Консультативное направление. Для Вас, педагоги!

Павлова Елена Анатольевна

Методический, консультативный материал для педагогов по коррекции психических процессов у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Интеграция образовательной области «Коммуникация»

 в режимных моментах»

Провела: учитель-логопед

 Павлова Е.А.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра (как ведущий вид деятельности) помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. В связи с этим воспитателям рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь грамотно ими руководить (даже в случаях самостоятельных игр детей).

Развитие речи дошкольников  посредством игр и упражнений в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, в повседневной жизни.В режиме дня предусматривается использование речевых игр до завтрака, перед обедом, после дневного сна, до и после ужина, на прогулке.  Речевые игры могут проводиться как самостоятельная деятельность, как часть какой-либо деятельности (предваряющий, закрепляющий этап НОД), а также как отдых- смена деятельности.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Что такое режим?Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Режимные моменты:

  • Утренний прием детей;
  • Проведение утренней гимнастики;
  • Организация культурно- гигиенических навыков;
  • Подготовка к приёму пищи;
  • Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
  • Подготовка к НОД;
  • Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
  • Подготовка ко сну, сон
  • Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.

Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводится во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Можно предложить детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью – одна из главных задач (вершина) речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи – лексики, грамматики, фонетики.

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают  уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр  закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводится со всей группой, с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

При организации речевых игр и упражнений нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1 – игры не должны быть длительными по времени (5 – 15 мин)

2 – они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

3 – игра должна быть живой, интересной для ребенка, в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успех;

4 – в игре необходимо добиваться активного участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

5 – в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и собственной речью, поощрять детскую инициативу;

6 – в процессе игры педагог должен принимать непосредственное участие (явное – неявное) – по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет детей.

Таким образом, речевое развитие - это сложная, каждодневная, кропотливая работа. Можно сформулировать 2 основные задачи, стоящие перед педагогом:

1). Необходимо широко использовать игры в работе, при этом следует помнить об их значимости в целом.

2). При подборе и проведении игр необходимо учитывать общедидактические принципы (научности, доступности, индивидуального подхода, системности и др.) – кратко раскрыть

С дошкольниками всех возрастных групп речевая работа проводится по всем компонентам речи: словарь, грамматический строй речи, связная речь, фонетико-фонематические процессы.

(сказать о систематизации игр и упражнений, принципе разработки картотеки, учете комплексно-тематического планирования)

Перечислю некоторые игры, которые можно использовать в работе с детьми.

Ранний возраст.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. 
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.

Для успешной стимуляции речевого подражания важно обратить внимание:
           У взрослых – речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога; слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно.

У ребенка - ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить. 
Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Вот примеры игр, которые помогут вызвать звукоподражания, закрепить их в речи ребенка, что будет способствовать общему развитию речи:

Что вокруг тебя?  Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», , на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к неречевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха.

Что в мешочке?  Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребенку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребенка называть предметы. Слова могут быть упрощенными – лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина». 
Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами. 

Найди игрушки (с 1 года 9 месяцев) Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик положите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Скажи!

Диалог
 (от 2 лет) Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог: Взрослый: Принеси, пожалуйста, мячик. Что ты принес? Ребенок: Мячик. Взрослый: Дай мячик. Что ты дал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Лови мячик! Что ты поймал? Ребенок: Мячик. Взрослый: Молодец! 
Игра развивает умение произносить слова и фразы.

Младший дошкольный возраст:

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольников. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точно их произносить, чтобы быть понятым слушателями. Поэтому основной задачей на данном этапе речевого развития малыша является помочь ребенку в освоении разговорной речи. Для этого используются словесные игры.

Основная цель словесных игр для малышей – развивать речевую активность, умение соотносить действия со словом, понимание значения слов, умение правильно их произносить.

Особое внимание необходимо уделять словесным играм на обогащение словаря. Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети учатся правильному употреблению слов, обозначающих действия, качества и свойства; называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань…); растения; некоторых диких и домашних животных (лиса, заяц, корова, лошадь).

Речевые игры на обогащение словаря: «Угадай игрушку», «Про кого я говорю», «Скажи какой», «Какая кукла», «Сравни кукол», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Покажи правильно».

В содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей 3-4 лет  включаются игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности, развитие артикуляционного аппарата:

  • «Угадай, что звучит»
  • «Кто как кричит»
  • «Кто позвал, чей голосок»
  • «Угадай, на чем я играю»
  • «Кто что услышит»
  • «Доскажи словечко»

 «Семейный альбом».

