Методы, формы, средства в образовательном процессе с учетом реализации ФГОС ДО

Смоленцева Лидия Петровна

    В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:

здоровьесберагающие технологии;

трилингвальная технология

игровые технологии;

групповой сбор;

организация ОД по центрам активности;

технология деятельностного подхода;

технология исследовательской деятельности;

ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_3.docx51.43 КБ

Предварительный просмотр:

       

Методы, формы, средства в образовательном процессе

с учетом реализации ФГОС ДО

       

        В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методовформсредств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:

здоровьесберагающие технологии;

трилингвальная технология

игровые технологии;

групповой сбор;

организация ОД по центрам активности;

технология деятельностного подхода;

технология исследовательской деятельности;

ИКТ.

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.

- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

- обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

• методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

• методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

• информационно-рецептивный метод - предъявление информацииорганизация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

• репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

• метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

• исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процессавоспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.

Личностно – ориентированные технологии

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно»«хорошо – плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.

Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.

Информационно-коммуникативные технологии

В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.

Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.

Игровые технологии

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках.

В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы в условиях освоения пяти образовательных областей: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой нашего детского сада развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Принцип гибкого центрирования среды. Жизненное пространство в группе такое, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования. Это позволило детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой, экспериментированием и др.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

• демонстрационные и раздаточные;

• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

• естественные и искусственные;

• реальные и виртуальные;

• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

• игровой (игры, игрушки);

• коммуникативной (дидактический материал);

• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Методы реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»:

Методы формирования социального поведения

Методы формирования социального сознания

Методы стимулиpoвания

  • упражнения
  • поручение
  • требование
  • воспитывающие ситуации

  • объяснение
  • уговор
  • внушение
  • просьба
  • этическая беседа
  • пример

  • поощрение
  • соревнование
  • одобрение
  • награждение

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность  с семьей

Беседа;

наблюдение;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

игра;

игровое упражнение;

проблемная ситуация;

обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);

рассматривание объектов природы (природного уголка) с целью оказания помощи в уходе за растениями.

 

 

ООД Формирование целостной картины мира, художественное творчество, чтение художественной литературы;

создание проблемных ситуаций;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

 игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

трудовые поручения;

труд рядом со взрослым;

изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

рассматривание  объектов природы, быта, произведений искусства с целью обогащения опыта изготовления предметов;

рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;

игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);

самостоятельная игровая деятельность;

повторение.

Беседа;

украшение личных предметов.

 

Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

проектная деятельность;

экскурсии;

прогулки;

совместный труд в детском цветнике.

 

Средства реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»:

Художественные средства

Природа

Собственная деятельность детей

Общение

художественная литература,

изобразительное искусство,

музыка,

кино и др.

наблюдения

игра, труд, учение, художественная деятельность

- содействует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений;

- наиболее результативны  при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

- формирует гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства социально – коммуникативного развития.

Свободное общение со взрослыми и детьми

Для организации трудового воспитания использую следующие формы и методы:

Формы организации труда:

Поручение

Коллективный труд

Дежурство

  • Простые и сложные
  • Эпизодические и длительные
  • Коллективные и индивидуальные

не более 35-40 минут

не более 20 минут

  • Формирование общественно-значимого мотива;
  • Нравственный, этический аспект

Методы и приемы трудового воспитания:

 Первая   группа методов:

Формирование   нравственных представлений, суждений, оценок

 Вторая   группа методов:

Создание   у детей практического опыта трудовой деятельности

Решение небольших логических задач, отгадывание   загадок

Приучение к положительным формам общественного   поведения

Приучение к размышлению, эвристические беседы

Показ действий

Беседы на этические темы

Пример взрослого и детей

Чтение художественной литературы

Целенаправленное наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Организация интересной деятельности

(общественно-полезного характера)

Рассказывание по картинам, иллюстрациям, их   обсуждение

Разыгрывание коммуникативных ситуаций

Просмотр телепередач,

видеофильмов

Создание контрольных педагогических ситуаций

Задачи на решение   коммуникативных ситуаций

 

Придумывание сказок

 

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность  с семьей

  • Наблюдение;
  • беседа;
  • рассматривание предметов, объектов природы, быта;
  • игра;
  • игровое упражнение;
  • проблемная ситуация;
  • конструирование из песка;

создание коллекций.

- ООД. Познавательно-исследовательск. деятельность. Формирование целостной картины мира. ФЭМП.

