Взаимодействие ДОУ

Григорьева Ольга Владимировна

Планы работы ДОУ с другими учреждениями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada_s_bibliotekoy.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  «Тополек»

Конкурсная работа  

Название конкурса : «Читающий город детства»

Номинация: «Детский сад читай-ка»

Название работы:

«Взаимодействие МБДОУ детского сада «Тополек»

с сельской библиотекой»

Работу выполнила:

Григорьева Ольга Владимировна

(воспитатель подготовительной группы)

2014 год

Взаимодействие детского сада с библиотекой.

Воспитание детей средствами искусства слова - сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети  дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели.

 Умение слушать литературные произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

В ДОУ проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, беседы, рассматривание иллюстраций книг, просмотр мультфильмов по произведениям рекомендуемых программой.

В подготовительной  группе мы работаем так:  

Создали с детьми уголок книги, разучиваем стихи, рисуем иллюстрации к сказкам. А самое главное, мы наладили взаимодействие с филиалом сельской  библиотеки. И вот уже в течение нескольких лет, мы с детьми систематически посещаем библиотеку. Библиотекарь,  Григорьева М.И.,  проводит с детьми экскурсии, книжные выставки, викторины, загадки шарады. Дети, в свою очередь приносят свои рисунки и размещают их на выставке в библиотеке. На базе ДОУ  библиотекарь также осуществляет свою работу, для этого нами создана «Библиотека на колесах», где выставляются новинки книг, рекомендуемые  для детей, родителей и сотрудников ДОУ. Книги регулярно меняются, а к ним пишутся аннотации. Педагогами в свою очередь, выставляется список рекомендуемой литературы для чтения по программе ДОУ.

Задача, стоящая перед педагогами  ДОУ - помочь семье в литературном развитии ребенка, формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В связи с этим в ДОУ для родителей проводятся собрания, консультации, рекомендации. В родительском уголке размещаются памятки, например: "Как поддержать интерес к чтению" и др.

Задачи библиотеки по работе с семьями детей

Главная задача детской библиотеки - научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Чтение вслух, рассказывание сказок, отгадывание загадок, импровизированные домашние театры были неотъемлемой частью семейного быта в России. Сегодня, к сожалению, приходится признать, что традиции семейного чтения почти утрачены. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Библиотеки тактично и заинтересованно могут помочь родителям и детям осознанно и уважительно относиться к книге и чтению, вовлечь их в совместную творческую деятельность, возродить добрые традиции семейных чтений.

В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей. Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате, чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей.

Библиотекарям следует знакомить родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей к активному сотрудничеству  с детской библиотекой в руководстве чтением их детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой. Формы этой работы могут быть самыми разнообразными от массовой до индивидуальной.

Например, филиал Александровской сельской библиотеки проводит «родительские чтения», которые включают в себя беседы о чтении в семье, обзоры-знакомства с новыми книгами, чтение вслух рассказов современных детских писателей, а также для родителей издаются специальные памятки о том, как руководить чтением детей.

Сотрудничество с ДОУ и семьями  детей полезно не только библиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно полагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.

Совместная работа библиотеки и МБДОУ 

На 2013-2014 учебный год

Название мероприятия

Период проведения

Ответственный

"Неделя детской книги":

- Тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи")

- "Книги своими руками";

- инсценировки сказок;

- изготовление закладок для книг;

-организация "Книжкиной больницы";

Сентябрь

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

Мероприятие

"Чудесная страна Библиотека"

Октябрь

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

Мероприятие

"Что за прелесть эти сказки"

(по сказкам А.С. Пушкина)

Ноябрь

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

Подвижно-познавательная игра по сюжету старой сказки "Коза-дереза"

Декабрь

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

сказка "Репка"

Январь

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

Игра - путешествие «По дороге в читай город»

Февраль

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

«21 марта – Всемирный день поэзии»

март

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

2 апреля-«Международный день детской книги».

апрель

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

Библиотечный конкурс. Тема: "Мама, папа, я — читающая семья"

май

Воспитатели:

Григорьева О.В.

