Рабочие программы
Здесь представлены рабочие программы учебных дисциплин разработаных на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_sotsiologii_i_politologii_sezs_fgos_2_kursdoc.doc | 182.5 КБ |
osnovy_filosofii_sezs_2_kurs_doc.doc | 199 КБ |
istoriya_2_kurs_fgos.doc | 248 КБ |
pravovoe_obespechenie_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Республики Марий Эл
«Строительно-промышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
Республика Марий Эл «СПК»
____________ /Гарифуллин Р.Г./
3.09.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 07 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
для специальности
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж».
Разработчик: Фомина Н.Т., преподаватель социально-экономических дисциплин
Рецензенты:
Сычева Н.В., методист ГБОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»
Григорьевых В.А. – преподаватель гуманитарных и социально - экономических дисциплин Волжского филиала ФГБОУ ВПО «ПГТУ»
Рассмотрена цикловой методической комиссией ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж»
Протокол №1 от «29» августа 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
| 18 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников и при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» обучающийся должен
знать:
цели, задачи и объекты предметов социологии и политологии;
социальные роли и социальное поведение личности;
структуру политической системы и субъекты политики
уметь:
строить социальные и этнонациональные отношения, определять социальные процессы общества;
разрешать социальные конфликты;
оценивать социально-экономические процессы в РМЭ и РФ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 44 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы социологии и политологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение Социальные науки. | Содержание учебного материала | |||
1 | Современная социология, и её роль в жизни общества Политология её место в системе гуманитарных наук. Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки. Особенности социологии и политологии как социальных наук Внутренняя организация социального знания. Методы сбора эмпирической информации. Опрос, социологическое наблюдение, анализ документов, эксперимент. Функции социальных наук. | 2 | 1 | |
Раздел 1 Основы социологии | 18 | |||
Тема 1.1 История социально-политических наук | Содержание учебного материала | |||
Возникновение и развитие социологии как самостоятельной наукиСоциально-политические идеи Средневековья и Нового времени. Н. Макиавелли. Теория общественного договора. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Теория разделения властей. Социально-политические концепции XIX—XX вв. Западная социология XIX— начала XX века . Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Развитие социально-политической мысли в России. Славянофилы, западники. Основные направления развития русской социологии. | 2 | 1 | ||
Тема 1.2 Личность как субъект социальных отношений | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
Влияние природно-географической среды на возникновение и развитие социальных отношений. Личность как субъект социальных отношений. Человек – биосоциальное существо. Социальное действие и становление социальной жизни. Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи. Формирование социальных общностей и групп. Влияние различных типов мотивации на формирование социальной реальности. Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество Влияние различных типов мотивации на формирование социальной реальности. | ||||
Тема1.3 Общество как социальная система | Содержание учебного материала | 1 | ||
Понятие общества. Структурная композиция общества. Сущность и назначение социальных институтов общества. Социальные статусы и роли как структурные элементы общества. | ||||
Самостоятельная работа Охарактеризовать исторически сложившиеся формы социального взаимодействия: соперничество и сотрудничество, конкуренция и конфликт | 1 | 2 | ||
Тема1.4 Базовые социальные институты | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Составление сводной таблицы: «Признаки базовых социальных институтов общества» Функции и дисфункции социальных институтов. Развитие социальных институтов общества | ||||
Тема 1.5 Социальный контроль и социализация | Содержание учебного материала Взаимодействия личности с обществом и государством. | 2 | 1 | |
Самоидентификация, статусные противоречия, ролевые конфликты. Назначение социального контроля. Норма и отклонение в обществе. Социализация как часть механизма социального контроля. Факторы социализации. Роль санкций в процессе социализации и контроля. Отношение общества к социальным отклонениям. | ||||
Самостоятельная работа Этапы социализации личности по Э.Эриксону | 1 | 2 | ||
Тема1.6 Социальная стратификация общества | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Регулирование социального неравенства. Критерии социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Касты, сословия, классы, страты. Базовые социальные слои общества. Социальная мобильность: виды, факторы, каналы. Проблемы социальной стратификации в современном российском обществе | ||||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение: «П. А. Сорокин – русский социолог» Особенности стратификации российского общества по Сорокину. | 3 | 2 | ||
Тема 1.7 Особенности стратификационных процессов в современной России | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Особенности стратификационных процессов в современной России Проанализировать данные Аналитической службы ВЦИОМ (www/vciom-a.ru) и выяснить особенности стратификационных процессов в современной России. | ||||
