3.1. Обеспечение образовательного процесса программно-методической доументации.
3.1.1 - 3.1.6
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2018-2019 уч. год
учителя химии Маликовой М.З.
Цель: - ликвидация пробелов у учащихся в обучении химии;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что, прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир
которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Мероприятия | Сроки |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по химии Информацию сдать завучу | Сентябрь |
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
3. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, классным руководителем встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь-Октябрь |
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО) | В течение учебного года. |
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
7. Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
10. Использовать на уроках различные виды опроса. | В течение учебного года. |
11. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
12. Ставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
13. Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих; учить навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика моей работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по иностранному языку учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения иностранному языку с такими детьми мною были разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Цели и задачи программы
Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты программы
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты содержания программы
Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни. Использовать наглядный материал.
Предварительный просмотр:
Организация работы
со слабоуспевающими учащимися на уроке биологии.
Учитель биологии и химии Маликова М.З. 2018-2019г
Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Я стараюсь на уроках биологии повысить работоспособность слабоуспевающих учеников:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки (независимо от возраста учеников).
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
В своей работе со слабоуспевающими учениками применяю следующие виды
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “Карточки-информаторы”.
- “Карточки-с образцами решения”.
- “Карточки-конспекты”.
В работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся Мораев И, Агиев В, Курдюков С, Ситников И, Шумилов Р, Иванов А, Байрамова Г, Гулиев Э, Иванова М, Юлин Д, Русин А, Слепов Т любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Я этого добиваюсь дифференцированным подходом в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Наиболее хорошие результаты показали следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Предварительный просмотр:
План работы МО учителей биологии, химии, физики и географии
на 2018 – 2019 учебный год
Методическая тема школы:
Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса с целью повышения качества образования.
Методическая тема МО учителей биологии, химии, физики и географии:
Формирование коммуникативной компетенции учителя и учащихся как средство повышения качества образования.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей естественно-математического цикла , развитие
их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Задачи:
- Участвовать в планировании индивидуальной образовательной траектории повышения профессионализма педагогов МО с учётом задач ОУ.
- Систематизировать опыт работы педагогов МО в целях его популяризации и распространения; развивать накопительную систему методической работы, способствующей развитию непрерывного образования педагогов.
- Развивать практику участия педагогов МО в сетевом взаимодействии, направленном на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
- Изучение ФГОС нового поколения по предметам естественно - научного цикла;
- Внедрение инновационных форм деятельности, обеспечивающих рост профессионального мастерства педагогов;
План
работы МО учителей биологии, химии и физики на
2018– 2019 учебный год
Содержание деятельности | Цель | Прогнозируемый результат | Сроки | Ответственные | Коррекция | |||
Работа с учителями | ||||||||
Заседание № 1 | 1 2 3 4. | Доклад: «Профессиональный рост педагога в системе инновационной деятельности» (по материалам августовского совещания педагогов)
Выступление по теме: « Основные направления работы МО. План работы МО на 2018-19г.» Анализ результатов ЕГЭ 2018г. 11 класс, ГИА 9 класс. Участие во всероссийском тестировании педагогов «Проект –Я сдам ЕГЭ» | Координация деятельности учителя с целью достижения профессионального роста и более высокого уровня преподавания предметов.
Корректировка учебных программ по дисциплинам | профессиональный рост и повышение уровня преподавания предметов; прохождение курсов повышения квалификации педагогами.
| Август Сентябрь Октябрь | Маликова М.З.
Маликова М.З. Члены МО | ||
Заседание № 2 | 1 2. 3 | Выступление по теме: Внедрение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность Круглый стол: «Организация работы учителя по подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников» Обзор журналов « Биология в школе», « Химия в школе», « Физика в школе» и приложения к газете «Первое сентября». Изучение ЦОР. | реализации профессионального роста педагога Привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности | Профессиональный рост педагога в системе инновационной деятельности"Формирование положительной мотивации обучающихся в процессе изучения предметов. | Ноябрь Декабрь |
Маликова М.З.
