Подготовка к экзаменам

Павельева Олеся Александровна

Материалы для подготовки к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 2–14

(1) Всех знаю в своей деревне — старых, молодых, даже детей, если не по именам, то по обличью. (2) А тут, смотрю, гребётся какой-то старичешко от почты по пыльной песчаной обочине. (3) Кто? (4) Сапоги кирзовые, громадные, оттого что высохшие ножонки торчат в стоячих голенищах, как палки, батог в руке, сверкающий на солнце…

(5) Подхожу ближе и глазам не верю: Павел Васильевич Савин.

(6) Похудел, высох, глаза завалились, будто с того света смотрят… (7) А борода? (8) Где савинская борода? (9) Еще какой-то год назад взобьет, распушит, расправит — целая копна на груди.

(10) А какой он в молодости был, этот Павел Васильевич! (11) Какая силушка, какая удаль гуляла по земле! (12) Весной у нас, когда схлынет половодье да в Пинегу выпустят лес, самое ухарство — перебежать с багром в руках с одного берега на другой по плывучим бревнам.

(13) Перебегал.

(14) А что за диво, что за картина — я тогда был еще совсем-совсем ребятенком, — когда он ехал за невестой! (15) В жизни не видал такой бешеной скачки допьяна напоенных рысаков в праздничной, жаром горящей сбруе. (16) Мороз, солнце, а он стоит в расписных сапках, в одной кумачовой рубахе, без шапки. (17) Само нетерпенье, сама ярость.

— (18) Павел Васильевич, — спрашиваю, — да ты ли это?

— (19) Я, парень, я. (20) Всё боле, на другую фатеру приказано перебираться.

(21) Я стал говорить какие-то слова утешения.

— (22) Нет, нет, не утешай — отгулял свое. (23) На почту это ходил. (24) Деньги на похороны сымал. (25) Было шестьсот рублей накоплено, все снял. (26) Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. (27) И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придет, были угощены… (28) Чтобы все запомнили, как последний старик деревни уходит на покой…

(29) Я не удивился словам Павла Васильевича. (30) Оставались еще в деревне три-четыре старика. (31) Но последним-то стариком деревни называли только его, Павла Васильевича. (32) Он был из той уходящей породы русских мужиков, которые умели и жить с размахом, и работать всласть, и чудить.

(33) Павел Васильевич умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце.

(34) Всю весну и все лето лежал на своей старинной деревянной кровати возле дверей, а тут вдруг запросился на пол.

(35) Дети (сыновья и дочери к тому времени уже съехались) исполнили просьбу — разостлали на полу, там, где стоял обеденный стол, перину, перенесли отца.

— (36) А теперь Матрёна пущай ляжет рядом со мной. (37) Сыновья и дочери переглянулись: что еще выдумал старик?

— (38) Матерь, говорю, рядом повалите.

(39) Матрена сидела в старом ватнике, прислонившись спиной к теплой печке. (40) Когда-то это была писаная красавица, и Павел Васильевич смертным боем бился из-за нее со своими многочисленными соперниками, да и потом, когда уже был в годах, обожал ее. (41) «У меня Матрёнка… Моя Матрёнка… Я с Матрёнкой…» — это был любимый его разговор, и пьяного, и трезвого.

(42) А сейчас Матрёна, когда заговорил о ней муж, даже ухом не повела, потому как она уж года три была не в своем уме.

— (43) Папа, — заговорила старшая дочь осторожно (Павел Васильевич в строгости держал детей), — зачем тебе мама-то? (44) Нехорошо ведь.

— (45) Повалите, говорю, рядом со мной матерь.

(46) Сыновья и дочери опять переглянулись, и что делать, как перечить умирающему отцу?

— (47) Матрёнка, — сказал Павел Васильевич, когда старуху положили с ним рядом, — обними меня в последний раз.

(48) Матрёна, к которой в эту минуту, видимо, каким-то чудом, вернулся рассудок, неловко, суковатыми руками обхватила мужа.

— (49) Вот и ладно, — прослезился Павел Васильевич. — (50) А теперь оставь меня одного, я помирать буду.

(51) И вскоре на глазах у всех умер.

(52) Хоронили Павла Васильевича всей деревней. (53) Все шли за гробом — и стар и мал. (54) Все провожали в последний путь своего последнего старика.                                (По Ф. Абрамову).

