Открытые уроки

Веретенникова Ирина Павловна

1. Учебное занятие https://drive.google.com/file/d/0BxywRJgcKb4SaE9RdlNlcEsxRzg/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0BxywRJgcKb4Sc1ZtZGdQdzZzM3c/view?usp=sharing

Урок окружающего мира в 3 классе ( УМК "Школа России") . Тема "Полезные ископаемые" комментарии http://proteachers.ru/open-lesson/view/polieznyie-iskopaiemyie

2. Методический семинар "Лэпбук как средство  обучения в условиях ФГОС"

Компьютерная презентация  http://ru.calameo.com/read/001139034840604c0067e

Пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Методический семинар

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС

  Слайд 1

 В условиях реализации   (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Школьник  в процессе обучения должен научиться самостоятельно добывать знания. Педагог должен  научить ученика  ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.  

 Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках   методику создания лэпбука, которая активно используется американскими педагогами и родителями. Вначале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук».  «Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).

Слайд 2

 Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности.    Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.  

Слайд 3

 Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Слайд 4

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности: Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.  В этом случае лэпбук может быть продуктом проекта, выполненного школьником самостоятельно дома.

 Работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.   Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.   Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая над  темой, ребята  находят решения поставленных перед ними проблем ,  а именно учатся сами.  Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят   обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.  Ка обычно, работая над темой, у ребят возникает желание исследовать другую тему, вытекающую из первой. Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.  Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно-следственными связями) просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше. Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или внеучебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.   От учителя требуется дополнительная подготовка, он должен предусмотреть ряд вопросов, которые могут задать дети во время проекта и в ходе создания лэпбука.

Слайд 5

               Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации

Что вам для этого понадобится: цв. бумага, картон, клей ножницы и много фантазии.

Слайд 6

Если я вас заинтересовала,  и у вас появилось желание изготовить Лэпбук, что для этого надо!

1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.

 2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.   А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Слайд 7

3. Следующий этап самый интересный : Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Слайд 8

Примеры лэпбуков.

Слайд 9

Рассмотрим лэпбук «По страницам Красной книги. Лоси», выполненный учеником 3 класса Зотовым Денисом.

Данный лэпбук является продуктом исследовательской работы « По страницам Красной книги. Лоси»

Его разделы:

  1. Визитная карточка лося.
  2. Внешний вид
  3. Места обитания
  4. Пища
  5. Жилище
  6.  Детёныши
  7. Интересные факты о лосе.
  8. Образ лося в литературе, культуре, искусстве.

Неоспоримо взаимодействие взрослых и детей, что является также плюсом в применении лэпбуков. Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

Слайд 10

Так выглядит лэпбук «Лоси»

Слайд 11

Лэпбук можно сделать  в виде продукта коллективного проекта. Например, на уроке «Полезные ископаемые» в 3 классе. Дети делятся на группы. Каждая группа «добывает» материал разными способами: в печатных изданиях, в интернете, с помощью «интервью», рассматривая Коллекцию полезных ископаемых , структурирует его и оформляет, а затем собирается общий лэпбук.

Я предлагаю вашему вниманию лэпбук, выполненный на уроке в 3 классе по теме «Полезные ископаемые»

Изучаю темы проектов для младших школьников в учебниках , прихожу к выводу, что лэпбук- это  как раз то, что надо. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это «полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться».

Подводя итог, можно сказать, что  плюсы работы над созданием лэпбука  неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у нас появляется  возможность подготовить к жизни  личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.

Слайд 12

Литература
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Лэпбуки. Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

3. https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

4. http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

5. http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

6. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei