Методические материалы

Синдяшкина Лидия Петровна

Современный урок - это урок совершенно новый ,  не теряющий связи с прошлым , т.е. актуальный. Дана структура основной образовательной программы основного общего образования, структура технологической карты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физики (в условиях реализации ФГОС)» Синдяшкина Лидия Петровна, учитель физики МОУ Синьковской СОШ № 1 поселка Новосиньково , Дмитровского района, Московской области

Слайд 2

Связывал урок с педагогической культурой учителя: “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Слайд 4

Современный урок Основные типы уроков Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний; Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний; Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему; Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Методы и формы уроков метод проектов (долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные ); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии (интеграция); п ортфолио. «Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него» С.И . Гессен

Слайд 5

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику; урок , содержащий разные виды деятельности; урок , на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала; урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности . Современный урок – это:

Слайд 6

З нания - результат собственных поисков ученика Позиция учителя : к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя . Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность — управляемый учебный процесс . Позиция ученика : за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебное действие — действие по созданию образа. Образ — слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие — я умею! У меня получится! Вывод делают сами учащиеся. Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

Слайд 7

название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы. Структура технологической карты

Слайд 8

Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков ); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт . Преимущества технологической карты: освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; снимаются организационно-методические проблемы); обеспечивается повышение качества образования .

Слайд 9

Технологическая карта Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познаватель-ная Коммуника-тивная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Слайд 10

Основные этапы Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуника-тивная Регулятивная 4. Конструиро-вание нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5.Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6.Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы,; - контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Слайд 11

Термин «универсальные учебные действия» означает: способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Слайд 12

Нравственно- этическая ориентация (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) Личностное, жизненное, профессиональное Самоопределение, самопознание Личностные универсальные учебные действия

Слайд 13

Учебные действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Само регуляция Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 14

Обще учебные действия (извлечение информации, выбор информации, структурирование ) Логические ( решение задач качественных и количественных ) Действия постановки и решения проблем Познавательные универсальные учебные действия

Слайд 15

Социальная компетентность Учет позиции других людей Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем Коммуникативные универсальные учебные действия

Слайд 16

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета ; 2. Общая характеристика учебного предмета ( цели, задачи, описание места учебного предмета в учебном плане : Принципы и подходы к формированию программы : научность, визуализация, системность, активность, кооперация; классификации личностно-значимых ситуаций (ситуация – проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация –оценка, ситуация –тренинг). 3. Состав участников образовательного процесса: Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Структура основной образовательной программы основного общего образования

Слайд 17

4 . Формирование универсальных учебных действий ( регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные ) 5 . Основное содержание курса «Физика 7-9 » 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7 . Планируемые результаты изучения курса физики основной школы : Выпускник научится использовать термины : физическое явление, закон , вещество, поле , волна , атом, атомное ядро; Выпускник получит возможность : понимать смысл физических величин, законов, описывать и объяснять физические явления, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин ; Предметные результаты изучения курса физики 7- 9 классов. 8. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Слайд 18

Тема урока Цель урока Педагогические средства, методы Элементы содержания (жирным шрифтом выделяются материалы выносящиеся на ГИА или ЕГЭ) Меж- предметные связи. Требования к уровню подготовки обучающихся УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). *Приобретенная компетентность. *Вид контроля, измерители. * Оборудование, демонстрации, видеоматериал, презентации. *Внеурочная занятость. * Домашнее задание Т ематическое планирование

Слайд 19

Виды деятельности учащихся на уроках физики и дома Повторение пройденного материала; Выполнение по образцу (опорный конспект, технологическая карта, решение задач ); Решение задач ( качественных, количественных, экспериментальных) Проведение эксперимента( эксперимент на демонстрационном столе, работа с приборами- сборка схемы, обработка данных- заполнение таблицы ); Обсуждение результатов, теоретические выводы; Домашний эксперимент; Составление конспекта (опорного ); Моделирование физических процессов; Наблюдение, выдвижение гипотезы, сопоставление, сравнение (слушали, смотрели презентацию, слушали рассказ учителя ).

Слайд 20

Средства деятельности учащихся на уроках физики и дома Частично-поисковая Фронтальная беседа Графические с таблицами и схемами Экспериментальная Демонстрация и иллюстрация Сделать выводы из фактов Высказывание предположения Построить план проверки Репродуктивная (делай как я) Э ксперимент График, таблица, схемы Решение задач ( качественных, количественных, экспериментальных) И ллюстрации Источник информации Ф ормулы Факты, доказательства, определения понятий Эвристическая (собственное творчество учащихся, элементы творчества Ученика) Логико-аналитический Абстракция Математические, алгебраические выражения Идеи, наблюдения, явления Модель, макет Конструирование приборов Решение познавательных задач Сборка схем, написание рефератов, статей, рассказов, стихотворений, сказки