Дидактические материалы.

Вашкевич Олеся Дмитриевна

В этом разделе предлагаю познакомиться с теми материалами, которые я использую на уроках, работая по УМК Львовых

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Лексика………………………………………………………………………
  2. Лексикология……………………………………………………………
  3. Переносное значение слова………………………………………..
  4. Многозначные слова………………………………………………………..
  5. Метафора………………………………………………………………..
  6. Олицетворение……………………………………………………….
  7. Эпитет…………………………………………………………………………..
  8. Исконно русские слова………………………………………………….
  9. Антонимы……………………………………………………………………..
  10. Омонимы…………………………………………………………………..
  11. Синонимы……………………………………………………………………..
  12. Профессионализмы…………………………………………………
  13. Диалектизмы………………………………………………………………
  14. Общеупотребительные слов………………………………………..
  15. Фразеологизмы…………………………………………………………
  16. Заимствованные слова…………………………………………………
  17. Термины……………………………………………………………………
  1. Лексика………………………………………………………………………
  2. Лексикология……………………………………………………………
  3. Переносное значение слова………………………………………..
  4. Многозначные слова………………………………………………………..
  5. Метафора………………………………………………………………..
  6. Олицетворение……………………………………………………….
  7. Эпитет…………………………………………………………………………..
  8. Исконно русские слова………………………………………………….
  9. Антонимы……………………………………………………………………..
  10. Омонимы…………………………………………………………………..

  1. Синонимы……………………………………………………………………..
  2. Профессионализмы…………………………………………………
  3. Диалектизмы………………………………………………………………
  4. Общеупотребительные слов………………………………………..
  5. Фразеологизмы…………………………………………………………
  6. Заимствованные слова…………………………………………………

Термины……………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

  1. Что такое синтаксис?................................................................................

...................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое словосочетание?....................................................................

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний(по 2).

……………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое предложение?........................................................................

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие знаки препинания вы знаете?...................................................

................................................................................................................

  1. Что такое ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА предложения? Из чего она состоит?.................................................................................................

...............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи выражается?.....................................................................

………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое определение? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое обстоятельство? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Разберите предложение по членам предложения и укажите, чем они выражены:

                                ВЫСОКО НАД ЗЕМЛЕЙ ЛЕТАЛА БЕЛАЯ ЧАЙКА.

  1. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания?........

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример побудительного предложения…………… ....         ………………………………………………………………………………………………………………
  2. Какие вы знаете виды предложения по эмоциональной окраске?

.......................................................................................................................

  1. Приведите пример невосклицательного предложения………… …………………………….………………………………………………………………………………
  2. Какие вы знаете виды предложения по наличию второстепенных членов………………………………………………………………………………………………..?
  3. Приведите пример нераспространенного предложения…………………

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие вы знаете виды предложений по количеству грамматических основ?......................................................................................................
  2. Приведите пример простого предложения?........................................

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Чем может быть осложнено простое предложение?.........................

…………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое однородные члены предложения?....................................

................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример предложения  с однородными членами и составьте его схему…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример предложения с обобщающим словом и составьте его схему……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Приведите пример предложения с обращением и составьте его схему……………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………

  1. Приведите пример предложения с вводным словом и составьте его схему…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2.  Приведите пример предложения со сравнительным оборотом и составьте его схему…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Напишите схемы предложений с прямой речью…………………………..

………………………………………………………………………………………………………….

  1. Что такое синтаксис?................................................................................

...................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое словосочетание?....................................................................

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний(по 2).

……………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое предложение?........................................................................

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие знаки препинания вы знаете?...................................................

................................................................................................................

  1. Что такое ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА предложения? Из чего она состоит?.................................................................................................

...............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи выражается?.....................................................................

………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое определение? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое обстоятельство? На какие вопросы отвечает? Словами какой части речи чаще выражается?.................................................

…………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Разберите предложение по членам предложения и укажите, чем они выражены:

                                ВЫСОКО НАД ЗЕМЛЕЙ ЛЕТАЛА БЕЛАЯ ЧАЙКА.

  1. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания?........

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример побудительного предложения…………… ....         …………………………………………………………………………………………………………
  2. Какие вы знаете виды предложения по эмоциональной окраске?

.......................................................................................................................

  1. Приведите пример невосклицательного предложения………… …………………………….………………………………………………………………………………
  2. Какие вы знаете виды предложения по наличию второстепенных членов………………………………………………………………………………………………..?
  3. Приведите пример нераспространенного предложения…………………

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие вы знаете виды предложений по количеству грамматических основ? .................................................. ………………..
  2. Приведите пример простого предложения?........................................

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Чем может быть осложнено простое предложение?.........................

…………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое однородные члены предложения?....................................

................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример предложения  с однородными членами и составьте его схему…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

  1. Приведите пример предложения с обобщающим словом и составьте его схему……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………..

