Вовлечение родителей в коррекционный процесс

Павлова Елена Анатольевна

Конспекты совместных мероприятий с воспитанниками и их родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №3 Золотая рыбка»

Игровой практикум

«Вовлечение родителей в коррекционный процесс

для эффективной автоматизации звуков»

Игровые приемы автоматизации звука Р

Конспект

организованной совместной детско-родительской деятельности

«Будем защитниками Родины»

(в рамках комплексно-тематического планирования

тема «День защитника Отечества»)

Разработала и провела:

Учитель-логопед Павлова Е.А.

12.02.2019г.

г.Ростов, 2019

Участники: дети старших групп, занимающиеся на логопункте, родители детей, логопед

Родители 

Цель практикума:

Вовлечение родителей в коррекционный процесс по закреплению у детей навыков правильной речи, укрепление эмоционального контакта в паре «родитель - ребёнок», достижение единства требований к ребёнку;

Задачи:

- познакомить с приемами автоматизации звука Р;

- привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

- оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в

организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;

- формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи

Дети

Цели: 

Автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять детей в правильном произношении звука Р  в слогах, словах, словосочетаниях  в процессе игровой деятельности;

- уточнять представления детей о значимости праздника, его значении, названия военных профессий, военной техники;

- расширять словарь по теме: “День Защитника Отечества” (армия, Родина, профессия, артиллерист, радист, сапер, снайпер, разведчик, пограничник, летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный, государственный и т.д.); 

- совершенствовать грамматический строй речи (учить детей навыкам словообразования);

Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, память,  мышление, речевую активность.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества;

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям военных специальностей, вызывать стремление к  почетной обязанности защищать Родину  

Предварительная работа:

Подготовительный этап (формирование артикуляционного уклада данного звука, развитие фонематических процессов, речевого дыхания)

Основной этап (постановка звука Р, коррекция, поэтапная автоматизация)

Беседа по теме «23 февраля»

Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, презентация Microsoft Office PowerPoint, мяч, картинки на звук Р, выставка « Наша Армия», мольберт

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок правильно произносит звук Р в слогах, словах, предложениях, выделяет  звук в словах,  может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, , у ребенка складываются предпосылки грамотности; он способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного общения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх; обладает развитым воображением.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная

План:

1.Вступительное слово логопеда о необходимости систематической работы по автоматизации звуков в речи;

2.Совместная коррекционно-образовательная деятельность «Мы хотим быть защитниками Родины»

3.Рефлексия, диалог

Ход практикума:

1. Вступительное сообщение:

     Приемы автоматизации

Уважаемые родители! Ребята научились правильно произносить звук Р. Но в свободной речи этот звук им пока произносить очень трудно. Его нужно автоматизировать.  Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру.

Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы автоматизации на примере звука Р.
        Работа по автоматизации звуков идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. Главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р — собака рычит), то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

- “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

- Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

А затем все 5 “песенок” -слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

“Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком ).

Работая над автоматизацией звука в предложениях, хорошо использовать эффективную и полезную игру “Исправь предложение». На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, которые становятся героями игр. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка. Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес можно использовать пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя — логопеда, родителей и воспитателя группы.

Мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат размышлять, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел! Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

2.Совместная коррекционно-образовательная деятельность

«Мы хотим быть защитниками Родины»

Заходят дети

Обратить внимание на выставку «Наша Армия».  Рассматривают и называют некоторые экспонаты (рация, фотографии военных и пр.)

Логопед:  -23 февраля наша страна отмечает праздник. Ребята, вы знаете какой праздник? (день защитника Отечества). Что такое Отечество? (Это Родина.)

- Кто такие Защитники Отечества(ответы детей).

- Правильно ребята, Военные - это люди, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Вооруженные силы можно разделить на три главных группы - сухопутные или наземные войска; военно-воздушные силы; военно-морские силы. Летчики защищают небо; пехотинцы - сушу; моряки - море. В Российской армии служат солдаты, матросы, офицеры. Все они - защитники Отечества. В мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику.

Среди экспонатов выставки обнаруживают планшет (кейс, пакет, конверт) с секретным донесением., не открывается, на нем шифр- набор цифр

Проблема: чтобы расшифровать и вскрыть секретный пакет – необходимо выполнить задания. С выполнением каждого задания – будем получать часть шифра.

-Ребята вы готовы, как будущие защитники, к испытаниям?

Логопед: Прежде чем выполнять задания, давайте вспомним, какие вы знаете  военные профессии?

- А сегодня вы, возможно узнаете о новых профессиях и сможете испытать себя в некоторых из них.