Тема 1.8 Социальный прогресс | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Развитие общества как социокультурный процесс. Два подхода к изучению развития общества: формационный (линейный) и цивилизационный (циклический). Формы и направления развития общества. Реформы и революции. Важнейшие тенденции общественного развития. Саморегуляция общества в процессе развития. Исторические типы общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. | ||||
Раздел 2 Основы политологии | ||||
Тема 2.1 Власть как общественное явление. | Содержание учебного материала | 14 | ||
Власть в социальном взаимодействии. Структура властных отношений. Ресурсы власти. Политическое взаимодействие: политика как социальное явление. Сущность политической власти. Легитимность и эффективность власти | 2 | 1 | ||
Тема 2.2 Политическая система общества | Содержание учебного материала | 2 | ||
Структура и функции политической системы общества. Типы политической системы Государство и право в политической системе общества. Гражданское общество как условие существования правового государства. Выборы — механизм формирования демократических институтов власти Типы избирательных систем | ||||
Тема 2.3 Государство как политический институт | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Происхождение и назначение государства. Формы государственного правления и политико-правовой режим. Формы государственно-территориального устройства. Аппарат государства. Система разделения властей. Проблемы развития современного российского государства | ||||
Самостоятельная работа Проанализировать виды монархий и виды республик, используя таблицы в учебнике Латышева В.В. Основы социологии и политологии. – М.: Гардарики, 2005, с. 150 и 153 | 1 | |||
Тема 2.4 Политические элиты и политическое лидерство | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Лидерство в социальной и политической жизни. Политические элиты. Концепции элит. Теории элит Г. Моска, В Парето, Р. Михельс. Группы интересов как субъекты политики. Политический интерес. Лоббизм | ||||
Тема 2.5 Политическая идеология | Содержание учебного материала | |||
Политическое сознание как отражение бытия политической жизни. Массовое и индивидуальное политическое сознание. Политические ценности, потребности и интересы. Религиозные элементы политического сознания. Политическая идеология - важнейший элемент политического сознания. Современные типы политической идеологии: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, социал-реформизм. Функции политической идеологии. Методы, средства, пути формирования политической идеологии. Средства массовой информации как эффективное орудие формирования массового политического сознания. | ||||
Тема 2.6 Политические партии и партийные системы. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Институционализация политических партий История возникновения политических партий. Функции политических партий. Типология политических партий. Партийные системы. Многопартийная система, двухпартийная и однопартийная система | ||||
Тема 2.7 Особенности партийной системы российского общества | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Особенности партийной системы российского общества Ведущие политические партии России их роль в развитии общества Политические партии России по их идеологии Партийная система и политический процесс в современном российском обществе. Этапы становления многопартийности в России | ||||
Самостоятельная работа Найти информацию о партийных системах: США, Англии, Франции, Германии, Китая, Японии. Указать ведущие партии и тип партийной системы | 2 | |||
Тема 2.8 Международные отношения | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Глобальный уровень политики. Субъекты международных отношений. Международная политика и право. Современные тенденции развития международных отношений . Россия в системе международных отношений | ||||
Всего: | 44 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
-стулья;
-доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий, схем, плакатов по философии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор;
-экран проекционный;
- презентации
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основные источники:
Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Демидов. – М.: «Академия», 2007
Латышева В.В. Основы социологии и политологии: Учебник. – М..: Гардарики, 2005
Альбом схем по социологии и политологии. М., 2002
Кравченко А.И. Социология: задачник. М., 1997.
Кравченко А.И. Социология и политология. М., 2001.
Кравченко А.И. Социология в воросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Издательство Проспект, 2008
Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., 2003.
Латышева В.В. Основы социологии. М., 2004.
Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.
Харчева В. Основы социологии. М., 2001.
Интернет-ресурсы
http://voluntary.ru/dictionary Национальная социологическая энциклопедия
http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt Абрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность
Дополнительная
Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова М., 1996. Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., - 1996.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1999.
Девятко И.Р. Модели объяснения и логика социологического исследования.М., 1996.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социс. 1996. № 2. С. 103—115.
Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования /Под ред. Е.И. Степанова. М., 1999.
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25-32.
МангеймДж.Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М., 1997.
МаслоуА.Г. Мотивация и личность. СПб., 2000.
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1994.
Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2000.
Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги и К. Горшкова. М.,1996.
Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.
РитцерДж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.,1995.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.М., 1987.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовка сообщений, рефератов.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
4.1 Формы и методы контроля результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
строить социальные и этнонациональные отношения, определять социальные процессы общества; разрешать социальные конфликты; оценивать социально-экономические процессы в РМЭ и РФ | Устный опрос, решение ситуационных задач, Использование социлогической терминологии при рассказе |
Знания: | |
цели, задачи и объекты предметов социологии и политологии; социальные роли и социальное поведение личности; структуру политической системы и субъекты политики | Тестирование Внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой Выполнение индивидуальных заданий. |
Вопросы зачету по дисциплине «Основы социологии и политологии»
- Предмет и методы социологии и политологии.
- История социологии и политологии.
- Общество как социальная система: признаки, структура, функции.
- Государство: природа, сущность, типы, функции.
- Правовое государство и гражданское общество.
- Социальные институты и организации: понятия, функции, типы.
- Политическая система общества: понятие и структура.
- Политическая система общества: функции и типы.
- Особенности политической системы в России.
- Политическая власть: источники, функции, ресурсы.
- Принципы функционирования государственной власти.
- Политический режим: понятие и типы.
- Тоталитарный политический режим: понятия и признаки.
- Авторитарный политический режим.
- Демократический политический режим.
- Личность как объект изучения социологии.
- Социальная структура: понятие и элементы.
- Социальные статусы: понятие, виды, значение. Статусный набор.
- Социальные роли: понятия. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
- Социализация личности: понятие, виды.
- Десоциализация и ресоциализация.
- Социальный контроль: понятие и структура.
- Отклоняющееся поведение и его формы.
- Социальные группы: понятие и виды.
- Социальные общности: понятия и факторы образования.
- Политические группы: понятие, виды, значение.
- Политические партии: понятие, признаки, виды. Партийные системы.
- Политическая культура и политическое сознание.
- Социальная стратификация: понятие и типы.
- Стратификация современного российского общества.
- Социальная мобильность: понятие, типы, факторы.
- Социальное взаимодействие: понятие, типы, формы. Социальный обмен.
- Социальные конфликты: понятия, типы, последствия.
- Политический процесс: виды и способы политического взаимодействия. Избирательные системы.
- Мировая политика и международные отношения.
4.3 Оценка индивидуальных образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Республики Марий Эл
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Республики Марий Эл
«Строительно-промышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
Республика Марий Эл «СПК»
____________ /Гарифуллин Р.Г./
3.09.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для специальности
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж».
Разработчик: Фомина Н.Т., преподаватель социально-экономических дисциплин
Рецензенты:
Сычева Н.В., методист ГБОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»
Григорьевых В.А., преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Волжского филиала ФГБОУ ВПО «ПГТУ»
Рассмотрена цикловой методической комиссией ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж»
Протокол №1 от «29» августа 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
| 16 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
270802Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания,
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защита прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Систематическая проработка конспектов занятий. Самостоятельная работа с учебником. Подготовка сообщений по философской тематике. | 10 4 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Философия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1 Предмет «Философия» и его история. | |||||||
Тема 1.1 Введение. Философия, ее предмет и роль в обществе Основные категории и понятия философии. | Содержание учебного материала | 30 | |||||
1 | Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста в сфере экономических, юридических и управленческих дисциплин. Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. | 4 | 1 | ||||
Тема1.2 Философия Древнего мира и Средневековая философия. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Становление и развитие философских учений на Древнем Востоке. Древнекитайская философия. Конфуций. Лао-Цзы и даосизм. Древнеиндийская философия. Основные течения. | 2 | 1 | ||||
2 | Зарождение философии. Античная философия Общие закономерности развития философии Востока и Запада. Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. | 2 | 1 | ||||
3 | Философия Аристотеля. Римская философия Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники. Этическое учение Сенеки. Лукреций Кар, Варрон | 2 | |||||
4 | Философия Средних веков Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А.Блаженного и Ф.Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога. | 2 | 1 | ||||
Практическое занятие Жизнь и учение Сократа . Работа с текстом Диоген Лаэртский ожизни и учениях греческих философов | 2 | ||||||