  1. Приведите пример предложения с обращением и составьте его схему……………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………

  1. Приведите пример предложения с вводным словом и составьте его схему…………………………………………………………………………………………  ……………………………………………………………………………………………………………
  2.  Приведите пример предложения со сравнительным оборотом и составьте его схему…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………..

  1. Напишите схемы предложений с прямой речью…………………………..

………………………………………………………………………………………………………….



Предварительный просмотр:

Пробная  контрольная № 1.

  1. Сделайте фонетический разбор слова ФОНАРЬ.

  1. Чередование гласных. Вставьте пропущенные буквы.

Отл_жить, предпол_гать, выр_сли, зар_стать, выр_щенный, отр_сль, водор_сли; зап_рать, зам_реть, выт_реть, бл_снуть, бл_стательный, нач_нать, выж_чь, взб_раться, пост_лить, заж_гать, соч_тать, к_саться, к_снуться, прик_сновение,; заг_р, г_релый, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; числа, , ск_чок, ск_чу, выск_чка; пл_вец, пл_вучесть, жук-пл_вунец, з_рево, оз_рение, з_ревать.

  1. Вспомните орфографический минимум! Вставьте пропущенные буквы.

Велос…пед    Се…бе…нар     Л..брадор     Тро…..ейбус      Тр…мвай    Вас…льки    Пр…дл…жение     Мотоц…кл    Шиф…ньер      Оч…видный     Д…лм…тинец  Пр…н…длежности    П…нал     Выр…стить

Зам…рать    Оз…рение    Нез…будки     К…мпьютер    …вчарка   Верт…лет    П…нятие     Гв…здики

Купальн…цы    Надорв…лась   М…гнит…фон   С…яет     Т…м…тические     Бл…снул     Подн…мается

Т…ршер   Сокр…щать     Волч…нок    Непола…ки    Трав…нистая     Фотокол…аж    Т…ж…лый  

Уд…вительный     Прои…шествие     П…дение     М…теорит      Ай…берг    Гр…мадный    Клим…тические

Пр…старелые.

  1. Вставьте пропущенные буквы, если они нужны.

Настол…..ная лампа, брен….чать бубен….чиками, изящ…..ная рез….ба по кости, бол…..шая мыл…..ница,сил….нейший дождь, довол….но скучный, свежен….кая сел…дь, в спичеч….ной коробоч…ке, бурил….щик и камен….щик, вес….ма точ….ный, ноч….ная бабоч….ка. у реч….ного песоч….ка, прекрас….ная мес….ность, у облас…ного театра, извес…ный композитор, опас…ные мысли, доблес….ные защитники, интерес…ный фильм, ужас…ный рассказ, прелес…ный ребенок, грус…ный взгляд.

  1. Объясните правописание ь:

Берешь………………………………………………………………………………

Плачь…………………………………………………………………..

Стричь……………………………………………………………………….

Учиться…………………………………………………………………..

Катаешься……………………………………………………………

Смеяться……………………………………………………………………

  1. Запишите три глагола, с которыми НЕ пишется слитно ………………………………………………… …………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Вставьте пропущенные Ь:

Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеят…ся: посмейся своему!
Не насытит…ся око зрением, а ум богатством. 
В чужом платье не накрасоват…ся. 
Намучит…ся – научит…ся. 
Всякая птица своим пером красует…ся. 

  1. Определите падежи имен существительных:

заведовал  б...бл...отекой……………………………,   посм...трел на п...ртрет…………………………….,   пок...залось на г...р...зонте………………………………,  р...ботал   агрономом…………………………………,   был на ...кскурсии ………………,    к...тался на авт...м...биле…………………………. , был ш...фером…………………………….,  собр...лись около к...стра……………………,   вы...хал на ш...ссе…………………………………,  под...ехал к в...кзалу…………………………..

  1. Из упражнения  230 выпишите по пять словосочетаний каждой группы, укажите главное и зависимое слова:

Именные                                                                                             Глагольные

  1. Что изучают разделы русского языка:

Морфемика—

               Синтаксис-----

Фонетика……

Итоговая контрольная № 1.                                                                                                              Вариант 1.

  1. Сделайте фонетический разбор слова УВЯДАТЬ.

  1. Чередование гласных. Вставьте пропущенные буквы.

пол_жить, предпол_гать, зар_сло, р_сток, р_стения, р_стущий, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, зан_мать, проб_раться, соч_тание, прик_снуться, прик_сание, г_реть, заг_релый, м_кать в сметану, ск_кать, пл_вчиха, з_ря.

  1. Вспомните орфографический минимум! Вставьте пропущенные буквы.

