Технология коррекции звукопроизношения.

 Дидактические материалы, конспекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_s.docx261.93 КБ
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ts.docx225.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [С] в слогах со стечением согласных.

Фронтальное занятие.

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) обогащение словаря словами со звуком С.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах со стечением согласных и в словах с ними.

3. Воспитательные.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.

- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечание

Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы)

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация в пространстве

 

 

 

4.Анализ артикуляции по плану

Характеристика звука

6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках

 

 

7.  Определение места звука С в слове. Закрепление понятия “место звука в слове”. Работа со звуковыми линейками.

8. Развитие фонематического восприятия, произношение С в словах.

Проговаривание слов, расширение словарного запаса.

 

10. Звуко-слоговой анализ слов типа: МИСКА МАСКА

 

 

 

 

 

 

 

 ФИЗМИНУТКА “Буратино”

 

 

 

11. Закрепление звука в предложениях, стихах, играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Итог занятия. Оценка работы детей.

13. Домашнее задание

Приветствие. У нас в гостях гном Саня. Можно он будет наблюдать за вами и учиться, ведь в том месте, где живёт он нет логопедических занятий.

 Мы продолжаем учиться произносить твёрдый звук С в словах, чистоговорках, предложениях и стихах.

Давайте приготовим к работе. Сделаем разминку: наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки)

1)Массаж:

Начнем  с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).

2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”,“Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”,“Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”

3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Перчатки”, “Коза”, “Зайчик”, “Петушки”, “Курочки”, “Колечки”, (“Флажок”, “Лодочка”, “Пароход”)

“Ребро – кулак – ладонь” (на переключаемость).

4) Голосовые и дыхательные упражнения:

- надувание щек одновременно и поочередно;

-выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони;

- поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ---------

Покажите свою правую руку. Теперь левую (ногу, щёку, глаз, ухо). А теперь назовите соседа справа (слева). Теперь посмотрите на ряд картинок. (сначала дети перечисляют их). Назовите их слева направо. А теперь справа налево. Назовите самую левую картинку в ряду, какая она по счёту? (первая) Самую правую? Что находится справа от собаки? Слева от санок? И т.д.

Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют)

С – согласный, глухой, переднеязычный, щелевой, бывает твёрдым и мягким.

Произнесение изолированного звука хором и индивидуально.

Чтение слоговых дорожек и слоговых таблиц (прямые, а затем обратные слоги)

Ска – ска – ска – через ручеёк доска

спи – спи – спи – ты, слонёнок крепко спи

Сту – сту – сту – у нас сломался стул

 сна – сна – сна - в саду у нс сосна

На звуковых линейках “выложить” место звука С в словах: стадион косточка час мастер стройка костюм кокос мост паста космос

НАБОРНОЕ ПОЛОТНО – работа с картинками из «Звуковое лото» Громова.

  1. Выберите из картинок только те, в которых есть звук С.
  2. Назовите сначала те, в которых звук стоит в начале слова.
  3. Назовите картинки, в которых звук С стоит в середине слова (в конце)

1) Анализ слов МИСКА МАСКА: “обратный” анализ: (буквы закрыты белыми карточками) - в этом слове первый звук, как в словах мороженое, мороз, море (открывается буква М), последняя буква, как в слове караван – она повторяется в нём 3 раза (открывается А), третья буква, как в словах сосна, соска, сосиска, (С), 4-я – последняя буква из слов стук, мак, жук, а 2-ю букву вы выберете из гласных букв (дети называют варианты – если подставить А – получится МАСКА, если подставить И - получится МИСКА). Составляются предложения с этими словами.

  1. Игра “Превращение слов” - “Поставьте перед словом звук С”:

ЛАВА – СЛАВА ТОК - СТОК

ТОН – СТОН ЛОГ - СЛОГ

ТОЛ – СТОЛ ТУК - СТУК

ВОЙ – СВОЙ КОТ – СКОТ

1) Используются сюжетные картинки Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам.

2) Отражённое повторение предложений и словосочетаний.

