Образовательные технологии
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Название | Цель технологии | Преимущества технологии | Ограничения | Приемы и методы |
Технология здоровье сберегаю щая | Сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
| 1. Предупреждение перегрузки учащихся на уроке и дома. 2. Предупреждение гиподинамии 3. Обеспечение защищенности и психологического комфорта ребенку. 4. Помогает раскрыть потенциальные возможности личности.
| 1. Материальные затраты | Дидактические цели: 1. Разнообразие форм 2.Создание благоприятного психологического климата на уроке 3. Использование активных приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу 4. Создание условий для самореализации учащихся |
Технология модульного обучения | Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала | 1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Учебный модуль (законченный блок информации, целевая программа действий ученика, рекомендации учителя). 2. Базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается тогда, когда становится предметом активных действий учащегося. 3. Строится на идеях развивающего обучения: то, что сегодня ученик сделал с помощью других, завтра сможет сделать сам. 4. Программированное обучение. 5. Оптимизация процесса обучения: достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. 6. Позволяет перевести обучение на субъектную основу | 1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности. 2. Материальные возможности образовательного учреждения. 3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени. | Состав модуля: 1. Целевой план действий 2. Банк информации 3. Методическое руководство по достижению дидактических целей Комплексная дидактическая цель || Интегрирующие дидактические цели || Частные дидактические цели
|
Технология проектного обучения | Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление | 1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей. 2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к обучению. 3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития. 4. Комплексный подход в разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся. 5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. 6. Ведущая форма обучения – деловая игра. | 1. Может иметь место низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии. 2. Низкая мотивация учащихся к участию в проекте. 3. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности. 4. Сложность выбора критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом. | Этапы создания проекта: 1. Индукция 2. Самоконструкция 3. Социоконструкция 4. Социализация 5. Разрыв 6. Творческое конструирование знания |
Технология учебной деловой игры | Обучение принятию решений | 1. В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности. 2. Учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. 4. Учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
| 1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной игры. 2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений подготовки и ведения учебной игры. | 1. Имитационная игра 2. Операционная игра 3. Исполнение ролей 4. «Деловой театр» 5. Психодрама и социодрама
|
Технология проблемного обучения |
Содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования |
1. Развитие авторской позиции ребенка в проблемной ситуации (ПС): преодоление посильных трудностей. 2. Целостная включаемость ребенка в ПС: его опыт служит важнейшим источником учебного познания. 3. Педагог – организатор самостоятельного учебного познания учащихся. |
1. Необходимость уделять больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением. 2. Возможность слабой отработки практических умений и навыков учащихся. |
1. Проблемный фронтальный эксперимент 2. Мысленный проблемный эксперимент 3. Проблемные задания. 4. Игровые проблемные ситуации 5. Проблемные демонстрации. 6. Проблемное изложение 7. Исследовательские лабораторные работы 8. Эвристическая беседа. |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧ и П) | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | 1. Дает возможность интеграции отдельных дисциплин. 2. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. 3. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности | 1. Внедрение технологии невозможно без изменения работы каждого учителя. 2. Определение содержания и методов обучения, основываясь на интересах учащихся, ведет к снижению академического уровня образования. 3. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы. 4. Подготовка специального содержания текстов. | 1. Чтение с остановками 2. Точка зрения 3. Учимся вместе 4. Зигзаг 5. Шесть шляп мышления 6. Заметки на полях 7. Аукцион знаний 8. Перекрестная дискуссия |
Технология проведения учебных дискуссий | Развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры | 1. Учебная дискуссия диалогичная, по сути и как форма организации обучения, и как способ работы с материалом. 2. Дискуссия стимулирует инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. 3. Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем. 4. Взаимодействие в дискуссии строится на содержательно направленной самоорганизации участников. 5. Сущностной чертой дискуссии является диалогическая позиция педагога. 6. Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. | 1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии. 2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии. | 1. Дебаты 2. Мозговой штурм 3. Аквариум 4. Междусобойчик 5. Мозаика |
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) | Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся. Подготовка личности «информационного общества». Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. | 1.ИКТ называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. 2. ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. 3. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером. 4. Аппаратные средства multimedia (многовариантная среда) позволяют создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. 5. Возможность использования дистанционного обучения | 1. Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности 2. Материальные затраты при внедрении в учебно-воспитательный процесс. 3. Экспертная оценка электронных средств, применяемых в учебном процессе. 4. Недостаточный уровень методической поддержки при внедрении в учебно-воспитательный процесс. | 1. Компьютерное тестирование 2. Использование мультимедийных презентаций, созданных самим учителем. 3. Использование электронных учебников, энциклопедий и т. п. 4. Интерактивные практикумы, лабораторные работы и т.п. |
