Самообразование

Варламова Ирина Ерконысовна

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе "Инновационные подходы в обучении иностранному языку как основа ФГОС второго поколения". Данная научно-исследовательская работа включает следующие направления:

Глава I. Особенности реализации ФГОС второго поколения

1.1.Современные тенденции модернизации начального общего образования

1.2.Реализация ФГОС второго поколения в условиях начального общего образования

1.3. Характеристика современного урока по ФГОС

Глава II. Инновационные подходы в обучении иностранному языку как основа ФГОС второго поколения

2.1. Системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка

2.2. Информационно- коммуникативные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инновационные подходы52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Глава I. Особенности реализации ФГОС второго поколения

1.1.Современные тенденции модернизации начального общего образования

1.2.Реализация ФГОС второго поколения в условиях начального общего образования

1.3. Характеристика современного урока по ФГОС

Выводы

Глава II. Инновационные подходы в обучении иностранному языку как основа ФГОС второго поколения

2.1. Системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка

2.2. Информационно- коммуникативные технологии

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

2


3

Введение

        “Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медведева федеральному собранию с инициативой " Наша новая школа", можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.

        В СМИ, в интернете мы все чаще встречаем статьи о вызовах, которые стоят перед российской школой — глобальных и национальных:

– морально-нравственная дезинтеграция общества;
– низкий уровень доверия и социальной солидарности;
– нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
– недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
– рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
– снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
– усиление миграционных процессов;
– недостаточный уровень воспроизводства населения;
– снижение физического, социального и психического здоровья населения;

        Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов.

        Стандарт – это норма, образец, эталон. Стандарт в образовании надо понимать как условие обеспечения качества образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор между семьей, обществом и государством.

        Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

        Актуальность и необходимость стандартов, конечно, бесспорна. Учить поколение XXI века надо по-новому. Стандарт – это комплексная социально-экономическая инновация. И если мы хотим научить современного ребёнка качественно, то необходимо думать о новом качестве образования, которое приведёт к новому качеству жизни.

        Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не

4

только на обучение, но и на развитие личности ребёнка. Развитие, адекватное

 возрасту. Основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

        Уже в начальной школе учащиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в современном мире. Этому должны способствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требований к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения, которые являются отличительными в стандартах нового поколения.

        Основной целью обучения иностранным языкам с внедрением ФГОС становится формирование и развитие коммуникативной компетенции в условиях начального общего образования с использованием инновационных подходов: системно-деятельностного и личностно-ориентированного, а также, использование инновационных технологий, которые учитывают возрастные особенности, потребности и интересы учащихся.         


5

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

1.1. Современные тенденции модернизации начального общего образования

        За последние годы в области образования и также в сфере начального образования произошли значительные изменения. Появились новые программы, которые существенно отличаются от традиционного обучения. В результате этого главной целью образования является не только передача знаний учащимся, но и развитие индивидуальных и личностных качеств, образование ориентируется на «субъект-субъектное» обучение, в основе которой лежит «гуманистическое образование».

        В наше время, в развивающемся обществе нужны люди, легко ориентирующиеся в различных ситуациях, нравственные, предприимчивые, самостоятельные, умеющие ответственно относится к работе, мобильные, а также способные сотрудничеству. Модернизация образование должна сыграть ключевую роль в решении данных задач, а именно обеспечить качественное образование учащимся с их интересами, потребностями и склонностями независимо от их условий (положения в семье, места проживания, состояния здоровья). Важной задачей «гуманистического образования» является поддержания одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях поддержания государством образования должно обеспечиться эффективное использование различных ресурсов для осуществления новой программы, а именно финансированием, материальной и информационной помощью.

        Сегодня система образования должна не только отвечать современным требованиям, но и быть опорой и поддержкой для экономического и общественно- политического развития.[37, 3]

        Модернизация системы образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики, юридически закрепленная в новом Законе об образовании. [37,3] В модернизации образования должны принимать участие сами граждане России, семьи и родительские комитеты, органы местного самоуправления, коммерческие и общественные институты и т.д.