У Бориса с Ларисой русые волосы. Собака своих не кусает. Собери мусор совком. Я упал из санок в сугроб. На рисунке русские солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака видит на суку сороку и лает. Скотину кормят сухой соломой. В саду сладкие абрикосы. На улице сыро, обувай сапоги. Соня, смотри – сом! У сома усы. Лариса, клади в суп фасоль и мясо. На скатерти стоит стакан со сливками. Самосвал ссыпает песок.

Выучить скороговорки:

ОСА БОСА, ДА БЕЗ ПОЯСА.

СЫПЬ, СЫПЬ СНЕГ, СНЕГ, ПОСЫПАЙ ВСЕХ, ВСЕХ.

3) ИГРА Подскажи словечко.

Грушу, яблоко, айву на деревьях я найду.

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад).

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги).

Взяв на борт людей, багаж, отправляется в вояж.

Совершает перелёт серебристый … (самолёт).

Изнывает от жары… он – любимец детворы.

Добродушен и умён, лопоухий этот …(слон).

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная …(сова).

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец).

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её …(лиса).

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она …(капуста).

Робин Бобин ест весь день, и жевать ему не лень!

Скушав спелый абрикос, очищать он стал …(кокос).

Принесла Маруся в дом эту шишку с хохолком.

И разрезала для нас ароматный …(ананас).

Пчёлы жадными вдруг стали, мёд весь быстренько убрали.

Не хотят делиться с мишкой. Вход в дупло закрыли шишкой.

Косолапый с липы слез и побрёл, печальный, в …(лес).

4) Игры «Что без чего не бывает?»

Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Как надо следить за языком? Для чего мы учимся?

Делать упражнения перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Произносить правильно звук С в словах, словосочетаниях, предложениях из Д/з № 5, 6, 7 (повторение) .

Учить стихи, скороговорки.

Работа с карточками-раскрасками.



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Фронтальное занятие

Цели:

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) обогащение словаря словами со звуком Ц..

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в разных позициях слов.

3. Воспитательные.

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

  • воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Этапы занятия

Содержание занятия

Организационный момент.

 

 

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

 

 

  

Характеристика звука

 Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках, словах

 Развитие фонематического восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Зрительная гимнастика.

 Связь звука и буквы

 

 

 

 

 ФИЗМИНУТКА “Посмотри и повтори”

Развитие фонематического анализа и синтеза.

 .

 

 

 

 Словообразование и словоизменение

 

 

 

Работа с предложением.

Заучивание стихотворение.

 Итог занятия. Оценка работы детей.

 Домашнее задание

Приветствие. На этом занятии мы будем знакомиться с новым звуком из группы свистящих и поучимся его произносить. А поможет узнать его загадка.

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его … (скворец) назовите последний звук в словах дворец, певец, скворец. Правильно – звук Ц.

Сегодня  мы с вами будем работать над произношением звука Ц в слогах, словах, (предложениях, стихах).

Проведем разминку.

Массаж:  массаж лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).

Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”, “Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”, “Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”

Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнения – “Перчатки”, “Колечки”, “Флажок”, “Пальчик – пальчик”, “Цепочки”, “Курочки – петушки” (по 2 упражнения).

Голосовые и дыхательные упражнения:

- задувание на зайцев из бумаги

- поём песенку гласных (слитно).

Слоги и слоговые сочетания:

АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ЯЦ ИЦ ЦА ЦЫ ЦО ЦЕ ЦУ

ыц – ыц – ыц – цыган цыплёнку цыц

цу – цу – цу – платьице вам к лицу

яц – яц – яц – скачет заяц

це – це – це – смерть Кащеева в яйце

ец – ец – ец – свежий огурец

цо – цо – цо – на пальце кольцо

Послушайте стихотворение, повторяйте слова со звуком Ц

«Скромный звук»

“Ц-ц-ц”, - прижали к губке пальчик.

Успокойся, шумный мальчик! Сели тихо на места…

Это, видно, неспроста!

Новый звук сейчас услышим…

“Ц-ц-ц” - все замерли, не дышим…

В наступившей тишине, звук пришёл к тебе и мне: (Ц).

Он согласный очень скромный.

Слов же с ним запас огромный:

ЦАРЬ., ЦАРЕВНА, ЦИРК, ЦАРИЦА,

МАРЦИПАН, ДВОРЕЦ, ДЕВИЦА,

ЦИФЕРБЛАТ, ЦЫПЛЁНОК, ЦОК,

ЦЕНЫ, ЦЕННИК и ЦВЕТОК.