 Фёдор Александрович Абрамов (1920—1983 гг.) — русский советский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы, значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов. Тема судьбы человека в русской деревне стала ведущей в его творчестве и отразилась в таких произведениях, как тетралогия «Братья и сестры», повесть «Алька», сборник рассказов «Трава-мурава» и др.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Павла Васильевича называли последним стариком деревни?»

1) В деревне не осталось стариков, кроме Павла Васильевича.

2) Павла Васильевича почитали больше других стариков.

3) Так называл себя сам Павел Васильевич.

4) Павел Васильевич был воплощением особого типа людей, ныне уходящего.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В жизни не видал такой бешеной скачки допьяна напоенных рысаков в праздничной, жаром горящей сбруе.

2) Сапоги кирзовые, громадные, оттого что высохшие ножонки торчат в стоячих голенищах, как палки, батог в руке, сверкающий на солнце…

3) Все шли за гробом — и стар и мал.

4) А тут, смотрю, гребется какой-то старичешко от почты по пыльной песчаной обочине.

4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

5. Из предложений 14–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е».

6. Замените просторечное слово гребётся в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

7. Замените словосочетание обеденный стол в предложении 35, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

9. Среди предложений 38–42 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А тут,(1) смотрю,(2) гребётся какой-то старичешко от почты по пыльной песчаной обочине. Кто? Сапоги кирзовые,(3) громадные,(4) оттого что высохшие ножонки торчат в стоячих голенищах,(5) как палки,(6) батог в руке,(7) сверкающий на солнце…

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 40. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённый ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я не удивился словам Павла Васильевича. Оставались еще в деревне три-четыре старика. Но последним-то стариком деревни называли только его,(1) Павла Васильевича. Он был из той уходящей породы русских мужиков,(2) которые умели и жить с размахом,(3) и работать всласть,(4) и чудить.

Павел Васильевич умер в тот же день,(5) под вечер,(6) когда садилось солнце.

13. Среди предложений 40–50 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 39–45 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной союзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

— (1)В конце года вы должны выбрать себе профессию, наиболее отвечающую вашим склонностям и способностям, — говорил учитель. — (2)От выбора профессии зависит вся ваша дальнейшая жизнь. (3)Трудность еще и в том, что у вас большой выбор... (4)Вот, например, вы! — неожиданно обратился он к Беловой. — Что вы собираетесь делать после окончания школы?

(5)Валя медленно поднялась, с удивлением оглянулась по сторонам и пожала плечами:

— (6)То есть как что? (7)Буду учиться.

— (8)Где?

— (9)Точно еще не знаю. (10)Вы же сами говорите, что выбор у нас большой и перед нами открыты все двери.

— (11)Двери открыты — это верно, но это не значит, что туда пустят всех без разбора.

— (12)Меня пустят!

— (13)Вы в этом уверены?

— (14)Да!

— (15)Ну хорошо. (16)Садитесь, — сказал учитель и вернулся к столу.

(17)Прежде чем сесть, Валя снова оглянулась на подруг, подняла брови и, видя, что Константин Семенович на нее не смотрит, постучала пальцем себе по лбу.

— (18)В жизни много различных путей. (19)Есть пути тернистые, трудные, неизведанные,— это пути творческих исканий, дерзаний, где на каждом шагу встречаются препятствия, и их нельзя обойти. (20)Прокладывая свой путь в жизнь, нужно бороться, доказывать, идти на риск, жертвовать... (21)Хотя, впрочем, рядом есть пути легкие, протоптанные, широкие. (22)И прежде чем выбрать, прежде чем тронуться в путь, нужно проверить свои силы, свои убеждения, желания, способности... (23)В жизни очень важно понять свое назначение и найти лучшее применение своим способностям. (24)Представьте себе, что одаренный человек, благодаря каким-то обстоятельствам, занимался бы всю жизнь не своим делом. (25)Возьмем для примера Ивана Петровича Павлова. (26)Допустите на одну минуту, что он с юных лет начал работать, скажем, телеграфистом; жизнь его сложилась бы так, что он до старости сидел бы где-нибудь на станции и выстукивал телеграммы. (27)Как много потеряло бы человечество!

— (28)Вы думали о своей профессии? — спросил учитель, внимательно глядя на Аксенову.

— (29)Думала, — со вздохом сказала Таня, — но ничего хорошего не придумала. (30)Скорей всего пойду в электротехнический институт.

— (31)Почему?

— (32)Потому, что папа так считает...