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени. | Содержание учебного материала | 14 | 1 | ||||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э. Роттердамского, М. Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня. | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа Подготовка сообщений Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли. | 4 | 2 | |||||
2 | Особенности философии Нового времени: эмпиризм и рационализм в теории познания. Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо). | 4 | 1 | ||||
Практическое занятие Сущность рационализма и эмпиризма. Представители, особенности учений. | |||||||
Самостоятельная работа Поиск информации о жизни и учениях и подготовка сообщения (Ф. Бэкон Р. Декарт Д. Дидро, Ж Ж.Руссо, Т. Гобс, Д. Локк.) | 3 | ||||||
3 | Немецкая классическая философия Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Критическая философия И. Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологический характер материализма Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии. | 4 | 1 | ||||
4 | Марксистская философия Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию. | 2 | 1 | ||||
5 | Русская философия Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) и западниками (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский). | 2 | 1 | ||||
Практическое занятие Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева. | 2 | ||||||
Тема1.4 Современная западно-европейская философия | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||||
Западная философия ХХв., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. | 2 | ||||||
Практические занятия Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация». | 2 | ||||||
Самостоятельная работа Практические советы американского философа Д. Карнеги (найти книгу и выписать 10 правил) | 1 | 2 | |||||
Раздел 2 Систематический курс | 18 | ||||||
Тема 2.1 Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Онтология Учение о бытии Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. | 2 | |||||
2 | Атрибуты материи «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико-материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. | 2 | |||||
3 | Гносеология – учение о познании. Теория познания Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание | 1 | |||||
Практическое занятие Истина - центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. | 1 | 2 | |||||
Тема 2.2 Проблемы человека, сущность, содержание | 1 | Бытие человека Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом | 2 | ||||
2 | Происхождение и сущность сознания Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. | 2 | |||||
3 | Проблема бессознательного Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания.. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры | 2 | |||||
Практическое занятие. Тестирование по теме «Сознание» | |||||||
Тема 2.3 Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1 | Основы фидософского учения об этике. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. | ||||||
2 | Общество как система Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы. Способ производства как материальная основа общества. Современная научно-техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической организации общества. Субъекты политических отношений: государство, партии. Духовная сфера общества. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание | 1 | |||||
3 | Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие Исторический процесс. Проблема типологии истории Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Социальные противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н.Данилевского о культурно- исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). | 1 | |||||
4 | Философия и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле. Завершение эпохи потребительского отношения к природе. | 1 | |||||
Практическая работа Культура и цивилизация, критерии их типологии. Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности Российской культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации. | 1 | 2 | |||||
Самостоятельная работа Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Составить тезисы. | 2 | ||||||
Всего: | 58 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
-стулья;
-доска классная;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий, схем, плакатов по философии.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор;
-экран проекционный;
-видеофильмы («Великая тайна воды», «Тайны любви», «Тайны смерти», «Секрет», Дух времени», «Код мужчины»).
- презентации («Философия всеединства» В.С. Соловьева., «Мировые религии», «Русская философия» и другие.)
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
http://www.e-reading.me/book.php?book=110829 Учебное пособие доктора философских наук профессора Ю. В. Бабаева написано с учётом опыта многолетней работы со студентами младших курсов,
http://labrip.com/ На этом сайте представлен курс лекций по философии. Данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по философии, а также в качестве вспомогательного материала для рефератов и докладов.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=552625 конспекты лекций
life-path.ru/upload/osnovj-filosofii.pdf А.А.ГОРЕЛОВ. ОСНОВЫ. ФИЛОСОФИИ.
Основные источники:
- Алексеев П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2009.
- Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. - М: Изд - во Проспект, 2008.
- Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие.- М: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005.
- Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб заведений. / А.А. Горелов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
- Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2003.
- Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2005.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2009.
Дополнительные источники:
- Аблеев СР. Лекции по философии: Учебное пособие.-М.: Высш. шк., 2005.
- Волошин А.В. Венок мудрости Эллады. - М.: Дрофа, 2003.
- Кахановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Лешкевич Т.Г. Философия: Учебное пособие.- М: ИНФРА-М, 2006.
