Выступления на конференциях, семинарах, педсоветах

Кернасюк Снежана Степановна

Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\Documents\IMG_20191005_0001.jpg

МБДОУ детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Профилактика нарушений голоса у дошкольников»

Учитель-логопед

МБДОУ д/с №83

«Светлячок» общеразвивающего вида

                                                                                               Кернасюк С.С.

 

28.11.2014 г.

       Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Важным направлением в работе ДОУ по формированию навыков ЗОЖ является профилактика нарушений голоса у дошкольников. Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и бережное, осознанное отношение взрослых, педагогов к развитию голоса у детей.

Каждый педагог должен понимать, что голос развивается постепенно. Форсировать голос, вызывать детское пение в диапазоне, несоответствующем возрастным особенностям детей приводит к перенапряжению голосового аппарата. А это чревато уже органическими и функциональными нарушениями.

Дети усваивают информацию из внешней среды по образу и подобию. Они подражают интонации и способу голосоподачи окружающих их взрослых людей (родителей, воспитателей…) поэтому всем педагогам ДОУ необходимо самим помнить о том, что с раннего детства ребенок должен слышать мягкие мелодичные голос ас точными выразительными интонациями и доносить до родителей воспитанников, что разговаривать с детьми необходимо на мягкой голосовой атаке.

       Состояние голоса определяется не только работой голосовых связок, а всего голосового аппарата. На голосовую функцию большое влияние оказывает и общее состояние всех органов, систем организма человека дыхательной, нервной, эндокринной, иммунной системы и других. Родившийся в гортани звук преобразуется в определенных полостях (нос. глотка, придаточные пазухи) и уже там приобретает все те неповторимые, индивидуальные особенности, которые отличают голос каждого из нас с самого младенчества.

Еще не родившийся ребенок, находясь в утробе матери, уже может издавать отдельные звуки, кричать от боли или "хихикать" от радости, удовольствия. О своем рождении малыш заявляет своим первым криком, своим первым плачем: "Мама, здравствуй, я родился". Не случайно, определяя состояние новорожденного по шкале Апгара, акушеры уделяют особое внимание наличию у младенца голосовой функции: "закричал сразу" или "закричал не сразу". Кроме того, каждый ребенок сразу рождается с определенным свойственным только ему, и никому больше, тембром голоса.

Никогда голос ребенка не спутаешь с голосом взрослого человека. Он более тонкий, звучный, высокий. Малыш говорит с высотой голоса 280-350 герц.

И вообще голос отражает состояние организма в целом. Так. если у малыша с самого рождения он слишком низкий - это может быть признаком того, что страдает дыхание. Ребенок, который кричит тихо и' вяло, может иметь заболевание центральной нервной и эндокринной системы, различные генетические отклонения. Если ребенок часто и громко кричит, перенапрягая тем самым голосовые связки, у него могут возникнуть различные заболевания голосового аппарата. Наиболее частое из них - это узелки "крикунов". Появившиеся однажды на голосовых связках узелки требуют длительного лечения.

Современная медицина, к сожалению, пока не знает точного ответа на вопрос, почему, когда кричи: один ребенок, у него не возникает никаких изменений голоса, а у другого появляются серьезные проблемы с голосовым аппаратом.

        Прислушивайтесь и обращайте внимание на то, как говорят ваши воспитанники.

        Первым признаком появления узелков являются качественные изменения в голос. Он становится    хриплым, тихим, низким. Проводимые Санкт- Петербургским институтом уха. горла, носа и речи исследования показали, что у 82% мам, которые имели патологию беременности и родов (токсикоз беременности, угроза выкидыша, гипоксия плода, обвитие пуповиной), дети имеют проблемы с голосом.

         И, конечно, не последнюю роль играет социальный фактор. Если у ребенка в    семье говорят очень громко (например, бабушка глухая или мама с папой постоянно разговаривают на повышенных тонах), то и ребенок, вероятнее всего, не станет говорить тихо, будет почти всегда кричать. Это в свою очередь отрицательным образом отразится на состоянии его голосовых связок. Поэтому очень важно соблюдать охранительный голосовой режим при общении с ребенком не только родителям в семье, но и педагогам в детском саду, поскольку именно здесь ребенок в течение дня проводит большое количество времени.