Члены МО | ||
Заседание № 3 |
1 |
Доклад по теме: «Естественно-научное и общетехническое образование в школе: векторы и факторы развития» | Ознакомление с материалами расширенного учебно- методического обьединения в системе общего образования ХМАО-ЮГРЫ, на августовском совещании
| Повышение профессиональной компетенции учителей Естественнонаучного направления | Январь Февраль Март | Сулейманова С.З. | ||
2 | Планирование и проведение предметно - методической декады естественных наук. | Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся | Создание положительной мотивации обучения у школьников | Маликова М.З. Члены МО | ||||
3 | Обзор методической литературы и печати. |
| Повышение профессиональной компетенции учителей | Маликова М.З. Члены МО | ||||
4 |
| |||||||
Заседание 4 №4 | 1 | Выступление по теме: « Новые требования к образовательным результатам ( ФГОС ООО) – новые целевые ориентиры». ( 5-9 классы) | Изучение педагогического опыта | Апрель | Чепелева Т.М
| |||
2
| Изучение нормативных документов, рекомендаций по итоговой и промежуточной аттестации обучающихся. | Повышение качества преподаваемых предметов | Повышение профессиональной компетенции учителей | Полежай Е.А. Маликова М.З.
| ||||
3 | Изучение нормативных документов, рекомендаций по итоговой и промежуточной аттестации обучающихся. | Координация работы учителей МО по подготовке материалов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся | Маликова М.З. Члены МО | |||||
Заседание № 5 | 1 | Анализ работы МО. Планирование работы МО на 2019 – 2020 учебный год | Координация работы учителей МО | Разработка плана МО на 2018 – 2019 учебный год | Май июнь | Маликова М.З. Члены МО | ||
2 |
Выполнение учебной программы. |
| Повышение качества обучения учащихся | Члены МО | ||||
3 | Рассмотрение рабочих программ на 2019-20 уч. год. |
|
| Члены МО Маликова М.З. | ||||
4 |
|
| ||||||
Внеурочная деятельность по предмету | ||||||||
1 | Участие во Всероссийской школьной, городской и в заочных дистанционных олимпиадах по предметам естественно - научного цикла. | Повышение мотивации в изучении отдельных предметов
| Участие в олимпиадах и конкурсах
| В течение года | Учителя – предметники | |||
2 | Организация работы с одарёнными детьми. Участие в научно- практической конференции школы.
| Выявление одарённых детей | Участие в научно-практической конференции | |||||
3 | Предметно-методическая декада. | Расширение кругозора обучающихся | Повышение мотивации в изучении предметов | Март- апрель | ||||
4 | Кружковая работа. | Повышение уровня обученности учащихся | Октябрь – май |
| ||||
Работа по повышению педагогического мастерства | ||||||||
1 | Участие педагогов в семинарах, в педсоветах. | Повышение профессиональной компетенции учителей | Повышение уровня педагогического мастерства | По графику работы школы | Маликова М.З. | |||
2 | Предметно-методическая декада Посещение уроков.
| Применение форм и методов на уроках | По графику посещений занятий | Полежай Е.А. Маликова М.З. Сулейманова С.З.
Маликова М.З. Магарамов З.С. Магомедсалихова И.А. | ||||
3 | Обсуждение вопросов ГМО, методических семинаров, курсов повышения квалификации | Использование рекомендаций в работе | По графику работы ГМО | |||||
4 | Изучение и анализ статей в журнале «(предметы естественно - научного цикла) в школе» за 2018-2019 учебный год и приложения к газете «Первое сентября». | Применение передового опыта учителей в своей работе. | В течение года | |||||
5 | Участие в школьных, городских конференциях, педсоветах, заседаниях ГМО, курсах повышения квалификации | Повышение уровня педагогического мастерства | ||||||
Инновационная работа | ||||||||
1 | Изучение ФГОС ООО. Подготовка к введению ФГОС:
| Разработать макет программ ФГОС ООО по биологии, химии и физике на 2018 – 2019 учебный год | Качество заполнения электронных дневников и журнала | В течение года | Полежай Е.А. Маликова М.З. Сулейманова С.З. Чепелева Т.М. Магарамов З.С. Магомедсалихова И.А. | |||
2 | Разработка варианта программы для детей с повышенной мотивацией к обучению (одарённые) | Повышение профессиональной компетенции учителей | Повышение качества образовательного процесса |
Магарамов З.С. |
Руководитель МО_____________ Маликова М.З.