- Мананикова Е.Н. Философия: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
- Мифологический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
- Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс- СПб.: Питер, 2006.
- Орлов СВ. История философии.- СПб.: Питер, 2006.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М: Центр, 2002.
- Рассел Б. Мудрость Запада. - М.: Республика, 1998.
- Русские мыслители. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей.- М.: Айрис-пресс, 2004.
- Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА - М, 2006.
- Хрестоматия по философии: учеб. пособие. М.: Изд-во Проспект, 2007.
- Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие. - М.:ПРО-ПРЕСС, 2000.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовка сообщений, рефератов.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
4.1 Формы и методы контроля результатов обучения
Результаты обучении (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Устный опрос, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий. |
Знания: | |
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях | Устный опрос, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий. |
формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Устный опрос, тестирование, зачет по темам, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий. |
4.2 Контрольные вопросы по дисциплине Основы философии
Тема 1 Введение
- Природа философских проблем и основные философские направления
- Мировоззрение: понятие, функции, специфика. Исторические типы мировоззрения
- Философия и наука. Тождество и различия
- Философия как система. Функции и смысл философии
- Становление и развитие философии. Основные этапы развития
- Базисные категории философии: бытие, субстанция, материя
Тема 2 Историко-философское введение
- Высокий интеллектуализм Сократа
- Концепция идей Платона
- Основные идеи Средневековой философии
- Характерные черты философии Ренессанса
- Основные черты философии Нового времени
- Немецкая классическая философия – достоинства и недостатки
- Категории диалектики. Их природа и методологическое значение
- Закон единства и борьбы противоположностей как закон сущности развития
- Закон перехода количественных изменений в качественные – закон развития как явления
- Закон отрицания отрицания
- Агностицизм философии И.Канта
- Диалектическая логика Г.В.Ф.Гегеля
- Философия жизни Ф.Ницше
- Отличительные черты и особенности философии Востока
- Особенности русской философии
- Философия всеединства Вл.Соловьева
Тема 3 Систематический курс
- Философия сознания. Сознание как социокультурный феномен
- Сознание и язык. Сознание и самосознание
- Характеристика основных философских подходов к пониманию человека
- Основные биологические характеристики человека
- Научные теории происхождения человека
- Познание, его роль в жизни общества
- Разница между чувственным и рациональным познанием
- Истина, ее главные критерии
- Виды познания, их характеристика
- Знание и вера
- Паранаучное знание
- Методы и формы современного научного знания
- Социальное и философское прогнозирование
14 Культура, основные подходы к определению культуры
15 Формы и виды культуры
16 Основные этапы развития мировой культуры
17 Место науки в культуре общества
18 Зарождение религии, причины ее возникновения
19 Функции религии
20 Основные мировые религии
21 Роль религии в современном обществе
22 Искусство, причины его зарождения
23 Виды, формы искусства
24 Значение искусства для человечества
25 Духовные, нравственные проблемы, стоящие перед современным обществом; в современной России
26 Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Прогресс и его критерии
28 Противоречивость современного развития
29 Сущность глобальных проблем современности
30 Возможные пути разрешения глобальных проблем
4.3 Оценка индивидуальных образовательных достижений.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Тема 1 Введение
- Соотношение знания и мудрости в философии
- Учение Сократа о нравственности
- Учение Платона о государстве
- Эпикур и его учение о счастье
- Стоическая философия об идеале мудрой жизни
- Значение трудов Р.Декарта для науки и философии
- Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии
- Моральная философия И. Канта
- Г. В. Ф. Гегель о смысле человеческой истории
- Философия пессимизма А. Шопенгауера
- Основные идеи философии Ф. Ницше
- А.С.Хомяков – «Илья Муромец» русской философии
- Философия творчества Н. А. Бердяева
- Философия триединства В. Соловьева
Тема 2 Историко-философское введение
- Учение о человеке в философии экзистенциализма
- Современная наука и философия о проблеме возникновения человека
- Человек как тело и дух
- Фундаментальные характеристики человека
- Основополагающие категории человеческого бытия
- Сознание, мышление, язык
- Сознательное и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга
- Пространство и время в современной научной картине мира
Тема 3 Систематический курс
23 Культ и культура
24 Проблемы современной массовой культуры
25 Культура и контркультура, основные контркультурные движения
26 Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс)
27 Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития
28 Проблема «конца истории»
29 Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития
30 Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время
31 Основные функции искусства. Искусство и творение мира
32 Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Республики Марий Эл
«Строительно-промышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО
Республика Марий Эл «СПК»
____________ /Гарифуллин Р.Г./
3.09.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
для специальности СПО
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Волжск, 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж».
