Консультации для педагогов

Консультации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Робкие и застенчивые дети»

  Застенчивость часто является признаком сдержанного темперамента, и, если она не мешает жизни ребёнка, не следует считать это проблемой. Но в случае, когда застенчивость достигает такого уровня, при котором ребёнок испытывает дискомфорт, не может общаться со сверстниками,   боится  попросить  помощи  у взрослого, чувствует себя несчастным - тогда стоит задуматься.

   Каждый  ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, но особого внимания требуют застенчивые и робкие дети. С этим согласится любой педагог. А что получается на деле? Чаще всего мы «облегчаем себе жизнь». Нужен главный герой для театрализованного действия - выбираем смелого, активного, с хорошей речью. И так от мероприятия к мероприятию. Не удивительно, что у «востребованных» детей завышается самооценка, возникает пренебрежительное отношение к робким, стеснительным сверстникам, которым, по нашей же вине, отведена в детском саду пассивная роль.

   Робкому и стеснительному ребёнку нужно помочь ощутить себя равным, среди сверстников. Застенчивым детям, как правило, свойственны такие качества как исполнительность, ответственность, старательность, у них развито творческое начало. Они многим интересуются и много знают. Но их зачастую игнорируют не только более активные сверстники, но и сами педагоги. Можно себе представить, какие чувства дети при этом испытывают! Им как воздух необходимо участие взрослого.

Педагог просто обязан с уважением относиться к каждому ребёнку, не забывать ни про кого при распределении ролей в драматизации, выборе ведущего в музыкальных играх, индивидуальных исполнениях и показах и т. д. Почувствовав поддержку педагога, робкий ребёнок приобретает уверенность в себе, преображается, буквально «расцветает».

   Очень часто причиной чрезмерной застенчивости ребёнка являются нарушения речи, которые не могут не сказываться на его психике. Таким детям в первую очередь необходима помощь логопеда, психолога, педагогов и родителей (в их тесном взаимодействии). Сначала нужно выявить причины робости и застенчивости, а затем, намечать «маршрут» помощи.

   К сожалению, некоторые родители, не осознавая этого, бывают жестокими по отношению к своим детям.  Многие родители просят поручить своему застенчивому ребёнку главную роль на больших праздниках, где, как правило, присутствует большое количество родителей, бабушек, дедушек, т. е. совершенно посторонних для него людей, совсем не задумываясь о том, какие чувства при этом будет испытывать их ребёнок. Ведь если он плохо справится с порученной ролью, то переживать от этого в первую очередь будет он сам. Зачем же ребёнку лишние переживания, если ему и без того постоянно приходится преодолевать себя?

   Помощь педагогов застенчивому ребёнку заключается  прежде всего в том, чтобы, создать ему психологический комфорт и помочь справиться с робостью и волнением.

На музыкальных занятиях необходимо постепенно вовлекать робкого ребёнка в процесс деятельности. Например, попросить разложить на столе музыкальные инструменты по группам (духовые, струнные, ударные), обязательно похвалив его после выполнения работы. Можно предложить при разучивании танца показать новое движение в паре (заранее на индивидуальном занятии разучив его). А можно дать задание: дома выучить считалку. В детском саду во время игры ребёнок, произнося её, неизбежно привлечёт к себе внимание других детей, они будут его слушать - на несколько минут он станет среди сверстников «главным».

   Детям очень нравится играть в кукольный театр. Стеснительному малышу обязательно нужно давать куклу - ведь именно к ней прикованы взгляды зрителей, и ребёнок, забывая про свою стеснительность, прекрасно справляется со своей ролью. Театральная ширма для него - тоже помощница. За ней - как за каменной стеной - ничего не страшно! Пусть первый спектакль будет для своих друзей в обстановке группы. Потом можно пригласить малышей из другой группы, а следующий спектакль показать для педагогов - уж они-то не поскупятся на похвалу. Аплодисменты, маленькие подарочки артистам - это всё повышает самооценку, придаёт уверенности в себе. В уголке для родителей можно сделать плакат с фотографиями артистов и добрыми словами в их адрес.