        В большинстве своем случае российское фундаментальное образование основывалось на «знаниевой» парадигме, это значит, что на уроках большое внимание уделялось передаче знаний, умений и навыков, и это считалось базисной основой обучения. Таким образом, усвоение знаний стояло на первом месте и считалось, что такой подход имеет развивающий потенциал. Однако, многолетняя практика показала, что в данном подходе есть существенные минусы. В знаниевой парадигме существовал большой разрыв знаний от умений и их применение на практике. А в наше время на рынке труда востребованы специалисты, умеющие легко применять свои умения на практике, умеющие выполнять свои определенные функции. [24,91] В рамках ФГОС большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу,

6

который формирует у учащихся самые важные качества, развития личности, готовый к жизни в современном мире. Системно- деятельностный подход обеспечивает следующие: формирование учащихся навыков к непрерывному образованию, то есть саморазвитию, формирование учебно-познавательной и исследовательской деятельность, и также учет возрастных, психологических и физиологических особенностей у учащихся.[9,1] При построении урока с применением системно-деятельностного подхода учитель должен учитывать принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества, что обеспечивало бы полную активную работу учащегося и усвоение образовательной программы в благоприятных ему условиях.

        Обновление образования должно сыграть важную роль в сохранении и формировании устойчивости российского образования. Применение в области образования деятельностно-ориентированного подхода составляет ядро образования. [29,92]

        В результате модернизации образования изменилась структура обучения. Постепенно меняется представление об образовательных результатах, если по традиционному стандарту большое внимание уделялось предметным результатам, то по новому стандарту идет ориентация на метапредметные и личностные результаты, изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования, изменения вносятся по требованиям ФГОС в книгоиздательскую деятельность, в результате формирования у учащихся универсальных учебных действий, создаются учебные пособия, рабочие, контрольные и проверочные тетради для проверки усвоенного материала с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентировочного подхода и т.д.

        ФГОС второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования. Требования следующего типа:

• Личностные: данный компонент включает в себя формирование у учащихся готовность и способность к саморазвитию, форсированность личностных качеств, формирование мотивации к познанию и другие.

• Метапредметные: усвоение учащимися учебных универсальных действий, формирующие у учащегося основу умения учиться.

• Предметные: включает освоенный опыт, специфической для данной предметной области по получению нового знания и применения его, в ходе изучения учебного предмета. [28,10]

        В результате усвоения учебных предметов достижения учащихся начальной школы в рамках контроля подлежат итоговой оценке, а именно: система его знаний и представление о мире, обществе, природе; умение самостоятельно использовать исследовательскую и познавательную

7

деятельность; его информативные и также коммуникативные умения.

        Еще одной важной особенностью модернизации в области образования с внедрением ФГОС второго поколения в учебный процесс явилось использование инновационных технологий.

        Применение на уроке информационно- коммуникативной технологии (ИКТ) рассматривается как необходимое звено в образовательном процессе. В наше время современный учитель должен владеть информацией и должен учить владеть ею учащихся. Современный учитель должен владеть мультимедийными источниками, уметь редактировать тексты, пользоваться электронной почтой и создавать презентации. Все эти условия обеспечивают хорошую подготовку для формирования интереса у учащихся и желания учиться. В современных уроках по требованиям ФГОС широко применяется метод проекта.[45]Использование на уроке метода проектов обеспечивает личностно-ориентированное обучение, затрагивающее интересы и потребности учащихся. ФГОС второго поколения ставит важнейшую цель развития личности, и одним из эффективных методов является проектная деятельность. Применение проектной деятельности на уроке делает ее интересной, познавательной и в то же время эффективной. [27,102] Проектная работа основывается на выполнении задания учащимися под руководством учителя, в результате этого, школьникам важно владеть большим объемом информации, включать воображение, творческое мышление и самостоятельность. В результате данной творческой работы учащиеся пополняют свой «багаж знаний» коммуникативными и интеллектуальными умениями. На уроках английского языка, данный метод широко применяется на каждом уроке.[42]Проектная деятельность не отходит от традиционной дидактики, а продолжает ее, развивает,направляет обучение на реализацию современных целей образования. [27,102]

        Еще одной важной технологией является использование метода сотрудничества. Основная цель данной технологии заключается в создании условий, в которых учащиеся будут взаимодействовать друг с другом: переговариваться, сотрудничать, решать проблемы вместе, принимать решения. В результате этого, учитель учит учащихся работать в сотрудничестве и формирует личностные качества: доброту, понимание и другие. [32]

        Следующим инновационным методом является - здоровьесберегающий метод. Известно, что современный урок сопровождается большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и активной работы. Поэтому очень важно предусмотреть учителем свой ход работы, использовать такие методы, чтобы снять напряжение, утомленность и усталость учащихся. Формами работы могут быть использование на уроке песенного материала, чтение стихов, физкультминутки, игры, краткометражные мультфильмы с воспитательной основой и другие.[32]

        С модернизацией образования ученик перестает быть пассивным объектом в образовательном плане, а наравне с учителем выявляет тему урока,

8

ставит цели и задачи, определяет пути решения задач, выбирает какими средствами пользоваться для достижения цели и активно участвует в оценке своей деятельности и своих товарищей.