— (33)Хорошо. (34) Садитесь.

(35)Валя Белова ткнула пальнем в спину сидящую впереди Холопову и, когда та откинулась назад, прошептала:

— (36)Встань за меня, а я за тебя!

— (37)Алексеева Анна! — вызвал учитель следующую. (38)На задней парте стремительно встала девушка с тонкой, гибкой фигурой. (39)Ее нельзя было назвать красивой, но она сразу запоминалась черными живыми глазами. (40)Когда учитель взглянул на Аню, лицо ее пылало. (41)Даже уши и шея порозовели.

— (42)Алексеева, а вы выбрали себе профессию?

— (43)Нет. (44)Я хочу учиться, но не знаю где. (45)Мы с мамой перебрали много профессий и ничего не могли решить.

— (46)Так... (47)Садитесь, пожалуйста.

(48)Когда Константин Семенович вызвал Белову и вместо нее встала Клара Холопова, некоторые девушки с недоумением переглянулись между собой, но учитель не придал этому значения.

(49)Белова была одной из лучших учениц класса, кандидат на золотую медаль.

— (50)Ну, а вы кем собираетесь быть? — спросил он, приветливо глядя на отличницу.

— (51)Я, вероятно, буду регулировать уличное движение! — сказала девушка, близоруко прищурившись.

(52)Приветливое выражение в глазах Константина Семеновича исчезло.

— (53)Что ж... (54)Профессия не плохая, — сухо сказал он. — Особенно сейчас, когда транспорт так сильно развивается. (55)Садитесь!

(56)Катя Иванова порывалась поднять руку и разоблачить эту глупую выходку, но какая-то сила удерживала ее. (57)«Нельзя выдавать подругу», — подумала она, хотя вся кипела от возмущения.

(По Г. И. Матвееву)

*Герман Иванович Матвеев (1904—1961 гг.) — русский писатель. Его книги для подростков посвящены школьной жизни, проблемам воспитания.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учитель считал, что от выбора профессии зависит вся дальнейшая жизнь человека?»

1) Человек должен пойти по самому легкому пути при выборе профессии, чтобы не сильно уставать на работе.

2) Одаренный человек, даже если он занимается не своим делом, все равно сумеет раскрыть все свои таланты и способности.

3) В жизни очень важно понять свое назначение и найти лучшее применение своим способностям, потому что человек принесет наибольшую пользу и раскроет все свои способности именно в той профессии, к которой он имеет наибольшую склонность.

4) Человек должен внимательно отнестись к выбору профессии, чтобы «до старости не сидеть бы где-нибудь на станции и выстукивать телеграммы».

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Ее нельзя было назвать красивой, но она сразу запоминалась черными живыми глазами.

2) Вы же сами говорите, что выбор у нас большой и перед нами открыты все двери.

3) Хотя, впрочем, рядом есть пути легкие, протоптанные, широкие.

4) Прежде чем сесть, Валя снова оглянулась на подруг, подняла брови и, видя, что Константин Семенович на нее не смотрит, постучала пальцем себе по лбу.

4. Из предложений 18—24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставке пишется Е, если значение приставки имеет значение, сходное со значением приставки "пере-"».

5. Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:  «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените книжное слово стремительно в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

7. Замените словосочетание внимательно глядя в предложении 28, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 15—19 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Хотя,(1) впрочем,(2) рядом есть пути легкие,(3) протоптанные,(4) широкие. И прежде чем выбрать,(5) прежде чем тронуться в путь,(6) нужно проверить свои силы,(7) свои убеждения,(8) желания,(9) способности.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Допустите на одну минуту,(1) что он с юных лет начал работать,(2) скажем,(3) телеграфистом;(4) жизнь его сложилась бы так,(5) что он до старости сидел бы где-нибудь на станции и выстукивал телеграммы.

13. Среди предложений 9—17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

14. Среди предложений 20—27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями.



