Достижения моих учеников. 2013-2014 уч.г.
Достижения моих учеников. 2013-2014 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публикация на сайте ФОНДА "РОДНОЕ СЛОВО" | 79.77 КБ |
Работа Ерохиной Марии. Публикация на сайте фонда "РОДНОЕ СЛОВО"" | 17.83 КБ |
Публикация на сайте НООС | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
http://www.rodnoe-slovo.org/node/1100
Язык против глобализации
Фонд «Родное слово» подвел итоги областного конкурса «Русский язык – герой нашего времени». Перед участниками стояли непростые задачи: небанально поговорить о Пушкине и Лермонтове – или предложить нечто особенное. В жанре исследования, например.
Вот старшеклассница Анастасия Кудрявцева – автор исследования, посвященного «поколению текстинга», – утверждает, что все новое несет за собой как плюсы, так и минусы: «Появляется особый язык – язык SMS-сообщений («текстинг»), переписки в ВК, твиттере и чате. У меня сотовый появился в 7 классе, я до сих пор помню ощущения, когда приходилось переступать нормы орфографии и пунктуации, для того чтобы передать основную мысль. Использовали латиницу, сокращали слова, отрекались от знаков препинания». В работе представлены интереснейшие результаты опроса «Оцени свою грамотность», школьников спрашивали, насколько грамотно они пишут SMS.
Мария Ерохина из Лицея информационных технологий пошла в рассуждениях дальше: «…Однако ни один из гениев прошлого не сталкивался с такой серьезной проблемой, как эпоха глобализации, принесшая человечеству множество благ, изобретений, комфорта, но угрожающая самому дорогому, что есть у каждого народа, – этническому развитию его культуры. Век прогресса решил проблему расстояний, неудобств и лишений, но вместе с тем подставил под угрозу уникальное и самобытное развитие каждой нации и сохранение величия ее языка».
По мнению автора эссе, «для русского народа после Золотого века искусства и культуры, расцвета науки вновь настал период неуважения к речи, потери литературности языка, ставшее модным и повседневным массовое заимствование иностранных слов – ужасное следствие временной раздробленности, раскола страны и мирового прогресса».
Словом, ответы на главный вопрос конкурса (почему русский язык – герой нашего времени?) получились разными и эмоциональными. Наталья Дмитриевна Горшкова, старший преподаватель кафедры русского языка НГТУ, предложила простую логическую цепочку: «Отечественная литература всегда писала о современниках, которых принято называть героями нашего времени. Современная литература пишет о врачах, учителях, молодых людях, бомжах, тружениках, скептиках и чудаках. Но чаще всего на страницах произведений появляется Русский язык. При его появлении забываются все события, персонажи произведений с их судьбами, и на какое-то время авторы уделяют внимание ему и только ему. Не русский ли язык после этого герой нашего времени?».
Хочется ответить – да!
Вера Владимирова, отдел информации ОблЦИТ
Добавим для участников конкурса: призы, дипломы и благодарственные письма можно получить с 20 по 30 июня в Центре русского языка НГОНБ (Советская, 6, ком. 207). Тел. 8-953-771-72-59.
Конкурсные работы:
Почему русский язык – герой нашего времени? Т.Н. Лямзина
Характер, ум, чувства русского человека в сказках Пушкина. О.П. Авдонина
Читая Пушкина и Лермонтова… Думы на страницах. Анна Рубан
Русский язык – герой нашего времени. Мария Ерохина
Исследование на тему «Книг! Ради Бога, книг!». Тамара Кирилова
Внешность и характер главных героев в «Сказке о попе и о работнике его Балде». Илья Кротов
Пушкин и Лермонтов. З.А. Данилко
Интернет-фразеология: наблюдения и оценки говорящих. НГТУ
Почему русский язык – герой нашего времени? Н.Д. Горшкова
Поколение текстинга. Анастасия Кудрявцева
Предварительный просмотр:
Номинация конкурса:
Разножанровые творческие работы-размышления на тему
«Почему русский язык – герой нашего времени?»