1.2.Реализация ФГОС второго поколения в условиях начального общего образования

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

        Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных

9

спектаклей с использованием иностранного языка;

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;

духовно-нравственное воспитание школьника;

развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе[4];

формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности)[3].

Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.

        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориал[1].

        В учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.

        Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и

10

воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»

        В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

        Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе[5].

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;

осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;

знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции)[4].

        Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:[5].

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу умения учиться; б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в

11

начальной школе являются:

развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.)[4].

        Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы[4].

        В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.

        Коммуникативная сфера является ведущей при обучении иностранному языку. Предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:

«Выпускник научится»[3] включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Опорная

12

система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников начальной школы и соответствует базовому уровню.

«Выпускник получит возможность научиться»[3] отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесённых к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.

Таким образом, уровневый подход к предметным результатам существенно влияет на организацию обучения иностранному языку, что позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровню обученности детей на основе принципа дифференциации и индивидуализации обучения.

Подходы к оценке достижения планируемых результатов

        ФГОС определяет требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки. Система оценки рассматривается как «сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования»[2].

        Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов

13

ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса, т.е. на базовом уровне.

        При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

        Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх в идах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

        С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях»[2]. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)

14

деятельности обучающихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.

        Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.

1.3. Характеристика современного урока по ФГОС

        В отличие от традиционного урока, современный урок по ФГОС имеет следующие характеристики:

        Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.
Урок – главная составная часть учебного процесса.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке.

1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность ученика

(постановка цели урока, определение проблемы урока и

путей её решения, отбор способов и средств достижения

цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка

достигнутых результатов).

 5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).

6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание)

Табл.1 Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает

учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Типы уроков

Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:

  1. 16
  2. Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.

Планирование урока

Табл.2 Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

По очереди комментируют…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Табл 3

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Оргмомент

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

3. Усвоение новых знаний  и способов действия

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

( в парах или группах, фронтально)

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Коррекция знаний и способов действий

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

8. Рефлексия

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике  системно-деятельностного подхода к образованию?  В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.  В традиционном подходе  цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.  Наглядное представление о принципиальной разнице  между двумя группами

22

формулировок дает следующая  таблица:

Табл.4 Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.-

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
  • задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

23

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке  формируются: на этапе объявления темы урока  - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица  позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока  формируются какие метапредметные результаты.

Табл.5. Формирование универсальных учебных

действий на каждом этапе урока

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(преподаватель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое:

Разработать  структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный

Седьмое:

Определить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое:

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору

25

выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое:

         Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

ВЫВОДЫ

Особенности ФГОС второго поколения:

  • изменилась структура стандарта;
    – значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС;
    – впервые при разработке ФГОС учитывались и выявлялись потребности личности, общества и государства в общем образовании;
    – системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ ;
    – методологическим основанием ФГОС является системно-деятельностный подход, когда меняются роли образовательного процесса;
    – новое содержание образования, направленное на социализацию личности;
    – значительно расширена часть ООП (основной образовательной программы), формируемая участниками образовательного процесса;
    – представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС;
    – предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность;
    – изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

Глава II. Инновационные подходы в обучении иностранному языку как основа ФГОС второго поколения

2.1. Системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.  Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной

26

форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Сегодня важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение  задач, т. е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково - конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

В учебном процессе важно создать взаимодействие школьника. Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом – как эту потребность реализовать. Ученик может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально – познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации  учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает проблему, самоконтролирует правильность этого решения.

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно – развивающее (по М.И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким – то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности.

Согласно личностно – деятельностному подходу, в центре обучения должна находиться личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием

27

самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Как пишет Л. С. Выготский, ≪в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика. С точки зрения содержания, учебная деятельность является интегративной частью жизнедеятельности ученика. Содержание учебной деятельности, определяемое как решение учебных задач посредством учебных действий, относится к плану учителя. План ученика – жизнедеятельность, т. е. мотивы, возможности, ситуация выбора, делание для себя и открытия для себя≫ [2]. Для успешности учебного процесса учителем должно быть учтено содержания оценивания, т. е. его способ, результат, участники этой ситуации, их отношения и форма оценивания.