Разработчик: Фомина Н.Т., преподаватель социально-экономических дисциплин
Рецензенты:
Сычева Н.В., методист ГБОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»
Григорьевых В.А. – преподаватель гуманитарных и социально - экономических дисциплин Волжского филиала ФГБОУ ВПО «ПГТУ»
Рассмотрена цикловой методической комиссией ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж»
Протокол №1 от «29» августа 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1 ПАСПОРТ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучения дисциплины «История»:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;
- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже xx - xxi
- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;
- научить использовать опыт, накопленный человечеством.
Задачи изучения дисциплины «История»:
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ-ХХ1вв.;
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
- -дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- -обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXIвв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ-начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
- В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться общие компетенции:
- ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК5 Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9 ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.
- ОК10 Исполнять воинскою обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний( для юношей).
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды её учебной работы
Вид учебной программы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Список самостоятельных работ
1.Составить тезисы доклада(речи) У Черчилля в г.Фултон в марте 1946г.
2.Знать содержание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1975 г, Хельсинки.
3. Перечислить республики СССР, указать, какие из бывших союзных республик вошли в СНГ.
4.Биография Б.Н.Ельцина
5Денежные реформы 1991, 1993, дефолт 1998года
6 Биография В.В. Путина
7 Биография М. Тэтчер
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебной аудитории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
- учебно-методический комплекс «История»,
- рабочая программа, календарно-тематический план;
- библиотечный фонд;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор;
- экран проекционный;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов В.В. История: учебник для СПО, Ч.2.-М.: Издат.центр «Академия», 2013
История/П.С.Самыгин- изд 20-е.-Ростоа н/Д: Феникс,2014
Дополнительные источники:
- Новейшая история Отечества XXв. В 2т./Под ред. А.Ф.Киселева. 2-е изд., доп.-М.,2002.
- Новейшая история стран Европы и Америки / Под. ред. A.M. Родригеса. В 3-х ч. - М., 2002.
- Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие. - Вологда, 2001.
- Россия в мировой истории: Учебник / Под ред. В.С.Порохни. - Смоленск, 2003.
- Современные международные отношения. Учебник/ Под. Ред. А.В.Торкунова. -М.: РОСПЭН. 1999.
- Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2000.
- Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособий.- М.: Гардарики. 2002.
- Абалкин Л.И. Спасти Россию/ РАН. Институт экономики. - М., 1999. 2.Арон Р. История двадцатого века: Антология. - М., 2007.
- Афанасьев СЛ. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.
- Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.- М., 2000
- Внешняя политика Российской Федерации 1992- 1999. - М.: РОССПЭН. 2000
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М.,1987.
- 7.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник/ Под ред. А.Б.Безбородова.-перспективы. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. М., 2001.
- Кривогуз И.М. Мир в XX веке: Масштабы и направления перемен //Преподавание
истории в школе. -2001. — №1. - С. 18-26. - Пономарев М.В., Смирнова СЮ. Новая и новейшая история стран Европы и Америки:
Практическое пособие. В 3-х тт. - М, 2000. - Т. 2-3. - Ю.Пивоев В. М. Мировая культура второй половины XX века //Преподавание истории в школе. - 2001. - №2. - С.15-23. 11.Политическая история стран Восточной Европы после 1945 г. в зарубежных исследованиях. - М., 1991.
- Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения, перспективы: Сб. статей /РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. - М., 2000
- Россия и США после «холодной войны».- М., 1999.
- Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший/ РАН. Институт российской истории; редколлегия Ю.А.Поляков(отв.ред.),А.Н.Сахаров (отв.ред.) и др.- М., 2000.
- Согрин В.В. История США. Учеб. пособие. СПб., 2003
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации- М, 2001
- Павлютенкова М. Новые информатизационные технологии в современном политическом процессе//Власть-2000-№ 8
- Поздняков Э.А. Политика и нравственность.-М: Издательская группа "Прогресс"-"Культура", 1995
- Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.