Имашева А.К.

Библиотекарь:

Григорьева М.И.

В течение всего года – экскурсии в библиотеку

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок; книжный шкаф; стеллажи с книгами; другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да; нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день; каждый вечер перед сном; когда попросит; иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

да; нет; иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да; нет; не знаю.

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да; нет; не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

да; нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

14. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставке в коридоре первого этажа детского сада:

да, обязательно каждый раз: там содержится много материала для бесед; да, иногда; нам некогда рассматривать; нет, никогда.

Благодарим за сотрудничество!

Библиотечное мероприятие "Чудесная страна Библиотека"

Цель: приобщение детей к чтению.

Задачи:

•привлечение детей к регулярному посещению библиотеки;

•привлечение детей к чтению;

•знакомство с историей создания письменности и книги;

•воспитание бережного отношения и любви к книге.

Подготовка выставки повреждённых книг “Пожалейте нас, ребята!”.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

Склеена, сшита, без дверей,

А закрыта.

Кто её открывает,

Много знает.

Что это? (Книга.)

- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет узнать обо всём:

Про одежду, про дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В весёлых стихах, о разных часах,

О числах и счёте тоже прочтёте.

О мудрости древней

 Про лето в деревне.

Весёлые стихотворения про изобретения,

Про случаи в школе и про добычу соли.

Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу.

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки.

Самая древняя и известная нам цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце.

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук.  Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.

Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

Так появились книги.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.

Позже люди из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами. Драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

В России писали на бересте деревьев (демонстрируется береста). По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневин. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу. Каждая “книга” состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название. Также во времена древних римлян были изобретены книги из воска. Выглядела эта книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скрепляли шнурками через дырочки, проделанные в углах. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. Писали в книге стальной палочкой. Такие книги могли служить долго, так как можно было стирать написанное и писать снова.

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Около 1450 г. Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(Ответы детей)

Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой?

Ответы детей.

Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды!

Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете?

(Ответы детей).

Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы.

Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.

Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке.

В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. На ней вы видите книги, которые стали жертвами неумелого обращения читателей.

Я надеюсь, что книги, которые вы будете брать в библиотеке никогда не окажутся на подобной выставке. Иначе, с вами может приключиться такая же неприятная история, как с героем “Книжки о книгах” Самуила Маршака. Сейчас я познакомлю вас с ним.

1. У Скворцова Гришки

 Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты как мочала,

На листах – каракули.

Книжки горько плакали.

2. Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две!

1. Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щёголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрёпан и раздет.

2. У бедняги Робинзона

 Кожа содрана с картона,

У Крылова выдран лист,

А в грамматике измятой

 На странице тридцать пятой

 Нарисован трубочист.

1. В географии Петрова нарисована корова

 И написано: “Сия География моя.

Кто возьмёт её без спросу, тот останется без носу”.

2. “Как нам быть?” - спросили книжки –

 “Как избавиться от Гришки?”

Что было с книжками дальше, вы узнаете, если прочитаете всё стихотворение. Скажу только по секрету, что эта история заканчивается хорошо. Вот какой у неё конец:

Написал я эту книжку

 Много лет тому назад,

А на днях я встретил Гришку

 По дороге в Ленинград.

Он давно уже не Гришка,

А известный инженер.

У него растёт сынишка,

Очень умный пионер.

Побывал у них я дома,

Видел полку над столом.

Пятьдесят четыре тома

 Там стояли за стеклом.

В переплётах – в куртках новых,

Дружно выстроились в ряд,

Блещут книги двух скворцовых,

Точно вышли на парад.

А живётся им не худо, -

Их владельцы берегут.

Никогда они от сюда

 Никуда не убегут.

А теперь я предлагаю вам принять участие в акции “Книжкин доктор”.

По завершении операции, мне хочется верить, что каждый из вас, будет бережнее относиться к книгам, а я всегда рада видеть вас в библиотеке.

Библиотечное мероприятие

Тема: "Что за прелесть эти сказки" (по сказкам А.С. Пушкина)

Пояснительная записка

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», – писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.