        Большое влияние на качество голоса оказывает состояние всех ЛОР-органов. Если у малыша заложен нос, часто воспаляется аденоидная ткань, бывает кашель или высокая температура - все это создает дополнительную нагрузку на голосовые связки. Голос может измениться, стать тихим, хриплым. Поэтому своевременное обращение внимания родителей на проблемы со здоровьем у малыша, побуждение их к обращению по вопросам лечения заболеваний носоглотки к специалистам поможет избежать многим детям проблем с голосом.

Однако не стоит думать, что 5-летняя девочка, которая говорит басом, просто простудилась, а 8-летний мальчик хрипит, потому что начал курить.

Очень низкий, сиплый голос может говорить о наличии таких заболеваний, как: папиломатоз (доброкачественная опухоль гортани), кисты голосовых складок, полипы. Возможны еще и врожденные пороки развития гортани. Лечением голосового аппарата занимаются фониаторы и фонопеды.

Выбор метода зависит от давности образования, размеров, степени осиплости и отношения к этой проблеме родителей.

Лечение может быть консервативным и оперативным. При консервативном лечении обязательно проводится фонопедическая коррекция голоса (занятия с фонопедом по постановке правильного голоса), используются различные физиотерапевтические методы, гомеопатические средства и другие процедуры.

А наиболее современным методом хирургического лечения узелков "крикунов" является микроларингоскопия.

Кстати, лучше всего исследования голосового аппарата проводить с помощью одной лишь эндоскопической техники, потому что не всегда врач-отоларинголог с помощью зеркальца может заметить изменения в гортани.

Педагоги ДОУ должны консультировать родителей, объяснять им, что с самого рождения очень важно обращать внимание на любые изменения голоса у ребенка. Хотя порой их не так просто уловить.

Часто ребенок кричит и визжит так, что у всех вокруг закладывает в ушах, потом он начинает хрипеть - вы говорите: "голос сел", "ну ничего, пройдет". Один, другой раз... В общем, будет лучше, если даже по такой "мелочи" вы порекомендуете родителям посетить фониатора.

Больные дети очень страдают от того, что у них не такой голос, как у их сверстников и других людей. Их дразнят, над ними смеются, да просто обращают раздражающее внимание. Малыши испытывают психологический дискомфорт. Стрессы с такого возраста становятся "нормой жизни» и крайне вредны для здоровья детей.

 Распевка как способ профилактики. Эти распевки предупреждают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей. Интересный материал по распевкам можно найти в книге Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки», в пособии Е.С. Тихоновой, М.Е. Селивановой «Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике» Их можно легко придумать и самостоятельно. Выбирается нужный диапазон. Берется гласный звук, который необходимо проработать. Чаще всего используются гласные «а» или «о». можно использовать какую-нибудь фразу (типа «роза в саду) или слоги. Особенно рекомендуется использовать сонорные согласные. Часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми» …И сочиняется элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, встречаются распевки с движением снизу-вверх и обратно. А распевки с движением только вверх практически не используют, чтобы не перенапрягать голосовые связки.  

          На уровне ДОУ в выявлении нарушений голоса у детей большую роль играют как воспитатели, так и другие специалисты.  И, безусловно, важны своевременные профилактические осмотры у ЛОР-врача, фониатора. В ДОУ необходима комплексная работа специалистов по профилактике нарушений голоса у детей. Эта работа должна включать в себя:

-охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;

-закаливание;

-обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологического комфорта воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;

-раннее выявление факторов риска в развитии речи, проблем в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии голоса.  

-работу с семьей в целях побуждения к ведению здорового образа жизни.  

                                                  Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\Documents\IMG_20191005_0001.jpg

МБДОУ детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Приемы повышения познавательно-речевой активности у детей со стертой дизартрией»

                  Учитель-логопед МБДОУ д/с №83

«Светлячок» общеразвивающего вида

                                                                                               Кернасюк С.С.

       

                                                       30.01.2015г.

            В настоящее время в практике работы с дошкольниками происходит пересмотр способов организации дошкольного образования. Разработаны и приняты новые Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых в рамках модернизации одним из направлений в педагогической работе с детьми становится работа по активизации познавательно-речевой деятельности. 