   У нас часто проходят конкурсы стихов - в них принимают участие все без исключения дети. Педагог группы, имея представление о речевых возможностях и темпераменте каждого своего подопечного, даёт для заучивания разные по объёму и сложности стихи. Застенчивому ребёнку он может предложить совсем небольшое стихотворение, но для малыша это будет победа -победа над собой. Так, шаг за шагом, ребёнок, преодолев стеснение и робость, «выходит» на большую аудиторию, наравне со всеми выступает на праздниках, а получив, наконец, заветную роль, раскрывает свой творческий потенциал, показывает своё истинное Я, скрытое до сих пор от окружающих.

   Нам всем, — и родителям, и педагогам, — нужно запастись терпением, и направить свои совместные действия на развитие в ребёнке умения общаться, повышение его самооценки, раскрытие его творческих возможностей.

Помочь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность поверить в себя и почувствовать, как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого не стесняясь, - наша общая задача.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

 «Особенности развития ребёнка раннего возраста и задачи музыкального развития»

Музыка обладает уникальным свойством вызывать у младенцев активные действия. Ребёнок очень рано начинает отличать музыку от шума, прислушивается к ней, радуется её звучанию. Успешность музыкального развития ребёнка раннего возраста зависит от того, в какой среде он воспитывается, какое внимание уделяется родителями музыке в жизни малыша и, что особенно важно, с какой интонацией разговаривают окружающие его взрослые. Прежде, чем приступить к музыкальному воспитанию ребёнка, необходимо знать его особенности.

1 год—1 год 6 месяцев

Дети этого возраста очень много двигаются, ходьба чередуется с ползанием, руки чаще всего заняты игрушкой, малыши с удовольствием слушают предложенную им музыку, по-разному на неё реагируют, особенно если эта работа проводилась ранее. Движения под музыку более осмыслены, дети могут к концу периода различать мелодию двухчастной формы. Большое удовольствие им доставляет игра на погремушках, бубнах. Понимают речь взрослого, выполняют под музыку предлагаемые взрослым движения. С удовольствием слушают песенки про игрушки и животных. Дети этого возраста поют, но, как правило, это происходит во внутреннем плане. Если в момент такого «немого» пения мягко положить руку на голосовые связки малышу, то можно ощутить незначительную вибрацию голосового аппарата. Наиболее активные дети подпевают за взрослым окончания фраз, звукоподражания. Малыши с удовольствием включаются в игры: прячутся, догоняют зайчика.

Задачи музыкального развития:

   Приобщение к веселой и спокойной музыке, формирование умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).

 Содействие в понимании детьми содержания понравившейся песенки, подпевании (как могут, умеют). Постепенное формирование умения заканчивать петь вместе с взрослым.

 Развитие умения ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»),

 В процессе игровых действий вызывание желания передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

1 год 6 месяцев—2 года

Дети много ходят, уже почти не ползают. Если окружающие ребёнка взрослые создавали условия для развития двигательной активности малыша, то он с удовольствием осваивает окружающее его пространство, подвижен, активен, находится в радостном настроении. Движения под музыку всё более осмыслены, появляются явные предпочтения в движениях: одни нравятся больше, другие - меньше. Дети этого возраста различают мелодию двухчастной формы. Большое удовольствие им доставляет игра на погремушках, бубнах, колокольчиках, бубенчиках, инструментах шумового оркестра. Малыши уже хорошо понимают речь взрослого, выполняют под музыку предлагаемые взрослым движения. С удовольствием слушают песенки про игрушки и животных. Дети этого возраста поют или подпевают за взрослым окончания фраз, звукоподражания. С удовольствием включаются в игры: прячутся, догоняют зайчика, убегают от мишки, ищут взрослого или игрушку.

