Методическая копилка

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной
Антон Семёнович Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высказывания о чувашском языке

Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке, и поэтому вне родного языка не может быть никакого разумного просвещения.

Чувашский язык достаточно богат. Когда узнаем лучше, быть может, скажем, что очень богат. Нет в нем пока только научных терминов. Но и они будут. Но не было и нет в нем и грубых ругательств – бедность ли это? Порок ли!..

И. Я. ЯКОВЛЕВ,  просветитель

Волков Г.Н. Судьба патриарха. – Чебоксары, 1998. – С. 273

Язык умирает вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа. Из глубины тысячелетий каждый исторически обособившийся народ выносит выработанный его собственными духовными силами и средствами скелет чувств, понятий и идей, которые умрут вместе с ним. Язык – только оболочка этого богатства, но оболочка вырастает вместе со своим духовным содержанием и не отделима от него. Оторвать ее искусственно у целого народа, живущего плотной, как бы слежавшейся веками массой, невозможно, и попытки добиться этого могут причинить только ненужную боль и страдание изранить духовный облик народа. Но при помощи родного языка можно развивать, перевоспитывать, пересоздавать старые понятия, делать к ним новые прививки и вводить в них новые элементы, но без помощи родного языка можно только ломать и разрушать их.

И. Я. ЯКОВЛЕВ, просветитель

Волков Г.Н. Судьба патриарха. – Чебоксары, 1998. – С. 258

Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа.

И. Я. ЯКОВЛЕВ, просветитель

Волков Г.Н. Судьба патриарха. – Чебоксары, 1998. – С. 228-259

Если бы Ломоносову был знаком чувашский, то что бы он сказал о нашем языке? Быть может, назвал бы скорее всего языком миролюбивого характера, неумирающих напевов, неустанного труда, благородного трудолюбия, сказочной бережливости и высочайшей духовности.

И. Я. ЯКОВЛЕВ, просветитель

Волков Г.Н. Судьба патриарха. – Чебоксары, 1998. – С. 260



Предварительный просмотр:

    Учебная деятельность, как и другие виды деятельности, сложная. Чтобы научиться  правильно выполнять тот или иной вид работы, необходимо найти наиболее рациональные приёмы. В этом помогут памятки.

Вместе веселей

           Многие задания на уроке чувашского языка ты будешь выполнять с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее, но главное – полезнее, хотя работать вдвоём непросто.

           Почему? Да потому, что вы разные. И подготовка у вас может быть разная.

  1. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
  2. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  3. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе  по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомни:  в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него, он – за тебя.

Я говорю, я слушаю.

           Для того, чтобы научиться общаться на чувашском языке, надо не только уметь говорить, но и уметь слушать.

     Хороший собеседник всегда поступает так:

   Когда говорит сам, то старается это делать так, чтобы собеседнику его речь была полностью понятна, а для этого:

  • следить за своей речью, за её грамматической правильностью, четкостью произнесения каждого слова, выразительностью интонации каждой фраз;
  • следить за своим поведением, чтобы лишним жестом, выражением лица и позой не обидеть собеседника;
  • выбирает  верный тон беседы: спокойный, уверенный, доброжелательный.

Когда слушает кого-то, то старается понять всё, что ему говорят, а для этого:

  • смотрит  на собеседника выражением лица: соглашаясь, удивляясь;

  • помнит, что излишняя мимика может оттолкнуть, обидеть собеседника;

  • всегда помнит  о волшебной силе улыбки, которая не только расположит собеседника к общению, но сделает и его самого привлекательным.

        Поступай всегда так, и это поможет тебе в беседе с учителем или товарищем на уроке чувашского языка.