Логопед: - у военных должна быть очень четкая и правильная речь. Поэтому мы сегодня продолжим тренироваться в произношении нашего любимого звука  ? ---РРР.

Готовы пройти боевую поготовку?

- А родители готовы нам помочь? Тогда мы их назначаем командующими. Просим вас пройти в штаб (родители занимают места за столом), в это время логопед озвучивает функции командного штаба: направлять, руководить, помогать, проверять правильность выполнения заданий)

Логопед: командный штаб на посту, пора приступать к 1 заданию.

Штаб выдает 1 задание (карточка)- для артиллеристов

1 Задание (артикуляционная разминка, закрепление длительной вибрации звука,автоматизация изолированного Р)

Артиллеристы (род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие: пушки, гаубицы, миномёты и т. п.)

 «Конная артиллерия» – упр.  «Лошадки»

 “Стрельба”. Четко произносить чередование звуков {пушка д-д-д-д}, {автомат –т-т}.

 “Мотор боевых машин”- изолированное произнесение звука РРРРР (тихо, громко) «Мотострелки на мотоциклах» — заводить мотоцикл, как будто нажимаем на его педаль, на одном выдохе подряд ТРР-ТРР-ТРР

«Вертолет» — моторчик с двигающимися губами, то расширять их то сводить в рупор, имитируя рокот самолета.

А на отдыхе артиллеристы играют в военном оркестре. Как вы думаете, на каких инструментах?

Военный оркестр (автоматизация Р в прямых слогах)

Трубачи – Ру –ру-ру…..(ритмично, монотонно)

Барабанщики – ра-ра-ра….(сопровождать действиями рук)

Логопед: Молодцы! Давайте отчитаемся в штабном пункте. Рапорт командиру

Дети:-  артиллеристы с первым заданием справились!! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

2 задание Радисты (связисты) – шифруют важные разговоры, государственные тайны

 (автоматизация Р в слогах, прямых, обратных, со стечением)

Задание: связаться со штабом,  передать по рации позывные

Родители (штаб): произносят слоги с разным ритмическим рисунком – дети должны в точности повторить – передать позывные:

Ра – ра-ра-ра , Ра – ра-ра-ра

Ра-ра-ра---ра,  Ра-ра-ра----ра

Ра-ра -----ра-ра-ра,     Ра-ра -----ра-ра-ра,

Ру-ру-ру – ру,  Ру-ру-ру – ру

ар-ар-----ар-ар----ар-ар

Ор-ор-ор----ор-ор ,   Ор-ор-ор----ор-ор

тра-тра-тра----тра-тра-тра----тра-тра-тра

Здра-здра     Здра-здра   Здра-здра

Произносить слоговые цепочки, делая акцент на одном слоге

Дра-дра-дра

Дро-дро-дро

Дру-дру-дру

Дры-дры-дры

Дрэ-дрэ-дрэ

Дрэ-дрэ-дрэ

 Повторять цепочки слогов (индивидуально для каждого)

Бра-бро-бру

Бро-бру- бры

Брэ-бра-бру

Бру-брэ-бра

Бры-бро-бру

Бра-брэ-бро

Рапорт командиру

Дети:-  Радисты  задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

3 задание  (автоматизация Р в словах)

Моряки  

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот. Военных, которые служат во флоте, называют моряками. 

Игра «Морской бой».

Неприятель (например, морские пираты) замаскировали свои корабли, их необходимо найти

По очереди каждый ребенок называет картинку на слайде,

она исчезает и под ней обнаруживается (или нет) корабль

- Рак, радуга, рубашка, рысь, роза, ромашка,

ручка, расчёска, ракета, радио.

Рапорт командиру

Дети:-  Моряки  задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

4 задание (автоматизация в словах )

Саперы (военные, которые находят и обезвреживают мины, снаряды, прокладывают дороги через реки, болота)

Игра «Обезвредь мину - перейди через реку»

На полу разложены карточки с цифрами, картинкой вниз, дети аккуратно идут, не наступая на карточки (мины) и разминируют их – поднимают и называют картинку столько раз, сколько указывает цифра

Рапорт командиру Дети:-  Саперы  задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

5 задание – провести строевые упражнения

Физподготовка  (строевые упражнения)
-    Видели ли вы когда-нибудь военный парад? Давайте примем участие в военном параде.

Левой – правой, левой- правой

Раз-два, раз-два!На парад идет отряд! (встают в круг)

Игра «Чего не стало?» « Кого не стало?