Задачи музыкального развития:

 Развитие у детей музыкальной памяти.

 Содействие возникновению чувства радости от восприятия знакомого музыкального произведения, желания дослушать его до конца. Помощь в различении тембрового звучания музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показе инструмента (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

 При пении стимулирование самостоятельной активности детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

 Совершенствование движений под музыку, формирование умения выполнять их самостоятельно.

 Развитие умения вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).

 Развитие умения чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

2 года-3 года

Дети этого возраста имеют небольшой музыкальный опыт и могут слушать музыку, доступную их пониманию, в течение одной-двух минут. Узнают знакомое музыкальное произведение по вступлению или музыкальному сопровождению и просят его повторить. Дети много двигаются и с удовольствием включаются в разучивание новой песни или танца. Они уже могут выполнять движения в играх, упражнениях и плясках по показу взрослого, а также самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой произведения. Охотнее выполняют движения с предметами (платочки, погремушки, игрушки и др.), с удовольствием выполняют движения знакомых им персонажей (как зайчик прыгает, как мишка ходит, как киска мягко ступает). Малыши активно осваивают речь, поэтому получают удовольствие от пения. Неговорящие дети не значит не поющие. Иногда ребёнок поёт «про себя» (доказательством этого служит вибрация голосового аппарата). Малыши любят играть под пение взрослого и брать на себя роли различных персонажей.

Задачи музыкального развития:

 Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

 Развитие умения внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

 Развитие умения различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

 Развитие активности детей при подпевании и пении. Развитие умения подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенное приучение к сольному пению.

 Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения.  Формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).

 Формирование умения начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

 Совершенствование умения выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную; менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

  Кроме музыкальных занятий необходимо использовать музыку в повседневной жизни малышей, в свободной деятельности, а также эпизодически на физкультурных и других занятиях.

   В групповой комнате рекомендуется иметь детские музыкальные инструменты: разного вида и звучания погремушки, бубен, барабан, колокольчики, деревянные ложки, дудочки. Важно, чтобы в самостоятельной музыкальной деятельности дети испытывали удовольствие. Задача взрослого – разделение с ребёнком эмоциональной реакции на музыку, побуждение его к самостоятельным проявлениям пения и движения под музыку, привлечение к танцам и пению.

   Развитие голоса детей раннего возраста напрямую зависит от интонационной выразительности голоса находящегося рядом взрослого. Чем разнообразнее будут голосовые интонации педагогов и родителей, тем лучше будет развиваться слух и голос малыша.



Предварительный просмотр:

Формирование основ музыкальной культуры

посредством музыкально-ритмических движений

Дети очень любят танцевать. Действительно, что может быть лучше удалого русского танца с ложками, веселой польки  и спокойного, плавного вальса. В этих танцах есть все для творческого и музыкального развития ребенка: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Подбирая разнообразные танцы  детям  трудно оставаться равнодушными при звуках замечательной музыки, от которой ноги сами просятся пуститься в пляс.

В  музыкальные занятия включены как движения спортивного характера (основные движения, гимнастические упражнения с предметами, построения и перестроения), так и танцевальные движения (элементы народного, бального, современного танцев). Кроме того используются как сюжетно-образные движения (животных, птиц, действия людей и т.д.), так и игры и потешки, связывающие слово и движение. Занятия строятся так, чтобы движения детей постепенно совершенствовались, становились более свободными, ритмичными, выразительными, ведь участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей и имеет оздоровительное значение. Все двигательные упражнения подбираются  строго  по возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Занятия музыкально-ритмическими движениями  несут и воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всей подгруппой  и часто требуют четкого взаимодействия всех участников, повышает у них чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развивается память и внимание, уверенность и инициатива.