Важным отличием личностно – ориентированного урока является организация учебного материала. К каждому уроку учитель подбирает дидактический материал (иллюстративный, раздаточный и т.п.), позволяющий ему в процессе урока использовать задания разной степени сложности. Ранжирование заданий осуществляется через выявление объективной сложности материала, интереса учащихся к предметному содержанию и их индивидуальных возможностей при выполнении тренировочных, творческих, проблемных заданий.

Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является взаимодействие учителя и ученика. Учебный диалог на личностно-ориентированном уроке можно считать специфическим видом технологии. Учебный диалог – не только метод обучения, но и неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любого личностно-ориентированного урока.

Учителя иностранного языка осваивают ключевые моменты организации личностно – ориентированного урока:

•признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе;

•участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков;

•урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;

•учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая, при этом,  с учащимися план урока;

•на уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника);

•учитель разрабатывает и использует дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся;

28

•преобладает метод проблемного обучения, ориентированного на активизацию самостоятельности детей;

•основной формой взаимодействия является парная и групповая работа;

•учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.

2.2. Информационно- коммуникативные технологии

Давайте немного окунемся в прошлое. Как 20-30 лет назад проходил урок английского языка в средней общеобразовательной школе? Все помнят общепринятые для советских детей фразы:

  • Кто дежурный?
  • Кто сегодня отсутствует?
  • Какой сегодня день недели/дата?

На сегодняшний момент данные вопросы не являются актуальными (конечно же если мы не хотим повторить числительные и названия дней недели с младшими школьниками).

Современный урок английского языка в корне отличается от урока конца XX века. Перед учителем стоит задача - научить ребенка учиться. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Развитие новых технологий не могло не затронуть процесс школьного обучения, особенно дисциплину «иностранный язык». В последние десятилетия в мировой методике обучения данному предмету получили распространение новые педагогические технологии, такие как:

·         обучение в малых группах сотрудничества;

·         дискуссии;

·         мозговые атаки;

·         игры проблемной направленности;

·         метод ситуативного анализа;

·         метод проектов;

·         «Портфель ученика».

Следует заметить, что ни один из указанных видов новых педагогических технологий не является универсальным. Ошибочным было бы злоупотреблять одним из них. Задача сегодняшнего учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Конечно же, все эти технологии очень хорошо работают в паре с использованием  информационно – коммуникационных технологий и помогают

29

реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.

Преподаватели очень часто настаивают на оборудовании кабинета компьютером с выходом в интернет и забывают о целях обучения иностранному языку, его специфике, направленной в основном на устную практику.

Так, для того чтобы минимизировать данные проблемы, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет – ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов (переведены П.В. Сысоевым на русский язык посредством транслитерации):

1.ХОТЛИСТ( от английского "hotlist” – «список по теме» или немецкий

вариант Linksliste) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.

2.     МУЛЬТИМЕДИА СКРЭПБУК  (от английского «мультимедийный

черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

3.     ТРЕЖА ХАНТ (от английского «охота за сокровищами») напоминает

хотлист и скрэпбук. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. с помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.

4.     САБДЖЕКТ СЭМПЛА стоит на следующей ступени сложности по

сравнению с трежа хантом. В отличие от него сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

5.     ВЕБКВЕСТ  (от английского "webquest” –«Интернет-проект» - самый

сложный тип учебных Интернет – ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации

30

проектной деятельности учащихся с использова нием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего про екта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полно го понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой пер вичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискус сионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Приведу несколько примеров работы с Хотлистом:

1.     Хотлист по теме «Семья и семейные традиции»

2.     Хотлист по теме «Мое свободное время»

3.     Хотлист по теме «Время каникул»

31

activity/4315.html

А сейчас давайте попытаемся систематизировать информационные и образовательные интернет – ресурсы:

1.Прежде всего, каждый человек, изучающий иностранный язык, заинтересован в том, чтобы объективно определить уровень владения языком.  Для этого можно воспользоваться сайтами:

·         http:/www.toefl.org

·         http:/www.ielts.org

·         http:/www.lingval.ru

2.     Для формирования или совершенствования лексических и грамматических навыков посетите один из сайтов:

