Это интересно

Достойная внимания информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx35.91 КБ
Файл skazkoterapiya.docx33.29 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников

Зайцева Ирина Юрьевнаучитель-логопед

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. [8]

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Элеменеты биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии [6]. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

- обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики в единую систему,

- адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со стертой формой дизартрии,

- проанализировать результативность работы.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Дети, поступившие в речевую группу, имели фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялась стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести. Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика проявилась прежде всего в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети были неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, атетозные движения, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Справиться со всеми проблемами помогала биоэнергопластика.

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовали игровые персонажи – Девчушка-говорушка, доктор Звуков. Они подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

III Этап – основной.

Начинали с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились во фронтальные формы работы. Проводились они ежедневно не менее двух раз – после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включал в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым. Так осуществлялась преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение “Горизонтальная восьмерка” [5]:

1-2-я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их “вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Специальные подготовительные упражнения дети отрабатывали подгруппами из 2–3 человек и индивидуально с воспитателем, логопедом, родителями. Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

IV Этап - Автоматизация полученных навыков.

Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно. Для этого использовали магнитофон – плеер с наушниками. На кассету были записаны указания по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Ребята очень любят самостоятельно работать с техникой. Повышали интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

Большую помощь на этом этапе оказывали родители. Правильно организовать домашнюю работу им помогала рубрика родительского уголка – "Мама, папа, поиграй со мной".

Сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией подтверждает эффективность использования технологии биоэнергопластики.



Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Орловская В.П.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка [1].

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности [2].

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креативная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки [3].

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

  1. чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
  2. рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
  3. драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре [4].

Сказкотерапия это:

  • процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;
  • процесс переноса сказочных символов в реальность;
  • созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
  • терапия средой, особой сказочной обстановкой;
  • выявление и развитие творческого потенциала;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • формирование навыков адекватного выражения эмоций;
  • укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме [5].

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2012. – 63 с.

2. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста « Зерек бала». – Астана, 2012.- 68 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 200



Предварительный просмотр:

В. А. Сухомлинский. Как любить детей (отрывок)

Опубликовано 07.01.2012 - 10:39 - Администратор проекта

Любить ребенка — значит защищать его от того зла, которое еще окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду прежде всего семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своем сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что  отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на  особом учете, их воспитание я называю защитным воспитанием - оно является важной составной частью моей педагогической системы.

 

С какими же ранами в сердце приходят дети, искалеченные злом семейного окружения?

По моему мнению, очень опасная рана (а опасна она тем, что поражает сердца детей даже во многих, на первый взгляд, благополучных семьях) - одиночество, когда ребенок знает и чувствует, что он никому не нужен. Речь идет здесь не о том, что мать или отец отказываются от ребенка, что его оставили на произвол судьбы. Такие случаи бывают редко, и о них следует говорить особо. Речь идет о намного более сложном явлении духовного одиночества.  Ребенку присуща способность жить сердцем, отдавать его близкому человеку, другому живому существу или даже неодушевленным предметам. Эта способность любить бескорыстно облагораживает душу ребенка, делает его жизнь богатой, светлой. У подавляющего большинства детей, пришедших в школу, есть кто-то дорогой, кому-то они отдали свою душу, и это дает им счастье, полноту духовной жизни. А у некоторых детей жизнь сложилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чувствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, родства. Это бывает в тех семьях, где самые близкие ребенку люди — мать, отец — лишены сердечной чуткости, не способны откликнуться на стремление детского сердца завязать искреннюю, задушевную дружбу. Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, — всё это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце — как задубевшая подошва. Защитить ребенка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем — одна из важнейших задач защитного воспитания.

Есть еще более грозное одиночество: отдельные дети понимают, что родились они на свет случайно, ни отцу, ни матери не нужны. Эти дети приходят в школу с тяжелой психической травмой. Они, как правило, несут в своем сердце открытую рану — озлобленность. Озлобленный ребенок не верит в человечность. К искреннему, сердечному слову учителя он проявляет настороженность и недоверие. Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребенка.