Маленькие дети нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

Дети стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. А все вместе это является средством привлечения детей в библиотеку, приобщения их к чтению.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с биографией писателя.

2.Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

3.Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Время реализации занятия: 30-35 мин.

Ход мероприятия:

Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую Царевну Лебедь. И бойкого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана.

Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. -в селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».)

Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) ! И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью. Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (ответы детей). От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

...Я ждал тебя: в вечерней тишине

 являлась ты весёлою старушкой

 и надо мной сидела в шушуне,

в больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

 И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

...С усердием перекрестит меня

 и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

 «Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...»А как об этом сказано у самого Пушкина? Вспомнили? (Библиотекарь предлагает прочитать наизусть стихотворение «У лукоморья»).

Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина. 170 лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя Александра Сергеевича Пушкина.. Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь и восхищение.

Но не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и за границей.

Литературная разминка

Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

 Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

 Села ждать его одна.

 (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

(Сказка о попе и работнике его Балде.)

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(Сказка о рыбаке и рыбке.)

Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и он забылся.

(Сказка о золотом петушке.)

Викторина

Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке»

1.        Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)

2.        Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

3.        Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)

4.        Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)

5.        Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской)

Номинация «Сказка о царе Салтане».

1.        Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 – комар; 2 – шмель; 3 – муха).

2.        Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. (Повариха – про чудесную белку; Ткачиха – про 33 богатыря; Бабариха – про Царевну-лебедь).

3.        Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно).

4.        Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь).

5.        Родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха – тетя, царь Салтан – отец, Царевна-Лебедь – жена, Царица – мать).

Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян, Боян).

Номинация «Сказка о попе и работнике его Балде».

1.        Что поп велел собрать с чертей (дань, налог, оброк, пошлину)

2.        В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. ( 1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).

3.        За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (За 2 года, 3 года, за 4 года)

4.        В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне).

Номинация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»..

1.        Молодая царевна была отравлена яблоком? (да, нет)

2.        К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер).

3.        Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)

Номинация «Сказка о золотом петушке».

1.        Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство, воевать за царство; будить царя)

2.        Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Черномор, Звездочет, Колдун, Чародей)

3.        Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую твою, Я исполню как свою)

4.        Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

5.        Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

Подведение итогов. Награждение.

Завершить встречу стихотворением:

 

К нам приходят пушкинские сказки

 Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

 На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

 (Автор неизвестен)

 

Библиотечный конкурс. Тема: "Мама, папа, я — читающая семья"

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

•изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

•расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;

•развивать творческие способности;

•оказать семье информационную помощь;

•выявить самую читающую семью.

Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы – сада.

Выходит мальчик, читает стихотворение:

Когда мне книжечку читает мама,

Совсем не то, что сам себе читаю.

Хотя я буквы все прекрасно знаю,

И «Айболита» сам уже прочел.

Но если мама с книжкой сядет рядом,

Как эту книжку слушать интересно!

Как будто в рубке капитан отважный,

Который не боится злых пиратов,

Как раз и есть я сам!

Или хожу в дозор я на границе,

Или в ракете направляюсь к Солнцу,

И космонавт бесстрашный – тоже я.

Прошу тебя, ты почитай мне, мама,

Сегодня я как будто стану птицей

 И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Библиотекарь:Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».

А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.

Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении.  Вспомните и назовите их как  можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)

Конкурс № 3.Литературная викторина для детей и родителей

Вопросы для детей (родители помогают):

•Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

•Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

•Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

•Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом)

•Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

•Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

•Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

•Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)

•Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

•Что болело у бегемотиков? (Животики)

•Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

•Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

Вопросы для родителей:

•Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)

•Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

•Какому автору принадлежат строки:

«А вы друзья, как не садитесь,

Все в музыканты не годитесь»  (Крылов)

•Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

•В чем была сила Черномора? (В бороде)

•Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)

•На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

•В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)

•Что потерял Питер Пен? (Свою тень)

•Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)

•На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

•Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)

Конкурс № 4. «Волшебное средство» и «Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

•у Буратино (золотой ключик)

•у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)

•у Оле-Лукойе (зонтик со снами)

•у солдата из сказки Андерсена (огниво)

Путаница:

•Наша Маша громко плачет:

Уронила в речку мячик. (Таня)

•Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду» (Бычок)

•Жил старик со своею женою

 У самого синего моря. (Старухой)

•Плутовка к дереву

 На цыпочках подходит.

