Методики - К.К. Утробиной; "Городки"

Дьячкова Татьяна Леонидовна

1.Игровая методика К.К. Утробиной " Занимательная физкуьтура в детском саду" для детей 3-5 лет, 5-7 лет

2.Методика обучения дошкольников игре "Городки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_metodika_k.k._utrobinoy.docx2.28 МБ
Файл gorodki_metodika.docx600.74 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Детский сад № 38 «Маленький принц»

Методика обучения дошкольников игре

«Городки»

                                                                 Инструктор по физической культуре:

Дьячкова Татьяна Леонидовна

г.о. Химки

Пояснительная записка

Методика обучения дошкольников игре «Городки» предназначена для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей. Разработана на основании методикиМ.  Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова «Обучение дошкольников игре «Городки»».Методика определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Актуальность методики

В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки, с нарушением зрения. Причиной этому является малоподвижный образ жизни. Движение – это врожденная потребность ребенка, и от удовлетворения ее зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада.

Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.

Игра в городки повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка.В игре ребенку можно делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой.

Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.

 Особенность данной программы в обучении игре в городки – в организации семейного досуга, в укреплении связи поколений.

 Физическое, психическое, социальное благополучие – вот что лежит в основе игры в городки. Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы. Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.

Ценность данной методики заключается в том, что весь материал тесно перекликается с основными задачами воспитания здорового, активного и способного творчески мыслить подрастающего поколения. Это способствует более успешному решению задач физического развития детей, воспитания основ их активной жизненной позиции. Приучение детей 5-7 лет к регулярным занятиям физическими упражнениями через игру в городки позволяет выработать у ребенка в дошкольном возрасте, потребность к занятиям спортом, а так же привлечь родителей к физическому воспитанию своих детей, через совместные занятия игрой в «городки». К тому же, у детей активно укрепляется опорно-двигательный аппарат, вырабатывается психологическая устойчивость к стрессам, а так же настойчивость в достижение цели.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Страна начинается с семьи. А благополучие общества – с благополучного детства у ребенка. Наша цель – начинать формировать моральный и физический дух гражданина России в детских дошкольных учреждениях с помощью популяризации и развития исконно русской игры в «городки». Методика способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «городки».

«Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики» 

президент РФ Путин В. В.

      Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Цель методики:

 – ознакомление детей со спортивной игрой «городки», формирование основ правильной техники и воспитание потребности и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи методики:

 Оздоровительные:

 - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

 - способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

 Образовательные:

 - познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивной игры «Городки»;

 - учить детей понимать сущность игры, знать основные фигуры и уметь их выставлять;

 Развивающие:

 - развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;

 - развивать мышечную память, технико-тактические действия с битой.

 Воспитательные:

 - воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;

 - формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

 - воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.

Принципы и подходы методики:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Этапы

1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3. Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4. Развивать скоростно-силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Первый этап

Для решения первой задачи нужно провести ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы «Что такое «Городки». Познакомить детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки - рюхи, из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем демонстрируется презентация «Городки» с изображениями городошных фигур, разметки площадки и др., также демонстрировался фрагмент фильма «Забытые игры».Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Здесь для работы с детьми можно использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также предлагается игра «Кто быстрее передаст биту», «Через биты полоски».

Второй этап связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки.

Дети овладевают действиями с битой (прицел, замах, бросок, отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляют умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи:

1. Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

2. Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

3. Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

4. Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий этап включает следующие задачи:

1. Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи осуществляется путём подбора игр, которые  способствуют развитию физических качеств.

«Передай биту»

«Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

«У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

1. «Выбивание одной рюхи»

2. «Выбивание всей фигуры из города»

3. Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

4. Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

5. Метание в горизонтальную цель

6. Метание мешочка (150-200 гр.) правой и левой рукой

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Участие команды в соревнованиях

Условия организации игры «Городки»

Условно при обучении детей основам городков можно выделить несколько составных этапов:

1. Подготовка площадки для занятий.
2. Организационный момент.
3. Проведение занятия.
4. Заключительная часть.

1. Подготовка площадки

Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.
Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.
Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные по физическим параметрам для занимающихся дошкольников. Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.

2. Организационный момент


При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.
В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.

3. Проведение занятия

В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки.

Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.

После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать придумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам.

После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.

При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть.

После ознакомления с игровой площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором

Основной элемент городошной техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом обучения для ребенка очень важна похвала и поддержка.

Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки является общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.

Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.

Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры "солдаты" ("заборчик"). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей или инструкторов.

Конспект физкультурного занятия в подготовительной  группе

Городки на новый лад

Программное содержание:

Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки».

Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты.

Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

Оборудование: биты, рюхи.

Ход занятия.

Ребята, вспомните русскую народную игру, в которую вы очень любите играть, и для игры в которую нужны биты.

Как она называется? («Городки»)

В чем заключается суть игры в «Городки»? (Бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) определенную фигуру. Главная задача - затратить на выбивание фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам использовал меньше попыток, тот и победил.