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено на МО
зам. директора по УВР_________ Ю.Ю.Ермакова протокол №___ от __
План предметно-методической декады: «В мире естественных наук»__ с 01.03.по 09.03. 2019г.________
Цели и задачи
- повышение образовательного уровня учащихся;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание интереса и любови к природе.
Дата | Темы | Форма проведения мероприятия | Категория участников | Место проведения | Время | Ответственный |
01.03.19 | Открытие недели | 1. Выставка газет 2. Кроссворды 3. Устный журнал: «Экология и здоровье» | 5 – 11 кл. 5 – 7 кл. | Рекреация 2 этаж Рекреация 3 этаж | В течение дня
| Полежай Е.А. Маликова М.З. Кузьминская О.М. Сулейманова С.З. Магарамов З.С. Чепелева Т.М. Магомедсалихова И.А. Говоркова Е.Е. |
02.03.19 | «Знатоки физики» | 1.Конкурс рисунков, плакатов, творческих работ учащихся. 2.Викторина | 7– 11 кл.
| Рекреация 1 этаж Рекреация 2 этаж | В течение дня |
Кузьминская О.М. Магарамов З.С. |
04.03.19 | «Химия в белом халате» | 1. Классный час 2. Занимательные игры
| 8 – 11 кл. | Рекреация 3 этаж
| В течение дня | Маликова М.З. Чепелева Т.М. |
05.03.19 | «Цветик - семицветик» Занимательные опыты по химии | КВН
|
6 - 9 кл 8-11 кл. |
Каб.47, 81 (6-7 уроки) |
|
Маликова М.З. Сулейманова С.З. Кл. руководители |
06.03.19 | «Природа и мы». «Занимательная биология» |
1.Игра-путешествие 2. Устный журнал: | 5 – 9 кл. | Каб №47. №81 Рекреация 3 этаж | В течение дня | Маликова М.З. Сулейманова С.З. |
07.03.19 | Конкурс поделок из природного материала | 1.Конкурс информационных листов. 2.Кроссворд | 5 – 11 кл. | Школьная библиотека Рекреация 3 этаж |
В течение дня | Полежай Е.А. Маликова М.З. Кузьминская О.М. Сулейманова С.З. Магарамов З.С. |
08-09.03.18 | Подведение итогов | Экологический турнир знатоков природы Заметка в школьную газету «Радуга» | 5 - 11кл. 11кл | Кабинет №47 Школьнаягазета «Радуга» |
| Маликова М.З. Сулейманова С.З. Ученики 10А кл. |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева _________ Л.А. Постникова «______» ________ 2018г. |
Рабочая программа курса
«Чудеса химии в повседневной жизни человека»
на 2018-2019 годы
для обучающихся 9-х классов муниципального общеобразовательного учреждение средней общеобразовательной школы №22 г. Сургута
имени Г.Ф.Пономарева
ФИО учителя МАЛИКОВА МАРИНА ЗУБАИЛОВНА
Квалификационная категория: первая
Количество часов по учебному плану:
в год – 136, в неделю 4 часа
Учебно-методическое обеспечение:
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2004 г. «Занимательные задания и эффектные опыты по химии», Б.Д.Степин
Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981г.
Рассмотрено | Согласовано | |
на заседании МО | заместитель директора по УВР | |
протокол №____ | _________ Т.Н. Мосурова | |
от«_____»_______ 2018г. | от«_____»_______ 2018г. | |
______ М.З. Маликова |
г.Сургут
2018
Пояснительная записка
к программе курса
"Чудеса химии в повседневной жизни человека"
на 2018-2019 годы
Пояснительная записка
Программа курса “Чудеса химии в повседневной жизни человека” предназначена для учащихся 9-10-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к учению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- использование самых разнообразных организационных форм;
- акцент на практические виды деятельности;
- отказ от обязательных домашних заданий;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 4 часа в неделю, всего 136 часов за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного курса, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни, а также умения правильно хранить и использовать их.