            Реальная и полноценная помощь ребенку с нарушением речи может быть оказана   только при использовании в процессе взаимодействия с ним специальных методов и приемов для стимуляции познавательно-речевой активности, и речевого общения.

Особенно остро проблема активизации речевой активности стоит в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией. Одной из особенностей этой категории детей является сниженный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности быстрая утомляемость. Поэтому поиск активных форм, методов и приемов коррекции и использование их в практической работе является одним из необходимых способов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

     Нарушения в устной речи влияют и на письменную речь детей - логопатов, что существенно затрудняет процесс обучения грамоте в начальных классах, а при отсутствии коррекционной работы приводят ребенка к стойкой школьной неуспеваемости в будущем. В различных пособиях по вопросам развития речи зачастую описаны скучные упражнения, предлагающие автоматическое, многократное повторение слогов, слов, предложений с отрабатываемым звуком. Такая форма подачи учебного материала не способствует развитию интереса и активизации внимания ребенка на занятии. Задача, стоящая перед логопедом, осложняется также тем обстоятельством, что у детей-логопатов зачастую, наряду с нарушениями речи, страдают в той или иной мере и другие психические функции.

Попытки оказать психологическое или дисциплинарное воздействие на ребенка с нарушениями речи (как, впрочем, на любого ребенка) дают только негативные последствия. Поэтому мною была поставлена цель: найти формы работы по автоматизации звука, интересные для ребенка, учитывающие его возрастные особенности.

      Важным средством повышения качества обучения является формирование познавательного интереса к обучению. Чтобы активизировать познавательную и речевую деятельность детей, необходимо в процесс коррекции привнести элемент занимательности как в содержание, так и в формы работы.

    Самым сложным направлением работы в коррекции стертой дизартрии на этапе выработки новых произносительных умений и навыков является закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолировано дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно.

В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

Одним из приемов работы на этапе автоматизации звуков, позволяющих стимулировать речевую активность ребенка, является использование коррекционно-развивающих упражнений, основанных на рифмованных миниатюрах, максимально насыщенных автоматизируемым звуком, по опорным картинкам.

        Логопедическое воздействие при этом опирается на специальные принципы коррекционной работы, в частности, на принцип развития (учета «зоны ближайшего развития», по Выготскому), который предполагает усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы. Так, ребенку, находящемуся на этапе автоматизации звука в словах различного типа, могут быть предложены опорные картинки, максимально насыщенные автоматизированным звуком и подобранные определенным образом.

Таким образом, в процессе называния предметных картинок в рифмовках речевое внимание распространяется не на отдельные слова, а на небольшой стишок, состоящий из слов, которые ребенок может произнести. У ребенка гораздо быстрее и легче формируются навыки самоконтроля, что в итоге облегчает процесс выработки коммуникативных навыков. Использование большого количества опорных картинок опирается на принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

        Становление умственных действий - длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план. При выполнение рекомендованных игровых упражнений, ребенок сначала опирается на картинки, а затем, когда хорошо запомнил текст, может выполнять упражнения без опоры на картинки.

Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

Использование подобных игровых упражнений позволяет стимулировать и активизировать речевую активность детей, даёт большие возможности для психо-речевой компенсации детей со стертой дизартрией, а именно:

            - быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

            - успешно развивается речевая сноровка;

            - обеспечивается психологический комфорт во время занятий;

            - дети запоминают большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;

            - активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление).

Предоставленные материалы могут быть использованы на разных этапах занятий с детьми со стертой дизартрией. Практические наблюдения показывают, что использование коррекционно - развивающих упражнений, основанных на рифмованных миниатюрах по опорным картинкам, в процессе обучения детей с проблемами в развитии ведет к следующим положительным результатам:

развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление);

  • создание познавательной мотивации;
  • формирование навыков правильной речи;

         - исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного речевого материала;

  • у детей снижается утомляемость и повышается работоспособность.

Таким образом, практика показывает, что использование рифмованных миниатюр по опорным картинкам в работе учителя - логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

          Работа педагога будет еще более эффективной, если вместо опорных картинок ребенку будет предложена увлекательная презентация, в которой дополнительные эффекты создаются с помощью умелого использования возможностей анимирования объектов (картинок).

