Презентация

Коменда Наталья Васильевна

Таким образом,

 

Современное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактика. Формы и методы обучения

Слайд 3

Методология – учение о системе понятий и их отношениях, система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей

Слайд 4

Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Предмет дидактики – связь преподавания (деятельность учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. Задачи дидактики: Описать и объяснить процесс обучения и его реализации; Разработать новые и усовершенствовать старые процессы обучения; Организация учебного процесса; Разработка новых обучающих систем; Новые педагогические технологии.

Слайд 5

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах Методика обучения включает в себя: Цели обучения: образовательные, развивающие, воспитательные; Принципы обучения; Содержание обучения; Методы обучения

Слайд 6

Метод обучения - реализация целей и задач обучения, достижение усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала Основные группы методов методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Слайд 7

Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития учащихся

Слайд 8

Учебное проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). (Е.С.Полат) Учебное проектирование – дидактическая система для формирования проектной деятельности у учащихся. Это форма организации образовательного процесса для формирования различных компетентностей учащихся. (Н.Ю.Пахомова)

Слайд 9

Компетентностный подход предполагает формирование таких интеллектуальных умений, как: умение анализировать; сопоставлять; сравнивать; систематизировать; принимать решения; прогнозировать; соотносить результаты действия с выдвигаемой целью

Слайд 10

умение работать в коллективе; умение обсуждать и принимать коллективно согласованные решения; умение исполнять разные социальные роли; умение владеть культурой коммуникации; умение общения (И.Я.Зимняя)

Слайд 11

1. Политические и социальные: брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и улучшении демократических институтов 2. Компетенции, касающиеся жизни и многокультурном обществе: понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий

Слайд 12

3.Компетенции, касающиеся владением устным и письменным общением: они играют такую важную роль в общественной и профессиональной деятельности, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. Все возрастающее значение имеет владения несколькими иностранными языками 4.Компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе

Слайд 13

5.Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни

Слайд 14

Учебное проектирование это комплексный метод, использующий совокупность других проблемных методов: обучение в сотрудничестве; исследование; дискуссия; эвристические беседы; научный метод; поисковый метод; ролевые игры; мозговые атаки; рефлексия

Слайд 15

определение учебного проекта; классификация учебных проектов; методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта; методика проведения работы над учебным проектом; методика анализа хода осуществления учебного проекта; методика разработки учебного проекта; методика тематического планирования курсов или предметов с включением учебных проектов в образовательный контекст

Слайд 16

По доминирующей деятельности Практико-ориентированные; Исследовательские; Информационные; Творческие; Ролевые; Технологические; Социологические; Экономические; Экологические.

Слайд 17

По комплексности и характеру контактов Монопроекты; Межпредметные; Внутриклассные; Внутришкольные; Региональные; Международные;

Слайд 18

По продолжительности Мини- проекты Краткосрочные Недельные Долгосрочные (годичные);

Слайд 19

1-й – погружение в проект; 2-й – организация деятельности; 3-й – осуществление деятельности; 4-й – презентация результатов

Слайд 24

ПРОБЛЕМОЙ преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой

Слайд 25

Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования

Слайд 27

Место методов в педагогическом процессе Содержание Методы Средства Формы Принципы Цель

Слайд 28

проб- игро- практи- частично семи- работа с лек- ЭВМ) лемные вые ческие поиско- нар (самоу- ция иссл. вые читель) алго- книгой ритмы внутренний граница внешний перехода

Слайд 29

Уровни - внешне-мотивированная активность активности - внутренне-мотивированная активность IV IVyp IIIyp III Iiyp II Iyp Переход “ локус-контроля” 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг 7 шаг

Слайд 30

Методы активного профессионального обучения – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Слайд 31

Классификация методов и форм активного обучения (Лернер Я.И., Скаткин М.Н.) Формы и методы активного обучения Традиционные (неимитационные) Нетрадиционные (имитационные)

Слайд 33

Проблемность Проблемность. doc Признаки активных методов Мотивация Мотивация. doc Исследова ние явлений Исследования изучаемых проблем и явлений.doc Взаимообуче ние Взаимообучение. doc Деловое общение Деловое общение. doc Самостоя тельность Непосредственность. doc Индивидуали зация Индивидуализация. doc

Слайд 34

Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний.