С тяжелой раной приходят в школу дети, которых в семье воспитывают в духе обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям. Они не способны чувствовать сердцем человека рядом с собой, не верят в добро. Если не защитить детей от зла, господствующего в семье, они вырастут жестокими людьми, готовыми во имя собственной выгоды пойти на всё, вплоть до измены, до зверского желания уничтожить того, кто стоит у них на пути. Лишенные защитного воспитания, с раной в сердце, которой не заметил воспитатель, эти дети, став взрослыми людьми, часто становятся на путь самых страшных преступлений.

С искалеченным сердцем приходят в школу дети, с первых шагов своей сознательной жизни подвергающиеся телесным наказаниям. Отец, который бьет ребенка, убивает в его сердце самое дорогое: ту способность жить сердцем, о которой говорилось выше. Пинки, подзатыльники, удары ремнем — не только насилие над телом. Это также и удары по чуткому детскому сердцу. С каждым ударом оно становится все менее чувствительным к этим самым ударам, становится толстокожим. Воспитанный в раннем детстве в духе насилия над телом и духом, ребенок становится невосприимчивым к каким бы то ни было мерам воспитательного влияния. Часто он жесток и бессердечен. Защитное воспитание этих детей является, по сути, испытанием педагогической культуры учителя — испытанием его любви к человеку.

В своеобразном защитном воспитании нуждаются и заласканные в семье дети, избалованные полной и ничем не ограниченной свободой самовыражения. Есть некоторая часть детей, родители которых не приучают к подчинению личных интересов интересам других людей. Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип: «Я так хочу – так и делаю, мне нравится - значит, можно». Несчастлив тот ребенок, в душе которого живет  животная уверенность в том, что его интересы самые важные. Он становится хамом, наглецом, хулиганом, если не защитить его от «благ» полной свободы самовыражения. Советы и требования учителя о поведении в коллективе такой ребенок переживает как личное оскорбление.

Защитное воспитание — это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребенка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку-учителю или старшему товарищу-школьнику, к кому-нибудь из таких же одиноких людей — к старику или старухе, к женщине-матери, потерявшей своего сына.

Сближение с человеком начинается с того, что воспитатель учит одинокого ребенка сопереживать: рассказывает ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается сблизить своего воспитанника. Сопереживание — это первый шаг к познанию человека сердцем. Ребенка, который по тем или иным причинам в семье не познал любви к самому близкому, самому дорогому существу, я учу близко принимать к сердцу чужое горе. Чем глубже сопереживание, тем более чутким становится ребенок к людям, которые его окружают.

В защитном воспитании одиноких детей очень важно, чтобы ребенок не почувствовал воспитательной преднамеренности: учитель старается сблизить его с кем-то специально для того, чтобы воспитать... Если к этому «запланированному добру» добавляется еще хоть маленькая капелька равнодушия — ребенок воспротивится, возненавидит и учителя, и того, с кем учитель собирается его сблизить. Сближение одинокого ребенка с другим человеком должно происходить в естественных условиях. Человек, которому ребенок отдаст свое сердце, должен иметь в своем сердце что-то такое, что обогатило бы ребенка духовно. Развеять детское одиночество может только духовно богатый и щедрый человек.

Детей, озлобленных бессердечностью родителей, детей, не нужных ни отцу, ни матери, — очень мало. За тридцать два года работы в школе в мою жизнь вошло девять таких детей. Они всегда пробуждали в моем сердце острое чувство жалости, и я старался дать им то, чего они не знали в семье. Я становился другом таких детей, и за мои сердечные заботы они платили искренней, щедрой, самоотверженной любовью. Именно дружба с этими детьми стала для меня животворным источником вдохновения, той целебной водой, в которой нуждается каждый педагог, когда напряженный труд утомляет его сердце, истощает духовные силы.

