Коллегам

Колобова Ольга Александровна

"Эффетивные формы и методы работы по формированию интереса  к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста"

 

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагогическую работу по приобщению детей к художественной литературе необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников. Предлагаемые в статье формы работы помогут педагогам ДОУ строить непосредственно – образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимные моменты, совместную с детьми деятельность, внедряя в их процесс творческое преобразование хода повествования, занимательные вопросы, упражнения детей в синхронном выражении чувств, эксперименты, что способствует формированию творческой активности ребёнка и воспитанию ценностных качеств.

Ключевые слова: формирование интереса к художественной литературе, жанры литературы, книга, красота литературного языка, литературные герои, первоначальная читательская культура, ценностные качества, технологии, основной тон, интонации, речевой такт, темп речи, сила голоса, интегративный подход, инновации, творческое преобразование хода повествования, моделирование, театрализованные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста».

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно – техническую информацию, но и гуманитарные, личностно  развивающие знания и умения. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений художественной литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Середина дошкольного детства педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребёнка. И отношение к книге, к чтению у детей пятого года жизни иное, чем у дошкольников младшего возраста. Четырёхлетний ребёнок не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий. Подобные эмоциональность и активность связаны с рядом изменений, которые возникают в развитии детей, начиная с четырёх лет. Главное заключается в том, что у ребёнка появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте, способность мысленно выходить за пределы знакомого окружения.

Детская художественная литература -  источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.

Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения.

В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования  у детей интереса к художественной литературе  стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе.  Мало внимания уделяется чтению книг из  – за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.  А. Флерина, М.М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.

Как показал анализ психолого – педагогических трудов таких авторов, как

Д. Б. Эльконин, А.К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.

 Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой,

Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов».

Как сформировать у детей пятого года жизни интерес к произведениям художественной литературы, какие эффективные формы и методы работы необходимо использовать?

Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения  образовательной программы МБДОУ, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения, подобрала комплект методического обеспечения к данной программе. Также изучила образовательную программу «Детство».

Раскрыть особенности развития у детей интереса к художественной литературе и соответственно методы педагогического воздействия мне помогла литература:

1.  Белоусова Л. Е. « Добрые досуги по произведениям детских писателей» СПБ: Детство- Пресс 2005.

2.  Т. А. Егорова « Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет» Волгоград. Издательство « Учитель» 2013.

3. Ушакова О. С, Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий.- М: ТЦ « Сфера», 2005.

4.  Фесюкова Л.Б. « Воспитание сказкой» Харьков : Фолио; М: АСТ, 2000

5. О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду». Москва «Скрипторий 2003» 2011.

6. Л. В. Рыжова « Методика работы со сказкой». Санкт – Петербург Детство –Пресс 2012.

Создать обогащённую развивающую предметно- игровую среду в группе помогли следующие методические пособия:

1.Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.

2. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: Белгород: БГУ,2001.

3. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.

Следующим этапом моей работы было проведение мониторинга развития у детей интереса к художественной литературе.

Показатели мониторинга на начало учебного года таковы:

3 ребёнка имеют низкий уровень развития:  интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Дети самостоятельно не «общаются» с книгами  в книжном уголке, не просят прочитать новое произведение. Неохотно включаются в общение по поводу литературного произведения. Отвечая на вопросы о событиях, дают обобщённо- упрощённую характеристику герою, затрудняются в установлении причинных связей, мотивов поступков героев, не чувствуют красоту литературного языка. Затрудняются при пересказе текстов, пересказывают их по вопросам и на основе иллюстраций. Отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно – игровых этюдах создаёт только простой стереотипный образ героя.

17 детей имеют средний уровень развития: от предложения послушать чтение произведения не отказываются, однако желание послушать определённое произведение высказывают редко. Называют любимую сказку, рассказ (одно- два произведения). Не всегда способны внимательно дослушать текст до конца (менее 10 минут). Могут пересказать содержание произведения при небольшой помощи взрослого. Причинно- следственные связи в тексте (причины поступка героя и наступившие последствия) устанавливают при небольшой помощи взрослого. Совместно со взрослым и сверстниками охотно рассматривают иллюстрации в книге, однако затрудняются по ним рассказать  о её содержании. Принимают участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, но инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев проявлять не стремятся. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности использует редко.

  6 детей имеют высокий уровень развития: внимательно и с интересом слушают чтение или рассказывание. Стремятся к повторной встрече с произведением, его героями, просят взрослого прочитать новое литературное произведение. Легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведение, выражают своё отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечают на вопросы по содержанию, устанавливают причинные связи, представляют героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняют явные мотивы поступков героев,  дают им элементарную оценку.

Имеют представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица. Развиты умения художественно–речевой деятельности на основе литературных текстов: дети пересказывают знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывают наизусть прибаутки, стихи  и поэтические сказки, придумывают поэтические рифмы, короткие

 описательные загадки, охотно участвуют в играх со звукоподражаниями и рифмами. Активно и с желанием участвуют в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая образы героев.

В соответствии с результатами мониторинга, я определила цель образовательной  деятельности: способствовать формированию у детей  интерес к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.

 Поставила перед собой  задачи:

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

2. Способствовать формированию творческой активности детей на основе литературных текстов.

3. Воспитывать ценностные качества  через художественное слово.

Планирование моей образовательной работы включало:

- мотивацию, ( сознательный настрой на предстоящую деятельность)

- цель,

- подбор средств, способов организации образовательной деятельности

(индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы; НОД, чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, практические и игровые ситуации).

А также планирование результата и анализ своей работы (самоанализ, оценка условий и течение собственной деятельности ).

Я разработала перспективный план на год, куда вошли тематика, НОД, цели и задачи, интеграция с другими областями, взаимосвязь со специалистами и работа с родителями.

Следующим этапом моей работы было создание предметно - развивающей игровой среды.

Для  формирования у детей пятого года жизни интереса к произведениям художественной литературы жизни оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с комплексно – тематическим планированием, примерным календарём праздников, сезонностью научно – популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.  В уголке присутствуют разные типы книг. Для развлечения  и забавы детей  - книжки – игрушки, книжки – картинки, книжки – панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой как самоценным видом искусства – классический тип книги.  Помогала  детям пятого года жизни овладеть первоначальной читательской культурой  и нарисовала схему элементарных гигиенических навыков, необходимых для чтения.

Предметно – развивающую среду старалась сделать интегративной.

Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала нестереотипные, высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева, А. Барсукова.

Разместила в центре художественного творчества раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям детей.

Для того чтобы  привлечь детей смысловым содержанием произведения, научить дошкольников  давать сознательную, мотивирующую оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека разместила в группе сюжетные картинки и составила педагогические этюды по мотивам литературных произведений.

Углубляла восприятие произведений художественной литературы за счёт выявления сюжетной канвы. Вместе с детьми мы рисовали схемы - модели.

Чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, теневого,  настольного, пальчикового театров  приобрела наборы готовых игрушек к сказкам « Петушок и бобовое зёрнышко» ( рус. нар.), « Рукавичка» ( рус. нар), « Три поросёнка» ( англ. нар.), « Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К.Чуковского. Фигурки небольшого размера, деревянные, из картона, резины, пластмассы. Для драматизации литературных произведений с привлечением детей к посильной работе  изготовила элементы костюмов сказочных героев, декораций маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей: медвежат, поросят и др., приобрела яркие бантики, бусы, сумочки.

Научить  детей различать   литературные   жанры мне помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по мотивам фольклорных и  авторских  произведений.

 Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору  привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, воспитывает воображение, даёт детям прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя, тем самым содействуя пробуждению в детях гуманных чувств: способности проявлять участие, доброты, протеста против несправедливости.

Интерес к произведениям художественной литературы, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, правильное восприятие содержания произведения не возникает спонтанно. Формировать это необходимо постепенно.

Образовательную работу с детьми пятого года жизни  по формированию интереса к художественной литературе осуществляла по технологии О. С. Ушаковой «Ознакомление дошкольников с литературой» и технологии З. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго».

Для реализации поставленных задач я использовала следующие методы и приёмы:

-Чтение. В начале  года, когда дети  стали воспитанниками средней группы, я заметила, что они по – прежнему любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе.  Каждую из песенок , подобных  «Жили у бабуси», «Как у нашего кота», «Киска, киска»  старалась сделать для ребят спектаклем, в котором они  слушатели, зрители, чтецы,  актёры.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Благодаря малым формам фольклора, дети усваивали национальный колорит русской поэзии, отчего литература стала поистине родной для них.

Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учила детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

Старалась научить чётко произносить скороговорки в медленном и ускоренном темпе: «У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась».

Наблюдая с детьми за изменениями, происходящими в природе осенью, познакомила ребят со стихотворением:

Что ни день – то резче ветер

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что ни день- то раньше вечер,

А светает всё поздней,

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землёй почти в обед.

И. Мазнин.

Во втором квартале, знакомя детей со стихотворениями о зиме, учила детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

И от дедушки в испуге,

На поля умчались вьюги,

И метели налетели,

Застонали, засвистели,

Хлопотали до утра:

Всё убрали со двора,

Все царапины земли

Белым снегом замели.

На прогулки дети наблюдали за собакой. Я прочитала им отрывок из стихотворения А. Барто «Уехали»:

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог…

Вечером дети оживлённо рассказывали родным о преданном друге человека, собаке.

В третьем квартале  средствами  художественной литературы  развивала у детей интерес, доброжелательное отношение  друг к другу, познакомила ребят с особенностями внешности сверстников ( черты волос, звучание голоса, рост, одежда, обувь), некоторыми чертами характера (добрый, весёлый, смелый и пр.), назвала любимые занятия (любит строить, ухаживать за растениями, любоваться красотой природы)

Боря лучше всех танцует,

Боря лучше всех рисует

Лошадей, ворон и коз…

Знает сказок целый воз.

Детям стал доступен юмор стихотворений Ю. Тувима, С. Маршака, Д. Хармса. Появилась возможность учить детей выполнять правила поведения, сдерживать отрицательные эмоции и действия играя, а не поучая.

Дети смеялись над героем стихотворения « Очень - очень вкусный пирог»:

Я  захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый пирог.

Я ждал, пока хватило сил…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Обсуждали, почему не стоит так поступать, а правила поведения при встрече гостей служили опорой при доказательстве правоты.

Произведения художественной литературы  помогли мне начать знакомство  дошкольников с обычаями и традициями русского народа, способствовали  формированию у ребят первых представлений о том, что такое родина.

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

-Лучше нет родного края!

П. Воронько        

С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе у детей пятого года жизни я осознавала, что художественное слово ребята  воспринимают через моё чтение и рассказывание.  Поэтому для меня была важна выразительная подача произведения. Я старалась помочь ребятам лучше, ярче представить образы героев, услышать и ощутить образность, поэтичность литературного языка. Для этого я использовала приёмы художественного чтения:

Основной тон. В зависимости от темы, идейного содержания, языкового стиля произведения намечала его основное исполнительское звучание. Так, основной тон звучания стихотворения И. Бунина «Листопад»» делала торжественным, в ходе чтения стихотворения А. Майкова «Кроет лист уж золотой» выдерживала спокойный тон, основной тон стихотворения Л. Квитко «Лошадка» радостный, описывала события стихотворения А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат» на фоне грустного  звучания.

Интонации. В ходе чтения произведений  разнообразные оттенки голоса  помогли мне нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям. Например, во время чтения детям сказки «Привередница» в обработке В. Даля использовала разнообразные интонации: грустные («Вернулась к брату. Ой, брата нет, и местечко, где сидел, остыло, только травка помята»), весёлые («С радостью схватила его Малашечка и ну есть да братца кормить…»), лукавые («А уж как Малашечка испривереднилась, так такой другой не то что на селе, чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, — на ржаной Малашечка и смотреть не хочет!), простодушные ( «Мы-де тебе и того дадим и другого добудем!»);ласковые ( «Такого-то хлебца я отроду не видала — словно пряник-коврижка!»), злобные (« Вот, стану я ржаной хлеб есть! Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу!»), уважительные («Как сказала, так и сделала…»), презрительные (Давали голодной Маланье оладьи, а она говорит: "Испечены неладно!").

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы использовала такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса). Например, в поэтической сказке К. Чуковского «Краденое солнце»:

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!

Наступила темнота,

Не ходи за ворота…

читала негромким голосом, медленно, как будто смотрю на небо, затем делала паузу- давала детям время рассмотреть иллюстрацию к сказке и осознать, что произошло.

Увеличивала громкость.

Читала быстро, высоким голосом.

Снова читала медленно, негромко.

С помощью подобных средств старалась придать своей речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Силу голоса использовала  в соответствии с характером героев произведения, с их действиями, настроением.

Также в ходе чтения произведений использовала мимику, периодически смотрела на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними, но не делала замечаний, т. к. это нарушает целостность восприятия. Читая текст, старалась вызвать у детей соответствующий эмоциональный отклик, помочь им понять замысел произведения, осмыслить познавательный материал.

Во втором квартале  я стала включать в непосредственно - образовательную деятельность по произведениям художественной литературы вводную беседу, которая готовила их к предстоящей встрече с произведением, вызывала активный интерес к нему, помогала войти в мир, созданный писателем. Для этого я использовала загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагала их познакомить. Пояснениями настраивала дошкольников на восприятие определённого содержания.

Например, во вводной беседе, предшествующей знакомству детей с произведениями Чуковского, обобщила представления дошкольников о личности писателя и его книгах. Я рассказала детям о том, что Корней Иванович Чуковский – писатель, автор известных книг «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище». В его книгах действуют люди, животные, насекомые, различные вещи. У всех книг весёлый добрый, хороший конец. Сообщила новые сведения о писателе и его книгах: «У  К. И. Чуковского было четверо своих детей; Мурочка – младшая дочка, о ней он написал в стихотворении «Чудо –дерево». Чуковский любил играть с детьми, был весёлым, добрым, в Переделкине открыл для ребят библиотеку, устраивал весёлые костры. Чуковский сочинял стихи, загадки, сказки». Для того чтобы вызвать у детей интерес к личности писателя и его книгам, я предложила послушать аудиозапись стихов К.Чуковского в исполнении автора, а затем в исполнении артистов.

Подготовив детей к восприятию, я выразительно читала или рассказывала текст произведения. После чтения не сразу переходила к работе с текстом, ведь дети некоторое время находится под впечатлением прочитанного.

Следующий этап – беседа о прочитанном произведении. Я стремилась вызвать у детей эмоциональный отклик, повысить интерес к изображённым событиям и героям. Для того, чтобы дети не утомлялись, их внимание не рассеивалось, а эмоциональный настрой, который возник в процессе чтения произведения сохранился, беседу проводила  с использованием таких приёмов, как: вопросы, показ иллюстраций, ситуативные задачи,  повторное чтение отдельных отрывков, объяснение трудных слов. Отдельные элементы игр, загадки, викторины и тому подобная смена деятельности значительно снижали утомление и стимулировали познавательную деятельность дошкольников. В качестве средств активизации познавательной деятельности использовала произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С. Маршака «Усатый – полосатый» показала детям репродукции картин В. Ефимова «Кошка с шаром», В.Домогацкого «Кошка».

Особое внимание уделяла подборке вопросов, так как они помогали детям правильно построить предложение при ответе. Я использовала следующие категории вопросов, задаваемых в ходе беседы по тексту фольклорных и литературных произведений.

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение воспитанников к описанным событиям, героям в произведении:

-Кто больше всех понравился? Почему?

- В каком месте сказки (рассказа) вы больше всего волновались? Почему?

-Что вас рассмешило?

-С какими описанными событиями вы не согласны?

- Как бы вы сочинили этот эпизод?

Например в беседе по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» дети выступили против хитрого и коварного поступка волка. Ребята дали совет Красной Шапочке накормить злого волка пирожками и предложить ему свою дружбу, отчего волк станет добрым. И главное – дети отметили поступок волка  как неправильный (волк съел бабушку и Красную шапочку) и дали ему совет заботиться о пожилых людях и детях.

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить, как дети усвоили суть проблемы, насколько им понятно содержание произведения.

Например, после чтения мордовской народной сказки «Как собака друга искала» для того чтобы выяснить отношение детей к персонажам сказки, задавала следующие вопросы:

-Какое желание было у собаки? Почему собаке было скучно?

-Кому собака предлагала дружбу?

-Почему собака не могла найти друга среди зайца, волка, медведя?

-Кто стал для собаки другом?  Как человек заботится о собаке?

Вопросы, которые помогают детям связать события, понять сюжетно –смысловые ситуации: Почему всем героям сказки В. Сутеева нашлось место под грибом?

Вопросы, которые помогали детям раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия, оценить поступки героев, выразить своё отношении к ним. Вопросы подобного характера заставляли детей размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние пробуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

-Кто главные герои сказки В. Сутеева «Под грибом?

-Кто из них больше понравился?

-Что было бы, если муравей не пустил остальных под гриб?

-Можно ли героев назвать добрыми и дружными?

Как вы понимаете поговорку «В тесноте, да не в обиде»?

Вопросы, побуждающие детей к определённым выводам, обобщениям:

-Зачем писатель В. Сутеев  рассказал нам эту сказку?

- Что он хотел показать?

Как бы вы назвали эту сказку по – другому?

Вопросы, обращающие внимание на жанровые особенности произведения?

-Почему вы думаете, что это  произведение сказка?

Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности: эпитеты, метафоры и пр., которые помогают заметить красоту художественной речи, образность языка.

Как вы понимаете строки стихотворения А. Прокофьева?

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

Таким образом, вопросы, заданные мной детям в ходе беседы по тексту произведений показывали отношение дошкольников к событиям и героям, стимулировали проявление нравственных и эстетических чувств.

К проблеме формирования у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе старалась найти интегративный подход. Три образовательные области «Художественно–эстетическое развитие», «Познавательно - речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» решали одни задачи.

В ходе беседы по сказке Л. Толстого «Три медведя» я дала детям кружки большого, среднего и малого размеров, описывала внешний вид медведя, а ребята поднимали фигуру, соответствующую по их представлению, Михайло Иванычу, Настасье Петровне, Мишутке.

Показывала детям рисунок домика и ведущие к нему 3 дороги: длинную, короче и самую короткую. Дети определили, по какой дорожке пойдёт к дому каждый медведь, и ответили на вопрос: «Какой медведь быстрее доберётся до домика?»

Показывала рисунок с силуэтами медведя и просила рассказать об образе жизни, характере, повадках медведей.

Обращала внимание ребят  на то, как важно следовать советам старших. Для этого делала добавление в начале сказки: «Говорила мама девочке»: «Не ходи, дочка в лес одна, ты ещё маленькая, в лесу можешь заблудиться». Не послушала она маму, пошла в лес и заблудилась».

Предлагала детям оценить поступки медведей и девочки. Я спрашивала у детей: «Правильно ли вела себя девочка в чужом домике? Как надо было поступить?»

Предлагала детям рассказать, как бы они себя вели, если бы заблудились в лесу.

Интегративный подход в моей работе нашёл своё отражение и в проектной деятельности.

В первом квартале я провела провела познавательный среднесрочный групповой проект «Сказки о медведях». Итогом моей работы с детьми по познавательному проекту «Сказки о медведях» стала электронная презентация.

В своей работе использовала элементы инновации.

Я старалась научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.

 Путешествие в мир сказки развивает у детей воображение, фантазию, образное мышление. Дети проявили себя справедливыми, защитили обиженную Красную шапочку, бабушку, превратили злого волка в доброго. Дети сами активно творили добро, фантазировали, развивали собственное воображение.

Также я предложила ребятам придумать счастливый конец сказки «Жихарка» для всех героев. Дети придумали другой вариант окончания сказки, в котором лиса осталась жива, а Жихарка стал ей другом.

В ходе совместной деятельности по сказке Ш. Перро «Красная шапочка»  мы с ребятами не только преобразовали ход повествования, придумали другую концовку, ввели непредвиденные ситуации, что обеспечило более глубокое переживание детей действиям и поступкам героев, но и с помощью д /и

«Придумай рифму» сочинили новую  поэтическую сказку на основе литературного текста. Родители также захотели принять участие в инновационной деятельности и помогли детям  создать электронную презентацию «Супербабушка».

Особое место в педагогическом процессе уделяла детскому экспериментированию, вытекающему из содержания произведений художественной литературы. В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникала потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации использовала для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам. При знакомстве со сказкой Ш. Перро ставила перед детьми проблему: как донести до бабушки пироги, чтобы они остались тёплыми? После проведённого эксперимента дети сделали вывод, что пироги необходимо плотно накрыть полотенцем, чтобы не проникал холодный воздух.

Во время знакомства со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» предлагала детям подумать, почему зелёная травка не погибает под снежной периной. Перед прогулкой вместе с детьми мы наливали горячую воду в две одинаковые бутылки, закупоривали их. Я предлагала детям потрогать бутылки и убедиться в том, что вода в них одинаково горячая. На прогулке одну из бутылок ставили в открытое место, другую закапывали в снег. Спустя некоторое время обе бутылки ставили рядом и сравнивали, в какой из них вода остыла меньше.

Вывод: в бутылке, закопанной в снег, вода остыла меньше, значит снег сохраняет тепло, выполняя ту же роль, что и шуба для человека.

К моей работе по формированию у детей пятого года жизни интереса к художественной литературе подключились музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Музыкальный руководитель показала детям, что музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, таинственными, тревожными.

Инструктор по физической культуре организовала игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок, с которыми  дети познакомились в первом квартале.

Для того чтобы интерес к художественной литературе у детей постоянно возрастал во втором квартале применила метод, «ускоряющий» время и помогающий слушателям живее, нагляднее представить себе события, осознать изменившийся облик героя (например, бабушки Федоры  из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»), приглядеться к удивительным ситуациям. Такие эпизоды сопровождала опорными рисунками, схемами, так называемыми «подвижными иллюстрациями». Я брала рисунок – основу, который изображал сюжет какой – либо сказки. На рисунке делала прорези, куда в нужный момент вставляла предварительно изготовленные аппликации, выпуклые фигуры, картинки. Они постоянно менялись на экране, показывали быструю смену происходящих событий, т. е. ускоряли время в сказке, рассказе. Применение «подвижных иллюстраций»- эффективный метод при чтении произведений художественной литературы, позволяющий детям запомнить содержание сказки, понять суть взаимоотношений героев.

Другим эффективным средством, способствующим возрастанию у дошкольников интереса  к литературным произведениям, считаю разные виды художественной деятельности (изготовление поделок, конструирование предметов, рисование предметов, отдельных фрагментов сюжета, упоминаемых в произведении). Например, после чтения произведения С. Козлова «Зимняя сказка» предлагала воспитанникам нарисовать медвежонка, его друга, зайчика, слепить ёжика и  пр. Такая работа повышала эмоциональный настрой детей, способствовала развитию памяти, творческого воображения, восприятия.

Очень эффективным методом, позволяющим выявить содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами, считаю метод моделирования, который я  также начала применять в ходе второго квартала, знакомя детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала»». Я замещала реальные объекты условными. В качестве заместителей использовала кружки, квадратики, различающиеся по цвету, форме, величине. Учила детей оперировать моделями, изображающими предметы сюжета сказки, вовлекала ребят в составление фрагментов сказки. Каждому ребёнку нужно было рассказать один эпизод сказки. Позднее предложенные детям непосредственно – образовательные ситуации усложнились, и дети смогли рассказать по моделям всю сказку. Когда сказка была хорошо усвоена детьми, проводила с ребятами д/и «Угадай эпизод сказки и расскажи его сюжет». Применение метода моделирования помогало детям легко запоминать песенки, стихи, загадки, пословицы, используемые в сказках.

Во втором квартале мною  был проведён творческий среднесрочный групповой проект по морд. нар. сказке «Как собака друга искала». В работу с детьми  по сказке ввела элементы инновации. С помощью д/и «Придумай рифму», «Доскажи словечко» развивала умения художественно – речевой деятельности детей на основе литературного текста: придумывание поэтических рифм. Таким образом, вместе с детьми мы сочинили поэтическую сказку «Как собака друга искала» на основе художественного текста.

Музыкальный руководитель подобрала для дошкольников музыкальный репертуар, который способствовал углублению эмоционального восприятия текстов произведений художественной литературы.

Инструктором по физической культуре  были организованы сюжетные физкультурные занятия на тему прочитанных  сказок, потешек.

В третьем квартале ведущим для меня стало развитие у детей способности самостоятельно организовывать режиссёрскую игру. Поэтапно развивала у детей умение воспроизводить сюжеты знакомых сказок, привносить в них изменения, возникающие при осуществлении игровой деятельности, выбирать необходимые материалы и игрушки для создания обстановки режиссёрской игры, использовать предметы- заместители, самостоятельно передвигать игрушки по игровому полю, озвучивать события, происходящие в игре. Ребята подбирали необходимые материалы, игрушки, предметы в сответствии с хорошо знакомыми детям сюжетами, например  «Три медведя», «Колобок», «Как собака друга искала», «Жихарка», также использовали в игре предметы- заместители. Затем вместе с детьми припоминали сюжеты произведений, развивала у малышей умения:

- представлять целостную картину происходящего. Например, в ходе режиссёрской игры по сказке «Как собака друга искала» спрашивала у детей: «Как выглядела собака? Что она делала, когда жила одна? Что почувствовала собака ночью, когда увидела мышку, лягушку, ужа? Как она стала лаять? Покажи! Как изменится её голос при встрече с другими героями? Расскажи».

- высказывать свои предположения о том, что может произойти. Предлагала детям задания: «Что должен был сказать кот, чтобы Жихарка не забыл запереть дверь? Покажи! Как надо было спрятаться Жихарке, чтобы лиса не нашла его?»

-предлагать свои варианты развязки сюжета;

-включать в игру персонажей различных произведений: « Познакомь всех зверюшек и людей из сказок, которые ты услышал(а). Кто с кем быстрее подружится? Почему? Как? Покажи.  Им понравится друг с другом дружить? Что они будут делать? Покажи. Выбери себе друга, чтобы сделать это вместе».

Старалась включить детей в сотрудничество друг с другом в режиссёрской игре. Учила детей придумывать завязку и окончание истории, представлять её зрителям с позиций  « актёра», « режиссёра», « сценариста».

Также  в третьем квартале начала работу по освоению детьми пятого года жизни театрализованных игр: имитации, импровизации, инсценирования, драматизации. Я учила детей выразительно передавать образ героя средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности.  Например, предлагала детям показать, как будут пить чай три медведя из рус. нар. сказки, как будут пить чай дедушка и внучек из одноимённого рассказа Л. Н. Толстого - учила детей передавать старость деда и предупредительность внука, его желание помочь своему старому дедушке; показать, как будут накрывать на стол Ленивица и Рукодельница из сказки  В. Одоевского «Мороз Иванович». Когда основы игры –имитации были освоены большинством детей, я стала учить детей игре-импровизации под музыку и по текстам коротеньких стихотворений, сказок и рассказов. При этом я или кто-то из ребят читал, рассказывал текст, а другие дети импровизировали с помощью движений, передавая образы героев. Для игры- импровизации я использовала текст народных прибауток

«Алёнка- малёнка», «Загорелся Кошкин дом», « Наша-то хозяюшка», а также следующих произведений Г. Бойко « Встретил ёжика бычок»,Е. Благинина

«Не мешайте мне трудиться», Е. Чарушин « Утка с утятами».

Я хотела помочь детям понять, что выразительность определяется задуманным образом, от лица которого исполняется стихотворение. Стимулировала стремление детей додумать ситуацию для её оригинального воплощения в игре, учитывать предметы, обозначающие возможных участников событий: бусы для мамы, косынка для бабушки, лёгкий обруч с «ушками», « хвост» на ремешке для какого либо животного, и т.п.; возраст, внешний вид, эмоциональное состояние, характер персонажа,  место, где могла произойти подобная ситуация.

Работа  по организации с детьми 4-5 лет игр- импровизаций создала основу для освоения  инсценирования литературных произведений.

Я способствовала освоению детьми игровых позиций « зрителя», « артиста», « режиссёра кукольного спектакля», « оформителя спектакля». Учила детей культуре поведения в театре: быть внимательным и доброжелательным зрителем; не покидать своего места во время спектакля, отвечать на обращение артистов, благодарить с помощью аплодисментов.

Старалась переориентировать детей с процесса игры на её результат. Собственным примером, оценкой деятельности детей показывала, как важно сделать представление интересным для зрителей, выразительно исполняя роль. Это стало мотивом для освоения детьми способов воплощения целостного образа литературного героя с помощью комплекса средств речевой и невербальной выразительности.

Сначала в этих целях подбирала более знакомые ребятам сказки о животных, волшебные сказки « Зимовье зверей»,  « Два жадных медвежонка», сказка Ш. Перро « Красная шапочка», сказки К. Чуковского. Затем дети инсценировали рассказы, например, такие: Б. Житков « Храбрый утёнок», Е. Чарушин

«Почему Тюпа не ловит птиц», М. Зощенко « Глупая история» и др.

В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения. Привлекала детей к посильной работе и вместе мы изготавливали атрибуты для спектаклей (костюмы и элементы декораций). Проводила индивидуальную работу над ролью. Образно – игровые этюды мы с ребятами  ставили без костюмов и в костюмах, перед куклами, зрителями – детьми, перед зеркалом. Импровизировали и   придумывали различные варианты развития сюжета, например, во время подготовки драматизации сказки «Как собака друга искала» дети отразили в игре сюжеты «Собака нашла нового друга», «Как человек и собака дальше жили».

Музыкальное сопровождение театрализованных игр способствовало развитию умений слышать изобразительность в музыке, различать средства выразительности, создающие образ, импровизировать в движении.

Подвижные игры, проведённые инструктором по физической культуре в третьем квартале, учили детей передавать эмоции «радость», «страх» средствами выразительности по объяснению взрослого.

В ходе своей работы по развитию у детей интереса к произведениям художественной литературы использовала дифференцированный подход к детям.

Во время работы над  среднесрочным групповым проектом «Наши любимые книги», который был проведён мной в третьем квартале, я предложила часто болеющим детям  вместе с родителями придумать описательные загадки о животных и птицах, героях любимых книг воспитанников моей группы, которые потом были записаны родителями в рукописных книгах.

Я познакомила родителей с памяткой «Советы бабушки Загадушки», в которой родителям были даны рекомендации:

-Это должны быть загадки о животных и птицах, героях любимых книг детей.

-  Сначала необходимо составить рассказ о животном, птице, используя картинки с их изображением, по плану:

1. Части тела животного, птицы

2. Где живёт?

3. Размер.

4. Цвет шерсти, перьев.

5. Длина, структура  шерсти (прямая или волнистая), перьев.

6. Длина, форма хвоста.

7. Чем питается?

8. Какую пользу приносит человеку и природе?

- Затем нужно выбрать слова, которые наиболее точно описывают внешний вид, характер, повадки домашних животных и птиц.

- В ходе придумывания описательных загадок нельзя произносить слово – отгадку.

Для того чтобы загадка звучала напевно, мелодично  я дала совет детям и их родителям рифмовать слова в строчках.

Придумывание описательных загадок о животных и птицах способствовало закреплению у детей представления о малом фольклорном жанре, загадке, развитию творческих проявлений в литературной и речевой деятельности,  воспитанию инициативы и самостоятельности у каждого ребёнка.

Слушание любимых книг, рассматривание иллюстраций к ним, беседа о внешнем виде, повадках животных и птиц,  раскрашивание их силуэтов дома и в группе помогли часто болеющим детям придумать загадки.

Взаимодействие с семьёй является составной частью работы по формированию у детей пятого года жизни интереса к художественной литературе.

Использовала эффективные формы:

- посещение семей детей с целью изучения их читательских интересов и выяснения отношения родителей к вопросу чтения книг дома.

Анкетирование помогло мне сплотить родительский коллектив группы, вызвать у родителей желание общаться. Актуальными стали темы: «Воспитание у малыша бережного отношения к к книге», « Как научить ребёнка любить книги», « Как смастерить домашний театр?», « Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?».

- информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Индивидуальные и групповые консультации « Приобщаем ребёнка к миру художественной литературы», «Как научить ребёнка бережному обращению с книгой».

Родительские собрания: «Воспитание у детей любви к художественной литературы с помощью семейного театра», «Воспитываем будущего читателя».

Оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные",  « Мы - читающая семья»;  папки –передвижки «Читайте детям книги!»; выставок детского творчества по мотивам художественных произведений;

Создание памяток: « Как организовать семейное чтение», «Формирование детской домашней библиотеки», « Как стать хорошим читателем?», « Как обращается с книгой ваш ребёнок»,  « Читайте вместе с детьми», « Если вы решили купить ребёнку новую книгу», « Учите вместе с нами».

- Образование родителей: « Книга в нашей семье», «Традиции нашей семьи»; круглые столы: « Отношение детей к книге», «Роль книги в семейном воспитании»; мастер- классы « Давайте поиграем», «Без напоминания и с удовольствием»; рекомендации библиотекаря по комплектованию детской библиотечки; игротренинги «Небылица или быль», «Собери героев одной сказки».

- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации литературных вечеров, досугов  « Сказки дядюшки Корнея»; « Праздник открытия книжного  уголка»; гостиных «Литературный калейдоскоп», « В гостях у сказки», « От осени до лета»; к участию в конкурсах « Кто автор?», « Пантомима»,  « Сочини сказку»,   « Папа, мама, я – читающая семья», проектной деятельности.

Положительной динамики удалось достигнуть за счёт:

- личной мотивации в данной работе, подбора и использования эффективных форм, средств, методов и приёмов по  формированию интереса к художественной литературе у детей пятого года жизни.

-обогащения предметно - развивающей среды;

- интеграции с другими образовательными  областями ;

- использования эффективных форм работ с семьями воспитанников.

Проведённая работа дала положительные результаты: мониторинг, проведённый в конце учебного года показал, что уровень развития интереса к художественной литературе позитивно изменился.

Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей  пятого года  жизни формированию интереса к художественной литературе.

Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно освоили программный материал, полученные знания, умения и навыки использовали в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе  с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

- обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора ( заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии

(авторские загадки);

- обеспечивать совершенствование умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами;

- способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

- приобщать дошкольников к социально – нравственным ценностям.