Демонстрирую авторские пособия и рифмованные миниатюры к ним, максимально насыщенные автоматизируемыми, а также дифференцируемыми звуками.

(Автор учитель - логопед Кернасюк С.С.)

  1. «Ласковый Жужа»

Ласковый Жужа в картинки играл,

Ласково всё он называл:

Ежик, ножик, утюжок,

Ложечка, снежок, лужок,

Медвежонок, жакетик, пижамка, флажок,

Дождик, животик, дружок, пирожок.

  1. «Весело бежит лиса»

Весело бежит лиса:

Сасаса да сасаса.

Видит - сонная сова,

Серый слон, летит оса, на осине - семь сорок,

Вот в песочнице песок,

В ней спокойно спит сурок.

  1. «Галя и Толя»

Галя и Толя слепили из глины

Лебедя, ель, лису и дельфина,

Соболя, льва, улитку, теленка,

Много цыплят, оленя, козленка.

  1. «Посчитай»

Считали картинки два ежа:

Жук, крыжовник, два ножа,

Лыжи, желудь и лужок,

Жаба, лужа, пирожок,

Сколько их всего - скажи,

Быстро цифру покажи.

  1. «Рома и Рая»

Рома и Рая в картинки играли, Что у кого они называли.

У Раи сарафан, у Ромы барабан

У Раи паровоз, у Ромы Дед Мороз

У Раи парусник, у Ромы градусник.

  1. «Жираф, корова и баран»

Жираф, корова и баран

Гадают на ромашке.

Что купить им: барабан?

Ракету? Розу? Кружку?

Баранки? Ручку? Сарафан?

Или вкусную ватрушку?

  1. «Магия»

Магия какая - то сейчас начинается,

Всё маленькое в большое легко превращается.

Был волк - стал волчище,

Был дом - стал домище,

Был нос - стал носище,

Был хвост - стал хвостище.

  1. «Кораблик»

Мы со звуком «р» играем

И кораблик собираем:

Трап, корма, штурвал и рупка,

Иллюминатор, парус, шлюпка.

Стоп! Внимание! Исправляй!

Без «р» картинку называй.

Инструкция: назови картинку, в название которой нет звука «р».

  1. «Игрушки»

Игрушки бывают разные:

Желтые, белые, красные...

Желтый шарик, зеленый фонарик,

Красная матрешка, голубая поварешка,

Розовая хрюшка, синяя погремушка,

Черная стрела, серебристая пила.

  1. «Коля и Оля»

Коля любит котлеты,

Оля любит галеты,

Коля любит блин,

Оля любит ванилин,

Коля любит хлеб, Оля любит плед.

И. «Галя, Валя и Толя»

Галя, Валя и Толя гуляли.

Много людей они увидали: Вот - малютка Оля в люльке, Лена кукле дает пилюльки, Лика и Лиза несут балетки, Дядя Коля пьет таблетки, Вот у Лени болит колено И мальчик Лева несет полено.

12. «Почему?»

Почему у сома усы И какие слон видит сны?

Почему спит сова на суку?

Почему нужен нос барсуку?

Почему гудит пылесос?

Почему свистит насос?

Почему поет соловей? На вопросы ответь скорей!

      Т.о., предлагаемый речевой материал - это один из наиболее продуктивных видов коррекционной деятельности, представляющий собой оригинальную психо - речевую гимнастику, способствующую повышению как речевой, так и познавательной активности.

Сопровождаемый демонстрацией картинок, способствует закреплению в речи правильного произношения звуков, развивает речевую сноровку, а также активизирует высшие психические функции и способствует подготовке к школе детей дошкольного возраста и успешному обучению грамоте детей младшего школьного возраста.

Интересный материал по использованию коррекционно - развивающих упражнений, основанных на большом количестве опорных картинок, содержится в пособии Л.Н. Смирновой «Мы учим звуки Ш., С: коррекционно-развивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью», в пособии Л.В. Омельченко «Речевые тренинги по автоматизации свистящих звуков для детей с ОНР: комплексы упражнений, игровые занятия, артикуляционная гимнастика, мнемотаблицы».