Обг…реть     Н…рмальный     Пр…высил    Неожид…нный    Кр…вать     Р…сток     Знаки пр…пинания

Оч…ги земл…тр…сения      Отд…ленная    Мес….ность     Т…мпература    Ко…..ичество     П…р…ш….тист

Кр…с…та      ….дать     Про…ьба     Во…зал     Огл…вление     С…знание     Оц…нить    Ф…н…тика     Моло…ьба

Г…д…валый    Выр….жение     Л…нгвистика    Обр…зование     Выр…зительный    Ноч…ник      К…саться

С…м…лет    Телевиден…е      С…дой.

  1. Вставьте пропущенные буквы, если они нужны.

Свежен….кая сел…дь, в спичеч….ной коробоч…ке, бурил….щик и камен….щик, вес….ма точ….ный, ноч….ная бабоч….ка. у реч….ного песоч….ка, доблес….ные защитники, интерес…ный фильм, ужас…ный рассказ, прелес…ный ребенок, грус…ный взгляд.

  1. Объясните правописание ь:

Посеешь………………………………………………………………………………

Разрежь …………………………………………………………………..

Гордиться……………………………………………………………………….

              Поешь………………………………………………………………………………

              Напиться…………………………………………………………………………………..

  1. Запишите три глагола, с которыми НЕ пишется слитно ………………………………………………… …………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Вставьте пропущенные Ь:

Куда соват…ся в волки, коли хвост собачий. 
Сену с огнем не улежат…ся. 
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивает…ся.
Есть время плакать, есть и веселит…ся. 
Лучше споткнут…ся ногою, нежели словом.

  1. Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж:

Приехать (_во чт? В.П ) в деревню (_к кому? Д.П.) к бабушке.

Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.

Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.

Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.

Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.

Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.

  1. Распределите словосочетания по группам (укажите главное и зависимое слова):

                Именные                                                                                              Глагольное

Скромное деревце, шумит от ветра, твое имя, рассмотри картину, ворвался в комнату, пятна от красок, длинное платье, атмосфера уюта, неуклюже пристроился.

  1. Что изучают разделы русского языка:

Орфография…..

Морфология…….

Лексика……..

Итоговая контрольная № 1.                                                                                     Вариант 2.

  1. Сделайте фонетический разбор слова ОБИЖАТЬ.

  1. Чередование гласных. Вставьте пропущенные буквы.

пол_жить, изл_гать, подр_сти, выр_щенный, соб_рать, расст_латься, пон_мать, отб_рать, выч_тать, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный, уг_реть, разг_раться, непром_каемый плащ, подск_чить, попл_вок, з_рька.

  1. Вспомните орфографический минимум! Вставьте пропущенные буквы.

Пр…вописание      Ч…родейка     Ш…ловливые        Сож…ление     Ч…моданный     Ш…л…стит    Д…р…жирует

Ж…вопись     Д…р…ж….р     Гиган…ские    Д…л…катный      Загр…знение     Оп…здать    Завис…ник    Л…генда

Сокр…щать      Сохр…нение       К…льмары     Сож…ление     Г…пот….за     Тыс…ча     Ску….ный      Брен…чать

Извес…ная     Бубен…чики      Воз…му      Оди…..адц…тое     Ст…ральная    К…пейка      Зам…рать   Огр…ждает      Изб…вляться.

  1. Вставьте пропущенные буквы, если они нужны.

Настол…..ная лампа, брен….чать бубен….чиками, изящ…..ная рез….ба по кости, бол…..шая мыл…..ница,сил….нейший дождь, довол….но скучный, прекрас….ная мес….ность, у облас…ного театра, извес…ный композитор, опас…ные мысли, доблес….ные защитники.

  1. Объясните правописание ь:

Любишь ……………………………………………………………………….

Порежь…………………………………………………………………………

Разговариваешь………………………………………………………….

Проститься………………………………………………………………………

Удивиться…………………………………………………………………………

  1. Запишите три глагола, с которыми НЕ пишется слитно ………………………………………………… …………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Вставьте пропущенные Ь:

Что не варит…ся, того и в горшок не кладут. 
За все берет….ся, да все не удает…ся. 
Волков боят…ся – в лес не ходить. 
Грамоте учит…ся всегда пригодит…ся. 
Два кота в одном мешке не улежат…ся. 

  1. Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?  П.п) в тетради (чем? Т.П. ) ручкой.

Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.

Расти (_______________) на опушке (________________) леса.

Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.

Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.

Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.

Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.

  1. Распределите словосочетания по группам (укажите главное и зависимое слова):

                Именные                                                                                              Глагольное

Скромная комната, терпеливо уговаривает, естественные позы, долго позировать, уронил кисть, чепчик с оборками, писать портрет, большой мольберт,розовые тона.

  1. Что изучают разделы русского языка:

Синтаксис…..

Морфемика……..

Орфография……..



Предварительный просмотр:

Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег

Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.



Предварительный просмотр:

1.Допишите окончания существительных. Укажите их падеж.