          Цель. Обогащать пассивный и активный словарь детей (слова – название членов семьи)

          Материалы. Семейные фотографии с изображениями близких  ребенка.

          Ход игры. Вместе с ребенком рассмотрите семейные фотографии и попросите его найти, собственное изображение, показать маму, папу, бабушку, дедушку и др. родственников; дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы.  Говорите простыми фразами: «Покажи, где на фотографии мама, найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом рвал на даче?».

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для малышей необходимо предлагать от простых упражнений к более сложным. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Ладушки, Коза рогатая, Сорока-белобока.

Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения.

 Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Педагоги  на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

 «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Дети в возрасте до 2-х лет:

-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

 Дети  в возрасте 2 - 3 лет:

-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

"Капустка"

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Дети 3 – 4 лет:

-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.

«Козочка»

Вижу у козочки острые рожки.

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

Я убегу от неё по дорожке.   

(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.) 

Дети  с 4 до 5 лет:

-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).

Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)

Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). 

Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Дети  5 - 7 лет:

-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки,(показать кулачки)

Иголочки,(вытянуть указательные пальцы вверх)

Шарики-фонарики,(пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)

Зайчики(указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)

И свечки,(соединить ладони рук)

Звёзды,(растопырить пальцы рук)

Человечки.(указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)

Средний дошкольный  возраст:

Средний дошкольный возраст - период активного словотворчества. У детей появляется интерес к слову, его звучанию, созданию собственных слов по знакомым грамматическим образцам. Поэтому наша задача – познакомить детей с правильным (нормативным) вариантом словообразования.

Речевые игры в рамках комплексно-тематического планирования способствуют дальнейшему расширению активного словаря. Дети учатся подбирать синонимы и антонимы, знакомятся с происхождением отдельных слов (почему гриб «мухомор», а шапка «ушанка»). Использование педагогами инсценировок, элементов театрализации развивает интонационную выразительность речи детей.

Примеры игр:

Игра «Положи в сундучок»

Цель: 1. Закрепить понятия о живых и неживых предметах.

          2. Упражнять в постановке вопросов: Кто это? Что это?

          3.  Развитие зрительного внимания.

Материал: крупные картинки, изображающие два красивых сундучка, картинки с изображением живых и неживых предметов.

Ход игры: в центр выкладываются картинки  с изображением живых и неживых предметов. На один сундучок ставится символ живого предмета, а на другой неживого. Детям предлагается поместить предметы в нужный сундучок с объяснением своих действий с постановкой вопроса ( Что это? Это шары. Кто это? Это заяц).                                                                                                                                

Игровое упражнение «Кто это? Что это? Отвечай быстро.»

Цель: 1. Формировать быструю реакцию на слово.

          2. Развивать умение разгадывать загадки.

          3. Развивать воссоздающее воображение.

          4. Освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

Ход игры: воспитатель произносит начало фразы, дети четко и быстро продолжают:

          Звонкий, быстрый, веселый -           Старательный, послушный, вежливый –

          Вкусный, алый, сочный -                  Зеленый, продолговатый, сочный –

        Желтые, красные, осенние -             Аккуратная, послушная, веселая –

          Холодный, белый, пушистый -         Задиристый, драчливый, взъерошенный –

Бурый, косолапый, неуклюжий -      Белое, пушистое, легкое –

          Желтые, красные, зеленые -              Маленькая, серенькая, пугливая –

          Ветвистая, зеленая, колючая -           Новая, интересная, библиотечная –

Старый, кирпичный, двухэтажный – Красное, спелое, сладкое –

          Чистое, голубое, горное -                   Белый, пушистый, лесной –

          Пугливая, беленькая, маленькая -     Белоствольная, высокая, стройная –

Дидактическая игра  «Хорошо – плохо»

Цель: развивать умение выявлять положительные и отрицательные свойства, функции какого- либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Употреблять антонимы.

Ход игры: например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить?»Нравится: длинный - можно пользоваться как линейкой, меркой, указкой; деревянный – легкий, легко точится; красный – можно рисовать салют, цветы, помидор; острый – можно тонкие линии рисовать, точки. Не нравится: деревянный – легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный – не помещается в пенал, мешает в кармане и т.д.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Цель: учить подбирать предметы к действию, согласовывать существительные с глаголами.

Ход игры: один из играющих называет действие (глаголы) – другой подбирает соответствующее слово (существительное).

