Сценарии интеллектуальных игр

Фомина Наталия Тихоновна

Страница содержит готовые сценарии для проведения внеклассных мероприятий по истории. Это сценарии интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?" и "Аз и Буки истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_chto_gde_kogda1.doc734.5 КБ
Microsoft Office document icon az_i_buki_istorii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая игра «Что? Где? Когда?»

на тему: «От Древней Руси IX в. к России XVII в.»

Историческая игра «Что? Где? Когда?»

на тему: «От Древней Руси IX в к России XVII в»

Цели:  

  • повышение познавательной активности и развитие интереса к предмету «История Отечества»
  • совершенствование общечеловеческих ценностей: патриотизм, любовь к Родине, уважение к наследию предков, культурным традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны
  • выработка  навыка работать в команде, слушать мнение товарищей, доказывать свою точку зрения.
  • Развитие  творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран
  • презентация с  вопросами для ведущего
  • карточки с номерами от 1 до 12 для жеребьевки, вместо традиционных писем на столах и волчка;
  • сигнальные флажки для каждой команды;
  • оценочная таблица баллов на листе ватмана или грифельной доске;

Оформление зала: надпись «От Древней Руси к России»; изображение солнца, как языческого знака; репродукция «Владимирской Богоматери»- символ православной веры; большая картина «Русский витязь»- символ воинской доблести и защиты.

Участники: 

Ведущий – руководит ходом игры, зачитывает вопросы, после жеребьевки, проводимой его ассистентом

Жюри – ставят оценки в личные таблицы, подсчитывают общее количество баллов, подводят итоги и награждают победителей.

  1. ассистент записывает баллы в таблице на листе ватмана или грифельной доске по ходу игры, для того чтобы игроки могли оценить ситуацию.
  2. ассистент проводит жеребьевку, подносит  карточки с номерами заданий на «волшебной скатерти - самобранке» к участникам игры, ответивших правильно 
  3. ассистент подносит микрофон к игровым столам, следит за сигнальными флажками, означающих готовность команд.

4- команды игроков Все команды за 2-3 недели перед игрой получают инструкции(Приложение 4), где перечислены требования и назначено время игры.

Ход игры:

  1. Приветственная речь ведущего.
  2. Знакомство с членами жюри. Жюри показывает участникам подарки за призовые места. Объявляет об оценочной системе баллов, в ней указывается количество команд и все номинации (внешний вид команды, девиз и эмблема, музыкальный номер от болельщиков команды, все 12 вопросов (Приложение 1), за которые выставляются баллы

  1. Приветствие команд. Капитаны объявляют всем присутствующим названия своих команд, после чего игроки провозглашают свои девизы (Приложение №2)
  2. Ведущий знакомит игроков с правилами игры «Что? Где? Когда?»

Правила игры:

  1. Право выбора первого вопроса предоставляется членам жюри. Один из жюри тянет карточку с номером вопроса с «волшебной скатерти самобранки». После чего ведущий зачитывает первый вопрос командам.
  2. Готовность команды ответить провозглашается поднятием флажка. Если команда ответила правильно, она имеет право выбрать следующий вопрос.
  3. После 2-х вопросов объявляется музыкальная пауза. Номер готовится болельщиками команды, оценивается жюри. Порядок выступлений выбирается жеребьевкой.
  4. В конце игры подводятся итоги, члены жюри объявляют окончательные баллы, называют и награждают победителей

Приложение №1

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1.Скажите, о ком идет речь в четверостишье, в какой битве он участвовал?

Я в лютой битве одолел Мамая.

Весь красен был от крови Тихий Дон.

До стран Заката, до границ Китая

Орды разбитой докатился стон!

2.Какая разница между вотчиной и поместьем?

3. Дочь этого великого князя стала женой короля Франции. Как звали этого князя?

4. Скажите, о ком идет речь, и как звали убитого сына?

Всю жизнь свою преследуя крамолу,

Я всех друзей и близких истребил.

Вокруг все пусто, тягостно и голо:

Я даже сына своего убил!

5. Объясните слово «объегорить». Как оно связано с поговоркой: «Вот тебе, бабушка и Юрьев день!»

6.Что в культуре России XVII века называли «восьмым чудом света»?

7. Кому принадлежат ставшие крылатыми фразы: «Иду на вы», «Мертвые сраму не имут»? Он же сказал «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или , совершивши знаменитые подвиги умереть со славой».

8. Когда и кто построил Успенский собор на территории Московского Кремля?

9. Скажите,  о какой битве рассказывается, и как называлось озеро, где состоялась эта битва?

Покрыто льдом озерное пространство.

Трещит тот лед: псы - рыцари идут,

Надев свое железное убранство,

Нас покорять. Но тщетно: Не пройдут!

10. Какая дата считается началом истории Москвы. С именем, какого князя связано первое упоминание о Москве в древнерусских летописях?

11. На Красной площади в Москве стоит многокупольный собор, который считается символом России. Как называется этот храм и в честь какого события он был сооружен?

12. Назовите имена трех царей на московском престоле во времена «Смуты», которые могли стать основателями новой династий русских царей.

Ответы к вопросам игры «Что? Где? Когда?»

  1. В четверостишье речь идет о Дмитрии Ивановиче Донском, герое Куликовской битвы 1380 года.
  2. Вотчина – это наследственное земельное владение, а поместье – условное, которое давалось за службу.
  3. Великий князь Ярослав Мудрый, его дочь Анна жена французского короля Генриха.
  4. Об Иване Грозном и его сыне Иване Ивановиче.
  5. Слово «объегорить» (обмануть) происходит от имени Егорий (Юрий), получило распространение после запрета крестьянам уходить в Юрьев день ( «под Егорьев день»).
  6. В культуре России XVII века называли «восьмым чудом света» дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой.
  7. Эти слова принадлежат великому князю полководцу Святославу.
  8. Успенский собор на территории Московского Кремля построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства – Успенский.
  9. Речь идет о Ледовом побоище 1242 года, состоявшемся на льду Чудского озера.
  10. 1147год, Юрий Долгорукий.
  11. Покровский собор или храм Василия Блаженного, построен в честь взятия Казани в 1552.
  12. В 1598 году умер Федор Иванович, последний царь из династии Романовых. Основателями новых династий могли стать Борис Годунов(1598-1605), Григорий Отрепьев /Лжедмитрий I/(1605-1606), Василий Шуйский (1606-1610)

Приложение №2

Варианты девизов и названий играющих команд.

  1. Команда «Поварята»

Мы научились жить в лицее,

Мы научились выживать,

Сюда пришли соревноваться,

Сюда пришли мы побеждать.

  1. Команда «Артель каменщика»

Можем крепость смастерить,

Можем вместе дружно жить,

Можем петь и танцевать,

Можем думать, размышлять.

  1. Команда «Зодчие»

 Мы зодчие-строители, учиться нам не лень.

Используем историю мы в жизни каждый день.

Мы группа образцовая и этим дорожим,

Поэтому историю учить всегда спешим.

4.Команда «Веселый столяр»

 Учиться на пять, трудиться на пять – вот наш девиз!

  1. Команда «Славяне»

Мы - славяне смелые, ловкие, умелые,

Парни молодые, руки золотые!

  1. Команда «33 богатыря»

Нас в группе ровно 33,

Нас все зовут «богатыри»,

Мы любим петь и танцевать,

В игру: «Что? Где? Когда?» играть.  

Приложение№3

Номера для музыкальной паузы в игре «Что? Где? Когда?»

1.Поэма о значении дерева в жизни славян.

( На сцене чтец в славянской  одежде. Каждое новое слово  сопровождается показом соответствующего предмета.)

Словенин всю жизнь живет подле дерева.

 Рожденный в бревенчатой клети, набирается сил в уютной липовой люльке, а из святого угла, сквозь печной дым, присматривают за несмышленым строгие деревянные лики.