Вертит хвостом,

С лягушки глаз не сводит… (Вороны)

Конкурс № 5. «Угадай сказку»

•Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;

•Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

•Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

•Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»

•Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

•Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок.

Подвижно-познавательная игра по сюжету старой сказки "Коза-дереза"

Игра и сказка – это неотъемлемая часть жизни ребёнка.

Сказки – это нечто большее, чем просто жанр устного народного творчества. Сказки входят в жизнь детей с того момента, когда они появляются на свет и сопровождают их на протяжении всего детства. Именно знакомство со сказкой помогает ребенку постигнуть окружающий их мир.

И игра для ребенка – это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми. А любая сказка представляет собой историю об отношениях людей, зверей, язык которой понятен малышу.

А если игра и сказка перемешиваются, то тогда играя в сказку ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В таком волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, бабушки или дедушки. Игра позволяет ребёнку лучше понять себя, так как ломает условности и позволяет проверить себя в разных ролях – “сильный-слабый”, “красивый-гадкий”, “храбрый–трусливый”.

Игра стимулирует воображение и творчество, совершенствует движения

Другими словами, игра для малышей – очень ценная работа, приносящая удовлетворение, дающая энергию.

Так пусть же они играют в сказку.

Предлагаю вашему вниманию одну игру из цикла “Подвижно-познавательных игр по сюжетам старых сказок” для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

“Коза-дереза”

Цель: учить передавать эмоциональное и физическое состояние игровых образов; обогащать игровой опыт детей ; способствовать раскрепощению фантазии.

Задачи:

Совершенствовать умение выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения;

•Закреплять умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;

•Развивать речь, внимание, мышление, память.

•Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

•Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Коза – дереза”; беседы о лесе и его жителях.

Игровой реквизит:

  1.Иллюстрации по количеству героев сказки – 8шт.

2.Юбки, платки, блузки, фартуки – по 4шт.

3.Корзинки с “мусором” – 5шт.

4.Скамейка

5.Кубы, мешочек с конфетами, платки – 5шт.

Ход игры

– Двери открываются – сказка начинается. Нас сегодня вновь приглашает в гости сказка. И называется она “Коза-дереза”. А кто из вас помнит, какие герои есть в этой сказке? (ответы детей). Я очень рада, что вы вспомнили всех героев. Думаю, что у нас с вами трудностей не будет, ведь вы мне как всегда поможете. Дело в том, что все иллюстрации героев сказки оказались разрезанными необходимо их собрать. И первыми мне помогут самые маленькие наши участники. А кто конкретно, сейчас выясним.

Вам необходимо продолжить предложение из сказки. Приготовились …

– Жили-были… (дед и баба)

Самым первым оказался …, молодец!

Ребята, иллюстрацию какого героя он будет собирать? Ну конечно Деда.

Подойди к столу и приступай к работе, если хочешь, можешь взять себе помощника.

Ну, сейчас нам необходимо определить, кто же будет собирать картинку Бабушки. Этот конкурс только для девочек. А мальчики выступят в роли судей и выберут самую лучшую Бабушку.

Девочкам необходимо разделиться на четыре группы по три человека. В каждая тройка выберет, кого будет наряжать. (На стульчиках разложены вещи – юбки, фартуки, платки…) На то чтобы одеть свою Бабушку вам дана дна минута.

Конкурс “Чья Бабушка красивей?”

С помощью мальчиков подводятся итоги. Победительница складывает свою картинку.