Предварительный просмотр:

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лида сидела за партой и с иронической улыбкой смотрела на подруг. (2)История со свиданиями вышла как-то сама по себе. (3)Подряд были три телефонных звонка. (4)Сначала позвонил Володя Извеков. (5)Он долго бормотал что-то о дружбе, об общих интересах и под конец сообщил, что хочет сказать много, но по телефону не выходит... (6)Она назначила свидание. (7)Затем звонил Лева и, словно сговорившись с Володей, начал мямлить что-то очень похожее. (8)Лиде стало смешно, и она назначила ему свидание в тот же час, но на другом углу. (9)Миша Пронин позвонил последним. (10)Он тоже говорил о дружбе и закончил просьбой о встрече. (11)Ему было назначено свидание в то же время на третьем углу. (12)Это оказалось очень забавно. (13)Все они ждали по-разному. (14)Володя ходил взад и вперед, поглядывая на часы, висевшие над ним. (15)Миша делал вид, что его очень заинтересовала какая-то статья в газете, приклеенной на стене дома, и он стоял против нее, поминутно оглядываясь по сторонам. (16)Лева же прислонился к водосточной трубе и, судя по губам, вытянутым в трубочку, свистел. (17)Ничего плохого в этой шутке Лида не видела, и на другой день со смехом рассказала обо всем в классе.

(18)Но странное дело! (19)Некоторые девочки не только не одобрили ее поступка, а даже рассердились. (20)Катя Иванова, например, прямо заявила, что шутить и издеваться над чувствами человека — недостойно комсомолки. (21)Этим может развлекаться избалованная и скучающая от безделья барышня, но никак не советская девушка.

(22)Разгорелся спор. (23)Уроки и другие дела помешали выяснить, кто прав, и вот сегодня спор снова вспыхнул.

— (24)Ты, конечно, с нами не согласна! — горячо говорила Светлана. — (25)Мы вообще соглашаемся чаще всего с теми, кто нас хвалит, а кто критикует...

— (26)Я не знаю, почему и как все произошло, — продолжала Светлана, тряхнув головой. — (27)Я могу говорить о самом факте. (28)Это жестоко! (29)Если мальчики хорошо к тебе относятся...

— (30)Влюблены, — подсказала Тамара.

— (31)Пускай влюблены... (32)То они переживают и, может быть, страдают. (33)А разве можно смеяться над страданиями людей? (34)Кто так может поступать? (35)Только тот, кто сам никогда не переживал. (36)Мне жаль, что ты так сделала. (37)Ты размениваешься...

— (38)Ну-у... куда заехала! — оказала Лида.

— (39)Определенно так! (40)Не разменивается тот, кто серьезно смотрит на человеческие взаимоотношения, какими бы они ни были.

— (41)Все? (42)Слово защитнику. (43)Валя, говори!

— (44)Я в корне не согласна со Светланой. (45)Если так смотреть на жизнь, то от скуки можно засохнуть. (46)Пока мы молоды, надо жить весело. (47)Лида красива. (48)Все это видят, и мы знаем, что мальчики в нее влюбляются. (49)Что же ей делать? (50)Тоже во всех влюбляться, по-твоему? (51)Нет, ничего плохого она не сделала. (52)Если бы я имела ее наружность, я бы придумала почище...

(По Г. И. Матвееву)

Герман Иванович Матвеев (1904—1961 гг.) — русский писатель. Его книги для подростков посвящены школьной жизни, проблемам воспитания.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему некоторые девочки возмутились поступку Лиды?»

1) Потому что они некрасивы и завидовали Лиде.

2) Потому что Лида могла бы придумать что-нибудь поинтереснее, чем просто назначить три свидания в одно и то же время.

3) Девочки не возмутились поступку Лиды, а, наоборот, посмеялись её проделке.

4) Потому что очень подло смеяться над страданиями людей.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Лева же прислонился к водосточной трубе и, судя по губам, вытянутым в трубочку, свистел.

2) Некоторые девочки не только не одобрили ее поступка, а даже рассердились.

3) Этим может развлекаться избалованная и скучающая от безделья барышня, но никак не советская девушка.

4) Если так смотреть на жизнь, то от скуки можно засохнуть.

4. Из предложений 11—17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 31—39 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово мямлить в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание водосточной трубе в предложении 16, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9. Среди предложений 4—13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

Некоторые девочки не только не одобрили ее поступка,(1) а даже рассердились. Катя Иванова,(2) например,(3) прямо заявила,(4) что шутить и издеваться над чувствами человека — недостойно комсомолки. Этим может развлекаться избалованная и скучающая от безделья барышня,(5) но никак не советская девушка.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания в порядке возрастания.

Миша делал вид,(1) что его очень заинтересовала какая-то статья в газете,(2) приклеенной на стене дома,(3) и он стоял против нее,(4) поминутно оглядываясь по сторонам.

13. Среди предложений 39—50 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 16—24 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Задание (часть 2)

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.

