Внеурочная деятельность

Третьякова Анжелика Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

Цель и общие задачи воспитания и развития учащихся начальной школы Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа . Ценностные установки воспитания и развития российских школьников патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Слайд 3

Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС (организационный аспект) внеурочная деятельность Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого

Слайд 4

Смоделировать внеурочную деятельность с учётом специфику деятельности ОУ вида учреждения общего образования количества и состава учащихся места расположения образовательного учреждения педагогических возможностей образовательного учреждения направленности деятельности учреждения в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями и т.п.

Слайд 5

К региональным особенностям относятся: географические условия и природно-климатические (отдаленность школы, особенности подвоза, плохие погодные условия и т.п.), предполагающие составление гибкого учебного плана, индивидуальных учебных планов, применение таких технологий, как дистанционное обучение, а также альтернативных форм обучения (экстернат, интернат, семейное обучение и т.п.; социально-экономические условия (доминирующие виды производства, наличие технико-внедренческой зоны, научно-образовательный центр и т.п), отражающиеся в видах учебно - воспитательной деятельности учащихся (приоритет проектно-исследовательской деятельности) и содержании учебного плана (например, эколого-образовательные, краеведческие программы).

Слайд 6

К национальным, этнокультурным особенностям можно отнести: наличие многоконфессиональности, полинациональности , которые должны отражаться в программе духовно-нравственного воспитания в виде программ (например, «История и культура казачества», «Разноцветный мир культур», «Дружная семья народов Кубани»), уроков толерантности, психолого-ориентированных курсов и т.д. Учебный план должен включать в себя изучение русского языка как неродного, а также своего родного языка, введение интегрированных языковых программ. Формы организации образовательной деятельности могут быть реализованы через центры национальной культуры (клубы, фестивали, национальные праздники, олимпиады и др.). миграционные процессы предполагают составление программ работы с детьми социальной группы риска (беженцы, переселенцы). в ООП также могут быть учтены условия, связанные с локальными, событиями в жизни муниципалитета, школы, отдельного класса (например, юбилей ст. Каневской, Зимние олимпийские игры – 2014 год, знаменательная дата, значимая для муниципалитета, юбилей школьного музея и т.п.).

Слайд 7

Внеурочная деятельность может отражать систему взаимодействия с субъектами социо-культурной среды муниципалитета, ОУ. учреждения культуры, центры дополнительного образования, спортивные школы, общественные организации, СМИ, правоохранительные органы, медицинские учреждения и т.д.

Слайд 8

Возможно привлекать потенциал: Родителей Старших школьников Учителей старших классов Других образовательных учреждений Др.

Слайд 9

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373» п. 16 Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,общественно полезные практики.

Слайд 10

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся Аудиторных занятий не должно быть более 50% Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Рекомендации по организации внеурочной деятельности Школа вправе сама определять количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы: игровая; познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Слайд 11

Рекомендации по организации внеурочной деятельности В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности : духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся Программы курсов по внеурочной деятельности должны предполагать как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (например, 4 часа), так и возможность организовать занятия крупными блоками – «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.) Для проведения занятий по внеурочной деятельности рекомендуется допускать комплектование групп как из учащихся одного класса, так и из учеников параллели первых классов . Наполняемость группы устанавливается от 12 человек до класса-комплекта

Слайд 12

Рекомендации по организации внеурочной деятельности При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. Комплектование групп проходит в соответствии с запросом участников образовательного процесса на основании заявлений родителей (законных представителей) учащегося. При комплектовании групп необходимо учитывать: -каждый учащийся посещает не менее трех разных направлений (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное); - обязательным в каждый год обучения является спортивно- оздоровительное направление; - группы внутри одного класса комплектуются по всем направлениям учебного плана 1-ого класса; - количество часов всех занятий (по всем направлениям) внеурочной деятельности в каждом первом классе должно составлять 330 часов за учебный год, со второго класса 340 часов

Слайд 13

Рекомендации по организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1-ом классе соответствует СанПином и их интенсивность проведения определяется в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения. Проведение занятий (темы занятий) и учет посещения их учащимися необходимо фиксировать в отдельном журнале . Журнал заводится на один класс комплект или на параллель классов.