Стать другом такого ребенка, пробудить в его сердце чувство любви, полюбить его всеми силами своей души — это требует большого искусства. Озлобленные равнодушием родителей, дети очень насторожены, они с недоверием относятся к ласке, хотя она им необходима, как влага томимой жаждой земле. Но начинать надо не с проявления ласки. Я стараюсь найти с ребенком такой общий духовный интерес, такую деятельность, чтобы ребенок почувствовал во мне человека и потянулся к человеческому. Как правило, эта общая деятельность рождается в коллективе. Потом ребенок становится моим товарищем, мы словно забываем, что мы — учитель и воспитанник. Духовное общение становится для нас потребностью. У ребенка исчезает подозрительность и озлобленность. За любовь и сердечность ребенок платит искренней готовностью отдать богатства своей души, чем-то утвердить свою симпатию. Личная дружба — это удовлетворение потребности в человеке — одна из высших моральных потребностей, которые школа должна утверждать с детства.

Самым действенным способом защиты ребенка от обмана, нечестности, эгоизма является пробуждение уважения к самому себе, пробуждение чуткости к человеческому в себе. Воспитание таких детей требует длительной индивидуальной работы. Здесь надо также найти общность духовных интересов, чтобы увидеть дорожку к детскому сердцу. Чаще всего основой этой общности у меня является книга. Книгой и разговором о книге я открываю ребенку глаза и сердце на добро и зло, добиваюсь того, что он восхищается добром и презирает зло.

Как бы ни было поражено детское сердце уродством домашней атмосферы, в нем теплится искра сопереживания, и чем меньше ребенок, тем больше в нем способность сопереживать. В первый класс пришел Валерий Г. — бездушный, бессердечный, жестокий — таким сделала его семейная атмосфера циничного презрения ко всему чистому и святому, что есть в человеке. Я пробудил у мальчика интерес к книге. Мы прочитали с ним рассказ Г. Сенкевича «Янко-музыкант». Яркие картины борьбы добра и зла потрясли ребенка. Читая рассказ, я наблюдал, как мальчик мысленно вступает в поединок с жестокостью и произволом. Валерий сердцем почувствовал, что в жизни есть вещи для человека несравненно более дорогие, чем присвоение материальных ценностей, выгода. Это — радость творить добро для людей. Одну за другой читали мы книжки о человеческом благородстве, потом он стал читать сам. Я с радостью видел, как атмосфера домашней жадности, обмана, циничного унижения человеческой красоты становится для мальчика чужой. Он нашел радость в отдаче тепла своего сердца другим людям. Уже в четвертом классе мальчик стал вожатым группы октябрят. Для него подлинным счастьем стало давать счастье детворе. Где-то в лесу он нашел ручеек, вытекающий из родника. Привел к ручейку детей и вместе с ними сделал тут игрушку — водяную мельницу. Построил для детей шалаш.

В первые недели пребывания Валерия в школе, когда я встречался глазами с его взглядом — лицемерным, равнодушным к горю людскому —в моей душе поднималось глухое возмущение против тех, кто искалечил детское сердце. Я ненавидел зло и боялся, что возненавижу мальчика. А теперь в глазах Валерия сияло человеческое благородство. Вот он увлеченно рассказывает о водяной мельнице в глубине леса, о том, что будущей зимой думает построить тут со своими мальчишками маленькую ветроэлектростанцию: пусть возле кормушки для лесных птиц загорится маленькая лампочка, пусть свет привлекает пернатых друзей. Да, это уже были совсем не те глаза, какими глядел мальчик на мир пять лет назад. Эти глаза нельзя не любить.

Воспитание детей, сердце которых искалечено побоями, грубым окриком, бранью, требует не только бережности, чуткости, но и большой настойчивости. Миссия педагога состоит прежде всего в том, чтобы защитить ребенка от насилия над телом и душой. Я добиваюсь того, что отец перестает бить ребенка. Но во многих случаях побои и брань уже огрубили детское сердце, сделали его жестоким и глухим к добру. Тут сложнейшие инструменты педагогического искусства должны быть использованы для того, чтобы пробудить в детском сердце чуткость к тончайшим способам влияния на человеческую душу — прежде всего к красоте и к слову учителя. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок, искалеченный побоями и бранью, никогда не слышал крика, угрозы, никогда не ждал  наказания.