Будущие защитники Родины должны быть очень внимательными, наблюдательными

На экране 4 предмета. Дети под музыку с разным ритмом (марш, бег) идут по кругу, рассматривая картинки на экране, по сигналу «Ночь» останавливаются и закрывают глаза (в это время с экрана убирается одна картинка), по сигналу «День» открывают глаза и называют, чего не стало. Усложнение: добавляется еще один предмет. Что прибавилось?

Логопед: Молодцы! Рапорт командиру

Дети:-  задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

6 задание (автоматизация в словах и словосочетаниях)

Разведчики (собирают информацию о противнике и передают ее в военный штаб))

Задание сложное и ответственное! Необходимо стать настоящими разведчиками - доставить секретное сведения в военный штаб- посчитать боевую технику

Игра «Посчитай-ка»

Разведчики должны уметь хорошо считать, чтобы передать точное количество техники противника. Детям предлагают посчитать предметы со звуком Р. Например: давай мы посчитаем все ракеты которые встретятся нам на пути: одна ракета, две ракеты, три ракеты, четыре ракеты, пять ракет  (аналогично другие слова: катер, парашют, карта, вертолет, коробка, костер)

Подбор слов – антонимов.

Логопед: защитники Родины должны обладать рядом качеств. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Злой — … добрый,

 трусливый — … храбрый,

ленивый — … трудолюбивый,

грустный — … радостный,

жадный — … щедрый,

 неряшливый —... аккуратный,

медленный - ….быстрый

война — … мир

Логопед: Молодцы! Рапорт командиру

Дети:-  разведчики  задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

7 задание (автоматизация Р в предложениях)

Снайперы ( профессиональный военный или полицейский стрелок)

Упр. « Зашумленные картинки»

У снайперов должно быть хорошее зрение, сейчас мы проверим его у вас.

На экране контурные изображения зашумленных предметов, дети называют: «я обнаружил ракету» и т.д.(ведро, карандаш, градусник, гитара, сердце, морковь, карандаш, забор)

-- Меткие стрелки должны попасть в цель

 Игра «Найди пару и составь предложение».

На экране картинки: повар-сковорода, барабан - палочки, пароход - трубы, робот – отвертка, рация – наушники, дрова – топор, карандаши - тетрадь, ружье - патрон

Дети должны составить пары, например: на барабане играют палочками

Логопед: Молодцы! Рапорт командиру

Дети:-  снайперы задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается часть изображения

8 задание  Пограничники 

Они стоят на страже границ Родины. Их главная задача - не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

 Собак военных  необходимо тренировать. А чем больше всего любят играть собаки? – мячом. Можно присесть на ковер и прокатывать мяч

Упражнение “Скажи много”. Кому попадет мяч, тот должен сказать - много.

Государственная граница -…

Верный друг-…

Быстрая ракета - ….

Военный корабль - …

Хороший воин-…

Храбрый офицер-…

Зоркий снайпер…

Российский герой ….

Осторожный сапер…

Пожарный катер…(катерА)

Упражнение “Кто что делает?”.

- Я кидаю мяч одному из вас и называю профессию. А вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч.

Логопед: Летчик.   Ребенок: летчик управляет самолетом, (вертолетом)

Логопед: Пограничник.   Ребенок: пограничник охраняет границу.

Логопед: Капитан военного корабля.   Ребенок:  капитан управляет кораблем

Логопед: Танкист.    Ребенок: танкист управляет танком, стреляет.

Логопед: Пограничник.  Ребенок:  пограничник охраняет государственную границу.

Логопед: Подводник.  Ребенок: подводник управляет подводной лодкой.

Логопед: Десантник   Ребенок: десантник прыгает с парашютом

Логопед:Разведчик:   Ребенок: разведчик ходит в разведку

Логопед: Молодцы! Рапорт командиру

Дети:-  пограничники задание выполнили! Получают часть шифра – цифру, на экране аналогичная цифра убирается, открывается последняя часть изображения – поздравительная открытка с 23 февраля. 

код от планшета вскрыт, открывают его, обнаруживают там награды (медали?)

Подведение итогов

Логопед:- Справились ли мы с заданиями?

-Какой звук учились правильно произносить?

Вопросы для закрепления (предлагаю родителям – командному штабу- самим подвести итоги)

- Что показалось трудным?

- Благодаря чему удалось справиться со всеми заданиями (благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке)

- Кто такой военнослужащий?

- Какие военные профессии вы знаете?

- Какими качествами должен обладать настоящий военный?

Вы справились со всеми заданиями и заслужили звание будущих защитников отечества. Награждают. Дети уходят

Родители

Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений.

Вот в  такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.

Сегодня я приготовила специальные памятки для родителей, которые напомнят вам о полученных знаниях.

Вопросы, пожелания.