Краеведение

Шмойлова Ирина Ивановна

Краеведение 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Краеведение 5-6 класс28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников,  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

 Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.

          Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, города,  дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл уроков  краеведения.

Практическая значимость уроков краеведения в  том, что у обучающихся формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт  через средства массовой информации, повышается  уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.

Программа разработана  для учащихся 5-6 классов и  включает в себя три направления: «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России», «Мой край родной» и «Памятные места нашего края»

Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы.

Цель программы: совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.

Задачи программы:

  • углублять и расширять знания по истории своего родного края;
  • способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • совершенствовать творческие способности личности;
  • воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
    ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.

Место предмета в учебном плане

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в учебном году

5

0.5

35

18

6

0.5

35

17

Итого за курс обучения:

35

Личностные,  метопредметные,  предметные результаты освоения учебного предмета.

5 класс

   В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты

-Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного  творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

-восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как  к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли  и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности

6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения  духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

 -овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать  , анализировать  и  структурировать визуальный образ на основе  его эмоционально -  нравственной оценке

Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления  как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты,  умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической  работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

--применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Содержание программы

Направление «Моя  родословная.    Вклад  семьи в судьбу России» - 14 часов

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

      Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны.

Направление «Мой край родной» - 14 часов

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю - как к своей малой Родине.

Задачи:

1.Побудить у обучающихся самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению.

2. Развивать  чувство привязанности к тем местам, где человек  родился и вырос.

3.Воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям.

Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Новосибирской  области и города Татарска, узнают о коренном населении  Сибирской  Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами  прикладного искусства, обрядами и традициями.

Направление «Памятные места нашего края» - 7 часов

Цель: Создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств  через изучение истории края, родного города.

Задачи:

1. Создавать благоприятные условия для развития  талантливых обучающихся через изучение краеведения.

2. Развивать бережное отношение к истокам своей Малой Родины.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи, выяснят какие предприятия города Татарска внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие.

Деятельность по программе основывается на следующих принципах:

-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.

-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.

-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.

-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.

-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

 Тематическое планирование

5 класс

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

1

Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России

Введение. Архив и его назначение.

1

Работа в школьной и городском историко-краеведческом музее, библиотеке.

Работа с архивами.

2

Источники краеведения          ( печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории)

1

3

Происхождение имен и фамилий.

1

Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны.

4

Известные люди рода

1

5

Как составить свою родословную

1

6

Генеалогическое древо семьи

1

7

Семейные традиции и праздники

2

8

Участие семьи в Гражданской войне, первой мировой войне, миротворческих войнах

1

9

Великая Отечественная война и наш край

1

10

Герои-земляки

1

11

Все для фронта, все для победы

1

12

Мой край родной

Происхождение названия Новосибирской области и города Татарска

1

Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Новосибирской  области и города Татарска, узнают о коренном населении  Сибирской  Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами  прикладного искусства, обрядами и традициями.

13

История города Татарска (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1

14

Коренное население Сибирской земли

1

15

Быт и культура

2

16

 

Обобщающий урок года

1

Оформление и защита проектно-исследовательской  работы

Итого:18 часов

6 класс

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

1

Мой край родной

Введение. Люблю тебя, мой край родной.

1

Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

2

Наши земляки- выдающиеся люди.

2

3

Краеведы и ученые- исследователи Новосибирской области

2

4

Татарск в наши дни

2

5

Памятные места нашего края

Объекты краеведческих исследований

3

Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи, выяснят какие предприятия города Татарска внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие.

6

История улиц города Татарска

2

7

Памятники города Татарска и Татарского района

2

8

Природные памятники Новосибирской области

2

9

Обобщающий урок года

1

Итого: 17 часов

Планируемые  результаты реализации программы:

  • Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению.
  • Убежденность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  • Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением.
  • Расширение кругозора обучающихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашем крае, в нашей стране.
  • Активное совместное участие  и их родителей в поисковой деятельности.

Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:

  • Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников.
  • Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода.
  • Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний
  • Проведение  экскурсии.
  • Владеть элементами исторического анализа событий.

Список литературы:

  1. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск,2008.- С.21- 24
  2. Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Кемерово: изд-во КРИПиПРО, 2010.- Часть I.-309 с.
  3. Золотарева И.С. Занятия устной историей в историческом краеведении// Преподавание истории.- 2003.- №2.- С.61- 62
  4. Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск, 2008.- С.63- 64
  5. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории// Воспитание школьников.- 2007.- №10.- С.36- 38.
  6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва// Воспитание школьников.- 2006.- №2.- С.2- 8.
  7. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа // Народное образование.- 2001.- №7.- С.247