Эссе

МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БУДНИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx96.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЭ

ТЕМА: МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БУДНИ

         

          Деревянная Ольга Владимировна

  Учитель начальных классов

г.о. Балашиха, 2014г.

Педагогика... Игра на струнах душ

                            В сольном исполнении, в оркестре...

                           Звучит сюита или туш?

                           Исполняй же музыку, маэстро!

                           Дети – наш чуткий инструмент:

                           Ты сфальшивишь – и не отзовутся...

                           Так умрет мелодия. В момент

                           Понимания струны оборвутся!

Случайность или закономерность – мое учительство? Оглядываясь назад, в далекое детство, я могу определенно сказать, что школа всегда вызывала во мне трепетные чувства.

Все мы родом из детства… Сколько я себя помню, вокруг меня всегда были дети. Это девчонки и мальчишки из соседнего двора, с которыми мы любили играть в разные игры и даже сами их придумывали. Это, когда мама работала в детском саду, а я часто к ней прибегала и играла с малышами, наблюдала за тем, как самый близкий и дорогой мне человек, оказывается, любит не только меня, но и совершенно чужих детей…… «Значит это возможно?! И я обязательно стану, как мама, - воспитателем в детском саду!» - думала я и тихо мечтала об этом.

Потом – школа. Перед глазами всегда стоял образ первой учительницы  - Черновой Ольги Константиновны, доброй, любящей, отзывчивой, умеющей разрешить любую детскую «проблему». Хорошо помню, как Ольга Константиновна гладила нас по голове и приговаривала нежные, ласковые  слова, к каждому могла подобрать нужный ключик, чтобы раскрыть маленькую душу. После этого становилось на душе легко и радостно. Затем она заболела. И на замену пришла другая, грубая, резкая, всё время чем-то недовольная… Для себя я решила, что никогда такой не буду.

               Скажи, куда от этих снов мне деться,

                Но разве что в тот дальний край уплыть.

                Там, в том краю, моё осталось детство,

                И не забыть его мне, не забыть.

                Тот дальний край, где травы пахнут мятой,

                Где было всё: и радость, и беда,

                Где стала мне впервые так понятна

                И сердца боль, и сердца доброта.

Именно тогда для меня  сформировался образ педагога, главное в котором – любовь к детям…  Только любящий человек будет стараться  отдавать как можно больше, чтобы детская память  никогда не забыла это тепло и доброту. При выборе профессии я слушала «голос своего сердца». Именно тогда я твердо решила стать учителем. И не ошиблась.

Ни для кого не секрет, что залогом успешного развития общества является высокий уровень образования и медицины - областей, которые обеспечивают не столько настоящее, сколько  будущее народа. А значит, большая доля ответственности за подрастающее поколение ложится на плечи учителей – людей, которые, невзирая ни на какие трудности  и препятствия, готовы беззаветно отдавать себя детям. Надо сказать, что мне посчастливилось учиться у удивительных педагогов.  И сейчас, вспоминая школьные годы, я в первую очередь с благодарностью думаю о своем классном руководителе, математике Валентине Максимовне Ивановой. В те годы ее имя было известно всему Бахчисарайскому району, а стать ее учеником считалось гарантией блестящих знаний. Ее уроки, а также уроки моих замечательных филологов (а их было много на моем пути) были настолько увлекательны, а общение с ним настолько интересно, что мы не замечали течения времени, а после не могли понять, как за сорок пять минут можно было проделать столько работы! Эти люди  до сих пор являются для меня идеалом Учителя: умного, компетентного, справедливого и очень обаятельного.

Время неумолимо, уже давно нет в живых многих моих любимых учителей…  А я вот уже пятнадцатый год иду за желтыми листьями сентября,  как за маяками, манящими меня в удивительный мир детской жизни. Именно воспоминания из детства мне помогают понять: что нужно ребенку, чем его увлечь, как добиться успеха и дать возможность поверить в свои силы. Мир ребенка – это мир особенный. У ребят свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью, они живут своими представлениями о чести и бесчестии, о человеческом достоинстве, о добре и зле.

Сладкая каторга – наша работа

Не до седьмого, до энного пота.

В ней каждый шаг, как по льду, наугад,

Как под прицелом и слово, и взгляд.

Здесь ни хитрить, ни лукавить не смей!