·         http:/www.edufind.com/English/grammar

·         http:/www.englishclub.com (сайт создан в Кембриджском университете)

·         http:/www.studyl.ru/grammar

·         http:/www.englishplus.com/grammar

3.     Для обучения различным видам чтения:

·         http:/www.English-to-go.com (предлагаются удобные для копирования целые разноуровневые уроки с интересными текстами и  упражнениями)

·         http:/www.eng.hut.ru

·         http:/www.ioso.ru/distant

·         http:/www.bartleby.com

4.     Все известные газеты и журналы имеют свои сайты:

·         http:/www.mediainfo.com/emedia

·         http:/www.washingtonpost.com

Сайт газеты The Washington Post – имеет 5 основных рублик: новости, стиль жизни, спорт, рекламные объявления и новости рынка. Работа с такой онлайновой газетой предоставляет уникальные возможности межкультурной коммуникации. Учащиеся могут ознакомиться с текущими событиями, сравнить комментарии разных авторов, а также воспользоваться ссылкой «send us feedback», позволяющей установить связь с издательством. Результаты такого контакта можно в дальнейшем обсудить н занятиях, организовать дискуссии.

·         http:/www.nytimest.com

Сайт газеты The NewYork Times – помимо прочего, предлагает читателям учебную версию своей газеты с поурочными разработками.

·         http:/www.bbc.co.uk/worldservice

Сайт газеты BBC World Service, который предлагает своим читетелям не только прочитать на предложенных 43 языках мира интересные статьи, но и прослушать их, выбрав для сeбя подходящий уровень владения языком (даже в режиме Learning English).

32

·         http:/www.abcnews.go.cm/index.html

Сайт газеты ABC News сопровождает свои публикации не только звуком, но и видео. Возможна также беседа с читателями в разделе «Chat»

·         http:/www.usinfo.state.gov

Сайт Госдепартамента США предлагает самую свежую информацию по рубрикам:

  • О департаменте США
  • Пресса и связь с общественностью
  • Путешествия и жизнь за рубежом
  • Страны и регионы
  • Международные дела
  • История, образование, культура (наиболее интересный раздел с различными ссылками, которыми можно воспользоваться для обсуждения на занятиях, для проектной деятельности)

5.     Для школьников начального и среднего звена:

·         http:/www.his.com/-pshapiro

Интересный сайт канадского писателя  Фила Шапиро.

6.     Для обучения аудированию:

·         http:/www.bell-labs.com

Сайт компании Lucent Technologies (подразделение Bell Labs) при помощи синтезатора речи, который превращает текст в звук, позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке.

·         http:/www.stories.simplenet.com

На сайте можно найти рассказы в звукозаписи, продолжительностью 1-2 минуты для школьников разного уровня подготовки.

·         http:/www.center.fio.ru

Сайт представляет собой подборку звуковых файлов к сказкам, басням, рассказам английских и американских авторов.

7.     Для контактов с зарубежными партнерами, участие в дискуссиях по актуальным для молодежи темам:

·         http:/www. talkcity.com

·         http:/www.forum.entertainment.ie

·         http:/www.news.bbc.co.uk

·         http:/www.chat.ru/-english language

8.     Для школьников, участвующих в совместных проектах, дискуссиях и т.д.:

·         http:/www.royal.gov.uk (сайт Британкой монархии)

·         http:/ www.culture.gov.uk

·         http:/ www.uk.ru (вся информация о Великобритании на русском языке).

9.     Для обучения письму, чтобы найти партнеров по переписке:

·         http:/ www.iecc.org

·         http:/ www.stolaf.edu/network/iecc

33

10.                            Сетевые сообщества учителей:

·         http:/ www.eun.org 

Европейская школьная сеть, объединяющая 20 европейских министерств образования. Учителя всего мира могут получить доступ к колоссальному количеству источников, обмениваться опытом, присылая собственные разработки на сайт

·         http:/www.ioso.ru/distant.

Сайт, где можно обменяться опытом, получить консультацию у ведущих методистов нашей страны, участвовать в совместных проектах, телеконференциях.

Итак, чтобы подытожить вышесказанное, хотелось бы отметить следующее. Интернет прочно  вошел в нашу жизнь. Изобилие удваивающейся ежегодно информации необходимо фильтровать. (Если мы  вспомним, как выглядела поисковая система, к примеру, 10 лет назад, мы поймем, о чем идет речь). И только творчески работающий преподаватель может разумно и органично вписать уникальную информацию сети в учебный процесс, выступая новатором, расширяя кругозор своих воспитанников, вводя их в межкультурное пространство.