Потом, подрастая, усаживается на тесанную лавку, за дощатый стол, берет звонкую кленовую ложку.

Взрослея, гнет можжевеловый лук, колет ровные березовые стрелы, опускает в колодец сработанную из дуба колоду, хранящую зимний лёд до маковки лета….

… и наконец затворяется в последний дом – домовину и мчится в небо на резвом коне, возникающем из смоляных бревен костра…

… а над пеплом скоро встает новая жизнь – кудрявая, в полновесных гроздьях рябина.

И так века и века, сколько помнят старые люди.

2. Сценка «Петр Великий и кузнец»

Ведущий: Вот приезжает Петр Первый к кузнецу на лошади.

Петр I: - Подкуй-ка мне коня!

Кузнец: - Можно.

Петр I: - Только сделай подкову хорошую!

Ведущий: Стал кузнец подкову делать, сделал её, да подает Петру I.

Кузнец: - Что, хороша будет эта подкова?

Петр I(усмехнулся):- Хороша, да не совсем.

Кузнец: - Почему не совсем?

Петр I: - Она слабая. ( Берет в руки подкову и разгибает её)

Кузнец: - Да, действительно слабая. ( делает вторую). Ну, а эта - хороша будет?

Петр I: - Да так себе. (взял подкову и снова разогнул)

Ведущий: Кузнец сделал третью.

Петр I: - Ну, этой, пожалуй, можно подковать.

Ведущий: Кузнец сделал все четыре подковы, подковал коня. Петр I и спрашивает об оплате.

Петр I: - Сколько тебе за подкову?

Кузнец: - Четыре рубля.(Петр I подает ему рубль серебряный, а кузнец взял да и сломал его) – А у вас деньги фальшивые. (Петр I подает еще один, а кузнец ломает и второй) – Да дайте мне деньги хорошие!

(Тут Петр I вынимает двадцать пять рублей и подает кузнецу)

Петр I: - На, не ломай денег, а то нашла у нас с тобой коса на камень. Я подкову сломал, а ты мои рубли поломал. Значит ты сильнее меня. Ты, знаешь кто я такой?

Кузнец: - Нет, не знаю.

Петр I: - Я Петр Великий, ваш государь. Ну, дак вот, работай, как работал, и сказывай людям, о том,  как с государем познакомился. ( сел на коня и поехал, и сказал -  До свиданья, кузнец, ты хороший молодец!

Ведущий: Эта сценка говорит о многом. Во-первых о простом и добром нраве Петра I, во-вторых, богатырской силе царя и его подчиненных, и в-третьих, о том что в правление Петра Великого была проведена денежная реформа. Серебро для изготовления монет было заменено на медь, поэтому кузнец так легко ломал деньги.

3.Монолог рекрута. «Прощание рекрута со своими детьми».

 Ведущий: В конце XVII века, в правление Алексея Михайловича Романова в России стала создаваться постоянная армия. Вместо поместного войска, в котором служили дворяне, стали набираться полки из посадских людей и крестьян, служба была практически пожизненной. Поэтому рекрут прощается со своими детьми.

 ( на сцене сидит рекрут, а на против стоят его сыновья склонив головы и он им говорит:)

И вы послушайте, бессчастны малы детушки!

И как отпущен-то родитель да ваш батюшко,

И он в дальную в путь широку дороженьку,

И он в злодийную эту службу государеву.

И не дождаться вам, сердечным малым детушкам,

И не гостюшком его да не любимыим,

И не видать да вам сердечныих гостиничек,

И вам на праздничек сердечныих подарочек,

И не придет-то родитель и ваш батюшко

И во свой дом, да он крестьянскую во жирушку.

И укатилось миженское ваше солнышко,

И за горушки оно да за высокие,

И за мхи да оно, красное, дыбучие,

И за лесушка оно да за дремучие,

И не будет вам великого желаньица

И не ласковыих прлестныих словечушек, И подрожит ваше пытливое сердечушко,

И позябет да ваша зяблоя утробушка. Ой, бессчастные!

Приложение № 4

Инструкция участникам игры

«Что? Где? Когда?»

по истории на тему: «От Древней Руси к России».

  1. Создать команду из 6-ти человек.
  2. Выбрать капитана.
  3. Придумать название команде игроков.
  4. Нарисовать эмблемы каждому игроку.
  5. Приготовить один музыкальный номер:

   А) музыкальный номер на историческую тему

   Б) в номере должны быть задействованы болельщики команды

6. Игра состоится  «        »          20         года в Актовом зале СПК          

7. Начало игры - 13.30.



Предварительный просмотр:

Историческая игра «Аз и Буки истории»

400-лет дома Романовых (1613-2013)

Цели: -    развивать познавательную активность учащихся и интерес к предмету «История Отечества»

  • развивать творческие способности и эрудицию  учащихся
  • прививать любовь к родной стране  
  • воспитывать умение работать в коллективе, использовать свои знания для решения познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная программа игры «Аз и Буки истории», 2 компьютера, видеопроектор, видеоэкран,  радио микрофоны,   игровое поле с буквами алфавита, цветные фишки для участников, костюмы артистам, «карты удачи», призы.

Оформление зала: столы для команд под цветными скатертями; надпись «АЗ и Буки истории», игровое поле, сделанное из пленки с цветными буквами.

Участники:

 Ведущий – выступает с приветственным словом, зачитывает вопросы, следит за ходом игры.

1-ассистент проводит жеребьевку, подносит  «карты – удачи» с номерами от 1до 6 к участникам игры, чтобы определить количество ходов по игровому полю, подносит микрофон к игрокам, желающих дать ответ

2-ассистент передвигает фишки команд по игровому полю, сообщает букву, на которой остановился ход.

Команды игроков -  красные, желтые, зеленые. Все команды за 2-3 недели перед игрой получают инструкции, где перечислены требования и назначено время игры.

Организационный момент:

Пригласить болельщиков команд в зал, чтобы они заняли свои места.

Парад команд – под торжественную музыку команды занимают свои места за игровыми столами.

Ход игры:

  1. Приветственная речь ведущего: Здравствуйте, студенты, преподаватели и уважаемые игроки! Мы начинаем интеллектуальную игру «Аз и Буки истории», наша игра посвящена знаменательной дате в истории России 400летию дома Романовых. В 2013 году отмечается 400-летие Дома Романовых – династии, с которой связаны великие события русской истории. 300 лет русской истории прошли под сенью династии Романовых — от избрания в 1613 году первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, до отречения в 1917 году от власти императора Николая II.

Что означает эта дата для каждого из нас? Это, наверное, зависит от того, как, вообще, относиться к истории. Если история является лишь пустым набором цифр, то она, конечно,  ничего не означает. Если же мы понимаем, что наша история – это тот материал, из которого все мы, удачно или неудачно вылеплены, что именно этот материал и определяет наш характер (так же как французская или немецкая история определяет характеры французов и немцев), его особенности и менталитет, тогда мы сможем попытаться оценить себя и наши  перспективы.

         Тем более что Дом Романовых – это не история частной семьи (да и есть ли такая история у венценосцев?), а собственно и есть история России. В течение всей недели в фойе колледжа транслировались презентации об истории государства в правление Романовых. Команды готовились к игре. Итак, мы начинаем нашу интеллектуальную игру «Аз и Буки истории», сегодня соревноваться будут игроки трех команд. Пожелаем им удачи,  и пусть победит сильнейший!

         

Давайте ознакомимся с правилами игры

  1. Объяснение правил игры:  

Правила игры

  1. Задача игроков пройти игровое поле от А до Я. Победителем считается та команда, которая первая дошла до буквы Я.
  2. Право первого хода определяется с помощью «карт удачи», кто из участников вытянет большее количество очков, тот и начинает игру.
  3. Если команда ответила правильно, она имеет право выбрать следующий вопрос.
  4. Если команда ответила неправильно, то её фишка возвращается на исходную позицию, а право хода переходит следующей команде.
  5. Ход – «театральные маски», означает вопрос-сценку. На сцене разыгрывается действие, а затем звучит вопрос.
  6. Ход – «кинопроектор», означает картинку на экране и вопрос к ней
  7. Ход – «счастливая звезда» переход вперед на 7 очков
  8. Если команды не могут самостоятельно ответить на вопрос, то они могут воспользоваться 1 подсказкой своих болельщиков.