Учебно-тематический план
курса
"Чудеса химии в повседневной жизни человека"
№ п/п | Наименование темы | Всего | Дата по факту | В том числе | |||
Дата по плану | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | ||||
1 | Обзор важнейших соединений, используемых человеком | 8 | 5 | 2 | 1 | ||
2 | Растворители в жизни человека | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Смеси в жизни человека | 7 | 4 | 2 | 1 | ||
4 | Химия пищи | 21 | 8 | 5 | 8 | ||
5 | Спички | 6 | 3 | 2 | 1 | ||
6 | Бумага | 9 | 6 | 2 | 1 | ||
7 | В мире красок и карандашей | 8 | 5 | 2 | 1 | ||
8 | Посуда и безопасное использование её | 10 | 6 | 3 | 1 | ||
9 | Химия стирает, чистит и убирает | 12 | 5 | 4 | 3 | ||
10 | Химия – хозяйка домашней аптечки | 7 | 4 | 2 | 1 | ||
11 | Химия – помощница садовода | 6 | 3 | 2 | 1 | ||
12 | Химия и ювелирные украшения | 6 | 3 | 2 | 1 | ||
13 | Химия и косметика | 6 | 2 | 4 | |||
14 | Урок занимательной химии | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
15 | Пластмассы и их превращения | 6 | 2 | 3 | 1 | ||
16 | Строительные материалы и их влияние на организм | 8 | 4 | 3 | 1 | ||
17 | Химия и экология | 5 | 2 | 3 | |||
Подведение итогов занятий кружка. | 2 | _ | 2 | _ | |||
Итого | 136 | 66 | 46 | 24 |
Программа
курса
"Чудеса химии в повседневной жизни человека"
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Растворители в жизни человека (4 ч).
Природные смеси. Растворители в природе. Вода в масштабе планеты. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Опреснение воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (7 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4 Химия пищи (21 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в медицине и химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Практическая работа № 5: Определение качества мёда. Проверка мёда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 5. Спички (6ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 6. Бумага (9ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 7. В мире красок и карандашей (8 ч).
Состав простых и цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 8. Посуда и безопасное использование её (10ч)
История посуды. Виды посуды. Виды декоративной обработки стекол. Оптическое стекло. Хрусталь. Фарфор. Пластмассовая посуда. Раствор аммиака. Стеклоочистители.
Практическая работа № 15: Какую одноразовую посуду можно использовать для пищевых продуктов?
Тема 9. Химия стирает, чистит и убирает (12 ч).
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь. Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Соль для ванны и опыты с ней.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Тема 10. Химия – хозяйка домашней аптечки (7 ч).
Аптека – рай для химика. Каждое лекарство – химический реактив. Начинаем с перекиси водорода. Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 11. Химия – помощница садовода (6 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Тема 12. Химия и ювелирные украшения (6 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 13. Химия и косметика (6ч).
Косметические препараты по уходу за кожей, волосами, ногтями. Влияние красителей на волосы. Действие омолаживающих кремов. Состав духов. Правила хранения косметических препаратов. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем.
Тема 14. Урок занимательной химии (5 ч).
Тема 15. Пластмассы и их превращения (6 ч).
Пластическая масса – что это такое? Из чего изготавливают пластмассы. Полиэтилен и полипропилен. Поливинилхлорид. Органическое стекло.
Пожары и отравляющее действие пластмасс.
Практическая работа № 23: Изучение свойств различных видов пластмассы.
Тема 16. Строительные материалы и их влияние на организм (8ч).
Природные строительные материалы. Известняк, глина. Цемент, его использование. Металлы. Как сохранить металлические конструкции от гниения. Краски и белила как материалы для отделочных работ. «Натяжные потолки» – это пластмассы или строительные материалы. Древесина как стройматериал. Экологически чистые строительные материалы.
Практическая работа № 24: Изучение свойств цемента.