1. Много интересного мы узнали из этой книг.. . 2. В книг., были яркие иллюстрации. 3. Мы были в гостях у Анастаси.. Кузьминичн.. . 4. Мари.. Ильиничн.. принесла письмо. 5. Красивая панорама открывалась с башн.. . 6. Надо было добраться до башн.. . 7. Мы подошли к башн.. . 8. Плоды висели на яб-лон.. . 9. К дому мы подъехали на машин.. . 10. Шофер соскочил с машин.. .11. Висело объявление о конференци.. .12. Все хорошо подготовились к конференци.. . 13. Из типографи.. принесли новые газеты. 14. Эта статья перепечатана в типографи.. . 15. Рукопись направлена из редакци.. в производство. 16. В редакци.. идет подготовка к переизданию учебников по физик., и по математик.. .17. Автору возвращена рукопись из редакци.. . 18. Лежу в постел.. . 19. Встал с постел.. . 20. Звоню Маш.. ..

2.Подчеркните члены предложения и укажите, чем они выражены.

Ветки закрывали фасад дома и забор.

Маленький щенок весело скакал около девочки.

 Красиво весеннее небо.

Кисти белых цветов выделялись на темной зелени.

В спичечной коробке лежали рыболовные крючки.

В море ловят сельдь.

На письменном столе стоит миниатюрная статуэтка.

1.Допишите окончания существительных. Укажите их падеж.

1. Много интересного мы узнали из этой книг.. . 2. В книг., были яркие иллюстрации. 3. Мы были в гостях у Анастаси.. Кузьминичн.. . 4. Мари.. Ильиничн.. принесла письмо. 5. Красивая панорама открывалась с башн.. . 6. Надо было добраться до башн.. . 7. Мы подошли к башн.. . 8. Плоды висели на яб-лон.. . 9. К дому мы подъехали на машин.. . 10. Шофер соскочил с машин.. .11. Висело объявление о конференци.. .12. Все хорошо подготовились к конференци.. . 13. Из типографи.. принесли новые газеты. 14. Эта статья перепечатана в типографи.. . 15. Рукопись направлена из редакци.. в производство. 16. В редакци.. идет подготовка к переизданию учебников по физик., и по математик.. .17. Автору возвращена рукопись из редакци.. . 18. Лежу в постел.. . 19. Встал с постел.. . 20. Звоню Маш.. ..

2.Подчеркните члены предложения и укажите, чем они выражены.

                Ветки закрывали фасад дома и забор.

Маленький щенок весело скакал около девочки.

 Красиво весеннее небо.

Кисти белых цветов выделялись на темной зелени.

В спичечной коробке лежали рыболовные крючки.

В море ловят сельдь.

На письменном столе стоит миниатюрная статуэтка.



Предварительный просмотр:

Сделайте фонетический разбор слова

Сделайте синтаксический разбор предложения

Определите падежи в словосочетаниях

Сделайте морфологический разбор

Придавит

Мама, наверное, хочет взять меня в деревню?

Иду на войну

Прыгаю в бассейн

Гордился медалью

Отдал бродяге

Увидел лестницу

Приклеил скотчем

Отдал лошадь

Беспокоился об учебе

Не расслышал шороха

Уеду в деревню



Предварительный просмотр:

Уд…вительное прои…шествие, разр…дить  обст…новку, сн…рядить обст…новку, т…ж…ло дышать,  изв…стить пр…ятеля, гр…мадные ай…берги, п…тательные вещ…ства, обн…ружить непола…ки, п…дение м…т…орита, ун…кальное явление, трав…нистая р…внина, клим…тические условия, удач…ный фотокол…аж, ужа….ное земл…тр…сение, с…дой ст…рик, пр…ст…релые родители.

Стр…мительно вр…щае….ся, обш…рные обл…сти, сопр…вождаю…ся

прол…вными дождями, сильнейшие нав….днения, к…ракулевый б…рет, т…лантл…вый р…жис…ер, зн…м…нитый д…р…ж…р, отеч…ственные произв…дители, п…йзажная ж…вопись, м…ролюбивое г…сударство, р…скошное ж…лище, возр…ждает…ся инт….рес, хв…с…ливый п…ренек, атм…сферные оса…. Ки, гиган…ское дерево, на неп…движной поверхности, ст…ринная рук….пись, перепол….ти через  доро….ку

Уд…вительное прои…шествие, разр…дить  обст…новку, сн…рядить обст…новку, т…ж…ло дышать,  изв…стить пр…ятеля, гр…мадные ай…берги, п…тательные вещ…ства, обн…ружить непола…ки, п…дение м…т…орита, ун…кальное явление, трав…нистая р…внина, клим…тические условия, удач…ный фотокол…аж, ужа….ное земл…тр…сение, с…дой ст…рик, пр…ст…релые родители.