Спасибо за внимание!

Таким образом, используя данные методы и приемы в работе с детьми со стертой дизартрией можно успешно стимулировать как речевую, так и мыслительную активность ребенка, преодолеть имеющиеся трудности речеговорения.    Рекомендуемые приемы обеспечивают динамичность процесса коррекции, максимально удовлетворяют потребность ребенка в речевой самостоятельности.



Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\Documents\IMG_20191005_0002.jpg

МБДОУ детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Консультационный пункт в ДОУ как форма информационно-просветительской поддержки родителей дошкольников, воспитывающихся в семье».

                  Учитель-логопед МБДОУ д/с №83 «Светлячок»         общеразвивающего вида Кернасюк С.С.

                                                                                               

29.03.2019г.

    Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители — образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые — их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых — родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

    Одна из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями — консультационный пункт, который является одной из инновационных форм диалога и совместной деятельности в системе ребенок-родитель-педагог.

    Нормативно-правовое обеспечение организации деятельности КП.

В ст. 18 Закона об Образовании записано, что родители являются первыми педагогами для детей. На практике же отмечается большое количество семей (в том числе и молодых пар), для которых роль родителя- новая социальная роль. Работа КП направлена на тесное сотрудничество и организацию психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих ДОО по осваиванию этой новой и трудной для них социальной роли.

    На федеральном уровне приняты нормативно-правовые акты, которые регулируют работу КП в ДОУ. К ним относятся:

ФЗ «Об образовании в РФ» ст.64 п.3 от 29.12.2012г. №273.

    Также создание консультационных центров и пунктов на базе ДОУ-один из важнейших приоритетов государственной политики в рамках реализации национального проекта «Образование», который призван помочь нашим детям стать специалистами мирового уровня, способными осуществить модернизацию экономики страны, вернуть ее в ряд ведущих промышленных и научных держав с развитой социальной сферой. Его реализация началась в январе 2019 г. и рассчитана на 6 лет. Он включает в себя десять федеральный проектов. Пятый из них- проект «Поддержка семей, имеющих детей». Суть которого-помочь мамами папам в работе по всестороннему развитию личности ребенка с самого раннего возраста. Именно для практической помощи родителям по вопросам педагогики и психологии, а также для обучения другим навыкам и знаниям должны создаваться такие консультационные центры (пункты).

Цели консультационного пункта – обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому, поддержка всестороннего развития личности.

Задачи консультационного пункта:

-Оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

-Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста.

-Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Консультационный пункт предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОУ. 

Принципы организации работы консультационного пункта:

  • принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
  • принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
  • принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
  • принцип доступности: все информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.

 Организация деятельности консультационного пункта

- Консультативный пункт на базе ДОУ открывается на основании приказа заведующего образовательным учреждением при наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.

Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом руководителя.
- Непосредственную работу с родителями (законными представителями), детьми, не посещающими ДОУ, осуществляют специалисты консультативного пункта ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели в соответствии со штатным расписанием).

- Режим работы специалистов консультативного пункта определяется заведующим самостоятельно, исходя из режима работы ДОУ.

- Периодичность групповых занятий с родителями 1 раз в месяц, периодичность индивидуальных занятий определяется потребностью родителей (или законных представителей).

- Примерная тематика подгрупповых занятий определяется специалистами детского сада, но может меняться в соответствии с запросами родителей.

 Продолжительность занятия с детьми определяется возрастными и индивидуальными особенностями, но не более 20 минут. Консультирование родителей до 30 минут.

 Руководство консультационным пунктом

 Общее руководство консультационным пунктом Учреждения осуществляет заведующая учреждением.

 Заведующий Учреждением:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми и родителями консультативной работы.

Деятельность консультационного пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению директора департамента образования и заведующего Учреждением.

 Основное содержание деятельности консультационного пункта

 Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ.

 Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

 Количество специалистов, привлеченных к работе в консультативном пункте, определяется штатным расписанием ДОУ.

 В консультативном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ.