Что необходимо для игры в «Городки»? (Площадка для игры. Оборудование)

Как выглядит площадка для игры? (Для игры в «Городки» чертится квадрат – «Город», обозначается линия «полукона», а от линии «полукона» на расстоянии чертится линия «кона».)

Какое оборудование нужно для игры в «Городки»? (5 рюх (городков) и биты)

Молодцы! Но, в начале, мы проведем разминку.

Ходьба в колонне (по ходу дети разбирают биты). Ходьба на носках, бита впереди в вытянутых руках. Ходьба на пятках, бита за плечами. Ходьба с высоким подниманием ног, колени касаются биты. Биты раскладываются на полу лесенкой. Ходьба, высоко поднимая колени, прыжки через биты на двух ногах, бег спиной вперед. Обычный бег в умеренном темпе. Бег змейкой, по диагонали. Ходьба. Построение в тройки.

Общеразвивающие упражнения

И. п.: о. с; руки вверх, за голову, вверх, и. п. (8 раз)

И. п.: ноги шире плеч, палка на плечах. Повороты в левую и правую стороны, затем наклоны в левую и правую сторону (8-10 раз).

«Посмотри вперёд». И.п.: ноги слегка расставить, палка за спиной в опущенных руках. Наклониться вперёд, голова прямо, палка вверху. Вернуться в и.п. Повторить 5-8 раз.

И. п.: ноги на ширине плеч, руки с палкой внизу. Присесть, палку вперед.

И. п.: сидя ноги вместе, палка на коленях. Согнуть правую ногу, подтянуть палкой колено. Вернуться в и. п., тоже с др. ногой.

И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках перед собой, ноги прямые. По сигналу поднять прямые руки с палкой и прямые ноги, прогнуться.

«Подскоки». Прыжком ноги в стороны, палку вперёд, ноги вместе, палку вниз.

Перестроение в колонну по одному, дети складывают биты и разбирают городки.

Молодцы. Сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 команды (белые, синие, красные) и поиграть в игру «Чья команда больше вспомнит городошных фигур».

Следующее задание: « Чья команда быстрее построит городошную фигуру». По первому сигналу команды разбегаются по залу, по второму возвращаются на свои места, а капитаны команд выбирают любую карточку, висящую на магнитной доске изображением внутрь, бегут к своим командам и строят фигуру, показанную на ней. Затем дети называют фигуру, которую они построили.

Дети складывают городки в контейнер.

Перед тем как выполнить следующее задание, разомнем наши пальчики?

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

А сейчас проведем небольшое соревнование « Чья команда быстрее выбьет городошную фигуру », затратив на это меньшее количество ударов битой, но нужный комплект для игры в городки нужно найти. На одной стороне спортзала лежат различные наборы инвентаря (5 городков и бита, 4 городка и 2 биты, 2 биты и 2 городка и т.д.), дети должны выбрать наборы нужной комплектации.

Игра в городки.

Молодцы, ребята! Игра была интересной и веселой. А сейчас предлагаю проверить ваше внимание и ловкость в игре «Разноцветный парашют», но этот парашют нужно достроить. Команды занимают места в секторах соответственно цветам своих футболок и вкладывают биты в парашют. Дети приставным шагом скачут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Раз, два, три –

Команда «белых» внутри.

(дети в белых футболках собираются в центре парашюта)

Раз, два, три, четыре, пять.

Продолжаем мы играть.

Раз, два, три –

Свои места займи.

(дети возвращаются на белые сектора)

Спокойная ходьба по периметру площадки с выполнением заданий. Подведение итогов.

Перспективный план обучения игре  «Городки» в старшей группе.

Цель: Научить детей русской народной игре «Городки».

           Формирование гармонически развитой личности, оздоровление.

Задачи:

  1. Развивать быстроту, ловкость.
  2. Способствовать развитию выносливости и силы во время игры.
  3. Совершенствовать равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  4. Развивать глазомер, укреплять мышцы спины и плечевого пояса.
  5. Воспитывать у детей положительное отношение к спорту.

период

месяц

неделя

задачи

подготовительный

сентябрь

1-4

Диагностика, отбор детей по показанию врача.

октябрь

1-2

1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

3.Познакомить детей с народной спортивной игрой – «Городки».

3-4

1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

3.Познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».

4. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.

основной

ноябрь

1-2

1.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

2.Обучить навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.

3.Познакомить с 10 городошными фигурами.

3-4

1.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

2.Укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Познакомить со способами броска биты.

декабрь

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты локтевым способом.

январь

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Закреплять навык  броска биты локтевым способом.

5.Познакомить с городошной фигурой «Заборчик».

февраль

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты плечевым способом.

март

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты плечевым способом.

5.Познакомить с городошной фигурой «Часовые».

апрель

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты комбинированным способом.

май

1-4

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты комбинированным способом.

5.Познакомить с городошной фигурой «Звезда».

заключительный

июнь

1-2

1.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

2.Развитие глазомера.

3.Закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).

4.Закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.

3-4

Тестирование каждого ребенка.

Перспективный план обучения игре  «Городки» в подготовительной группе.

Цель: Научить детей  русской народной игре «Городки».

           Формирование гармонически развитой личности, оздоровление.

Задачи:

  1. Развивать быстроту, ловкость.
  2. Способствовать развитию выносливости и силы во время игры.
  3. Совершенствовать равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  4. Развивать глазомер, укреплять мышцы спины и плечевого пояса.
  5. Приобщать к занятию спортом и здоровому образу жизни.

период

месяц

неделя

задачи

подготовительный

сентябрь

1-4

Диагностика

октябрь

1

1.Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки».

2.Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

3.Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

2

1.Закрепить знания о трех способах броска биты . Вспомнить  правильность занятия и.п. при броске биты.

2.Отработать бросок биты «локтевым способом» (замах, движение руки).

3.Следить за осанкой.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

3

1.Вспомнить и показать отличия броска биты «локтевым» и плечевым» способами.

2.Отработать бросок биты «плечевым способом» (замах, движение руки).

3.Следить за осанкой.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

4

1.Вспомнить и показать отличия броска биты «локтевым», «плечевым» и комбинированным» способами.

2.Отработать бросок биты «комбинированным способом» (замах, движение руки).

3.Следить за осанкой.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

основной

ноябрь

1-2

1.Познакомить с городошной фигурой «Пушка».

2.Познакомить с видами соревнований в «Городки»

3.Отрабатывание правильного  и.п., замаха, движения руки с битой при броске.

3-4

1.Познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой.

2.Закрепить построение городошной фигуры «Пушка».

3.Предложить детям выбрать самим наиболее удобный для них способ броска биты и отработать его.

декабрь

1-2

1.Познакомить с городошной фигурой «Колодец».

2.Познакомить с понятием «выбитый» и «не выбитый» городок.

3.Отрабатывать бросок биты «локтевым» способом.

3-4

1.Закрепить построение городошной фигуры «Колодец».

2. Отрабатывать бросок биты «локтевым» способом.

3.Вспомнить какие виды соревнований существуют при игре в «Городки».

январь

3-4

1. Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

3.Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты различными способами.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

февраль

1-2

1.Познакомить с городошной фигурой «Артиллерия».

2. Отрабатывать бросок биты «плечевым» способом.

3. Вспомнить правила расположения рюх (городков) при выбивании битой.

3-4

1.Закрепить построение городошной фигуры «Артиллерия».

2. Отрабатывать бросок биты «плечевым» способом.

3.Вспомнить  понятие «выбитый» и «не выбитый» городок.

март

1-2

1.Познакомить с городошной фигурой «Пулеметное гнездо».

2. Отрабатывать бросок биты «комбинированным» способом.

3.Познакомить с понятие «потерянный бросок».

3-4

1.Закрепить построение городошной фигуры «Пулеметное гнездо».

2. Отрабатывать бросок биты «комбинированным» способом.

3.Закрепить  понятие «потерянный бросок».

заключительный

апрель

1-2

1.Закрепить технические отличия  между тремя способами броска биты.

2.Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

3.Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

3-4

1.Познакомить с самой сложной фигурой – «Письмо».

2.Отрабатывать навык принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.

3.Предложить детям выбить городошную фигуру «Письмо» тремя способами броска биты.

май

1

1.Закрепить построение городошной фигуры «Письмо».

2.Предложить выбрать наиболее удобный способ выбивания городошной фигуры «Письмо».

2

1.Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки».

2.Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

3.Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты. Отрабатывать броски биты удобным способом.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

3-4

Тестирование

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (подготовительная группа)

Занятие в подготовительной группе  № 1 – 2.

З а д а ч и:

1.Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки».

2.Вспомнить названия знакомых городошных фигур и их построение.

3.Следить за осанкой и умением занимать правильную стойку при броске биты.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

О б о р у д о в а н и е:

 биты,  рюхи.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне.  Ходьба выпадами.  Бег в умеренном темпе.  Ходьба.

2. Общеразвивающие упражнения

1.Поднимание рук вперед.

И. п.: о. с; руки вперед; и. п. (8 раз)

2.Наклоны туловища вперед.

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; и. п. (8 раз)

3.Приседания.
И. п.: о. с; присесть, спину держать ровно, руки на пояс; и. п. (6 раз)

4.Повороты туловища в стороны.

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно, руки на пояс; поворот вправо (влево); и. п. (8 раз)

5.Отведение рук назад.

И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки вперед; отвести руки назад, свести лопатки;

и. п. (8 раз)

Прыжки на месте в чередовании с ходьбой. (20*2)

Бег в умеренном темпе (45с.)

Ходьба.

3.Ребята, я хочу вам предложить вспомнить о русской народной игре, в которую учились играть в прошлом году.

Как онаназывается?

(«Городки»)

В чем заключается суть игры в «Городки»?

(Бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков. Главная задача — затратить на выбивание фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам  использовал меньше попыток, тот и победил.

Что необходимо для игры в «Городки»?

(Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь.)

Как выглядит площадка для игры?

(Для игры в «Городки» чертится квадрат 1*1м. – «Город». Перед «городом» чертится штрафная линия – «штрафная зона» для установки на них штрафных городков. От «штрафной зоны» на расстоянии 2 м. обозначается линия «полукона», а от линии «полукона» на расстоянии 1м. чертится линия «кона».)

Какое оборудование нужно для игры в «Городки»?

(5 рюх (городков) и по 2 биты на каждого участника.)

Молодцы. Сейчас я вам предлагаю разделиться на 2 команды и поиграть в игру «Чья команда больше вспомнит городошных фигур».

Следующее задание: «Чья команда быстрее построит городошную фигуру».

Проведем небольшое соревнование «Чья команда быстрее выбьет городошную фигуру, затратив на это меньшее количество ударов битой.

4. Спокойная ходьба по периметру площадки с выполнением заданий.

Пальчиковая гимнастика Белка:

    Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Народная песенка)

Занятие в подготовительной группе № 3 – 4.

З а д а ч и:

1.Закрепить знания о трех способах броска биты . Вспомнить  правильность занятия и.п. при броске биты.

2.Отработать бросок биты «локтевым способом» (замах, движение руки).

3.Следить за осанкой.

4.Воспитывать чувство коллективизма. Развивать интерес к занятию спортом и здоровому образу жизни.

О б о р у д о в а н и е:

 биты,  рюхи.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба. Ходьба с высоким подниманием ног.  Бег в умеренном темпе. (45с.)

2.Общеразвивающие упражнения

1.Поднимание рук в стороны.

И. п.: о. с; руки в стороны; и. п. (8 раз)

2.Наклоны туловища вперед.

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; и. п. (8 раз)

3.Приседания.

И. п.: о. с; присесть, спину держать ровно, руки на пояс; и. п. (8 раз)

4.«Вертушка».

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; закручивание туловища вправо, влево. (8 раз)

5.Поочередное поднимание рук.

И. п.: о. с; правую руку вперед; левую руку вперед; руки опустить. (8 раз)

Прыжки на месте на двух ногах. Бег в умеренном темпе.  Ходьба. (20*2; 45с.)

3.Кто мне скажет, сколько способов броска биты вы знаете?

(три: «локтевой», «плечевой», «комбинированный»)

Давайте вспомним стойку при броске биты.

(Ступни ног поставить вместе, носки несколько развёрнуты и направлены к цели; туловище находится вполоборота к цели. В момент замаха вес тела перенести на стоящую сзади ногу, а во время броска вес тела перемещают на ногу, стоящую впереди. При этом носок правой ноги постоянно направлен к цели, а левой ноги разворачивается к цели при выпуске биты из руки.)

Предложить детям построить полюбившуюся «городошную» фигуру на расстоянии 3м. от линии броска. Игра «Построй любимую фигуру».

Затем все дети выстраиваются на одну линию на расстоянии 3м. напротив своей фигуры и пробуют ее выбить «локтевым» способом броска биты.

При локтевом броске отведение биты назад и сам бросок выполняют согнутой в локте рукой. Перед замахом бита должна находиться впереди игрока. Сам замах выполняется согнутой в локте рукой с большой амплитудой. Для того, чтобы бита летела горизонтально, её нужно выводить на цель на уровне плеча. Ладонь при этом должна быть опущена вниз. Туловище необходимо поворачивать грудью к цели.

Тот из детей кто выбил фигуру с линии, строит другую.

4.Ходьба. Медленный бег. Ходьба.

Пальчиковая гимнастика Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их было трудно расцепить. Аналогично делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Занятие в подготовительной группе№ 5 – 6.

З а д а ч и:

1.Познакомить с городошной фигурой «Пушка».

2.Познакомить с видами соревнований в «Городки»

3.Отрабатывание правильного  и.п., замаха, движения руки с битой при броске.

О б о р у д о в а н и е:

 биты,  рюхи.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне, построение в пары. Ходьба в парах на носках.  Бег врассыпную.  Ходьба.

2. Общеразвивающие упражнения

1.«Ножницы».

И. п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны; руки прямые скрестно перед грудью; и. п. (8 раз)

2.Выпады вперед.

И. п.: о. с; шаг вперед правой ногой, согнуть ногу в колене, перенести на нее тяжесть тела, одновременно резкое движение рук назад; и. п.; то же другой ногой; и. п. (6 раз)

3.Наклоны в стороны.

И. п.: ноги на ширине плеч; руки за голову, одновременно пружинящий наклон вправо (влево); и. п. (6 раз)

4.«Велосипед».

И. п.: лежа на спине; поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать. (4 раза)

5.«Корзиночка».

И. п.: лежа на животе, руки под подбородком; сгибая ноги, взяться руками за голеностопный сустав и потянуться вверх; и. п. (6 раз)

6.Хлопки над головой.
И. п.: о. с; руки вверх — хлопок, посмотреть на ладони; и. п. (8 раз)

Прыжки на двух ногах, ноги врозь, руки в стороны. (20*2)

Ходьба.

3.Сегодня я хочу вам рассказать какие виды соревнований существуют в игре «Городки».

Виды соревнований:

Личные, когда каждый игрок  выступает индивидуально, между двумя спортсменами.

Командные - участники выступают командами.

В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном первенствах.

Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками команд в личном первенстве, или по сумме очков, набранных и в личном, и в командном первенствах.

Мы с вами чаще всего играем в командные «Городки».

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить городошной фигурой «Пушка».

Давайте потренируемся с вами строить эту фигуру, поиграв в игру «Чья команда быстрее?».

Дети делятся на две команды и по сигналу, показу картинки с изображение фигуры, дети, держа в руке по одной рюхе, выкладывают фигуру на линии города. Каждый участник команды имеет право двигаться в сторону города только лишь после того, как предыдущий игрок вернется к своей команде.

Каждая команда выстроила фигуру «Пушка», теперь можно и поупражняться в бросках биты любым наиболее удобным для вас способом броска. Давайте вспомним с вами правильное и.п. и технику замаха, броска биты.

Каждый участник команд получает по 2 биты и производит по 2 броска по фигуре.

4. Ходьба по залу:

Как косолапый мишка,               И. п.: стоя, голову не опускать, движения

Пойдем мы все по тише,           сопровождаются произнесением слова «ах»

Потом пойдем на пятках,          в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять,

А после на носках.                     переходя на умеренный по темпу бег,

Повторим так, ребятки,             а потом снова на ходьбу.

И скажем слово «ах».                Остановиться, сделать выдох,

При каждом упражнении           расправить плечи, поднять голову — вдох.

Мы скажем «ах» в движении.

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем.

Продолжительность (40-45с. 2 раза).

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (старшая группа)

Занятие в старшей группе  № 1 – 4.

З а д а ч и:

1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

3.Познакомить детей с народной спортивной игрой – «Городки».

О б о р у д о в а н и е:

4 биты, 10 рюх, мел, ориентиры.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне, ходьба выпадами, бег в умеренном темпе, ходьба. (2 мин.)

2.Общеразвивающие упражнения.

1.Поднимание рук вперед.
И. п.: о. с; руки вперед; и. п. ( 6 раз).

2.Наклоны туловища вперед.

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; и. п. ( 8 раз).

3.Приседания.
И. п.: о. с; присесть, спину держать ровно, руки на пояс; и. п. ( 6 раз).

4.Повороты туловища в стороны.

И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно, руки на пояс; поворот вправо (влево); и. п. ( 8 раз).

5.Отведение рук назад.

И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки вперед; отвести руки назад, свести лопатки; и. п. ( 8 раз).

Прыжки на месте в чередовании с ходьбой (20*2)

Бег в умеренном темпе ( 45с).

Ходьба.

3.Рассказ педагога о старинной русской игре «Городки». Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Самыми популярными играми у русского народа являются «пятнашки», «горелки», городки, " Каша" и другие. В Риге увековечили русскую народную игру в городки.

В Риге появился памятник популярной русской народной игре в городки, которая распространена не только в России, но и в Финляндии, Швеции и Балтии. Памятник создан студентами Латвийской художественной академии Рихардом Фунтсом и Петерисом Буксом, которые в 2008 году заняли первое место на конкурсе Рижской думе об установке в этом районе дизайнерских объектов. Посвященный городкам памятник представляет собой металлическую стелу со смотрящими в разные стороны циферблатами часов. Диаметр циферблатов 700 мм, а высота часов-«городков» — 11 метров. Памятник находится за Центральным рынком, и его можно осмотреть вместе с Латвийской академией наук на пл. Академия, мемориалом Рижской хоральной синагоги или во время прогулку по Московскому форштадту.

Известна игра уже несколько столетий. А в прошлом, двадцатом, веке эта игра была невероятно популярной в Советском Союзе. Играли в нее все и везде. Даже в мультфильмах, помните «Ну, погоди!»? А как утверждает Википедия, в неё играли: Пётр I и генералиссимус Суворов, Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов. В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них — академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, писатели Толстой и Горький. А чем мы не Шаляпины-Суворовы? В свое время фельдмаршал Суворов об этой увлекательной и полезной игре сказал: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск»Что же нам нужно? Для начала, конечно же, хорошее настроение - залог успеха в любом начинании. И еще некоторые мелочи.

Городки — старинная русская игра, суть которой состоит в том, чтобы выбить из площадки (города) поочередно определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Для игры нужны палки-биты и  городки. На земле чертят квадрат, стороны которого 1 — это «город». На расстоянии 6 - 8 м. от города проводят линию (кон), с которой играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона (с расстояния 3 - 4 м.). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура. По правилам игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. О количестве фигур дети договариваются перед игрой (их может быть 3 - 4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит.

Разделить детей на 2 команды, предложить каждой команде начертить город, каждая сторона которого равна одной бите, и отчертить линию кона, равную четырем битам.

Предложить поиграть в игру – эстафету «Чья команда быстрее выстроит рюхи на линии города?» (1 раз).

Предложить командам поиграть в игру «Чья команда за меньшее количество бросков биты выбьет хоть одну рюху». Команды выстраиваются за линию кона и каждый участник производит по 2 броска битой по рюхам выстроенным на линии города. Выигрывает та команда, которая первой выбьет рюху за город.

4. Ходьба в колонне. Пальчиковая гимнастика «Уши длинные у зайца». Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед.    

Занятие в старшей группе  № 5 – 6.

З а д а ч и:

1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2.Проверить осанку в различных и.п. при выполнении упражнений.

3.Познакомить детей с народной спортивной игрой – «Городки».

4. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.

5.Познакомить со строением нашего организма. Беседа о предупреждении нарушения осанки.

О б о р у д о в а н и е:

палки (похожие на биты), цилиндр высотой 20см. диаметром 5 см., мел.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне с высоким подниманием колен. Прыжки через 10 линий, вдоль одной стороны на расстоянии 30 см., вдоль другой – на расстоянии 40 см. Ходьба. (2мин.).

2.Общеразвивающие упражнения в парах.

1.Поднимание рук вверх.

И.п.: ноги врозь, стоя спиной друг к другу, пальцы сцеплены в «замок»; поднять прямые руки вверх (подняться вверх); и.п. (8 раз).

2.Наклоны в стороны.

И.п.: ноги врозь, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки; наклоны в стороны с подниманием рук в стороны; и.п.; то же в другую сторону. (8 раз).

3.Отставление ноги в сторону.

И.п.: стоя на коленях лицом друг к другу, держась за руки; правую ногу в сторону; и.п. (голову не опускать 8 раз).

4.Приседание с отведением рук назад.

И.п.: о.с., лицом друг к другу; присесть руки отвести назад; и.п. (8 раз).

5.Перекаты с живота на спину.

И.п.: лежа на спине, держась прямыми руками за головой; перекатом лечь на живот, не расцепляя рук; перекатом вернуться в и.п. (5 раз).

6.Хлопки перед собой.

И.п.: стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук; руки вперед, хлопнуть о руки партнера обеими руками; и.п. (голову не опускать, туловище держать прямо 12 раз).

Прыжки на двух ногах вправо, влево (20*2).

3.Рассказ педагога о старинной русской игре «Городки». Демонстрация фотоальбома с фотографиями играющих в различные времена.

Городошные фигуры:

 Но у многих народов мира есть родственные игры. Они имеют свои правила и называются по-разному. В Англии – это «крикет», у американцев – «бейсбол», у кубинцев – «пилота», у немцев – «шлагбал». Я хочу вас познакомить с национальной игрой республики Беларусь — «Шпень».

Игра «Шпень». У всех участников, кроме одного, – палки, наподобие городошной биты. Они становятся в полукруг вокруг деревянного кругляка – цилиндра высотой до 20 см, около 5 см в диаметре. Это и есть шпень. Игроки, расположившись на равном расстоянии, друг от друга, (водящий), у него нет палки. Он должен наблюдать за тем, чтобы шпень был на месте. Играющие, по очереди бросая в шпень палки, стараются сбить его. Как только игрок метнул свою биту в шпень, водящий, при удачном попадании, подбегает к кругляку и немедленно ставит его на прежнее место. Если же игрок промахнулся, то он должен остаться у своей ямки и ждать, пока следующий по очереди не метнет свою биту. Если очередной игрок метнул биту удачно и выбил шпень, то все игроки, которые остались без бит, бегут за ними. Водящий в это время быстро ставит шпень на место и тогда имеет право схватить любую биту из оставшихся на поле и занять место игрока, который не успел ее подобрать. ( 3 раза).

4. Ходьба.

Занятие в старшей группе  № 7 – 8.

З а д а ч и:

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера.

4.Познакомить и разучить бросок биты локтевым способом.

О б о р у д о в а н и е: рюхи, биты, мячи, кольца, скакалки по количеству детей.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне. Ходьба между предметами. Бег между предметами. Прыжки на одной ноге между предметами. Построение в пары.

2. Общеразвивающие упражнения с короткой скакалкой.

1.И. п.: ноги врозь, скакалка, сложенная пополам, в опущенных руках; руки вверх, подняться на носки, прогнуться; и. п. ( 8 раз, скакалку натянуть)

2.И. п.: о. с; прыжки через короткую скакалку, лежащую на полу, 5 раз на одной ноге, 5 раз на другой ноге. ( 3 раза)

3.И. п.: ноги врозь, ступни на скакалке, лежащей на полу, концы скакалки в руках; наклон вперед, руки назад; и. п. (7 раз)

4.И. п.: сидя, ноги широко расставлены, скакалка сложена вчетверо; поставить скакалку вертикально, дотронуться правой (левой) рукой до левого (правого) носка; и. п. (по 4 раза, скакалку натянуть)

5.И. п.: ноги слегка расставлены, скакалка, сложенная вчетверо, за головой; выпад вперед, правая (левая) нога впереди; и. п. (по 4 раза)

6.И. п.: лежа на спине, скакалка в выпрямленных руках на бедрах; подтянуть ноги к груди, скакалку перенести под колени; и. п. ( 8 раз, скакалку натянуть)

3. Сегодня я хочу вас познакомить и научить локтевому способу броска биты.

Необходимо занять исходное положение - стойку. Ступни ног поставить вместе, носки несколько развёрнуты и направлены к цели; туловище находится вполоборота к цели.

В момент замаха вес тела перенести на стоящую сзади ногу, а во время броска вес тела перемещают на ногу, стоящую впереди. При этом носок правой ноги постоянно направлен к цели, а левой ноги разворачивается к цели при выпуске биты из руки.

При локтевом броске отведение биты назад и сам бросок выполняют согнутой в локте рукой. Перед замахом бита должна находиться впереди игрока. Сам замах выполняется согнутой в локте рукой с большой амплитудой. Для того, чтобы бита летела горизонтально, её нужно выводить на цель на уровне плеча. Ладонь при этом должна быть опущена вниз. Туловище необходимо поворачивать грудью к цели.

Предложить детям вспомнить какие городошные фигуры они знают и, разделившись на 2 команды поиграть в игру «Чья команда быстрее выстроит фигуру?»

Затем упражнять детей в правильности захвата биты и занимать правильное и.п. при броске биты «локтевым» способом.

Обратить внимание детей на то, что при локтевом способе биту бросают рукой, согнутой в локте. Удар получается навесной, и поэтому от игрока требуется большая сноровка и меткость. Независимо от способа броска бита во время полета должна вращаться медленно и поворачиваться при броске с кона на 360°, с полукона — на 180°. Этого можно добиться лишь при выполнении всех движений плавно, без рывков кисти, особенно в тот момент, когда бита отпускается.

Как выработать бросок биты для игры «городки»

Чтобы выработать бросок, который был бы всегда одинаковым по силе удара и скорости вращения биты, необходимо играть одними и теми же битами. Очень важно, чтобы бита падала чуть-чуть перед фигурой или отдельным городком.

4. Упражнение на расслабление.

Лечь на спину, закрыть глаза, представить себя облачком, летающим по небу.

Занятие в старшей группе  № 9 – 10.

З а д а ч и:

1.Следить за осанкой.

2.Развитие и укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

3.Развитие глазомера, силы и точности броска.

4.Упражнять в броске биты «локтевым» способом.

О б о р у д о в а н и е: рюхи, биты, мячи по количеству детей.

Х о д  з а н я т и я.

1.Ходьба в колонне. Ходьба парами. Бег парами, держась за руки. Ходьба в колонне.

2. Общеразвивающие упражнения с большим мячом.

1.И. п.: ноги расставлены, ступни параллельно; поднять мяч вверх, отвести назад в согнутых руках, одновременно сделать неглубокий присед; и. п. ( 8 раз)

2.Наклоны вперед.

И. п.: ноги вместе, мяч в опущенных руках; наклон вперед, мяч положить у носков ног; выпрямиться; наклониться, взять мяч; и. п. ( 8 раз, колени не сгибать)

3.И. п.: глубокий присед, мяч на полу в руках перед собой; выпрямиться, прогнуться, руки с мячом вверх, правую (левую) ногу назад на носок; и. п. ( 8 раз, спина прямая, колени развести)

4.И. п.: сидя, мяч в руках; поворот вправо (влево), спрятать мяч за спину; и. п.; поворот влево, взять мяч; и. п. ( 7 раз)

5.«Подними мяч».

И. п.: лежа на спине, мяч между ступнями; ноги вверх с мячом; и. п. ( 7 раз, ноги не сгибать)

6.И. п.: о. с; присесть, руки вперед с мячом; и. п. ( 8 раз)

7.И. п.: о. с; отбить мяч правой и левой рукой на месте. ( 4 раза каждой рукой)

Прыжки на одной ноге ( 5 раз на каждой ноге)

3. Давайте поиграем в игру «Построй фигуру» .

Дети делятся на 2 команды, по показу картинки с изображением городошной фигуры называют ее и по сигналу капитаны выстраивают ее в зоне города. Выигрывает та команда, которая назоветфигуру и правильно ее выстроит.

Предложить детям вспомнить какой способ броска мы изучили на прошлом занятии, вспомнить и показать как правильно занимать и.п. при броске биты локтевым способом.

Предложить детям поиграть в игру «Шар», используя при выбивании мяча локтевой способ броска биты.

На площадке чертят круг диаметром 1 м., в центре его кладут мяч. На расстоянии 3 м. от круга чертят линии, возле которых стоят дети и по очереди бросают в мяч битой используя при этом локтевой споб броска биты. Мяч нужно выбить из круга, одновременно водящий и , тоткоторый выбил из круга мяч бегут в поле. Если водящий первым займет место у лини игрока, они меняются местами.

4.Ходьба семенящим шагом с расслабленными руками.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

                                                                 На двери висит замок.

                                                                 Кто открыть его бы мог?

                                                                 Потянули, покрутили,

                                                                 Постучали и открыли.

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Перебирать пальцами.

Физкультурное развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в спортивный город»

          Звучит марш дети проходят в зал и выстраиваются в шеренгу.

Инструктор по ФК: Всем полезен звонкий смех!

                       Поиграем и узнаем,

                       Кто смелее и ловчее,

                       Кто внимательнее всех.

Инструктор по ФК: Давайте, ребята, перед трудными соревнованиями проведем веселую разминку.

          Дети образуют круг Инструктор по ФК проводит веселую разминку с гимнастическими палками:

1.»Поднимание палки вверх».

И.п.: о.с., палка внизу:

Поднять палку вверх, посмотреть на нее;

И.п. (8 раз, хват за концы палки).

2.»Положи палку на пол».

И.п.: ноги на ширине ступни, палка внизу;

Наклон вперед, положить палку на пол;

И.п.;

Наклониться, взять палку;

И.п. (8 раз).

3.»Полуприседания»

И.п.: о.с., руки вверх;

Присесть, палку вперед;

И.п. (6 раз, спину держать прямо)

4.»Наклоны в стороны».

И.п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной;

Наклон вправо (влево);

И.п. (6 раз, при выполнении упражнения наклоняться точно в сторону, голову не опускать).

5.»Перенеси ногу через палку».

И.п.: сидя, ноги согнуты перед палкой, лежащей на полу, выпрямить их;

И.п. (4 раза)

6.»Поднимание палки вверх»

И.п.: о.с., поднять палку вверх;

Отвести ее за плечи;

Снова вверх;

И.п. (8 раз).

Прыжки через палку, лежащую на полу, на двух ногах вперед (назад) (10*2 раза) в чередовании с ходьбой.

Инструктор по ФК: Наша веселая разминка закончилась, прошу команды занять свои места. Дорога в спортивный город будет очень сложной. Вам, ребята, нужно проявить выносливость, смелость, сообразительность. Всем вам я желаю проявить выносливость, смекалку, сообразительность. Желаю вам всем удачи в соревнованиях. Конкурсы мы будем оценивать так: за каждый выигранный конкурс команда будет получать одну кеглю, в конце нашего соревнования мы подсчитаем кегли и определим у какой команды больше. Та команда и будет считаться победившей в наших соревнованиях. Желаю всем удачи, вперед!

  1. Конкурс «Пройди не задень»

Перед каждой командой на расстоянии шага друг от друга на одной линии расставляются 8 кеглей или городков. Первые играющие становятся перед первым городком, и им предлагается пройти между городками туда и обратно. Но сделать это надо зажмурившись. Причем команда этого игрока может помогать ему, вслух подсказывая маршрут. Выигрывает та команда, которая свалит наименьше количество городков.

  1. Конкурс «Эстафета».

Перед каждой командой на полу раскладываются по 4 парных обруча. Дети, взявшись за руки начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Затем каждый берет в руки по 4 кольца и набрасывает их на морковку у зайца. После чего дети бегут обратно, передавая эстафету другой паре. Выигрывает та команда, которая набросит большее количество колец на морковку.

  1. Конкурс «Пауки».

На линии старта обозначается два круга, перед каждой командой по одному. И точно такие же обозначают линию финиша. После чего вся команда встает в круги на старте и воспитатель обвязывает свою команду лентой по талиям игроков. Вот так получаются два «паука», которые сейчас побегут в свои круги на финише. Выигрывает тот паук, который сможет быстрее добраться в свой круг до финиша первым.

  1. Конкурс «Чья команда быстрее построит городки».

Инструктор по ФК показывает детям карточки с изображение знакомых фигур городков и предлагает выложить их на полу из рюх. По окончании дети должны назвать выложенную фигуру городка. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее выложит фигуры и назовет их.

  1. «Чья команда быстрее выбьет городошную фигуру из города».

Напротив каждой команды по заданию Инструктора по ФК выкладывается городошная фигура. На линии кона от города каждой команде дается по 5 бит для выбивания фигуры. Каждый участник команды производит по 1 броску битой по городошной фигуре. Если фигура оказалась не выбитой, то командам дается еще по 5 бит для выбивания фигуры. Выигравшей считается та команда, которая наименьшим количеством бит сможет выбить фигуру за пределы города.

Инструктор по ФК: Все дети молодцы, показали свою меткость, ловкость и сноровку. А сейчас давайте поиграем в не менее занимательную игру

  1. «Охотник и зайцы».

В каждой команде считалочкой выбирается «охотник», которому дается по 3 мяча. Дети противоположной команды «зайцы», они находятся в домике за обозначенной линией. После слов Инструктора по ФК – «Зайцы выбегают на поляну порезвиться» - дети прыжкам на двух ногах с продвижением вперед прыгают по залу. На слова «охотник» дети-«зайцы» убегают в свой дом, а «охотник», который находится на противоположной стороне зала старается попасть мячом в зайца, не успевшего пересечь линию дома. Если «охотник» попадает в зайца мячом он считается подстреленным и «охотник» забирает его. Выигравшей считается та команда, «охотник» которой подстрелит больше детей.

Инструктор по ФК: Вот и подошло к концу наше путешествие в спортивный город. Давайте подведем итоги и узнаем кто же победил в сегодняшних соревнованиях.

Подводятся итоги. Идет награждение победителей. Под марш «победители» проходят круг почета по залу и покидают его.

Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МБДОУ №38 «Маленький принц»

(старший возраст)