Стр…мительно вр…щае….ся, обш…рные обл…сти, сопр…вождаю…ся

прол…вными дождями, сильнейшие нав….днения, к…ракулевый б…рет, т…лантл…вый р…жис…ер, зн…м…нитый д…р…ж…р, отеч…ственные произв…дители, п…йзажная ж…вопись, м…ролюбивое г…сударство, р…скошное ж…лище, возр…ждает…ся инт….рес, хв…с…ливый п…ренек, атм…сферные оса…. Ки, гиган…ское дерево, на неп…движной поверхности, ст…ринная рук….пись, перепол….ти через  доро….ку



Предварительный просмотр:

288. Неудач…ная с…емка, непоседл…вая обез…яна, недоумевать по каждому поводу, (до) св…дан…я, здра…ствуйте, пожалу…ста, оч…ровательная незн…комка, из…бр…жение на р…сунке, сохр…нение р…сурсов, защ…щать пл…нету, мес…ное тел…вид…н…е, син…глазый, сузи….ся, обломки, изв….нение, затв…рдеть, водо…хран…ый, подм….нить.

280. Ув…дающий цв…ток, бл…гоухание трав, насл…ждаеш…ся покоем,ст…рательный с…довник, бревенч…тый сруб, изм…нчивость пр…роды, египе……кие п…рамиды, эмоц…..ональная окраска, восклицательные предл…жения, вопр…сительная инт….нация, л…гическое уд…рение, утр…ннее ча…питие, испытыв…ть состр…дание, уд…влят….я и восхища……ся, с….деть на скв….зн…..ке, д…ректор к….мбината.

244. Чу…ствительный пр…бор,древнее и……ку……тво, и…..ку…..ный мастер, кам….нная лес….ница, в…л…колепная п…н….рама, с…ежит…ся от страха, выр…щенные ш…мпин…оны, поех…ть на г….строли, мес….ный долгожитель,выр…зить сож….ление, прин…сти огнетушитель, замок ч…модана, шел…стеть стр….ницами, ш…лковистая п…верхность, под….рить кофеварку, цв…тные флом…..стеры, лингв….стическая викторина.

288. Неудач…ная с…емка, непоседл…вая обез…яна, недоумевать по каждому поводу, (до) св…дан…я, здра…ствуйте, пожалу…ста, оч…ровательная незн…комка, из…бр…жение на р…сунке, сохр…нение р…сурсов, защ…щать пл…нету, мес…ное тел…вид…н…е, син…глазый, сузи….ся, обломки, изв….нение, затв…рдеть, водо…хран…ый, подм….нить.

280. Ув…дающий цв…ток, бл…гоухание трав, насл…ждаеш…ся покоем,ст…рательный с…довник, бревенч…тый сруб, изм…нчивость пр…роды, египе……кие п…рамиды, эмоц…..ональная окраска, восклицательные предл…жения, вопр…сительная инт….нация, л…гическое уд…рение, утр…ннее ча…питие, испытыв…ть состр…дание, уд…влят….я и восхища……ся, с….деть на скв….зн…..ке, д…ректор к….мбината.

244. Чу…ствительный пр…бор,древнее и……ку……тво, и…..ку…..ный мастер, кам….нная лес….ница, в…л…колепная п…н….рама, с…ежит…ся от страха, выр…щенные ш…мпин…оны, поех…ть на г….строли, мес….ный долгожитель,выр…зить сож….ление, прин…сти огнетушитель, замок ч…модана, шел…стеть стр….ницами, ш…лковистая п…верхность, под….рить кофеварку, цв…тные флом…..стеры, лингв….стическая викторина.

288. Неудач…ная с…емка, непоседл…вая обез…яна, недоумевать по каждому поводу, (до) св…дан…я, здра…ствуйте, пожалу…ста, оч…ровательная незн…комка, из…бр…жение на р…сунке, сохр…нение р…сурсов, защ…щать пл…нету, мес…ное тел…вид…н…е, син…глазый, сузи….ся, обломки, изв….нение, затв…рдеть, водо…хран…ый, подм….нить.

280. Ув…дающий цв…ток, бл…гоухание трав, насл…ждаеш…ся покоем,ст…рательный с…довник, бревенч…тый сруб, изм…нчивость пр…роды, египе……кие п…рамиды, эмоц…..ональная окраска, восклицательные предл…жения, вопр…сительная инт….нация, л…гическое уд…рение, утр…ннее ча…питие, испытыв…ть состр…дание, уд…влят….я и восхища……ся, с….деть на скв….зн…..ке, д…ректор к….мбината.

244. Чу…ствительный пр…бор,древнее и……ку……тво, и…..ку…..ный мастер, кам….нная лес….ница, в…л…колепная п…н….рама, с…ежит…ся от страха, выр…щенные ш…мпин…оны, поех…ть на г….строли, мес….ный долгожитель,выр…зить сож….ление, прин…сти огнетушитель, замок ч…модана, шел…стеть стр….ницами, ш…лковистая п…верхность, под….рить кофеварку, цв…тные флом…..стеры, лингв….стическая викторина.