А вы помните, что в сказке у Деда была дочка и у Бабы была дочка? Но ведь у нас не только девочки, но и мальчики, поэтому будут и дочки и сыночки. А что в сказке делали дочки? … Конечно, они помогали. Вот и нам с вами нужно выбрать самых лучших помощников. Распределитесь по парам – мальчик с девочкой. Каждая пара возьмёт по корзинке и встанет туда, где больше нравится. Сейчас я рассыплю весь мусор из ваших корзинок, а вы после сигнала должны быстро и чисто всё собрать. Чья пара окажется самой быстрой, тому и достанется собирать следующую картинку.

Игровое задание “Помощники”

Картинки с людьми мы с вами собрали. Пора и за зверюшек браться. И кто же у нас будет первым? Кого Коза обидела больше всех? … Ну конечно Зайку. А что Зайка делает лучше всего? …(прыгает) Я знаю, что вы все замечательно прыгаете. Но в этот конкурс пригласим детей помладше, а старшие – судьи.

“Зайцы” слушайте задание, пока звучит музыка – вы прыгаете, а как только замолкает – вы должны забраться на скамейку и замереть, превратиться в “столбик”. Судьи выбирают двух самых лучших Зайцев, которые и соберут картинку.

Игровое упражнение “Замри”

Следующий герой сказки спрятался в загадке, отгадайте.

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Молодцы! Конечно же это волк. А где живёт волк?.. (В лесу.) Так как волк живёт в лесу, он всё знает о лесе, а вы? Сейчас мы проверим. Кто даст больше всех правильных ответов, тот и будет собирать картинку с Волком.

Конкурс загадок

1. Весной зеленит

    Летом холодит

    Осенью питает

    Зимой согревает

2. Весной цвету

    Летом плод приношу

    Осенью не увядаю

    Зимой не умираю.

3. Стоят столбы белы

    На них шапки зелены.

4. Ни кто не пугает,

     А вся дрожит.

5. Платье потерялось

    Пуговки остались.

Следующий герой нашей сказки тоже лесной житель – это медведь. Что вы знаете о медведях?.. Что медведи любят кушать?.. Да, мишки очень большие сластёны. Но нашим Мишкам будет трудно найти сладости.

Посмотрите, на нашей “полянке” стоят “пеньки”. Участникам игры завяжем глаза, и я положу на один из пеньков мешочек со сладостями. Необходимо, передвигаясь на четвереньках, обследовать “пеньки” руками. Кто найдёт мешочек должен крикнуть – “нашёл”. Победитель будет выкладывать картинку с медведем.

Игра “Слепые медведи”

Самым большим героем в сказке был медведь, а кто помнит самого маленького и самого смелого?.. Правильно, пчела. В любую щелочку пролезет и никого не испугается. А что вы знаете о пчелах? Кто больше всех нам расскажет, то и соберёт картинку с пчелкой.

“Пчеловоды”

Итак, картинку, с каким героем осталось нам собрать? Конечно же картинку козы. А чтобы определить, кто же будет её собирать, мы все вместе поиграем в игру. А определит победителя пчелка. Ведь она была в сказке самой смелой. Победит тот кто сумеет увернуться от “жала” пчелы.

Игра “Будь ловким”

Вот и все картинки с героями собраны. И наша игра подошла к концу. Но впереди нас ждут новые сказки и их герои. Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец!

Конкурс в начальной школе на знание сказок

 

Сценарий конкурсной программы к празднику

«Международный день детской книги».

Ход мероприятия

Учитель. Друзья, сегодня мы отправляемся в страну сказок. Чтобы дорога показалась нам интересной и нескучной, поиграем в игру «Ромашка».

(Участники игры по очереди отрывают лепестки от ромашки, сделанной из цветной бумаги и картона, читают вопрос и отвечают на него.)

Игра «Обгонялки»

Воспитатель:  Дорогие дети, кто быстрее угадает?

1. Самый короткий месяц. (Февраль.)

2. Ядовитые грибы. (Поганки).

3. Ребенок курицы. (Цыпленок).

4. Друг крокодила Гены. (Чебурашка).

5. Прибор для измерения температуры. (Термометр.)

6. Сколько ног у мухи? (6.)

7. Дом для учебников. (Портфель.)