Больно? Ты боль отодвинуть сумей.

Трудно? А легче бывает кому?

Здесь ведь и сердцу простор, и уму.

С чем ты идешь в свой неистовый класс?

Может, непонятым будешь сейчас?

Верь! Только верою много дается.

Слово твое все равно отзовется.

        Я понимаю, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый педагог имеет право выбрать, каким ему быть! Через мои руки, а главное – сердце – прошли сотни ребят. Со многими я до сих пор дружу, переписываюсь в «Одноклассниках».

Крайне важно бережно относится к тем школьникам, которые наиболее уязвимы, плохо читают или у них слабо развиты  двигательные навыки, явно прослеживается заторможенность, отсутствует музыкальный слух или имеют место дефекты речи. Но они хотят посещать занятия.  Педагог, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли, поручения таким образом, чтобы статус участника объединения поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными детьми («бунтарями» - по Г.Фурманову) были удовлетворены, т.е. – все «втянуты» в общее дело. Здесь важна похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, все это создает уверенность в себе и удовлетворение.

Уверена, что нужна детям, считаю свою работу делом всей своей жизни. От своей работы получаю огромную радость и удовлетворение. Когда  ребята с радостью встречают меня и спрашивают: «Чем мы будем заниматься на следующем занятии? Когда будем выступать и где?», понимаю, что мой труд не напрасен.

Я радуюсь и удивляюсь вместе с ними, поддерживаю их в каждом новом открытии! Это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств.

Во-первых, это обязательно любовь, ЛЮБОВЬ к детям! Ведь без этого качества и не стоит начинать педагогическую деятельность. Для меня это значит принимать их таким, какие они приходят ко мне – непосредственные и наивные, доверчивые и любознательные, упрямые и капризные. Любить ребят - это  видеть в каждом уникальную личность, чувствовать сердцем детские проблемы, сопереживать, жить их интересами и мечтами.  

       Во-вторых, обязательно такое качество, как ДОБРОТА! «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему» - так утверждал американский философ Генри Торо. Если человек наделен добротой, к нему тянутся, ему раскрываются детские души. Еще великий философ и педагог Лев Николаевич Толстой учил: «Твори добро в мире».

И наконец, чтобы стать педагогом с большой буквы необходимо стремиться всегда к новому, идти по пути познания и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Новые политические, социально-экономические и культурные веяния в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие общества, требуют от будущих выпускников умения презентовать себя на рынке труда, ориентироваться в новой ситуации, не бояться делать выбор и принимать решения, адаптироваться к неформальным ситуациям. Мне очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя свободным и независимым, совершая тот или иной поступок, при этом научился принимать ответственность за свои дела. Чтобы добиться решения этой задачи, я определила для себя систему принципов, которые помогают мне самоутвердиться как педагогу.

  • «Найди себя, свой образ» Я приглядываюсь к мастерам, беру на вооружение то, что мне кажется моим, что мне способствует, и постоянно помню слова Л. С. Выгодского: «…творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое…». Я должна быть интересна ребятам, но этого не получится, если буду сосредоточена только на самой себе. Считаю, что кроме обязательной программы, у меня, как педагога, должна быть великолепная программа выступления на любом мероприятии.
  • «Будь честным и правдивым».  Дети  очень высоко ценят честность.
  • «Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть». Педагога  часто сравнивают с актёром, но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей.
  • «Цени юмор в общении с детьми». «Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам,- говорил Маяковский, - смех – грозное оружие, поэтому надо знать меру, быть осторожным».

У меня много планов на будущее. Учиться всю жизнь, не останавливаться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: достаточно ли моих знаний, чтобы смело и убеждённо вести диалог со своими воспитанниками? Смогу ли? Это постоянно тревожит и заставляет трудиться над своей собственной душой. В конечном счете, моя позиция – мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой, сердца горячего»

                                      Ветер листья с деревьев срывает,

                                      И несет  неизвестно куда…

Так и нас всех судьба разбросает,

                                      Не щадя никого никогда…

А значит, все не зря, значит всякая случайность – хорошо подготовленная закономерность, значит, я на своем месте. И пусть каждую осень желтые листья снова позовут меня в удивительный мир детской жизни, а все перемены будут только к лучшему.