преследования, становится в середину пары, вытесняя находящегося там «зайчика».

Если догоняющий запятнал убегающего, они меняются ролями. Через 2—3 мин руководитель меняет водящих.

Вариант. Его можно применять, если играющих мало. Между играющими, взявшимися за руки, никто не стоит. В этом варианте убегает тот, к кому спиной стал водящий — «зайчик».

«Не давай мяч водящему!»

Играющие, не более 10—12 человек, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга находится водящий игрок. Играющие перекидывают мяч в разных направлениях, с тем, чтобы водящий не мог коснуться мяча. Водящий стремится дотронуться до него. Если ему это удается, то на его место идет игрок, допустивший ошибку. Водящий тогда становится на место ушедшего.

Варианты. Игроки, образующие круг, не имеют права сходить с места или сходить с места только одной ногой;  не имеют права выходить из начерченного ими кружка диаметром 50 см;  стоят на коленях, сидят и не имеют права вставать, чтобы достать мяч.

«Коршун, наседка и цыплята»

         Все играющие, кроме одного выделенного водящего, становятся в колонну по одному, берут впереди стоящего за пояс. Головной игрок в колонне — «наседка», водящий — «коршун», остальные —«цыплята». «Коршун» старается поймать «цыпленка», находящегося позади всех. Игрок, изображающий «наседку», вытянув руки в стороны, препятствует «коршуну», охраняет преследуемого «цыпленка». Все «цыплята», не разъединяя рук, отбегают то влево, то вправо, помогая этим крайнему игроку уйти от «коршуна». Если за условленное время «цыпленок» не будет пойман, то охота «коршуна» считается неудачной. Разъединять руки нельзя. Роли игроков нужно менять. В игре не должно участвовать больше 10—12 человек.

«Белые медведи»

Площадка — «большая полынья», где плавают, резвятся «медвежата». Рядом с площадкой, на «льдине», обозначается место двух водящих —«белых медведей».

По сигналу руководителя они берутся за руки и начинают ловить «медвежат». Пойманным считается тот, кого удалось охватить свободными руками. Задержанных отводят на «льдину». Когда на ней окажутся два «медвежонка», они помогают «родителям» и также начинают ловить. Количество ловящих резко увеличивается. Поэтому руководитель должен остановить игру для отдыха (все останавливаются на своих местах). В этот момент он делает замечания о ходе игры. После паузы игра продолжается, пока не будут пойманы все «медвежата». За пределы площадки выбегать нельзя.

«Гори-гори ясно»

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

   «Гори-гори ясно,

   Чтобы не погасло.

   И раз, и два, и три.

   Последняя пара беги!»

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремится занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара», или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

«У медведя во бору»

На площадке чертят две линии на расстоянии 6-8 метров друг от друга. За одной линией стоит водящий - «медведь», за другой - «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» и идут в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами:

    «У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру.

    А медведь не спит,

    Все на нас глядит».

На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Ведущий 1:

Вот и праздник подошел к концу.

С праздником вас поздравляем!

Ведущий:

Не унывайте, творите, растите.

Добро и радость вселяйте!