Слайд 35

И.Я. Лернер - сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством педагога принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»; Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач; М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»; В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Педагоги о проблемном обучении

Слайд 36

“ Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин , — называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...” Проблемной является ситуация, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестное, эксплицитно не данное, а лишь заданное через свое отношение к тому, что в ней дано... Отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса. (С.Л.Рубинштейн) Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер). М.И.Махмутов писал: “Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков”. “ Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации,” — считает Ю.К. Бабанский. Педагоги о проблемной ситуации

Слайд 37

Структура проблемной ситуации Неизвестное Возможности обучающихся Потребность Противоречие

Слайд 38

Десять способов создания проблемных ситуаций: 1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. 3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. 4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них. 5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. 6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. 7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. 9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. 10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Слайд 39

Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов: педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Слайд 40

Структура проблемного урока (по М.И. Махмутову), 1 вариант 1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы 2. Использование известных способов решения 3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа действия 4. Реализация найденного принципа 5. Проверка правильности решения

Слайд 41

Структура проблемного урока (по Е.Л. Мельниковой), 2 вариант 1. Постановка учебной проблемы 2. Поиск решения 3. Выражение решения 4. Творческое применение «открытых» знаний (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного) ( осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)

Слайд 42

Методы проблемного обучения Исследо вательский метод Исследовательский метод обучения. doc Эвристичес кий метод Эвристическая беседа. doc Метод проблемного изложения Проблемное изложение. doc

Слайд 43

Функции проблемного обучения развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся; усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности); формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Слайд 44

Деятельность педагога создает проблемную ситуацию; организует размышление над проблемой и ее формулировкой; организует поиск гипотезы; организует проверку гипотезы; организует обобщение результатов и применение полученных знаний Деятельность обучающегося осознают противоречия; формирует проблему; выдвигают гипотезы, объясняющие явления; проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач; анализируют результаты, делают выводы; применяют полученные знания

Слайд 45

Уровни проблемного обучения 1.Уровень несамостоятельной активности – восприятие обучающимися объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение обучающимися самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение; 2. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие обучающихся в поиске способа решения поставленной педагогом проблемы; 3. Уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно- поискового типа, когда обучающийся сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога и так далее; 4. Уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Слайд 46

Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 47

Цель профессионального образования с позиций личности – обеспечение профессиональной и личностной самореализации. Профессиональная карьера как цель, для многих из студентов является «отложенной». Определенная часть допускает, что по окончании не будут работать по полученной специальности, поэтому и не проявляет особого интереса, например, при выборе дисциплин. Ориентация студентов на уровень профессионального образования (в вузе), а не образовательную программу. Соотношение цели профессионального образования личности и требований профессионального сообщества – где и как они должны пересекаться ?

Слайд 48

На сегодняшний день нет единого подхода к выявлению и описанию требований работодателей к квалификациям рабочих и специалистов. Значительной проблемой является и адаптации полученных путем опроса работодателей результатов к реальным условиям учебного процесса. Развитие инновационных подходов к разработке программ обучения, в т.ч. и взрослых предполагают проведение подготовительной работы по анализу рынка труда и выявлений требований работодателя к квалификации выпускников. Анкета для работодателя по выявлению новых видов трудовой деятельности и профессиональных компетенций состоит из трех блоков:

Слайд 49

I блок вопросов – позволяет получить данные о существующих на сегодняшний день предприятиях и условиях работы для рабочих и специалистов по конкретной профессии. Учет данной информации при формировании учебного процесса, может привести к выпуску специалистов и рабочих, востребованных на рынке труда. II блок вопросов – позволяет получить информацию о требованиях работодателей относительно знаний, умений, навыков, а также практического опыта выпускников. В результате полученной информации рассматривается целесообразность адаптации условий учебного процесса к потребностям работодателей в квалификациях рабочих и специалистов. III блок вопросов – позволяет выявить ключевые компетенции для работников конкретной профессии, что необходимо учитывать при формировании образовательных программ, направленных на формирование у выпускников востребованных компетенций.

Слайд 51

- Закон РФ « Об образовании » ; - ФЦПРО на 2011 - 2015 гг. т ребования: - ФГОС НПО/СПО; - рынка труда; - корпоративных п рофессиональных с тандартов , подготовленных работодател я ми к омпетентно с тная модель выпускник а У ЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ - студенты к олледжа ; - работники предприятий работодателей ; - взрослое населен ие и безработные по профилю образовательной деятельности ко лледжа п рактикоориентированны й сертифициро в анный работник , мотивированный к профессиональному росту р есурсное обеспечение и нновационные педагогические технологии с ертификация профессиональных квалификац ий с истема обратных связей ВХОД ВЫХОД Схема функционирования Учебного Центра профессиональных квалификаций (пример)

Слайд 55

Идеальная характеристика результатов профессионального образования заключается в оценке сроков адаптации выпускника в условиях профессиональной деятельности

Слайд 56

Таким образом, Современное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Слайд 57

.