Вопросы

  1. «Театральные маски» Названия исторических  сценок и вопросы к ним

Сценка «Приглашение на царство»

Как в истории называется время, в ходе которого началось правление династии Романовых?

Сценка «Основание Санкт-Петербурга»

 Об основании какого города вели речь ПетрI и Александр Меншиков? Назовите дату основания.

Сценка И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов об Университете.

В каком году был основан Московский Университет? Какой день считается днем российского студенчества?

Рецензия Екатерины II

Как называется книга, автора, которой императрица Екатерина II назвала бунтовщиком хуже Пугачева?

Ход – «кинопроектор»

Вопросы:

 

  1. Назовите имя. Она была регентом при малолетнем ПетреI. Возглавила восстание стрельцов. Открыла в Москве  Славяно-греко-латинскую академию.
  2. Назовите имя. С его именем связана эпоха великих реформ. В народе его называли «Освободитель»
  3. Как называется этот храм? Построен в честь победы в Отечественной войне 1812 г архитектор К.А. Тон ,1832г. В годы советской власти был разрушен, восстановлен в 1995-2000гг
  4. Назовите имя. Предводитель Крестьянской войны 1773—1775 гг. Он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за ПетраIII, и самым удачливым из них
  5. В честь  какого события был сооружен этот памятник? Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Общая высота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн. Всего памятник содержит 128 фигур. Авторы проекта памятника - скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман, 1862 г

4. Подведение итогов, награждение победителей

Приложение

Сценка «Приглашение на царство»

Марфа: Кто такие, зачем пожаловали?

1. Казак: Мы из града стольного, из Москвы,  матушка,  к тебе пожаловали.

2. Казак: С поклоном низким, с надеждой великою, на волю твою уповаем.

3. Казак: Знаем мы, что по воле Божьей и по  благословению благоверного и христолюбивого государя нашего Федора Ивановича, посох державный князю Фёдору Никитичу Романову был пожалован.

1. Казак:  Да тот нынче в Литве полонён. Но от благородного корня и отрасль добрая,  есть сын его князь Михаил Фёдорович и подобает по Божьей воле ему  на Руси державствовать.

Марфа: Не допущу! Не для того я сына своего в кротости и вере святой воспитывала, в стенах монастырских сохраняла. Не отдам его на растерзание ворогам.

2. Казак: Через Земский собор, долгими спорами, да длинными думами воля сия и решение принято.

Марфа: Знаю я помыслы ваши! Молод Михаил, умом ещё не крепок, тем и поваден (выгоден) вам будет, сами власть вершить мыслите! Страна разорена, люди утратили чувства закона  и чести, всякий наделённый хотя бы крохотной властью не стыдится для выгоды своей грабить и угнетать, мучить и убивать. Принять власть в сей смуте великой – равносильно обречь себя на гибель верную.

3. Казак: Уверуй, матушка, Божья воля через сие решение Росси явлена! выбрали его по воле Божьей, а не по его желанию; положил Бог единомыслие в сердца всех участников Земского собора. Ежели ослушаемся,  повлечёт это беду великую, новая смута, крылом чёрным накроет землю-матушку. 

1. Казак: Для спасения страны, Михаил обязан взойти на трон. И тебя нижайше просим сына своего не оставить, вместе с ним в стольный град пожаловать, ибо нет сильней защиты, чем материнская молитва, да слово сердца мудрого.

Марфа: Судьбы небесные сохранили дитя моё, вы назначили ему царство, воля божья да будет с ним!