Тема работы:
Русский язык – герой нашего времени
Автор работы: Ерохина Мария
Учебное заведение: МБОУ Лицей Информационных Технологий (ЛИТ)
(Кировский район, ул. Римского-Корсакова, 13)
Класс: 8 «В»
Мобильный телефон: 8-913-488-11-99
Почему русский язык – герой нашего времени?
«Русский язык!.. - восклицал А.Н.Толстой. - Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…». Одна за другой, перед глазами читающих эти строки, встают, подобно калейдоскопу, картины: простая деревянная изба, припорошенная снегом, широкие поля с пшеницей – символ раздолья русской души, густые леса, где бок о бок стоят скромная береза и сосна-великан, пушистая ель и душистый тополь, и люди, с ведомыми только им чувствами, мыслями, надеждами. «Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь». И всё это словно опутывает незримая, невесомая нить и связывает всех, кто читает и понимает эти строки так, как может понять их только русский человек.
Памяти народа было бы суждено забыть эти картины, но слова писателя, поэта, вечных хранителей красоты природы, вновь и вновь возрождают эти видения, заставляя сердце биться чаще, а душе парить высоко, словно орел, обозревающий с высоты свои владения, которые, будь он человек, мог бы назвать своей Родиной. Но и слова, и те, кому они принадлежат, только благодаря языку, вечно живущему, становятся бессмертными…
Русский язык – герой нашего времени? Этот вопрос вставал перед лучшими умами во все времена, но так и не находил ответа. Презрение и восхищение всегда шли рядом с русскими историей, русской нацией, русским языком. Всегда были те, кто превозносил «русскую речь, великое русское слово», «язык, великолепный наш язык», «язык поэзии» и те, кто топтал в грязи их и ввергал в бесчестие, гонясь за изменчивой европейской модой.
Поэты и писатели всегда старались предугадать судьбу языка, думая, что сейчас вопрос о ней встал как никогда более остро. Однако время шло, эпоха одних гениев сменялась другой, а язык рос, пополнялся и жил, не только в устах народа, но и в сердцах. Так сквозь память многих поколений и тома великих русских писателей, видоизменённый, где-то осовремененный, где-то оставшийся прежним, он степенно дошел до наших дней, где вопросом о его будущем с такой же тревогой, что и их предшественники, задаются современные умы, ища ответа, которого нет, как и раньше.
Однако ни один из гениев прошлого не сталкивался с такой серьезной проблемой как эпоха глобализации, принесшая человечеству множество благ, изобретений, комфорта, но угрожающая самому дорогому, что есть у каждого народа – этническому развитию его культуры. Век прогресса решил проблему расстояний, неудобств и лишений, но вместе с тем подставил под угрозу уникальное и самобытное развитие каждой нации и сохранение величия её языка. Для русского народа после Золотого века искусства и культуры, расцвета науки вновь настал период неуважения к речи, потери литературности языка, ставшее модным и повседневным массовое заимствование иностранных слов – ужасное следствие временной раздробленности, раскола страны и мирового прогресса. Не один писатель, философ, политический деятель, ныне ушедший в прошлое, но не в забытье, сознавал такую проблему на пути безудержного движения человечества вперед. И сейчас, обращаясь к их мыслям, пришедшим к нам через века, пугает их пророческое значение, их близость к современности: «Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и – что всего обиднее – эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности» (Н.С.Лесков), «Об эпохе больше
говорят те слова, которые не употребляют, чем те, которыми злоупотребляют» (С.Е.Лец), «Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д.И.Писарев), «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» (А.И.Куприн).
«Прекрасный наш язык под пером писателей неученых и неискусных быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого», - писал А.С.Пушкин. Но такие же мысли выражали и другие писатели (М.В.Ломоносов, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь…), литературные критики (В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский), политики (В.И.Ленин. И.М.Калинин) – все они жили в разные времена, но всех их объединяла одно – любовь к своему языку и своей Родине.