Любит в слове он конеЦ:

ПЕРЕЦ, ТАНЕЦ, ЖРЕЦ, ГОНЕЦ,

ПАЛЕЦ, ГЛЯНЕЦ и ВЕНЕЦ,

ГОРЕЦ, ЗАЯЦ и ХРАБРЕЦ.

Дружит с буквой Е в конЦе:

БЛЮДЦЕ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, ЦЕЦЕ,

МЫЛЬЦЕ, ШИЛЬЦЕ, СЕРДЦЕ. СОЛНЦЕ,

ПОЛОТЕНЦЕ и ОКОНЦЕ.

Редко встретим Ы за Ц (цэ);

Впрочем, Ы стоит в конце:

ПАЛЬЦЫ, ПЯЛЬЦЫ, ХРАБРЕЦЫ,

ЗАЙЦЫ. ГОРЦЫ и БОЙЦЫ.

С Ы в начале: ЦЫП, ЦЫПЛЁНОК,

ЦЫПКИ, ЦЫКНУЛ, ЦЫГАНЁНОК,

А ещё: на ЦЫПОЧКИ встал ЦЫГАН и ЦЫПОЧКА.

В остальном за Ц лишь И:

ЦИФРА, ЦИРК – вот так пиши!

ЦИФЕРБЛАТ, ВАКЦИНА, АКЦИЯ,

ЦИНК, ЦИНОВКА, ОПЕРАЦИЯ.

Буква Ц – сливной бачок, снизу с краником крючок.

«Найди букву»

 ВЫБРАТЬ картинки по наличию звука Ц и назвать его место в слове (начало, середина, конец).

Повторим, какое место звука Ц в слове мы определяли? (в начале, середине, конце) из пособия Громовой

 Игра “Договори слово”. (добавить слог ЦА).

БОЛЬНИ…, ДЕВИ…, ГОРЛИ…, ГОРНИ…, ДВЕР…, МНОГО ПЕР…, СЕРД…, КУРИ…, ОКОН…, ГОРЧИ…, ЦАРИ…, ПШЕНИ…, РОДИ…, ОБИЖАЕ…, СКРОМНИ…, СПИ…, ГЛЯДИ…, НЕБЫЛИ…, ПЕТЛИ…, КУЗНИ…, ЛЕСТНИ..

Отгадайте загадку.

Родился в жёлтой шубке,

прощайте две скорлупки (ЦЫПЛЁНОК)

 Проанализируем это слово - составим его звуко-слоговую схему.

 Как называются детёныши птицы? (ПТЕНЦЫ) – анализ слова.

Игра “Много – один” (а как сказать, если человек или предмет только один?)

ПАЛЬЦЫ – ПАЛЕЦ, ТАНЦЫ, КОЛОДЦЫ, КОНЦЫ, ОТЦЫ, ИНДЕЙЦЫ, ОГУРЦЫ, ПУНГОВИЦЫ, ЛУКОВИЦЫ, ПЕВЦЫ, ЛЕДЕНЦЫ, НЕМЦЫ.

Игра “Измени слово так, чтобы появился звук Ц”

А) Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР ЛУЖА ВОЛК ДЕРЕВО

Б) МАСЛО ПОЛЕНО БЛЮДО ДЕЛО ЗЕРКАЛО КОЛЕНО ТЕЛО БОЛОТО

Игра “ Предложения сломались” (исправь предложения, проговори их)

В зайце сидят кусты. Колодец выкопал глубокий сосед. Цветы – едят, а огурцы нюхают. Маленький палец суёт в рот братца. На собаке сидит цепь. У акации растёт дом.

Так недавно к нам в оконце      

 Целый день глядело солнце.                      

 А теперь пора настала —                                                                          

 В поле вьюга загуляла.                                Я. Купала

Все ребята старались. Обращается внимание на детей с межзубным произношением (учится контролировать положение губ в улыбке и языка за зубами перед зеркалом). Чему учились на занятии? Почему необходимо следить за языком?

Делать перед зеркалом артикуляционную гимнастику, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука Ц в словах, словосочетаниях, предложениях (стихах). Д/з

 Карточка-раскраска