Слайд 14

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня» ; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель .

Слайд 15

Ч ередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»

Слайд 16

ПРИМЕР: 8.00 — 8.35 Час здоровья 8.45 — 9.15 Окружающий мир 9.35 — 10.10 Математика 10.10 — 10.50 Динамическая пауза 10.50 — 11.25 Этика: азбука добра 11.40 — 12.15 Изобразительное искусство 13.00 Обед 13.30 — 15.00 Игротека

Слайд 17

Формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»

Слайд 18

Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Любые выбранные образовательным учреждением формы должны быть представлены в программах внеурочной деятельности.

Слайд 19

Моделирование внеурочной деятельности Перечень мероприятий, кружков и др. Объединение в программы (классификация их) Определение направления часов по 5 направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное Дополнение недостающего направления (по необходимости) Распределение количества часов. Распределение еженедельных занятий и интенсивов. Планирование Составление программ

Слайд 20

Приказ Министерства образования и науки РФ (проект) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373 Ввести пункт 19.10 следующего содержания : «19.10. План внеурочной деятельности . В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа начального общего образования предусматривает внеурочную деятельность . Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( спортивно - оздоровительное , духовно - нравственное , социальное , общеинтеллектуальное , общекультурное ) в том числе через такие формы как экскурсии , кружки , секции , круглые столы , конференции , диспуты , школьные научные общества , олимпиады , соревнования , поисковые и научные исследования , общественно полезные практики . План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений , формы организации , объём внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования ( до 10 часов в неделю ). Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности .».

Слайд 22

ПРИМЕР: Годовой план-сетка 1 класс

Слайд 23

Программы внеурочных занятий , заявленных в образовательной программе, составленные в соответствии: - с организационной формой проведения занятия (студия, секция, кружок, клуб, мастерская и т.д.) ; - со структурой рабочей программы курса внеурочной деятельности; - с возрастными особенностями учащихся начальных классов (содержание программного материала, формы и виды контроля не должны вызывать умственную, физическую и психологическую перегрузку учащихся)

Слайд 24

Типы программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.); образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня . Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся. индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

Слайд 25

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1 . Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки авторских программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. 4. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников ( комплексные, тематические программы внеурочной деятельности ) , то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части .

Слайд 26

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 5. Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников ( программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности ) , должны соответствовать определенной структуре. 6. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе , так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной , так и разновозрастной группы. 8. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.

Слайд 27

Структура рабочей программы (тип программы: комплексная/тематическая) 1. Пояснительная записка (информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; формулировка цели и задач; принципы, на которых строится данная программа, обоснование выбранных путей, средств, методов достижения цели; сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности)

Слайд 28

3. Содержание программы (реферативное описание разделов/модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и разбивкой по каждому классу). 4. Предполагаемые результаты реализации программы (в данном разделе должны быть прописаны уровни воспитательных результатов внеурочной (первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися) . 5. Формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля) . 6. Методические рекомендации (раздел не повторяет пояснительную записку, более конкретен, методичен, менее концептуален и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания; отражает условия, необходимые для получения наилучшего результата; отмечаются наиболее важные по мнению автора моменты). 7. Описание материально-технического обеспечения программы

Слайд 29

Важное отличие! В рабочей программе указываются: Планируемые результаты: предметные + УУД Прописывается характеристика деятельности учащихся

Слайд 30

ПРИМЕР: характеристика деятельности учащегося

Слайд 31

Задание Составьте характеристику деятельности учащегося (к своей программе): Характеризовать... Составлять... Оценивать... Наблюдать... Анализировать... Перечислять... Выбирать... Рассказывать... Соотносить... и др.

Слайд 32

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Слайд 33

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Слайд 34

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Слайд 35

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

Слайд 36

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Слайд 37

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Слайд 38

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Слайд 39

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;