Задания типа В3. (Предложение. Грамматическая основа предложения.)

Выпишите основы предложений.                 А) 1                 Б) 9                В) 10

Задание типа В4. (Осложнённое простое предложение)

Выпишите номер предложения из первого абзаца, в котором…

А) есть сравнительный оборот

Б) есть одиночное деепричастие

Выпишите номер предложения из первого абзаца, в котором…

В) однородные подлежащие

Задание типа В6 (Синтаксический анализ сложного предложения)

Укажите количество грамматических основ в предложении:

А) 2                 Б) 4                 В) 7                 Г) 9

Задание. Сделайте полный разбор предложения 2.

Задание (часть2)

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.

Задания типа В3. (Предложение. Грамматическая основа предложения.)

Выпишите основы предложений.                 А) 1                 Б) 9                В) 10

Задание типа В4. (Осложнённое простое предложение)

Выпишите номер предложения из первого абзаца, в котором…

А) есть сравнительный оборот

Б) есть одиночное деепричастие

Выпишите номер предложения из первого абзаца, в котором…

В) однородные подлежащие

Задание типа В6 (Синтаксический анализ сложного предложения)

Укажите количество грамматических основ в предложении:

А) 2                 Б) 4                 В) 7                 Г) 9

Задание. Сделайте полный разбор предложения 2.



Предварительный просмотр:

Вопросы типа А3 ГИА по русскому языку.

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью.

1) олицетворение         2) метафора                 3) фразеологизм         4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

 1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

 1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

 1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

 1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)

 1) олицетворение         2) метафора                 3) фразеологизм         4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора                 3) эпитет                 4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

 1) олицетворение         2) фразеологизм         3) эпитет                 4) сравнение


ГИА А3 Вариант №2

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):

1) сравнение           3) метафора                 2) олицетворение         4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):        

1) олицетворение    3) эпитет                         2) метафора              4) сравнение

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):

1) эпитет                  3) сравнение                 2) метафора                     4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):

1) метафора            3) олицетворение                2) эпитет                         4) сравнение        

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).

2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).

3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).

4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).

2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).

3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).

4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).

2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).

3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).

4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).

2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).

3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).

4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).

2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).

3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).

4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).

2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).

3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).

4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):

1) эпитет                 3) олицетворение                        2) метафора            4) сравнение        

ГИА А3 Вариант №1

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):

1) сравнение                           3) метафора                2) олицетворение           4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):

1) олицетворение                   3) эпитет                2)  сравнение          4) метафора

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):

 «Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):

1) метафора                            3) сравнение                2) эпитет                 4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:  «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):

1) эпитет                               3) олицетворение        2) метафора          4)  сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).

2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).

3. Проник ордою вражьей  в поля кочевник-суховей (С.Маршак).

4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. И жёлтые листы шумят  под робкими шагами (М.Лермонтов).

2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина  (Э.Асадов).

3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).

4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).

2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).

3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).

4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).

2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).

3. Раскинув луч - шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).

4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).

2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).

3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).

4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).

2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).

3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).

4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):

1) олицетворение                   3) эпитет                2) метафора             4) сравнение

КЛЮЧИ (ГИА А3)

1 вариант

2 вариант

I

2

4

II

3

1

III

2

3

IV

4

2

V

2

3

VI

4

1

VII

3

2

VIII

2

1

IX

2

3

X

4

3

XI

2

4



Предварительный просмотр:

Выберите одну из тем и напишите сочинение-рассуждение.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вариант 1. Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:

«Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:

«Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».

Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.

Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Выберите одну из тем и напишите сочинение-рассуждение.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Вариант 1. Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:

«Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:

«Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».

Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.

Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».



Предварительный просмотр:

Задания типа В4.

1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Федосеев Г.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.) 

3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога. (Селянкин О.) 

4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх... (Осеева В.) 

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища. (Паустовский К.) 

6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

(1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.) 

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали. (Осеева В.) 

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Фраерман Р.) 

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Федосеев Г.) 

10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (Паустовский К.) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособление обстоятельств

Слайд 2

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - … в торостепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы ГДЕ?, КАК?, КОГДА?, ПОЧЕМУ? и др.

Слайд 3

Деепричастный оборот 2. Сравнительный оборот 3. Оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА Оборот со словами несмотря на может не обособляться только в случае, если он стоит непосредственно после глагола: Он это сделал несмотря на запрет врачей (ср.: Несмотря на запрет врачей , он это сделал ).