          мурлычет -        варит -        стоит -        лает -         учит -            прыгает –

          мычит -             жужжит -    шипит -      ревет -       воет -            фыркает –

          каркает -           чирикает -   кукует -      поет -        квакает -       крякает –

          хрюкает -          пищит -       лечит -       строгает -  сажает -        красит –

          метет -              играет -        чертит -     пишет -      рисует -        точит –

          чинит -              штопает -    говорит -   поет -         летает -         спит –

          лепит -              играет -        смотрит -  кружится – смеется -     падает –

          плачет -            горюет -       трещит -    скрепит -    вьется -        стелется –

Игровое упражнение «Слушай! Называй как можно больше слов!» «Эстафета»

Цель: 1. Учить подбирать объекты к действию.

          2. Согласовывать существительные с глаголами в числе.

          3. Пополнить словарь детей за счет употребления глаголов.

Ход игры:

          плывет – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка  и т.д.

          летит -               растет -         поет -             ползет -            визжит –

          ткет -                 лает -            скрипит -       хватает -          полощется –

          умывается -      ссорится -    работает -       улыбается -     шипит –

          дребезжит -      сверкает -     поливает -      шумит -           охает –

Дидактическая игра «Летает – не летает»

Цель: Речевые задачи:

1.Обогащение словарного запаса детей.

2. Формировать умение словесно оформлять результаты сравнения.

          3. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: игру лучше проводить в движении: поднимать руки или ловить мяч.

Примечание: по аналогии можно проводить игры: «Плавает – не плавает», «Рисует – не рисует», «Тянется – не растягивается», «Растет – не растет» и т.д.

Старший дошкольный возраст:

1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

 Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

«Светофор»

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Баман

Паман

Банан  

Банам

Витамин

Митанин

Фитамин

ваван

даван

баван

ванан

витанин

митавин

фитавин        

альбом

айбом

аньбом

авьбом

клетка

кьетка

клетта        

альпом

альмом

альном

аблем

кьекта

кветка

тлекта

«Замкни цепочку»

  Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

 «Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

 Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:    - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

   - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

«Скажи по-другому»

 Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

«Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

«Кузовок»

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

 Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок;  (или другое задание)назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

«Назови три предмета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом.(родовое понятие)Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

2-й вариант: - «Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк». (видовые понятия)

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. (с наглядностью и без)

3. Игры для развития грамматического строя  и связной речи

 «Размытое письмо»

 Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

  Материал. Игрушечный мишка.

  Организация. Воспитатель:

 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

 Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

«Кого я вижу, что я вижу»

 Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«Один и много»

 Цель: учить изменять слова по числам.

 Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

«Распутай слова»

  Цель: учить составлять предложения,  используя данные слова.

  Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»

 Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры.  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Найди картинке место» Поезд сказок

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу фон для буклета

  1. Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения.

Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научите хорошо слушать.

  1. Используйте письменные формы общения. (Брошюры. Пособия. Бюллетень. Еженедельные записки. Неформальные записки. Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений. Отчеты.)
  2. Создавайте множество ролей для родителей:
  • Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
  • Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и др.
  • Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.
  • Член Совета родителей. «Совет родителей» – это группа родителей, которая регулярно собирается  для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
  1. Развивайте работу, направленную на родителей.
  • Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
  • Информация  для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии и образовании  ребенка.
  • Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т.п.
  • Использование коммуникативных ресурсов. Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
  • Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.  
  1. Советы для успешной  работы  с  родителями:
  • Уважайте  роли  родителей. Укрепляйте  взаимное  уважение  между воспитателями  и  родителями.
  • Поощряйте  участие  родителей, содействуйте  им. Подсказывайте  родителям, как они могут  участвовать   в жизни  детского  сада.
  • Старайтесь разнообразить  виды  участия  родителей, проявляйте  творчество. У разных  семей  разные  интересы, ресурсы  и образ  жизни.
  • Позволяйте семьям  самим  решать, как  они  могут  помогать  детскому  саду  наилучшим  образом. Добейтесь того, чтобы  семьи  понимали, что  их  участие  ценится  и  что  их  вклад  с  любой  стороны  приветствуется.
  • Будьте  терпеливыми. Возможно, на  развитие  контактов требуется  время. План мероприятий,   в  котором  участвуют  родители, строится  на  маленьких  поэтапных  достижениях.
  • Выражайте  свою  признательность. Давайте родителям  знать, что  вы  их  цените  в  участи  и  жизни  детского  сада.
  • Поощряйте посещаемость  на  мероприятия  детского  сада. Проводите  мероприятия  в  удобное  время для  родителей. Помогайте  семьям  найти дополнительные  ресурсы  для  воспитания детей.
  • Сохраняйте  конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая  часть  контактов, основанных  на  сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации  о  каждой  семье.

   

            Похожее изображение