Предварительный просмотр:

Лица и числа:

          Ед.ч       мн.ч

1 л-       я         мы

2л  -      ты       вы

3 л -      он,     они

      она оно

Пример:

Поёшь(ты) –глагол в форме 2 лица ед.ч.

Прыгает(он) – глагол в форме 3лица ед.ч.

………………………………………..

            Наклонения:

Изъявительное:

иду, идешь, идет

Условное:

Шел бы, увидел бы

Повелительное

Иди, плачь, делай 

……………………………………….

Неопределенная форма глагола (инфинитив)-

особая форма, отвечающая на вопросы

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Фонетический разбор:

Гласные буквы: а,я,о,ё,э,е,у,ю,ы,и.

Гласные звуки:а,о,э,у,и,ы.

Все остальные-согласные.

Й (J)- согласный, мягкий, звонкий.

Характеристика звуков:

Гласные-  ударные или безударные.

Согласные – твердые или мягкие, звонкие или глухие.

К звонким согласным, помимо парных, относятся: л,м,н,р,ж,й.

К глухим согласным, помимо парных, относятся: х,ч,щ.

Не забудьте, что в третьем предударном слоге(кроме начала слова)  и во всех заударных после мягких согласных на месте гласных А,О,Е,Я пишется Ь, а после твердого согласного – Ъ:

Катя- (Кать). Теремок- (тьримок).

Спряжения:

(чтобы определить спряжение, надо изменить глагол по лицам и числам)

Окончания глаголов:

1 спряжение

- ешь : читаешь

- ем : читаем

- ете : читаете

- ут, ют : читают

2 спряжение

- ишь : видишь

- им :  видим

- ите : видите

- ат, ят : видят

………………………………………………………………

Правописание:

Учиться-всегда пригодится.

(что делаТЬ?) учиТЬся

(что сделаЕТ?) пригодИТся

…………………………………………………………………..

Не с глаголами пишется раздельно!

Исключение- когда без НЕ не употребляются: нездоровится, недолюбливать, недоумевать и т.д.

……………………………………………………………………..

Ь в глаголах:

-в инфинитиве (что делать?)-стричь

- форме 2 лица ед.ч (что делаешь?)- поёшь

- в повелительном наклонении(что делай?)-плачь

Члены предложения:

Маленькая девочка тихо шла в дому бабушки.

Склонения:

1 склонение:

Сущ. мужского и женского рода с окончаниями А,Я:

-папа, мама.

2 склонение:

Сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями О,Е:

- врач, солнце.

3 склонение:

Сущ. женского рода с нулевым окончанием:

- помощь, дочь.

………………………………………………………………….

Падежи:

Именительный: кто? что?

Родительный: кого? чего?

Дательный: кому? чему?

Винительный: кого? что?

Творительный: кем? чем?

Предложный: о ком? о чем?

Не путайте родительный и предложный! Падеж определяйте только в словосочетании!

Вижу (кого?что?) птицу-В.П.

Части речи

Самостоятельные:

Имя существит

ПРЕДМЕТ

Окно мама

Имя прилагательное

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА       

Красивый, волчий

Глагол

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДМЕТА, ПРИЗНАКА

Пою,

 шьет

Местоимение

УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ЕГО 

Я ты он

мы вы

Наречие

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

Быстро

влево

Имя числительное

КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЁТЕ 

Три

шестой

Служебные

Предлог

ВЫРАЖАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, МЕСТОИМЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

(ОТ, НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, К, С, О, ОБ, ЗА…)

Союз

СВЯЗЫВАЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛОЖНОМ (

И, А, НО, ЧТО, ГДЕ…)

Частица

ВНОСИТ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ

(НЕ, НИ, ДАЖЕ, ВРЯД ЛИ…)

Междометие



Предварительный просмотр:

Практическая работа.

Задание 1: Раскройте скобки.

Красивая (не)забудка, (не)приятель наступал; он мне (не)приятель, а друг, он (не)врач, задержался из-за (не)исправности, берет (не)силой, а умением, пребывать в (не)известности, Пете (не)здоровится.

Задание 2: Раскройте  скобки, письменно объясните написание.

(Не)брежное письмо,

(не)папин портфель,

деревья (не)высокие, но раскидистые,

(не)внимательный, а рассеянный ученик,

далеко (не)приятная процедура,

(не)глубокий колодец,

Перстень (не)золотой,

(не)жилая квартира,

(не)яркое, но красивое платье,

(не)бабушкин платок,

(не)темная, а лунная ночь.

Задание 3. Распределите прилагательные по графам таблицы. Обозначьте суффиксы.

Полотн…ый, овчи…ый, глин…ый, станци…ый, дерев…ый, лебед…ый, весе…ий, шерст…ой, необыкнов…ый, серебр…ый, мыш…ый, рум…ый, был…ый, маш…ый, клюкв…ый, ран…ый, солом…ый, олов…ый, традици…ый, лошад…ый, нефт…ой, тум…ый, единств…ый, карт…ый, весе…ий.