 За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

 В рамках функционирования нашего консультационного пункта осуществляются следующие направления деятельности:

- консультативно-правовое;

- психолого-педагогическое;

- художественно-эстетическое;

- физкультурно-оздоровительное;

 Формы работы:

(индивидуальные, подгрупповые, групповые)

- круглые столы;

- консультации;

- мастер – классы;

- тренинги с родителями;

- занятия и игры с детьми;

- совместные праздники развлечения.



Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\Documents\IMG_20190930_0002.jpg

Научно-практический семинар

«Альтернативы в коррекции заикания у детей дошкольного возраста»

ТЕМА:

«Дифференцированная диагностика тахилалии и заикания»

 Выступила:

Учитель-логопед

Кернасюк Снежана Степановна

2019г.

В. И. Селиверстов определяет темп речи как скорость ее протекания во времени, ускорение или замедление речи, обусловливающие степень артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Темп является выразительным средством речи и одним из составляющих просодики. Темп может быть нормальным или оптимальным, быстрым и медленным. У одного и того же человека темп речи может быть стабильным и изменяющимся в зависимости от различных эмоциональных состояний человека. В этом случае изменения темпа носят временный характер. Резкие отклонения темпа речи от средних величин - как ускорение, так и замедление - мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Среди многообразия нарушений темпа речи особое место занимает заикание, при котором темпо-ритмическая сторона первоначально расстраивается в результате судороги. Ускоренный темп речи заикающихся обусловлен желанием сообщить как можно больше информации в интервале между судорогами, скорее закончить речь. В последствии заикающегося подгоняют еще и тревога, волнение, страх, связанные с актом речи.

Патологически ускоренный темп речи наблюдается и при тахилалии, основной причиной которой М.Е. Хватцев (1959) считал врожденную, наследственно обусловленную недостаточность речедвигательного аппарата, а также неряшливую речь окружающих и отсутствие внимания к речи ребенка. Ведущим механизмом тахилалии является расстройство темпа внешней речи и процесса порождения речевого высказывания в результате патологического преобладания процессов возбуждения в центральной нервной системе.

Часто исследователи обращают внимание на то, что тахилалия является благоприятной почвой для возникновения заикания, что у многих дошкольников до начала заикания наблюдается ускоренный темп речи. Во многом проявления тахилалии и заикания, особенно его невротической формы, схожи, что делает необходимым проведение дифференциальной диагностики с целью безошибочного определения вида речевой патологии.

Общим в речевой симптоматике тахилалии и заикания является быстрый темп речи без резких искажений фонетики и синтаксиса, но степень повышения темпа речи различна: при заикании речь ускорена или же темп неровный, меняющийся на протяжении одной фразы, а при тахилалии речь отличается «неудержимой стремительностью», ненормально быстрым темпом (вместо 9-14 звуков в секунду произносится 20-30). В речи при тахилалии и заикании наблюдаются запинки, повторения слогов и слов, проглатывания или недоговаривания, перестановки слогов, слов, искажения предложений. При заикании запинки повторы слогов обусловлены судорогами мышц речевого аппарата, при тахилалии - ослаблением тормозных процессов. Кроме того, при заикании чаще встречаются перестановки слов, а также замены слов, содержащих «трудные» для заикающегося звуки, что приводит к искажению синтаксической и смысловой структуры фразы.

В речи заикающихся встречается большое количество слов-эмболов, которые используются в качестве уловок с целью скрыть дефект. Явление эмболофразии не свойственно речи при тахилалии.

 Описывая симптоматику тахилалии М. Зееман (1962) выделяет такое явление как интервербальная акцелерация, т.е. еще большее увеличение темпа речи при произнесении многосложных слов, длинных фраз и связных текстов, что приводит к множественному выпадению слогов и искажению звуков из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. В речи заикающихся при произнесении сложных по слоговой структуре слов и длинных синтаксических конструкций увеличивается количество судорожных запинок, что может привести к невозможности договорить фразу до конца. Следует отметить, что страдающие заиканием и тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста.

Помимо особенностей внешней речи при тахилалии у дошкольников отмечаются некоторое своеобразие ее смыслового и языкового оформления. Отмечаются многочисленные лексические замены. Подобные замены встречаются и при невротическом заикании, но механизм их отличен: испытывая страх перед «трудными» звуками, заикающиеся стараются построить фразу таким образом, чтобы избежать слов с этими звуками. Это приводит к вербальным заменам, которые иногда бывают близки по смыслу, но чаще они настолько искажают содержательную сторону, что конечный речевой результат получается далеким от замысла.