Тема 16. Химия и экология (65ч).
Продукты горения в воздухе. Задымление. Как пользоваться печью. Об охране водоемов. Почва, как сохранить почву от истощения.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка (2 ч).
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы курса по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- природных смесях, аномалиях воды, роли смесей в природе;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе посуды и техники безопасности при использовании различных видов посуды;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы курса по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- собирать информацию о веществах;
- составлять проекты;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися
- Имеет ли вода память.
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- БАД. Минералы, необходимые человеку.
- Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
- Продукты, старящие организм.
- Отравление препаратами бытовой химии.
- “Соляные бунты” в России.
- Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
- История бумажных денег.
- История спичек.
- Реставрация знаменитых картин.
- Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
- Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
- Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
- Выращивание растений на питательных растворах.
- Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
- История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Литература
- Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс /Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
- Билич Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2005.
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
- http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
- http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
- Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
- Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 2006 г.
- Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985г.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2004 г.
- Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
- Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981г.
- Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
- Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
- Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
- Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
- Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.
Предварительный просмотр:
Альдегиды и кетоны.
Тема урока « Альдегиды и кетоны. Их строение и свойства».
Цель: Научить прогнозировать свойства альдегидов и кетонов на основе их строения.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить строение, гомологические ряды, номенклатуру и изомерию альдегидов и кетонов.
- Разобрать строение карбоксильной группы и на этой основе подчеркнуть особенное для альдегидов и кетонов.
- Рассмотреть физические и химические свойства веществ в сравнении для обоих классов этих соединений.
- Продолжать формирование системы химических знаний, умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей;
Воспитательные:
- Воспитать стремление к деятельности, к умению принимать правильные решения, используя имеющуюся информацию и уметь обосновать эти решения, стремление к самостоятельности.
- Продолжать формировать научное мировозрение.
Развивающие:
- Сформировать умение систематизировать полученные знания.
- Формировать умение и навык корректировать свои знания и способы деятельности.
Оборудование и материалы:
- раствор сульфата меди (II);
- раствор гидроксида натрия;
- раствор формалина;
- спиртовка, спички, держатель;
- раствор нитрата серебра (I);
- нашатырный спирт
Методы обучения: изложение, беседа в сочетании с самостоятельной работой, объяснение, частично-поисковый, закрепление, демонстрационный эксперимент.
Средства обучения: ТСО и применением единой коллекции ЦОР, наглядные пособия, демонстрация опыта.
ХОД УРОКА
I Организационный этап. Постановка целей и задач урока (слайд 1-тема урока)
Мы приступаем к изучению темы «Альдегиды и кетоны» на изучение которой отводится 4 часа учебного времени, а сегодня мы познакомимся с гомологическим рядом альдегидов и кетонов, их строением, особенностью функциональной группы, расширим представления о взаимном влиянии атомов на примере свойств альдегидов.
Запишите домашнее задание на след. урок.
Домашнее задание- § 19, стр 178 упр № 1, 2, 3., + распечатка
- Ребята, напомните мне план изучения органических веществ?
Эту тему мы будем изучать по знакомому нам плану (слайд 2)
- Состав и строение альдегидов и кетонов
- Классификация и номенклатура
- Изомерия
- Физические свойства
- Химические свойства
- Получение
- Применение
Последние 2 пункта (получение и применение) и часть химических свойств мы рассмотрим на следующем уроке.
На дом вы получили задание – повторить основные химические понятия.
Вначале урока проведем разминку – блицтурнир по основным химическим понятиям :
1. Дайте определение гомологов
2. Вспомним определение изомеров
3. Формула радикала метила.
4. Формула метанола.
5. Формула этанола.
6. Функциональная группа спиртов.
7. Качественная реакция на фенол.
8. Гибридизация атома углерода при двойной связи.
9. Реакция гидрирования.
10. Реакция дегидрирования.
11. Катализатор в реакции Кучерова.
12. Отличие реакций полимеризации от реакций поликонденсации
Молодцы ребята! Мы повторили с вами основные вопросы, знания которых понадобятся для изучения нового материала.