Слайд 4

Спишите предложения, выделяя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. 1) Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша (Чехов). 2 ) Он говорил тихо глядя на нас узкими презрительными глазами (Паустовский). 3 ) По ту сторону шоссе местами близко подступая к дороге широко разбрелись перелески и кустарники (Быков). 4 ) Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места пошел себе прямо по звездам наудалую (Тургенев).

Слайд 5

Спишите предложения, расставив знаки препинания. Обозначьте графически сравнительные обороты . 1) Привязался ты ко мне как репейник. 2 ) Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 3 ) Вдруг животные почуяли опасность и словно солдаты по команде быстро повернулись ко мне головами. 4) Иван Дмитрич потирал свои красные глаза точно спросонок. 5) Все-таки лучше чем ничего. Домашнее задание: Выполните упражнение 171. Конспект п. 178 (таблица)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Седьмое октября. Классная работа. СПП. Виды придаточных предложений.

Слайд 2

Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Придаточное обстоятельственное следствия Как?

Слайд 3

Придаточное изъяснительное (дополнительное) Чего? Сам Андерсен долго не знал, какие области искусства сродни его таланту.

Слайд 4

Придаточное обстоятельственное цели Зачем? Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет.

Слайд 5

Придаточное определительное Какой? Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

Слайд 6

Придаточное изъяснительное Что? Через окно я заметил, как большая серая птица села ветку клёна в саду.

Слайд 7

Придаточное определительное Какой? Сейчас Неаполь беспечно сверкал, щедро отдавая морю тот блеск, что оно изливало на него.

Слайд 8

Придаточное обстоятельственное времени Когда? Когда Мария увидела несчастных лошадей, сердце её сжалось.

Слайд 9

Придаточное обстоятельственное времени Когда? Вечером, когда зашло солнце и на землю опустились сумерки, река показалась нам еще более прекрасной.

Слайд 10

Придаточное определительное Каким? Мы подружились с охотником, который рассказывал нам интересные истории.

Слайд 11

Придаточное обстоятельственное цели Для чего? С какой целью? Если вы хотите укрепить здоровье, закалиться и поправиться, послушайте советы опытных физкультурников.

Слайд 12

Придаточное обстоятельственное времени Придаточное определительное В течение какого времени? Целыми часами, пока за окнами н аступала осенняя ночь, я осматривал ее старую перчатку или перо, которым она всегда писала. Какое?



Предварительный просмотр:

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол)

2) их работа

3) горячие супы

4) шестистами учениками

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок

2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) богатейший выбор

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей

2) выправь текст

3) несколько полотенец

4) старые профессора

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

3) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ихние письма

2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) дешевле

2) об аэропорте

3) по их указанию

4) едь побыстрее

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шестьюстами учебниками

2) едь вперёд

3) спелых абрикосов

4) жёстче дерева

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много облаков

2) хорошо проповедовает

3) поезжай

4) с двумястами бойцами

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) поезжай

2) свыше четырёх тысяч метров

3) несколько яблок

4) обгрызанный

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) к две тысячи пятому году

2) жгёт костер

3) пачка макарон

4) фильм интереснее

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прочитая рассказ

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) поезжай домой

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи двадцать втором году

2) старые пропуска

3) совсем озяб

4) несколько огурец

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) не пророняя (слов)

2) в боку

3) знаменитые профессора

4) красивейший

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятидесятью рублями

2) оденьтесь теплее

3) высохла

4) спелых абрикосов

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более глубочайший

2) лягте на пол

3) шофёры

4) в трехстах метрах

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лажу по крышам

2) часовые пояса

3) с семьюстами метрами

4) разожгёт костёр

21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вкусные торта

2) в аэропорту

3) моложе брата

4) в трёхстах метрах

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте на диван

2) их дети

3) пять блюдец

4) больше пятьдесят рублей

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько полотенец

2) их тетради

3) из полтора метров материи

4) самый молодой

24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами рублями

2) полощущий бельё

3) много вишен

4) более выше

25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухстами предметами

2) килограмм помидоров

3) серьёзнейшее замечание

4) поезжайте в город

26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) смотрев вперёд

2) лучшие парикмахеры

3) о трёхстах участниках

4) около двух килограммов

27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) по их желанию

2) в двух тысяч пятом году

3) красивейший пейзаж

4) прополощи бельё

28. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на триста пятьдесят седьмой странице