Существенным дифференциальным критерием тахилалии и заикания является изменение речи при привлечении к ней внимания. В этом случае качество речи у лиц с тахилалией улучшается, восстанавливается равновесие между внутренним программированием и линейной организацией высказываний, запинки и повторы исчезают или же их количество резко снижается, хотя темп речи по-прежнему остается быстрым. Схожая картина наблюдается при неврозоподобным заикании. При невротическом заикании привлечение внимания к речи приводит к дополнительной на ней фиксации, что усиливает судорогу и утяжеляет все проявления заикания.

Сходным является и изменение степени проявления симптомов заикания и тахилалии в зависимости от ситуации речевого общения. Наибольшие затруднения дети с тахилалией и невротическим заиканием испытывают в эмоционально и жизненно значимых ситуациях, в моменты волнения, возбуждения. Незнакомая обстановка, новые люди являются значимыми в случае болезненной фиксации на собственном дефекте. При неврозоподобном заикании качество речи ухудшается при физическом и психическом утомлении, значимость ситуации общения не играет роли.

У дошкольников патологически ускоренный темп речи нередко сочетается с расстройствами лексико-грамматического и фонетического характера. К таким речевым нарушениям относятся баттаризм и полтерн. Их проявления схожи с симптомами неврозоподобной формы заикания. Причины и механизмы их возникновения исследователи объясняют соматическими, психогенными факторами, привычкой. Неврологические исследования указывают на изменения в анатомии и физиологии мозга, которые или свидетельствуют о перинатальной патологии, или же унаследованы как конституциональная особенность.

Баттаризм определяется учеными как патологически ускоренный темп речи, при котором отмечается неправильное формирование фразы вследствие особого нарушения регулирующей функции речевого внимания, что приводит к проглатыванию, перестановке слогов и слов, нечеткости произношения, остановкам в речи. При быстром течении мысли нарушается концентрация внимания в логически важных частях речевого протока и последующее слово еще до его произнесения вклинивается в речь. Отсюда и второе название баттаризма - парафазия. Распадаются связи между компонентами фразы, что приводит к сложностям понимания речи. Лексические замены также занимают большое место в речи лиц с заиканием. По мнению Э.Р. Саитбаевой (1992) при невротическом заикании они обусловлены несформированностью или же несовершенством процесса выбора слов в условиях порождения речевого высказывания, а при неврозоподобном заикании - ограниченностью индивидуального речевого опыта и недостатком лексических средств. Волнение, страх, которые нередко сопровождают речь заикающихся, приводят к тому, что лексические единицы выбираются по случайным семантическим признакам или по принципу «простоты» произнесения, а пропуски наблюдаются, если нужное слово так и не всплыло из памяти из-за ограниченности словарного запаса.

Еще одной разновидностью патологически ускоренного темпа речи является полтерн или спотыкание, который проявляется прерывистостью темпа не судорожного характера. В англоязычной литературе это явление получило название клаттеринг. Именно полтерн по внешнему проявлению больше других нарушений темпа речи похож на заикание. Спотыкание обусловлено врожденными конституциональными аномалиями развития. В речи таких детей сложно уловить четкий смысл, она поверхностна и одновременно абстрактна, часто отсутствует направленность на собеседника, предложения короткие, мало связанные между собой, наблюдается нечеткость способов артикулирования, в результате чего низкая разборчивость речи и сложности понимания. Быстрота речи приводит к спотыканию: ребенок не сразу произносит звук, беззвучно шевелит губами, языком, что напоминает судорожные движения при заикании. При полтерн в речи наблюдается большое количество остановок и повторов слогов как внутри, так и между словами, отмечаются пропуски, вставки слов, нарушения согласования и управления слов во фразе. Все эти проявления отражают внутреннюю хаотичность речемыслительной деятельности.

При баттаризме и полтерн имеются расстройства дыхания, голоса, такие как отсутствие звонкости, слабость, монотонность, носовой оттенок, речь не интонирована, нарушается паузация, передача логического ударения.