Патриотизм немало значит для страны, без него страна погибнет, погребя с собой и мысли её великих деятелей, и тысячелетнюю историю, и будущее людей, живущих в ней. Патриотизм есть любовь и уважение к своему языку. Вот почему так важно для России его возрождение. Русский язык всегда был, есть и останется героем. Но НАШЕГО ли времени? – вот в чем вопрос. Русский человек должен осознать это, ибо справедливо изречение древних греков – «Mors et vita in minibus linguae» («Жизнь и смерть во власти языка»). И время, и народ…
Предварительный просмотр:
http://www.edu54.ru/node/272508
Русский язык идет к своему бесславному концу?
Прием творческих работ на областной конкурс «Русский язык – герой нашего времени» продолжается. Мы, как обычно, хотим показать читателям избранные размышления участников конкурса. Даже в стихах…
Поскольку конкурс проводится в рамках образовательно-просветительского проекта «…Больше, чем поэты» – к юбилеям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, – то и в присланных сочинениях присутствуют герои произведений обоих наших гениев. Иногда – в весьма неожиданном контексте.
Вот как тревожится Мария Журова, ученица 10 «В» Лицея информационных технологий:
«Можно ли отождествлять русский язык с человеком, Григорием Печориным? Этот персонаж назван самим создателем, Лермонтовым, «героем своего времени». Как известно, он являлся героем «переходного» времени, представителем дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов, одаренным и глубоким человеком, вынужденным жить в годы николаевской реакции.
Существует мнение, что он родился не в свое время, как и многие умные и талантливые люди той эпохи. На мой взгляд, аналогия между Печориным и русским языком очевидна: как страдал Печорин, так терпит невзгоды и наш язык – на перепутье, на изломе эпох, среди непонимающих, среди утративших способность к высоким чувствам и помыслам. Сейчас мир меняется еще быстрее, чем двести лет назад, и приспосабливаться к нему все сложнее. Как и Григорий Печорин, русский язык идет к своему бесславному концу, и чтобы предотвратить его, необходимо возродить лермонтовскую эпоху литературы, привить новому поколению любовь к Пушкину, доказать самим себе, что наш язык, прежде всего, – наша гордость и краса, утратить которую – страшно и просто недопустимо».
От всей души надеемся, что русский язык не пропадет, во многом – благодаря думающим, неравнодушным юным и взрослым людям…
Ольга Юрьевна Трущук, ведущий библиотекарь (Библиотека-клуб имени Н.Н. Носова), представила стихотворные размышления о «Сказке о царе Салтане». Здесь в качестве героев и уникальная пушкинская рифма, и фантастические образы Врубеля:
…«О царе Салтане» сказка
Дарит образ нам прекрасный:
Чудо-дева, чудо-диво,
Что когда-то вдохновило
Живописца давних лет
На чудеснейший портрет.
Вы вглядитесь в полотно:
Существо тут не одно!
Где тут лебедь, где тут дева? –
Море – справа; перья – слева…
Появляется царевна
Будто из жемчужной пены.
Взгляд пронзительно-печален.
Ай да Врубель! Гениален!
Эстафету подхватил,
Чудо – в красках воплотил.
Что ж, по древу растекаться
Хватит, нам пора прощаться…
… Потеряли вы терпенье?..
«Ай да Пушкин! Трижды гений!» –
Скажем мы в культуры год…
А засим – закроем рот».
…Как думаете, легко писать о гениях?
Напомним, что работы на конкурс предоставляются до 15 мая в электронном виде на адрес ludmila.monakhova@gmail.com с пометкой – конкурс «Русский язык – герой нашего времени».
Организовали конкурс Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово», комиссия по сохранению культурного наследия, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан Общественной палаты Новосибирской области, Центр русского языка Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Большинство конкурсных материалов мы разместим на нашем портале в июне, после Дня русского языка.
Вера Владимирова, отдел информации ОблЦИТ