ВЫВОДЫ

В заключении следует отметить, что все эти Интернет-ресурсы помогают сделать уроки более живыми, увлекательными, закрепить материал, пройденный на уроке, развить умения самостоятельного поиска информации, быть в курсе последних новостей в странах изучаемого языка, и что самое важное, создать ситуации реального общения на английском языке. Интернет прежде всего — это источник аутентичных материалов (текстов на языках, аудиозаписей с речью носителей языка), т.к. большинство обучающихся не имеет возможности общаться с носителями языка в реальной жизни. А если они и выезжают за границу, то не могут преодолеть языковой барьер и говорить на языке, не имея достаточно практики. На уроках при помощи Интернет-ресурсов мы можем создать ситуацию реального общения на английском языке. Школьники могут знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.


34

Заключение

        В результате преобразований в сфере образования, с внедрением ФГОС второго поколения в начальном общем образовании произошли кардинальные перемены. Главной целью образования является не передача готовых «знаний- умений- навыков» с поколения в поколения, а именно умение использовать эти умения на практике, так как в наши дни на рынке труда требуются люди, умеющие легко ориентироваться в различных ситуациях. Уходит в прошлое «знаниевая» парадигма и наступает новая эра умения ориентироваться в мире информации. Модернизация образования сделала большие шаги в создании «гуманистического образования», нацеленный на поддержания одаренных и талантливых детей. В результате внедрения ФГОС, начали использоваться инновационные подходы и технологии, которые значительно повысили качество уровня образования и сформировали желание учащихся продолжать подвигаться в области образования.

        В свою очередь значительные перемены происходят в проведении уроков. Уходит в прошлое «пассивность» учащихся, по новым стандартам, они становятся активными деятелями в образовательной системе. В отличии от традиционного урока, на современном уроке отношения между учителем и учащимися строятся по « субъект- субъектному» принципу, это значит , что учащиеся не «объекты» урока, которым передаются знания умения и навыки от рук учителя в руки учащимся, имеется ввиду, что они вместе с учителем определяют тему урока, цели и задачи его, выбирают пути достижения к цели, решают проблему, выполняют корректировку в своей работе по примерам или же образцу, и также сами оценивают свой деятельностный труд и труд товарищей. В применении инновационных подходов, а именно: личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход значительно повышает мотивацию в изучении иностранного языка. Поэтому важно использовать хорошо разработанный УМК, который включает упражнения, ориентированные на использование данных подходов. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие и воспитание личности, стремящийся к самообразованию и самовыражению. Через системно-деятельностный подход идет формирование коммуникативных компетенций, что позволяет выработать у учащихся умение взаимодействовать с окружающим миром. Учащиеся, выполняя различные упражнения и задания, участвуя в исследовательской деятельности, учатся самостоятельно добывать информацию. Личностно-ориентированный подход нацелен на учет личностных интересов, возможностей, склонностей и потребностей учащихся. На первый план выдвигаются интересы учащихся для того, чтобы вызвать мотивацию и желание учиться.Метод проекта, информационные технологии, Интернет – ресурсы и другие, значительно повышает интерес учащихся. Они ориентированы на самостоятельную работу учащихся под руководством учителя. Еще одним важнейшим преимуществом явилось использование инновационных технологий, таких как здоровьесберегающие технологии, помогающие в тоже же время освоения УУД

35

и в то же время, усваивать их без усталости и напряжения.

        Начальное общее образование выступает как самостоятельное звено и несет большую ответственность за развитие личности учащихся и большую ответственность за его продвижение в дальнейшей образовательной сфере. Начальное образование ставит себе цель формирование основ коммуникативной компетенции, что позволит учащимся освоить иноязычную речь как средство общения. Поэтому учителю важно хорошо организовать урок с применением данных методов и технологий для того, чтобы обеспечить хорошую подготовку в его дальнейшем усвоении иностранного языка.  Учебник ориентирован на интересы, потребности и учитывает индивидуальные способности и возрастные особенности учащихся (личностно-ориентированный), а также помогает достичь высоких матапредметных и личностных результатов. На каждом уроке учащиеся должны ответить на три важнейшие вопросы, что они знают (знают лексический материал, и использование его в жизненной ситуации, правильное применение грамматики для построения предложений); что они умеют (научились вести диалоги с собеседником, задавать вопросы); чем они владеют (навыками самооценки своей деятельности).