 -Чтение художественной литературы рассматривание объектов природы, быта;                                                                      - игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);                                                         -тематические досуги; КВН                       -Экспериментирование;                                     - игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);                                                    -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;                  - самостоятельная конструктивная деятельность                                                        -Создание соответствующей предметно-развивающей среды;                                   -проектная деятельность;                           -экскурсии;                                                  -  прогулки;

 Дид.игра

Сюж.рол. игры

Исследовательская деятельность

наблюдения

создание различных коллекций.

   Методы работы по формированию элементарных математических представлений:

Наглядные

Кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

Игра (дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры и творческие игры (в т.ч. строительные)

Словесные

Рассказ, беседа, чтение

Методы, повышающие познавательную активность

Экспериментирование

Организация решения познавательных задач

Проектная деятельность

Коллекционирование

Элементарный анализ

Сравнение по контрасту и подобию, сходству

Группировка и классификация

Моделирование и конструирование

Ответы на вопросы детей

Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Воображаемая ситуация

Придумывание сказок

Игры-драматизации

Сюрпризные моменты и элементы новизны

Юмор и шутка

Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

Перспективное планирование

Перспектива, направленная на последующую деятельность

Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

Повторение

Наблюдение

Экспериментирование

Создание проблемных ситуаций

Формы работы по формированию элементарных математических представлений:

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Демонстрационные опыты;

Сенсорные праздники на основе народного календаря;

Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;

Коллективное занятие;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

Наглядные

Кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

Игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

Словесные

Рассказ, беседа, чтение

Методы, повышающие познавательную активность

  • Элементарный анализ
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству
  • Группировка и классификация
  • Моделирование и конструирование
  • Ответы на вопросы детей
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность

  • Воображаемая ситуация
  • Придумывание сказок
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны
  • Юмор и шутка
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
  • Перспективное планирование
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность
  • Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

  • Повторение
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Создание проблемных ситуаций

 Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде.
  • ООД;
  • опыты (экспериментирование);
  • коллекционирование;
  • развивающие игры;
  • изобразительная деятельность;
  • конструкторская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

   Формы работы по формированию целостной картины мира, расширение кругозора:

  • ООД;
  • опыты (экспериментирование);
  • коллекционирование;
  • развивающие игры;
  • проектная деятельность;
  • экскурсии;
  • познавательные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • изобразительная деятельность;
  • конструкторская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • наблюдения;
  • игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

Методы работы по приобщению к социокультурным ценностям

Методы, повышающие познавательную активность

  • Элементарный анализ
  • Сравнение по контрасту и подобию, сходству
  • Группировка и классификация
  • Моделирование и конструирование
  • Ответы на вопросы детей
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопрос

Методы, вызывающие эмоциональную активность

  • Воображаемая ситуация
  • Придумывание сказок
  • Игры-драматизации
  • Сюрпризные моменты и элементы новизны
  • Юмор и шутка
  • Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

  • Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
  • Перспективное планирование
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность
  • Беседа

Методы коррекции и уточнения детских представлений

  • Повторение
  • Наблюдение
  • Экспериментирование
  • Создание проблемных ситуаций
  • Беседа

Методы работы по ознакомлению с миром природы

Наглядные

кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов

Практические

игра (Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в т.ч. строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты

Словесные

рассказ, беседа, чтение

  

Образовательная область  «Речевое развитие»:

 Средства реализации

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи на занятиях;
  • Художественная литература;
  • Изобразительное искусство, музыка, театр;
  • Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам

  1. Наглядные:
  2. Словесные:
  3. Практические:
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности      (наблюдение в природе, экскурсии);
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная      наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и      картинам)
  • Чтение и рассказывание художественных      произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ;
  • Обобщающая беседа;
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал
  • Дидактические игры, игры-драматизации,      инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные      игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные - основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

  • Метод наблюдения и его разновидности
  • Рассматривание картин
  • Чтение художественной литературы
  • Пересказ
  • Заучивание наизусть
  • Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
  • Дидактические игры

 2. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

  • Обобщающая беседа
  • Рассказывание
  • Пересказ с перестройкой текста
  • Дидактические игры на развитие связной речи
  • Метод моделирования
  • Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

  • Речевой образец,
  • Повторное проговаривание
  • Объяснение
  • Указание
  • Оценка детской речи
  • Вопрос

2. Наглядные

  • Показ иллюстративного материала
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

3. Игровые

  • Игровое сюжетно-событийное развертывание
  • Игровые проблемно-практические ситуации
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
  • Имитационно-моделирующие игры
  • Ролевые обучающие игры
  • Дидактические игры

Формы образовательной деятельности «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Беседа   после чтения;

Рассматривание;

Игровая   ситуация;

Дидактическая   игра;

Интегративная   деятельность;

Чтение;

Беседа о   прочитанном;

Игра-драматизация;

Показ   настольного театра;

Разучивание   стихотворений;

Театрализованная   игра;

Режиссерская   игра

Проектная   деятельность;

Интегративная   деятельность;

Решение

проблемных   

ситуаций;

Разговор с   детьми

Ситуация   общения в процессе

режимных   моментов;

Дидактическая   игра;

Чтение (в   том числе на прогулке);

Словесная   игра на прогулке;

Наблюдение   на прогулке;

Труд ;

Игра на   прогулке;

Ситуативный   разговор;

Беседа;

Беседа   после чтения;

Экскурсия;

Интегративная   деятельность;

Разговор с   детьми

Разучивание   стихов, потешек;

Сочинение   загадок

 

  Сюжетно-ролевая игра;

  Подвижная игра с текстом;

  Игровое общение;

  Все виды самостоятельной

детской   деятельности

предполагающие   общение со

сверстниками;

  Хороводная игра с пением;

  Игра-драматизация;

  Чтение наизусть и

отгадывание 

загадок в   условиях книжного

уголка;

  Дидактическая игра

 

  Консультации; 

  Мастер-класс;

  Информационные стенды

 

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

   Средства реализации

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством;
  • материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания;
  • ознакомление детей с творчеством;
  • доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
  • активная педагогическая деятельность.

  Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

  • метод целостного восприятия;
  • метод убеждения;
  • метод приучения, упражнения;
  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод проблемных ситуаций;
  • методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
  • методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание

Совместная   деятельность

Режимные   моменты

Самостоятельная   деятельность

1. Развитие  продуктивной деятельности

рисование

лепка

аппликация

конструирование

 2.Развитие   детского творчества

3. Приобщение к  изобразительному искусству

 

Рассматривание предметов искусства

Беседа

Экспериментирование с материалом

Рисование

Аппликация 
  Лепка

Художественный труд

Интегрированные занятия

Дидактические игры

Художественный досуг

Конкурсы

Выставки работ декоративно – прикладного искусства

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Проектная деятельность

Создание коллекции

Выставка репродукций произведений живописи

Развивающие игры

Рассматривание чертежей и схем

Самостоятельное художественное творчество

Игра

Проблемная ситуация

 Развитие   музыкально---художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству

 

  Слушание

  Пение

  Песенное творчество

  Музыкально-ритмические движения

  Развитие танцевально-игрового творчества

  Игра на детских музыкальных инструментах

 

ООД

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

Театрализованная   деятельность;

Слушание   музыкальных сказок;

Беседы с   детьми о музыке;

Просмотр   мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов;

Рассматривание   иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей   действительности;

Рассматривание   портретов композиторов;

Празднование   дней рождения.

Использование музыки:

На утренней   гимнастике и физкультурных занятиях;

На музыкальных   занятиях;

Во время   умывания;

Во время   прогулки (в теплое время);

В   сюжетно-ролевых играх перед дневным сном;

При   пробуждении;

На праздниках   и развлечениях;

Инсценирование   песен

Формирование   танцевального творчества;

Импровизация   образов сказочных животных и птиц;

Празднование   дней рождения.

 

Создание условий для самостоятельной музыкальной   деятельности в группе: (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек,   театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной   деятельности. ТСО

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «телевизор».

Придумывание простейших танцевальных движений;

Инсценирование содержания песен, хороводов;

Составление композиций танца;

Музыкально – дидактические игры;

Игры-драматизации;

Аккомпанемент в   пении, танцах;

Детский ансамбль;

Оркестр,

Игра в «концерт», «музыкальные занятия».

Формы и приемы организации образовательного процесса

по образовательной области «Физическое развитие»

Организация образовательной деятельности (6-7 лет)

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность  детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Физкультминутка

Утренняя гимнастика

Подвижная игра (в том числе на свежем воздухе)

Физическая культура

Физкультурные упражнения

Дыхательная гимнастика после дневного сна

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

Поход

Каникулы

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

Проблемная ситуация

Беседа

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Консультативные встречи

Встречи по заявкам

Мастер – класс

Поход