2) эта работа более лучше

3) несколько мандаринов

4) хорошие доктора

29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) в течение тридцати пяти минут

3) ихней работой

4) дамских туфель

30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) о полутора часах

2) пришел более позднее

3) четырьмястами студентами

4) две пары ботинок

31. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) повеселее

2) ряд критериев

3) не пророняя слов

4) обоих студентов

32. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) попробоваем

2) килограмм яблок

3) пара полотенец

4) наисложнейший

33. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм вафель

2) ехай в Подмосковье

3) семьюдесятью процентами

4) более резкое движение

34. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шестьюстами учебниками

2) пусть попробовает

3) спелых абрикосов

4) жёстче дерева

35. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мокла под дождём

2) чудеснейшим образом

3) косвенных падежов

4) здоровые дёсны

36. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) все директора гимназий

3) кратчайший путь

4) более выше

37. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте на коврик

2) пара варежков

3) в шкафу

4) к трёмстам сорока четырём избирателям

38. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) более восемьсот миллионов

3) ярче солнца

4) поезжайте поездом

39. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара яблок

2) несколько полотенец

3) поезжай быстрее

4) около пятиста километров

40. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте

2) почётные титулы

3) пятьюстами тридцатью тремя метрами

4) менее слаще

41. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) положи на полку

2) несколько яблок

3) более лучший ответ

4) семьюдесятью процентами

42. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) разъехайтесь

2) почти в ста странах

3) банка сардин

4) длиннее

43. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) длиннее

2) ехайте быстрее

3) заморозков

4) на обоих берегах

44. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) полки для кухонь

2) красивее дочери

3) мощные компьютера

4) в тысяча девятисотом году

45. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять килограммов риса

2) ляжьте

3) свыше семисот пятидесяти тысяч

4) дальние деревни

46. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вместе с детьми

2) много яблоков

3) искомый ответ

4) наилучших снимков

47. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара носков

2) лягте на спину

3) тремястами дисками

4) более честнее

48. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) гора апельсинов

2) более честно

3) ихние дела

4) попробует торт

49. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

50. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляжь на спину

2) знаменитые профессора

3) в боку

4) красивейший

51. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около триста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

52. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивше

2) две седьмых

3) много вишен

4) посади дерево

53. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара сапог

2) килограмм помидоров

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

Ответы:

1) 4; 2) 2; 3) 1; 4) 3; 5) 2; 6) 1; 7) 2; 8) 1; 9) 4; 10) 2; 11) 2; 12) 4; 13) 2; 14) 2; 15) 1; 16) 4; 17) 1; 18) 1; 19) 1; 20) 4; 21) 1; 22) 4; 23) 3; 24) 4; 25) 1; 26) 1; 27) 2; 28) 2; 29) 3; 30) 2; 31) 3; 32) 1; 33) 2; 34) 2; 35) 3; 36) 4; 37) 2; 38) 2;   39) 4; 40) 4; 41) 3; 42) 1; 43) 2; 44) 3; 45) 2; 46) 2; 47) 4; 48) 3; 49) 1; 50) 1; 51) 1; 52) 1; 53) 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое января. Классная работа. Обособление второстепенных членов предложения. определение дополнение обстоятельство приложение

Слайд 2

Определение - второстепенный член предложения, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы К акой? Чей? Приложение – определение, выраженное существительным, которое даёт другое название (характеристика предмета, указание на степень родства, национальность, звание, профессию и т.д.).

Слайд 3

обособляются ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Причастный оборот (Земля, измученная многодневной засухой, жадно утоляла жажду.) ИП + зависимое слово (На окне, серебряном от инея, за ночь появились узоры.) Однородные определения (Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.) ПРИЛОЖЕНИЯ: Личное местоимение, , … ИС, , … ИС, как , …

Слайд 4

Спишите, расставляя знаки препинания . Несколько дымков розоватых и желтоватых очень кучных и в то же время очень воздушных стояло над городом. Не переставая лил дождь косой и мелкий. Стояла белая зима с жёсткой тишиной безоблачных морозов плотным скрипучим снегом розовым инеем на деревьях бледно-изумрудным небом шапками дыма над трубами клубами пара из мгновенно открытых дверей свежими словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Как художник слова Н. С. Лесков вполне способен встать с такими творцами литературы русской каковы Толстой Гоголь Гончаров. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. Жена Николая Николаевича француженка не меньше его отличалась гуманностью добротой и простотой. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение.