Дополнительная программа речевого развития с дошкольниками. Пояснительная записка

Утемишева Гузяль Касимовна

 Предлагаю программу речевого развития для дошкольников. Эту программу я использую для проведения коррекционной работы с детьми - логопатами в ДОУ. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая. Функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Использованию данной программы предшествовал социальный заказ от родителей дошкольников на оказание дополнительных образовательных услуг по развитию речи детей 4-7 лет. В этом и заключается актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель данной образовательной программы — способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.

Задачи 1 года обучения

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи;

2. Формирование фонематического восприятия;

3. Накопление и обогащение словарного запаса;

4. Развитие навыков связной речи;

5. Формирование грамматических средств языка;

6. Развитие памяти, внимания, мышления и восприятия.

Задачи 2 года обучения

1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов различной звуковой конструкции;

2. Обучение грамоте;

3. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования;

4. Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

5. Расширение словарного запаса и совершенствование связной речи;

6. Развитие психических процессов и формирование мыслительных операций.

Задачи 3 года обучения

1. Обучение грамоте;

2. Закрепление навыков анализа и синтеза предложений разной конструкции;

3. Развитие способности слияния звуков в слоги, слова, предложения;

4. Расширение представлений о словообразовании и словоизменении;

5. Совершенствование связной речи;

6. Развитие интереса и способности к слоговому и слитному чтению