        Сегодня, согласно требованиями ФГОС, современная школа должна приобщить растущих детей в условиях полиязычного и поликультурного мира к этим новейшим изменениям в образовании. Иностранный язык дает большие возможности для того, чтобы осуществить их.

        Таким образом, начальная школа обеспечивает поставленную основную задачу ФГОС, развивать и воспитывать учащихся на ступени начального образования, так как она является базовой ценностью всей образовательной системы.


36

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандарта нового поколения /А.Г. Асмолов.- М.: Педагогика, 2009.- 234с.
  2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление. Развитие личности. М.: Мысль, 2002 г.
  3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. -332 с.
  4. Афенкина А.А. Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по английскому языку. [Электронный ресурс]. - http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-k-obucheniyu-0
  5. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач У/Иностранные языки в школе – 2007 – № 5. – С. 30–37
  6.  Бим И. Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса.//Иностранные языки в школе – 2006 – № 1.– С. 48–52.
  7. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач У/Иностранные языки в школе – 2007 – № 5. – С. 30–37
  8.  Бим И. Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса.//Иностранные языки в школе – 2006 – № 1.– С. 48–52.
  9. Бим И.Л. Примерные программы по иностранным языкам Английский язык. Начальное общее образование. – М.: Астрель АСТ, 2004. – 192 с.
  10. Бим И.Л. Всегда ли инновации в области термилогии – следствие развития научного знания // Иностранные языки в школе. – 2004. - №3.-С.30-33.
  11. Ворожцова И.Б. Личностно - деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск, 2000 г.
  12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.
  13. Галямова С.В. Новые учебники как средство реализации требований ФГОС// Иностранные языки в школе. – 2012. - №1.-С.54-57.
  14. Данилюк, А. Я. Кондаков, А. М. Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009. - 24 с. - (Стандарты второго поколения).
  15. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры. // Начальная школа. – 2006. - №5. –С.30-31
  16. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе. –

37

М.: Просвещение, 2006. – 219 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. / Под ред.

  1. Зайцева Р.И. Роль системно - деятельностного подхода в процессе обучения // Английский язык.- 2014.- №1.- С.2-3.  
  2. Иванов Т.В. и др . Технологии и методики обучения иностранным языкам. Практика. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 136 с.
  3.  Каварина А.А. Основные подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственно с общего образования.-М.: ФИМИ, 2006.-346с
  4. Колкер Я. М. Организация преемственности заданий на занятии с учетом взаимо-связи мыслительных операций.//Проблемы организации учебных занятий на факультете иностранных языков педвузов – Рязань: 2006 – С. 53-61.
  5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. –М.: Просвещение, 2011.-268с.
  6. Колесникова Е.А. Направления модернизации процесса обучения // ИЯШ. – 2007.- №6.
  7. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009.-40 с
  8. Коптилкина Т. Webquest в работе учителя // English. Учебно- методический журнал Английский язык.-2012.- №7
  9. Львовский В.А. Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе.- М.:2001.-52 с.
  10. Максаев А.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку [Электронный ресурс].- http://festival.1september.ru/articles/566297/43. Официальный сайт МБОУ лицей №5 г.Уфы. - http://lic5.ru/
  11. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Серия «Новые образовательные стандарты». - М.: ВИТА- Пресс, 2011.- 156с
  12. Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru).
  13. Методическое письмо «Совершенствование преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях г. Москвы», М.: МИОО, 2009.  
  14. Мирошниченко А.Л. Цели и задачи обучения английскому языку. // Английский язык.- 2013.- №12.- С.21-24.
  15. Оценка планируемых результатов в начальной школе. Система

38

заданий. В 2 ч./М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с. - ( Стандарты второго поколения)

  1. Планируемые результаты начального общего образования. [Электронный ресурс].-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с. - ( Стандарты второго поколения)
  3. Скалкин В.А., Рубинштейн Г.А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. – 2012. - №4.- С.40-45.
  4. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку. // Педагог.- 2005. - №2.- С.162-166.
  5.  Серёгина В.В. Использование информационных технологий на уроках английского языка // Английский язык.- Изд-во «Первое сентября».-2010.-№5- С.13
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  7. ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. - http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/.