Не каждая музыкальная  пьеса может быть использована в работе по формированию движения, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, выразительна и доступна для детского восприятия. Если в младшей и средней группах это преимущественно народная музыка и музыка таких композиторов, как .М. Красев,

В. Рябиков,  Г.Фрид и др., то в старшей и подготовительной группах  используется музыка  русских и советских классиков П.Чайковского, М. Глинки, Д. Шостаковича и других композиторов, современная музыка. Использование высокохудожественной музыки не только обогащает детей эстетическими впечатлениям, но и расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус,  вызывает  живой интерес к музыке, желание создать в движении хотя и самые несложные, но непременно созвучные музыке образы.

Дети - дошкольники, отличающиеся чрезмерной подвижностью, в то же время быстро устают, их внимание неустойчиво, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Таким образом, каждое занятие составлено  из ряда разнообразных заданий - игр, где чередуются  моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха. Дошкольники с большим удовольствием возвращаются к уже пройденным заданиям, нередко сами просят о повторении упражнения, игры или пляски. Возвращение к знакомым играм и движениям позволяет добиться большей точности движений. Новый материал, как более трудный, необходимо  помещать ближе к началу занятия, а «веселые» задания, знакомые игры и пляски к концу.

Наряду с упражнениями, развивающими основные танцевальные движения, необходимо использовать  занимательные игры, связанные с декламированием, игры-превращения, а так же игры, развивающие чувство ритма, связанные со «звучащими» жестами.

Также широко  на занятиях используются игры и потешки, которые сопровождаются  движениями.  Соединяя слово и движение, мы получаем пластический образ. Дети с большим удовольствием подражают  педагогу, а так же предлагают свои варианты, включаются в обыгрывание сюжетов (как идет дождь, качается трава, скачет конь).

Эти образно - игровые упражнения доступны  уже с младшей группы.  Они развивают не только артистические способности, речь, память, но и точность и разнообразие двигательных умений, чувство ритма, помогают ребенку овладеть своим телом, способствуют поочередному мышечному напряжению и расслаблению.

К самостоятельному выполнению  движений в соответствии с характером музыки необходимо  подводить детей постепенно, когда уже имеется достаточный запас элементов движения при помощи таких игр как: «Плетень», «Передача платочка», «Зеркало» и.т.д. Очень нравиться детям игра - пляска «Зеркало», которую можно  проводить уже с младшей группы. В младшей и средней группе дети выполняют движения по показу воспитателя, но зато в старших группах дети уже сами придумывают движения и показывают их. Задания можно  разнообразить, внося в игру различные атрибуты (ленты, цветы, мячи).  Также любимы детьми младшей и средней группы «прогулки в лес», когда дети едут  сначала на поезде, а потом встречаются с различными зверюшками (медведем, лисой, зайцем и т.д.), которым подражают, танцуя под соответствующую музыку.

 К старшей группе отдельные образы перерастают уже в целые танцы -этюды, построенные на образах животных: «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Кошки - мышки» и др.

Дети с большим удовольствием помогают придумывать движения к танцам.

Также любимым творчеством для детей является и обыгрывание песен как русских народных, так и песен современных авторов, каждая из которых превращается в небольшую, яркую игру-драматизацию, где ребята не только поют и танцуют, но и исполняют интересные роли, сопровождая их характерными движениями.

Игровая песня - это еще одна возможность соединения музыки и движения. Используя игровые песни,  можно решить различные педагогические задачи. Играя, дети лучше запоминают и осваивают мелодию, слова, ритм, таким образом, облегчается процесс разучивания. Используются такие  песни,  как: «Уточки» муз. Соснина,  «Калинушка» муз. Михайленко, русские народные песни «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Ах вы, сени» и т.д.

Импровизация движений также важна в воспитании, как и исполнение фиксированных норм. Дети получают возможность сами определять характер движений, помня о правиле - двигаться так, как подсказывает музыка.

 Используя многоликий образ танца (простейшие импровизации, определенный ряд движений, пространственные, образно-игровые композиции и др.), можно воспитать в детях доброту, умение радоваться, видеть красоту. Музыка и движение приносят  детям радость!