8. Прибор для измерения времени. (Часы.)

9. Откуда начинают чистить рыбу? (С головы.)

Уважаемые родители, теперь угадайте вы.

1. Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

2. Лошадиное молоко. (Кумыс.)

3. Курица мужского рода. (Петух.)

4. Украшение для ушей. (Серьги.)

5. Прибор для измерения давления. (Тонометр.)

6. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (7.)

7. «Дом» для денег. (Кошелек.)

8. Кто написал роман «Евгений Онегин»? (А.С. Пушкин.)

9. Дубовый лес. (Дубрава.)

Игра «Загадки по сказкам»

Воспитатель:  Дети, сейчас я вам буду задавать вопросы по сказкам.

1. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто». Из какой это сказки? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой.)

3. Где баба взяла муку, чтобы испечь колобок? (Наскребла по сусекам.)

4. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

5. Кто одолел тараканище из сказки К.И. Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

6. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые.)

7. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орел.)

8. Назовите три сказки с главным героем Иваном. (Варианты ответов: «Сивка-Бурка», «Конек-Горбунок», «Иван - крестьянский сын», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».)

9. О какой сказке речь?

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. («Маша и медведь».)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня.

Реченька, спаси меня. («Гуси-лебеди».)

 Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке. («Колобок».)

Наше путешествие продолжается. И опять мы по дороге будем играть.

Игра «Буратино».

Дети делятся на две команды, и от каждой команды один ученик должен с закрытыми глазами нарисовать Буратино.

Игра «Подумаем над сказкой».

Даны три сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок - золотой гребешок». Надо подумать и сказать, сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль сказки.

«Колобок». Семь героев (дедушка, бабушка, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Слова: «Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен». Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами, тем более если ты на сметане. (Простота хуже воровства.)

«Репка». Семь героев (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка). Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут». Мораль: «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось» и др.

«Петушок - золотой гребешок». Четыре героя (петух, кот, дрозд, лиса). Слова: «Петушок, петушок - золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка». Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»-

Игра «Дополни меня».

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. На листе бумаги - первое название, нужно написать второе. Для детей: Елена (Прекрасная), сестрица (Аленушка), Мальчик (-с-пальчик), Иван (-царевич), Змей (Горыныч). Для родителей: Кощей (Бессмертный), Василиса (Премудрая, Прекрасная), Финист (- Ясный сокол), братец (Иванушка), Крошечка (-хаврошечка).

Игра «Кто больше знает сказок».

Детям дают задание написать на листе названия сказок о детях («Маша и медведь», «Кро- щечка-хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Малъчик-с-пальчик» и др.); родителям - о животных («Мужик и медведь», «Маша и медведь», «Заяц-хвастун», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль» и др.)

Игра «Конкурс капитанов».

В книгу сказок забрался Бедокурка и набедокурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Капитаны получают по конверту, вскрывают на счет «три». В конвертах - иллюстрации к сказкам (по 10 фрагментов в каждом). Из них необходимо составить целое и назвать сказку. Кто быстрее составит иллюстрацию и определит название сказки - выигрывает.

(Подводят итоги, победителей награждают.)

Сценарий сказки "Репка"

 Действующие лица:

Ведущий (самый умный или постарше ребенок)

Хоровод

 Репка

 Дед

 Бабка

 Космонавт

 Жучка

 Зайка

 Петух

 Комар

 Ведущий (родителям): Я вам расскажу стишок, а вы угадайте, как называется наша сказка?

В землю бросишь крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И гляди – уже растет

 Самоварчик-корнеплод.

РОДИТЕЛИ: Репка.

Ведущий: Правильно, начинает сказка сказываться!

Дети выходят цепочкой, взявшись за руки, водят Хоровод и говорят нараспев.

Хоровод: Посадил Дед репку! (Хоровод размыкается. Выходит Дед и сажает на стульчик репку.) Вот какую репку! Красивую!

Ведущий (родителям): Что нужно, чтобы Репка выросла большая?

РОДИТЕЛИ: Нужно репку поливать!