Основные диагностические критерии заикания и спотыкания описаны В. С. Кочергиной. Первым среди них является осознание дефекта и фиксированность на собственной речи. Как правило, у больных с баттаризмом и полтерн страдает оценка собственного расстройства речи, осознание ее неправильности. При заикании осознание дефекта происходит рано, в дошкольном или младшем школьном возрасте. При невротическом заикании к 10-12 годам возникает страх речи, связанный с постоянными речевыми неудачами и тщетностью попыток скрыть их при помощи уловок. Страх речи приводит к постоянной фиксации заикающегося на речи, сама речь и даже мысль о ней становятся сильнейшим стрессовым фактором, способным изменить функциональное состояние (фоновую активность центральной нервной системы) на соответствующее эмоциональной напряженности или стрессу в момент возникновения речевой судороги, а с ним и саму речь, то есть усилить речевые судороги. Острота переживаний заикающихся формирует у них достаточно высокую мотивацию к процессу коррекции, в отличии от детей с баттаризмом и полтерн.

При заикании и нарушениях темпа отмечаются разные реакции на произвольность ситуаций речевого общения. При баттаризме и полтерн в случаях спонтанного речевого общения речь хуже и мало понятнее, чем, например, при ответах на занятиях, выступлениях перед зрителями на утренниках. При заикании чем произвольнее речь, тем больше ожидание неудачи, сильнее волнение, страх и, как следствии, тяжелее судорога.

Следующий диагностический критерий - влияние на речь фактора узнаваемости окружающего. При баттаризме и полтерн в незнакомой обстановке, при встрече с новыми людьми дети способны сознательно концентрировать внимание на речи, что приводит к ее упорядоченности, большей разборчивости, грамматической и фонетической правильности, хотя темп речи так и остается достаточно быстрым. Для заикающихся незнакомая обстановка, новые люди являются стрессовыми факторами, усиливающими волнение и ухудшающими речь. В привычной домашней обстановке заикание может вообще не проявляться, так как нет необходимости его скрывать.

Психологические переживания по поводу качества речи у детей с баттаризмом и полтерн могут отсутствовать или же отставлены во времени. При заикании они предшествуют речи. Зависимость от мнения окружающих, ожидание осуждения со стороны собеседников, мысли о том, что «я заикнусь, не смогу сказать того, что хочу» возникают у заикающихся детей до начала речи. Кроме того, неудовлетворенность, разочарование, досаду на себя за то, что сказал не то, что хотел, испытывают заикающиеся и после того, как закончили говорить.

Если сравнивать проявления в более взрослом возрасте при чтении, то при баттаризме и полтерн техника чтения незнакомого текста лучше, чем уже известного, так как увеличивается концентрация внимания. При заикании же, наоборот, чем более знаком текст, тем легче ребенку прочитать его без запинок, поскольку он уже приспособился, знает в каком месте текста какие уловки применить.

Фактор

Тахилалия (баттаризм, полтерн)

Заикание

Осознание дефекта

отсутствует

имеется

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

ухудшает

Речь, требующая конкретных точных ответов

лучше

хуже

Чтение хорошо знакомого текста

хуже

лучше

Чтение незнакомого текста

лучше

хуже

Письмо

торопливое, повторяющееся, с неясным почерком

сжатое, напряженное, заторможенное

Отношение к собственной речи

безразличное, небрежное

боязливое

Психологические переживания

отставленные

опережающие

Электроэнцефалограмма

Дизартрия

чаще норма

Желание лечиться

 

очень небольшое или

отсутствует

большое

 

Цель коррекционного воздействия

направить внимание на детали речи

отвлечь внимание от деталей

Знание патогенеза, клиники, особенностей проявления сходных речевых расстройств, каковыми являются заикание и тахилалия и ее виды (баттаризм и полтерн), имеет большое значение в диагностике и определении стратегии и основных направлений коррекционно-логопедической работы. Своевременное преодоление тахилалии, баттаризма, полтерн в дошкольном возрасте исключает наличие этих нарушений в дальнейшем, а также является профилактикой возникновения заикания.

 

Использованная литература:

  1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. - М.: Эребус, 1993.
  2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998.
  3. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. - М.: В. Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.