Выступление на методическом объединении классных руководителей "ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ".

 

Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка

среди многих лепестков,
создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский

 Я, как классный руководитель, ставлю перед собой:  формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. А для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни. И моя  задача - создать ему условия для самореализации, условия   для воспитания человека, который будет  жить в согласии со своей совестью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_derevyannoy.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении

 классных руководителей.

Учителя начальных классов

Деревянной Ольги Владимировны.



ДАТЬ ДУШЕ ПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка

среди многих лепестков,
создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский
   

 Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Поэтому воспитание детей -  насущная потребность нашего времени. Одна из основных задач: духовно- нравственное просвещение учащихся, привитие им этического иммунитета. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Ведь они не такие как мы, взрослые. Они тоньше, чище, искреннее. Душа ребенка тянется к любви. Согласитесь, уважаемые коллеги, что духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению,  не способствует нравственному воспитанию детей. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло, где добро. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, им надо помочь. И я стараюсь сделать так, чтобы наша школа стала  тем местом, где ребенок получает от нас импульс сердечного тепла и участия. Стараюсь создать все условия для радостной и творческой жизни своих ребят.

Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нам доверено действительно ни много, ни мало - будущее нашей России. Сегодня у классного руководителя  особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит  долг  подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

Отсюда  цель, которую я, как классный руководитель, ставлю перед собой:  формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме. А для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал самого себя, особенности среды, тех условий, что его окружают, и сделал правильный выбор, определил цель и смысл своей жизни. И моя  задача - создать ему условия для самореализации, условия   для воспитания человека, который будет  жить в согласии со своей совестью. Толстой в письме Р. Ролану писал: «… из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

Познай самого себя - это интересно!
Сотвори самого себя - это необходимо!
Утверди себя - это возможно!

Прояви себя - это реально!- вот принципы жизнедеятельности моего  класса.
    С целью приобщения детей к духовно-нравственным  ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла  мною были проведены классные часы, направленные на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия… Это  диспуты «Сеющий неправду пожнет беду», «Современно ли чувство «любовь»?», «Разумное и нравственное всегда совпадают»; беседы «Добру откроются сердца», «Протянем руку помощи», «Береги честь смолоду»; практикум  «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»; литературно-музыкальные композиции «В мире духовности», «Целую руки матери моей», «Люблю тебя, приют уединенный»; круглый стол  «Три ступени, ведущие вниз»; акции «Спешу делать добро!», «Место встречи - театр»; «Свеча памяти»; операции  «Ветеран живет рядом», «Февральский десант».
     Воспитывая в детях любовь к  Родине, к традициям и истории своей страны, провожу  уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам: «Здесь, под Москвой, был бой когда-то…», «Прикоснись к подвигу сердцем!», "Мы будем помнить”,  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.  Учащиеся моего класса приняли  активное  участие в проекте "Книга Памяти”, где вместе со старшеклассниками   пополнили школьную Книгу Памяти именами земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Совместная деятельность  направлена на обеспечение каждому максимально благоприятных  условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Для нас стало естественным помощь друг другу, разумное объединение возможностей.
В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».

Почти все ребята  моего класса уже несколько лет подряд занимаются  исследовательской работой, связанной с историей своей малой Родины. Проявляя интерес к деятельности юных краеведов, стремясь передать юному поколению свои знания, опыт и творческое восприятие окружающей жизни, целенаправленно ведя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся. Благодаря  поисковой работе  были собраны и оформлены материалы о названиях улиц поселения, о храмах,  ветеранах нашего городского поселения, о детях войны, о тружениках и творческих людях села.
             Если мы, классные руководители,  хотим, чтобы ребенок завтра поднялся на ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном развитии, нам  на эту ступеньку надо подняться уже сегодня.Так, совместными усилиями, нам удается привлечь мальчишек и девчонок,  к различным видам искусства, духовно обогатить их жизнь, развивать их творческие способности, обеспечить их занятость после уроков, а это помогает отвлечь их от улицы.   

Талант ребенка сегодня включает в себя не только исключительные способности к учебе, но и особую творческую чуткость, высокие человеческие качества, любознательность и заинтересованность во всех сферах жизни.

В нашей школе родилась новая традиция:  ежегодное награждение общешкольной премией наиболее талантливых и целеустремленных учащихся.

Играя в шахматы, мы часами думаем над одним ходом, даже не на чемпионате. Обдумываем результаты каждого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью обдумывали мы свои слова и действия в отношении к детям, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог. Роль классного руководителя остается неизменной. 
Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов:
любви к детям,     слова учителя,    силы личного примера,   
справедливости – основы доверия;     способности прощать ребенка. 
Учитель–ученик  –  единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное  богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

Если семена добра посеяны в ребячьи души, то они обязательно дадут плоды. Плоды добрые, хорошие. Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна  почва, на которой он будет расти.

Я не устаю повторять своим мальчишкам и девчонкам:


Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику.
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни,
Только найди свое дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди свое дело
И старайся стать самым лучшим.