- Теория международных отношений на рубеже столетий/ под ред. К.Буса и С.Смита. Перевод санглийского. Общая редакция и предисловие П.А.Цыганкова.- М.: Гардарики.2002.
Интернет-ресурсы
- http:// www. history, ru/ histr. htm -
- http:// www. woridhist. ru
- www.hist.msu.ru/
- http://www.zavuch.info/ 5.http://www.zavuch.info/
- http://interneturok.ru Франция во второй половине XX – начале XXI века
- http://www.youtube.com/watch?v=6Lih3Kab7Kc
- http://www.youtube.com/watch?v=21v0Darb5EE штурм Белого дома в октябре1993 года
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовка сообщений, рефератов.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
4.1 Формы и методы контроля результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
ориентироваться в современной экономической и культурной ситуации в России и мире; | тестирование |
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | собеседование |
Знать: | |
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20-21 вв.) | внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания; |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 - начале 21 вв. | неаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания |
1 | 2 |
основные процессы (интеграционные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания; |
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности | практическая работа |
роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | тестирование; |
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | внеаудиторная самостоятельная работа |
4.2 Контрольные вопросы по дисциплине «История»
- СССР в 80-е гг. Власть и общество. Попытки и реформирования советской системы в 80-е гг. Кризис советского общества (истоки и последствия). Распад СССР, его последствия для России и мира.
- Крушение колониальной системы. Выбор освободившимися странами путей развития.
- События 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы. Изменение геополитической ситуации в Европе и мире.
- Россия в 1990-е гг. Становление политической системы Российского государства. Экономические реформы, их последствия.
- Развитие культуры во второй половине XX в. Научное познание и объяснение мира. Системы общественных и духовных ценностей.
- Научно-технический прогресс и изменение в образе жизни людей. Техника и духовный мир человека, техника и экология. Информационная революция.
- Международные отношения во второй половине XX в. Проблемы отношений «Запад- Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций.
- Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности.
- Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).
- Образование новых независимых государств, вследствие крушения колониальных империй.
- Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США.
- Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».
- Страны Восточной Европы после второй мировой войны.
- Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны.
- Образование Китайской народной республики.
- Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г.
- Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы.
- Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в. борьба за демократические преобразования.
- Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав.
- НТР и социальные сдвиги в западном обществе.
- Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.
- Геополитическое положение и национальные интересы России.
- Проблемы национальной безопасности в международных отношениях.
- Международный терроризм как социально- политическое явление.
- Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.
4.3 Оценка индивидуальных образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СПО РМЭ «СПК»
_________ /Гарифуллин Р.Г./
3.09.2013
ПРОГРАММА
ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности
260807Технология продукции общественного питания
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 260807Технология продукции общественного питания;
Организация-разработчик: ГОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»
Разработчик:
Фомина Н.Т., преподаватель социально-политических дисциплин
Рекомендована цикловой методической комиссией ГБОУ СПО РМЭ «Строительно-промышленный колледж»
Протокол заседания цикловой методической комиссии
№ 1 от «29» августа 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807Технология продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании как при очном (дневном), так и при заочном обучении
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности является частью профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачет
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Правовое регулирование экономических отношений | 14 | ||||
Тема 1.1. Правовое регулирование в сфере профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основные положения Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации. Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности. | 2 | |||
1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать из Конституции экономические права граждан. | 2 | ||||
Тема 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | ||||
1 | Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности | 2 | 2 | ||
Практические занятия: 1)Организация предпринимательской деятельности в общественном питании. Создание предприятий общественного питания и их классификация 2)Индивидуальные предприниматели (граждане) их права и обязанности. 3)Составление таблицы: «Организационно-правовые формы юридических лиц», определить вид и отличительные признаки | 6 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Характеристика форм собственности в РФ по ГКРФ, статья 209-217 | 2 | ||||
Тема 1.3. Экономические споры | Содержание учебного материала | 2 | |||
Нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; споры, связанные с нарушением прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с государственными органами; споры о деловой репутации и товарных знаках. | 1 | ||||
Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. | * | 2 | |||
Практические занятия: 4)Использовать необходимые нормативно-правовые документы. Составление искового заявления в арбитражный суд | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Досудебный (претензионный порядок) рассмотрения споров, его значение | 2 | ||||