Хоровод:

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Хоровод стучит дер. Ложками

 Ведущий: Ой, лужи-то какие огромные!

ДЕТИ (прыгают через лужи (газеты, например) напевают):

Прыг-скок, по дорожке,

Поднимаю выше ножки,

Ножки я не замочу,

Через лужи я скачу!

Ведущий: Боюсь я, что репку смоет водой, вон она уже ножки поджала!

Хоровод (подняв руки вверх):

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Репка поднимается и кружится. Руки над головой.

Хоровод говорит нараспев: Выросла Репка большая-пребольшая!

Все дети в Хороводе поднимают руки и показывают какая Репка большая.

Репка кружится.

Дед: Надо репку вытянуть!

Тянет РЕПКУ за пояс. Тянет и садится на пол. Отирает пот. Движение тыльной стороной ладони и стряхивает.

Дед: Ох! Ах! Ох! Ах!

Хоровод нараспев: Тянет-потянет, вытянуть не может!

Дед: Бабка-а-а!

Машет рукой и зовет бабку. Бабка выходит. Дед берет за платье РЕПКУ. Бабка за пояс ДедА. Они тянут и садятся на пол. Дед и Бабка отирают пот и стряхивают.

Дед И Бабка: Ах! Ох!

Хоровод: Тянут-понянут, вытянуть не могут.

Ведущий (родителям): А как вы думаете, кого позовут Бабка с Дедом на помощь? Угадаете загадку, узнаете:

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Кто же, кто, скажите, это?

Ведущий (родителям): Не знаете?! Кто же это?

ДЕТИ: Космонавт!!!

Космонавт выходит. Все тянут и не могут вытянуть. Вприпрыжку выскакивает зайчик.

Бабка: Кто это к нам прискакал?

Хоровод (Зайка пляшет):

Заинька, помоги,

Серенький, помоги,

Вот так, вот сяк подбодри.

Заинька, подбодри,

Серенький помоги!

Вот так, вот сяк помоги.

С зайкой тянут и говорят:

Ох! Ах!

Хоровод: Без труда – не вытащишь и репку за бока!

Космонавт: Нужно позвать, угадайте - кого!

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.

Появляется Жучка: Аффф-Аффф!

Перебирает руками, как лапками. Дед берет за платье РЕПКУ. Бабка за пояс ДедА. Космонавт берет БАБКУ за подол. Зайка берет КосмонавтА за бока. Жучка ЗАЙКУ ЗА ХВОСТИК. Они тянут и садятся на пол: Ах! Ох!

Хоровод: Кто это пришел?

Жучка: Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Петух кукарекает. Дед берет за платье РЕПКУ. Бабка за пояс ДедА. Космонавт берет БАБКУ за подол. Зайка берет КосмонавтА за бока. Жучка ЗАЙКУ ЗА УШИ. Петух ЖУЧКУ ЗА ХВОСТ. Раздается грохот.

Петух: Что за грохот, что за стук?

Сел Комар в лесу на сук.

Треснул сук под Комаром –

Вот откуда стук и гром.

Прилетает Комар. Дед берет за платье РЕПКУ. Бабка за пояс ДедА. Космонавт берет БАБКУ за подол. Зайка берет КосмонавтА за бока. Жучка ЗАЙКУ ЗА ноги. Петух ЖУЧКУ ЗА ХВОСТ. Комар ЖУЧКУ за уши. Репка подпрыгивает три раза.

Хоровод (хлопает в ладоши): Вытянули репку!

Урожай у нас хорош!

А теперь поделим репку:

Кто копал – тому кусок.

Кто растил – тому кусок.

Кто тянул – тому кусок.

Кто кричал – тому кусок.

Кто смотрел – тому кусок.

Ну, а лодырю мы тоже,

Не скупясь, кусок предложим.

ВСЕМ раздают подарки.

Дед, Репка, Бабка, Космонавт, Зайка, Жучка, Петух, Комар берутся за руки, кланяются и убегают. Хоровод подходит к залу и кланяется зрителям.