Итак, переходим к изучению нового материала «Альдегиды и кетоны»
Как вы думаете, почему альдегиды назвали альдегидами?
II Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Актуализация знаний
__________(Ф.И) дома подготовилась к этому вопросу, слушаем тебя.
(С УРАВНЕНИЕМ, С ОБЪЯСНЕНИЕМ.)
Итак, Спирт без двух атомов водорода — альдегид. Альдегиды — класс органических соединений, строение, свойства, получение и применение представителей которого мы должны рассмотреть.
III. Усвоение новых знаний.
( Слайд 3) Видео.
- Что общего в общей формуле альдегидов и кетонов?
- А чем они отличаются?
- Что же такое альдегиды? Какое можно дать им определение?
- В чем отличие предельных альдегидов от непредельных и от ароматических? Откройте, пожалуйста учебник на стр 164 ( Работа с учебником)- и выпишите определение альдегидов и кетонов.
Давайте подробно рассмотрим строение карбоксильной группы. (слайд 4). Запись в тетради
- Ребята, в каком гибридном состоянии находится атом углерода карбонильной группы? (В состоянии SP2 гибридизации).
На доске: (строение атома углерода).
Атом углерода находится в возбужденном состоянии, имея четыре неспаренных электрона. Три гибридные орбитали атома углерода образуют три прочных сигма связи с тремя соседними атомами: кислорода, углерода и водорода в альдегиде или с двумя углеродами в кетоне. Одна р-электронная орбиталь не участвует в гибридизации и расположена перпендикулярно плоскости карбонильной группы. Электронная плотность смещена в сторону атома кислорода, как наиболее электроотрицательного элемента в результате чего он приобретает частично отрицательный заряд, а атом углерода- частично положительный. Разница в значении ЭО углерода и водорода невелика, поэтому атом Н не обладает подвижностью, как в случае спиртов. Поскольку алкильный радикал обладает бо́льшим положительным индуктивным эффектом по сравнению с атомом водорода, частичный положительный заряд на углероде альдегидов больше, чем в кетонах. Это в значительной степени отражается на физических и химических свойствах альдегидов и кетонов.
Рассмотрим гомологический ряд альдегидов (работа с учебником). СТР 167
(Работа с таблицей гомологического ряда)
- Сделайте вывод, какой суффикс меняется в названии?
Давайте послушаем, как правильно строится название для класса альдегидов.(слайд 5). Видео
Для названия кетонов по систематической номенклатуре кетогруппу обозначают суффиксом ОН и цифрой, которая указывает номер атома углерода карбонильный группы.
Назовите эти вещества: (Запись на доске и в тетради) Ученик выходит к доске.
1) О
//
СН3-СН-СН2 - С
│ \
СН3 Н
2 ) СН3 О
│ //
СН3-СН-СН - С
│ \
СН3 Н
- Как вы считаете, Какие виды изомерии будут характерны для предельных альдегидов?
Изомерия, характерная для альдегидов и кетонов. (Слайд 6)(Запись в тетради)
Молодец! Ты хорошо справилась с заданием!
Следующее тренировочное задание.
Задание (на компьютере) Из ряда альдегидов выберите изомеры (тест) Слайд 7. Молодец! Я надеюсь, это задание поможем успешно справиться с самостоятельной работой, которая состоится на след уроке.
Физические свойства альдегидов и кетонов. (Слайд 8)
Характеризуя агрегатное состояние и растворимость в воде низших представителей гомологических рядов альдегидов и кетонов, следует отметить, что карбонильная группа также может участвовать в образовании межмолекулярных водородных связей с молекулами воды, но прочность этих связей значительно меньше, чем, для спиртов.
Альдегиды – Бесцветные вещества с резким запахом (это низшие альдегиды) или приятным запахом (высшие альдегиды).
Формальдегид - бесцветный газ с резким удушливым запахом. Водный раствор формальдегида называется формалином
Температура плавления альдегидов повышается с ростом молекулярной массы.
Только муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворимы в воде. С увеличением углеводородного радикала растворимость альдегидов резко снижается.