Раздел 2. Труд и социальная защита | 18 | ||||
Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права | Содержание учебного материала | 1 | |||
основные виды источников трудового права; основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений; субъектов трудовых правоотношений. права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | 2 | ||||
Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Содержание учебного материала | 1 | |||
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; понятие занятости; понятие безработного; понятия подходящей и неподходящей работы; порядок и условия признания гражданина безработным; права и обязанности безработного и трудоустраиваемого гражданина; | 2 | ||||
Практическое занятие: 5)право социальной защиты граждан; Социальное обеспечение в РФ, виды социальной помощи, понятие пенсии, виды пенсии | 2 | 3 | |||
Тема 2.3. Трудовой договор | Содержание учебного материала | 1 | |||
Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; Понятие трудового договора, его виды; перечень документов, предъявляемых при поступлении на работу; основания прекращения трудового договора; | 1 | ||||
Практическое занятие 6)Оформление документов при приеме на работу Составление трудового договора | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Ознакомиться с содержанием ТКРФ (выписать названия глав) | 2 | 1 | |||
Тема 2.4. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | Содержание учебного материала | ||||
Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха Понятие рабочего времени, его виды; виды отпусков и порядок их предоставления; льготы, установленные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением. | 2 | ||||
Практическое занятие Правовое регулирование заработной платы. Гарантии и компенсации. Порядок определения размера вознаграждения работника за работу в зависимости от условий его труда; порядок и условия выплаты заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда, решение задач, работа с ТКРФ | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением | 2 | 2 | |||
Тема 2.5.Трудовая дисциплина и материальная ответственность | Практическое занятие: Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; Виды дисциплинарных взысканий. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю. | 4 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность. | 4 | 2 | |||
Тема 2.6. Административное право | Виды административных правонарушений и административной ответственности; Понятие административного права. Субъекты административного права. Административные правонарушения. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. | 1 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Порядок наложения административных взысканий. | 2 | ||||
Всего | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Самостоятельная работа обучающихся:
- Сгруппировать права и обязанности гражданина РФ по сферам общественной жизни (экономические, политические, социальные, культурные)
- Характеристика форм собственности в РФ по ГКРФ, статья 209-217
- Досудебный (претензионный порядок) рассмотрения споров, его значение
- Ознакомиться с содержанием ТКРФ (выписать названия глав)
- Порядок установления рабочего времени и времени отдых для лиц, совмещающих работу с обучением
- Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
- Порядок наложения административных взысканий.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета;
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
-персональный компьютер, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Серебряков В.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в общественном питании: Учебник для студентов СПУ, М., «Академия», 2004
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник для студентов СПУ, М., «Академия», 2006
Нормативный материал
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Арбитражно – процессуальный кодекс РФ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
ФЗ "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров"
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
ФЗ " О занятости населения в Российской Федерации"
ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"
Дополнительные источники:
Правовое регулирование профессиональной деятельности: учебник / под ред. А.С.Аракчеева и Д.С.Тузова. – М., 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно – практический) / под ред. К.Я. Ананьевой. М., 2002.
Абашин Э.А. Арбитраж: долги юридических лиц. – М., 2002.
Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И,В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: практикум. – М., 2001.
Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: схемы и комментарии / под ред. к. ю. н. проф. В.Е.Шаркова. – М., 2000.
Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебник. – М., 2001.
Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. – М., 2001.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: схемы и комментарии. – М., 2000.
Иванов В.Н. Как защитить свои права и законные интересы. – М., 2002.
Козлов Ю.М. Административное право: учебник – М., 1999.
Основы правовых знаний: учебное пособие / под ред. В.И.Шкатуллы. – М., 2001.
Пискарев И.К. Образцы судебных документов: практическое пособие. – М., 2001.
Румынина В.В. Проверочные тесты по праву. – М., 2001.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
использовать необходимые нормативно-правовые документы; | Практическая работа |
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; | Практическая работа |
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; | Практическая работа |
знать: | |
основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | Тестирование |
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | Тестирование |
организационно-правовые формы юридических лиц; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | Тестирование |
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | Практическая работа |
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; право социальной защиты граждан; | Тестирование |
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; виды административных правонарушений и административной ответственности; | Тестирование |
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | Тестирование |