Потом я начинаю пробуждать его сердце красотой. Лечение красотой — так можно назвать одну из граней моей педагогической системы. Об этой грани не расскажешь в двух словах. Здесь надо характеризовать сложность и многогранность тонких духовных влияний на чувства, на сердце, а через сердце и на разум. Перед ребенком с огрубевшим, «толстокожим» сердцем я раскрываю красоту природы, музыки, живописи. Это требует времени и большого терпения. Иному ребенку приходится открывать глаза и на десятки картин природы, пока сердце его, образно говоря, не встрепенется, не ощутит оттенков красоты. Весною и летом, осенью и зимой я хожу с детьми в лес, в поле, в сад, в дубраву, на луг - слушать музыку природы. Это один из самых действенных способов лечения красотой. Пробуждая сердце, красота будто открывает ее сокровеннейшие уголки, и они становятся чуткими к слову учителя.

Важным способом защитного воспитания детей, искалеченных побоями и бранью взрослых, является забота о живых существах, цветах, растениях — обо всем живом и красивом. Специально для этих детей у нас есть больница для зверюшек, птичьи кормушки. Дети, у которых надо пробудить чуткость сердца, ухаживают за подобранными в холодную зимнюю пору птицами, зайчатами, ежиками... Этих детей мы также ведем на колхозную животноводческую ферму, где они ухаживают за маленькими ягнятами и телятами.

Очень большого внимания и педагогического такта требует защита детей, избалованных ничем не ограниченной свободой самовыражения, от произвола родителей, — ибо только произволом можно назвать удовлетворение детских капризов, жизнь по принципу «мне всё дозволено». Не надо пытаться сразу, с первого дня сломить волю такого ребенка. В воспитании таких детей я придерживаюсь принципа столкновения  желаний, интересов. Я добиваюсь того, чтобы ребенок, избалованный произволом родителей, понял: мои желания, мои интересы, вполне законные и мотивированные, сталкиваются с такими же законными желаниями и интересами других людей. Мне хочется удовлетворить свое желание, но и другому человеку хочется удовлетворить свое желание, которое противоречит моему. Я убеждаю ребенка: если ты и тот человек, с желанием которого столкнулось твое желание, будете действовать только в своих собственных интересах, жизнь превратится в ад, человек опустится до уровня пещерного дикаря. Такая «свобода» будет приносить только несчастье, страдания. Следовательно, чтобы пользоваться благами подлинной свободы, надо урезать свободу своего самовыражения, ограничивать свои желания, помнить, что принцип «мне всё дозволено» — это звериный закон дикарей и хулиганов.

А чтобы ребенок всё это осмыслил, он должен на собственном опыте убедиться, что без ограничения свободы самовыражения, без умения урезывать желания не может быть настоящей свободы. Очень важно уметь создавать такие ситуации, в которых сталкиваются желания и интересы. Класс, например, идет в интересный поход в лес, но в школе существует строгий порядок: ежедневно один ученик от каждого класса включается в бригаду самообслуживания, которая работает и в столовой, и во дворе, и в теплице. Попробуй нарушить школьный порядок, и на тебя обрушится гнев коллектива. Десятки таких уроков — и самый избалованный ребенок начинает понимать, что он живет не на необитаемом острове, а среди людей.

У Д. И. Писарева есть интересная мысль: «Человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что она может сохранить свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки».

Конечно, эти богатства, сила, эластичность не возникают сами собой, не даются ребенку природой, как некий иммунитет против нежелательных влияний. Их надо создавать, выращивать, утверждать. А для этого необходимо защищать богатства человеческой природы в детской душе. Чтобы защитить ребенка от зла, преодолеть его и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребенка, четко наметить перед собой идеал воспитания. Надо любить в ребенке всё человеческое, чистое, благородное.