Ацетон (диметилкетон, пропанон) – бесцветная горючая жидкость с характерным запахом. Т.кип 56,2°С. Хорошо растворим в воде, спирте и эфире.
Рассмотрим химические свойства альдегидов (Слайд 9)
Химические свойства альдегидов и кетонов определяются содержанием в эх молекуле функциональной карбонильной группы.
- Какой тип реакции протекает по двойной связи? Присоединения (слайд 9).
Сегодня на уроке мы рассмотрим реакцию гидрирования, с остальными реакциями присоединения мы будем разбираться на следующем уроке.
1) + Н2→ R – CH2-OH Образуются первичные спирты.
При гидрировании кетонов образуются вторичные спирты
О ОН
// │
СН3- С- СН3 + Н2 → СН2 – СН- СН3
2) Альдегиды, в отличие от кетонов, легко окисляются. (Слайд 10) Это качественные реакции для обнаружения альдегидов.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
А) «Реакция серебряного зеркала»
В упрощенном виде реакцию серебренного зеркала можно выразить уравнением:
R – CH = O + Ag2O → RCOOH + 2 Ag↓
Но более точно этот процесс выражается уравнением:
R – CH = O + 2 [ Ag (NH3) 2]OH → RCOONH4 + 2 Ag↓ +3NH3 + H2O
При добавлении к нитрату серебра водного раствора аммиака происходит выпадение серо-черного осадка оксида, поскольку гидроксид серебра при обычных условиях не существует: (запись на доске заранее)
2AgNO3 + 2 NH3* H2O → Ag2O↓ + 2NH4NO3 + H2O;
Оксид серебра растворяется в избытке аммиачной воды образуя комплексное соединение:
Ag2O + 4NH3 * H2O → 2 [Ag (NH3)2]OH + 3 H2O Полученный раствор получил название реактива Толленса. ( в честь немецк. Химика Бернгарда Толлеса)
Б) Вторая реакция окисления- взаимодействие с гидроксидом меди (II)
R – CH = O + 2 Cu (OH)2 → R – COOH + Cu2O↓ + 2 H2O
Cu2O – осадок красного цвета.
Кетонам реакции окисления, в отличие от альдегидов, не характерны.
Давайте еще раз просмотрим и прослушаем химические свойства, которые мы сейчас рассмотрели, а также свойства, подробно изучать которые мы будем на следующем уроке. (Слайды10-11).
Для рассмотрения более подробно вопроса получения и применения альдегидов, на следующий урок необходимо подготовить следующие творческие задания: (Слайд11).
- Получение формальдегида в лаборатории и промышленности.
- Перспективные способы получения альдегидов в промышленности.
- Применение альдегидов и свойства, на которых основано их применение.
Домашнее задание- § 19, стр 178 упр № 1, 2, 3.
(Распечатка)Химические свойства: заполните пропуски в таблице
Применение реакции или продуктов реакции | Свойства |
………………………………………………….. ……………………………….. ………………………………… |
О R-С + Ag2О→……….. +……. Н
О R-С + …Cu(OH)2→…….. ...+…….+……… Н |
IV. Закрепление. Рефлексия
1. Чем альдегиды отличаются от кетонов по строению?
2. Какой суффикс применяют по систематической номенклатуре для названия альдегидов?
3. Какие химические свойства можно спрогнозировать для альдегидов и кетонов на основе их строения?
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели новый класс кислородсодержащих соединений – альдегиды. Познакомились с их строением, свойствами, применением.
А сейчас небольшая самостоятельная работа- ответьте, пожалуйста на тестовые вопросов по изученному сегодня материалу. (Слайд 17)
VI. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Используемая литература
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 класс. М., Дрофа, 2005 г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Решетов П.В. Задачи по химии и способы их решения: 10-11 классы. М., Дрофа, 2010г.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. Учебное пособие. М., Дрофа, 2015 г
- Савинкина Е.В., Свердлова Н.Д. Сборник задач и упражнений по химии. 10 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 кл.». М., Дрофа, 2010 г.
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов
- ФИПИ. Открытый банк заданий для подготовки к ЕГЭ.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.