Составлена: Поповой Е.П., преподавателем литературы ГБОУ СПО РМЭ «СПК», по тексту «Повесть о Земском соборе 1613года»

Сценка «Основание Санкт-Петербурга»

На сцене стоит стол, на нем горит свеча в подсвечнике. Выходят Петр Первый и Меншшиков А. Д., который несет под мышкой завернутые географические карты.

Петр I: - Разложи, Алексаша, здесь, на столе, план, на котором сняты все здешние острова и местонахождение от Ниеншанца до взморья, да скажи, что ты думаешь.

Меншшиков А. Д.: -  Бог помог исполнить давнишнее  намерение его царского величества и завоевать у шведов в прошлом году ключ, отворивший ворота в неприятельскую землю, - крепость Шлиссельбург, а к нынешнему году русское оружие отняло у врага другой ключ, который отворяет нам, русским, дорогу к морю и в Европу. Возблагодарив бога, должно теперь подумать, как укрепить это место. Надобно устроить в здешних местах фортецию и подкрепить её флотом.

Петр I: - Вот сейчас нам и надобно рассудить,  в каком месте строить новый город. Укрепить ли Ниеншанц, бывшую шведскую крепость или выбрать новое место и новую крепость построить?

Меншшиков А. Д.: -Место, где стоит Ниеншанц, не больно крепко от природы, да и от моря далековато. Надо бы новое место найти.

Оба склонились над картой и сосредоточено её рассматривают.

Петр I: - Ну что, нашел ли?

Меншшиков А. Д.: -Нет еще.

Петр I: - А вот оно! Вот на этом островке построим крепость, а на большом острове, который тут подле, выстроим город. Со временем и этот большой остров, который там ближе к морю, застроится зданиями, и в этих местах будет приморский город, куда станут приходить иностранные корабли с товарами, откуда будут отправляться к иноземцам корабли русские.

Меншшиков А. Д.: -Дай бог, чтобы все это исполнилось!

Петр I: - Именно здесь и будем строить новый город, а шведам этот остров не отдам! Это моя земля, земля русская!

(По мотивам рассказа К.П. Масальского «Быль 1703 года» из сборника Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX века. М.: - Худож. лит., 1989. С. 296-300.)

Сценка И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов об Университете.

(на сцене Ломоносов  и Шувалов)

Ломоносов:   Милостивый государь Иван Иванович!  Уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение об учреждении университета. Я уж и план подготовил.

Шувалов: Очень хорошо! Университет в России должен быть, и я сделаю все возможное, чтобы Сенат утвердил составленный вами «Проект об учреждении Московского университета» и штаты нового университета.

Ведущий: Прошло немного времени, и Ломоносов М.В. был приглашен на аудиенцию к императрице Елизавете Петровне ( на сцену выходят с разных сторон Елизавета Петровна и Ломоносов)

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.(Ломоносов кланяется)

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Иван Иванович   подал мне  прошение и рассказал о вашей  идее создать первый  национальный  университет в нашем государстве. Так ли сие дело было?

Ломоносов: Да, матушка императрица! Надобен в России свой университет и чтобы профессора говорили и обучали в нем на русском языке. Есть и среди русских людей умные и светлые головы, надо им дорогу открыть.

Елизавета: Михайло Васильевич, берешься ли сам, лично, возглавить сие великое начинание?

Ломоносов: Ваше величество, это честь для меня!

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

(уходят со сцены)

Ведущий:  Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета и утвердила план разработанный Ломоносовым и одобренный Сенатом.

Рецензия Екатерины II

На сцене сидит Императрица и внимательно читает книгу, иногда на её лице появляется негодование, и она кому-то грозит пальчиком. Вскоре она прочла книгу, захлопнула её и сказала:

- Намерение сей книги на каждом листке видно; сочинитель оной наполнен и заражён французским заблуждением, ищет всячески и выищивает всё возможное к умалению почтения к власти… к приведению народа в негодование противу начальников и начальства. Он своей книгой возмущает крестьян против помещиков, слуг против господ. Да он бунтовщик хуже Пугачева!

(Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. М. 2000. с 233)