ин

Ан, ян

Енн, онн

Н,нн

Исключения

И без суффикса

Задание 4. Раскройте скобки.

(Сельско)   хозяйственный, (физико)   математический, (русско)  английский, (стале)   литейный, (средне)   вековый, (туго)   плавкий, (зеленовато)    серый, (десяти)  этажный, (паровозо)  ремонтный,(юго)   восточный, (изжелта)    красный, (трех)  метровый, (садово)   огородный, (рельсо)   прокатный, (северо)   западный, (сорока)   километровый, (древне)    русский, (фабрично)   заводской, (хлопчато)    бумажный, (двух)    комнатный, (чугуно)   литейный.

Задание 5. Морфологический разбор.

С веселой улыбкой он пересек самую шумную улицу. -1 вариант.

Бабушкин кот играл более большим мячиком. – 2 вариант.



Предварительный просмотр:

Велос…пед

Се…бе…нар

Л..брадор

Тро…..ейбус

Тр…мвай

Вас…льки

Пр…дл…жение

Мотоц…кл

Шиф…ньер

Оч…видный

Д…лм…тинец

Пр…н…длежности

П…нал

Выр…стить

Зам…рать

Оз…рение

Нез…будки

К…мпьютер

…вчарка

Верт…лет

П…нятие

Гв…здики

Купальн…цы

Надорв…лась

М…гнит…фон

С…яет

Т…м…тические

Бл…снул

Подн…мается

Т…ршер

Сокр…щать

Волч…нок

Непола…ки

Трав…нистая

Фотокол…аж

Т…ж…лый

Уд…вительный

Прои…шествие

П…дение

М…теорит

Ай…берг

Гр…мадный

Клим…тические

Пр…старелые

Обг…реть

Н…рмальный

Пр…высил

Неожид…нный

Кр…вать

Р…сток

Знаки пр…пинания

Оч…ги земл…тр…сения

Отд…ленная

Мес….ность

Т…мпература

Ко…..ичество

П…р…ш….тист

Кр…с…та

….дать

Про…ьба

Во…зал

Огл…вление

С…знание

Оц…нить

Ф…н…тика

Моло…ьба

Г…д…валый

Выр….жение

Л…нгвистика

Обр…зование

Выр…зительный

Ноч…ник

К…саться

С…м…лет

Телевиден…е

С…дой

Пр…вописание

Ч…родейка

Ш…ловливые

Сож…ление

Ч…моданный

Ш…л…стит

Д…р…жирует

Ж…вопись

Д…р…ж….р

Гиган…ские

Д…л…катный

Загр…знение

Оп…здать

Завис…ник

Л…генда

Сокр…щать

Сохр…нение

К…льмары

Сож…ление

Г…пот….за

Тыс…ча

Ску….ный

Брен…чать

Извес…ная

Бубен…чики

Воз…му

Оди…..адц…тое

Ст…ральная

К…пейка

Зам…рать

Огр…ждает

Изб…вляться

Вспомните, когда  пишутся ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеят…ся: посмейся своему!
Не насытит…ся око зрением, а ум богатством. 
В чужом платье не накрасоват…ся. 
Намучит…ся – научит…ся. 
Всякая птица своим пером красует…ся. 
Куда соват…ся в волки, коли хвост собачий. 
Сену с огнем не улежат…ся. 
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивает…ся.
Есть время плакать, есть и веселит…ся. 
Лучше споткнут…ся ногою, нежели словом. 
Берегись его, как берегут…ся огня да воды.
На чужое добро и глаза разгорают…ся. 
На друга надеят…ся – самому пропадать. 
Всякий мастер сам себе дивит…ся. 
Поклонит…ся – голова не отвалит…ся. 
Не силой борют…ся, а сноровкой. 
От доброго обеда и к ужину останет…ся. 
Что не варит…ся, того и в горшок не кладут. 
За все берет….ся, да все не удает…ся. 
Волков боят…ся – в лес не ходить. 
Грамоте учит…ся всегда пригодит…ся. 
Два кота в одном мешке не улежат…ся. 

Вставьте пропущенные буквы:

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Родительный падеж отвечает на вопросы: 

А) кто? что?   Б) кем? чем?  В) кого?чего?

      2.  Найдите существительное в творительном падеже :

           А)достать из печи    Б)рисовать ручкой  в) куртка сына

      3.  Найди существительное в дательном падеже:

           А) помочь маме  б)книга о школе  в) был в доме

      4.  Творительный падеж отвечает на вопросы:

           А) о ком? о чем?   Б) кого? Что?     В) кем? Чем?

      5. Найди существительные в предложном падеже

          А)озеро в лесу  б) вырвал из тетради в) стоял на плоту

     6. Найди существительное в родительном падеже

          А) не боится волка  б) ждать на почте В)прийти на вокзал

     7. Найди существительное в винительном падеже

          А)появился в окне Б)уважать отца В) течет река

     8. Найди существительное в дательном падеже

          А)презрение к трусу Б) озаглавь текст В)обретает краски

     9. Найди существительное в именительном падеже

          А) шел по аллее Б)  начинается на дворе В)приехал брат

    10. Найди существительное в творительном падеже

          А) лежит на траве Б) увлекся музыкой В)поет песню

Вариант 2.

  1. Дательный падеж отвечает на вопросы:

А) кого? Что? Б) кому?чему?   в) о ком? о чем?

      2.  Найдите существительное в творительном падеже :

А)увидеть кошку   б) петь в тиши   в) махать флагом

      3.  Найди существительное в предложном падеже:

            А)ложка меда  б)идти по аллее в)думал о море

      4.  Винительный падеж отвечает на вопросы:

           А) о ком? о чем?   Б) кого? Что?     В) кем? Чем?

      5.  Найди существительные в родительном падеже:

           А) испугался грозы  б) не хватает смелости в) был в лесу

      6. Найди существительное в родительном падеже

           А)плывет над землей Б) витает в облаках В)радостный от удачи

      7. Найди существительное в винительном падеже

           А)растворяется в воде Б) летит по небу В)вылепить фигурку

       8. Найди существительное в дательном падеже

           А)вижу цель  Б) выписать шоферу В) раскрылся зонт

        9. Найди существительное в именительном падеже

            А) люблю зиму Б)строят рабочие В) идешь по воде

        10. Найди существительное в творительном падеже

            А) интересуется техникой Б) сделал уроки В) нашел в подвале



Предварительный просмотр:

                                          Самостоятельная домашняя работа № 1.

  1. Запишите в транскрипции звуки, которые произносятся на месте выделенных букв.

[    ]        [    ]        [    ]             [    ]                [    ]      [    ]

Кровь,    увядать,    сборный,    мечи,    кроссовки,    сдать.

  1. Запишите фонетический состав слов с помощью знаков  транскрипции.

Всё — [        ], ёж — [        ], обежать — [        ],  сдать — [                      ], увядать — [        ], моряк — [        ],         мячи — [               ], отворить — [                                  ].

  1. Найдите неточности в фонетическом разборе слова и исправьте их.

[ j' ожык ];

[ j ] — согласный, звонкий;

[ о ] — гласный, ударный;

[ ж ] — согласный, звонкий, твёрдый;

[ ы ] — гласный;

[ к ] — согласный, глухой;

……………………………….

5 звуков  4 буквы (буква ё обозначает 2 звука [j' о]).

  1. Докажите ,что в стихотворении К. Бальмонта использован приём звукописи(укажите в скобках повторяющиеся звуки)

       Полночной порой в болотной глуши [        ]

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. [                                        )

  1. Расставьте ударение в словах.  Алфавит, досуг, столяр, звонит, оптовый, цыган, туфля, щавель, христианин.

  1. Запишите, какую роль выполняет ударение в словах:  замок — замок;    окна — окна.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Очаги земл_тр_сения, насл_дить на п   ркете, насл_диться кр_сотой пр   роды, отв_рить дверь, осв_щать ф   нарём, об_жать вокруг дома, словосоч    тание, ф    нетика, знаки пр   п   нания.

       8. Укажите в знаках транскрипции гласный звук, который произносится:

а)в первом перед ударением слоге на месте букв           о, а —- [   ]; е, я — [    ];

б)в остальных безударных слогах:  после твёрдых согласных — [   ];  после мягких согласных — [   ].

      9. Перед глухими согласными и на конце слова звонкие coгласные  заменяются  парными. Это   называется……………………….       Приведите пример………………………………………

         Перед   звонкими   согласными   глухие  заменяются парными. Это называется ……………………………….    Приведите пример……………………………………


       10.  Укажите в транскрипции звуки, соответствующие выделенным сочетаниям букв.

          [    ]                    [    ]       (     )          (    )            (   )              (    )

Сердечно,      нарочно, конечно, скучно, пустячный, кирпичный

           11.  Запишите в транскрипции звуки, которые произносятся на месте выделенных букв.

     (   )         (    )            (    )      (    )         (      )           (     )          (      )

Ателье, термин, шоссе, фанера, бутерброд, теннис, майонез.

      12.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните строчку, в которой вы вставили одну и ту же букву во всех словах.

  1. Обл   котиться, ост   лбенеть, выр  жение, м_лотьба;
  2. Огл  вление, обр   зование, выр  зительный, обр  зы;
  3. л_нгвистика, разл   чать, оц  нить, св   ркать;
  4. (с, з)дать (экзамен), ука(с, з)ка, майоне(с, з), про(с, з)ьба.

                             

                                                Выполнял(а)………………………………. Оценка……………………