Школа мяча

Решетняк Светлана Ивановна

Технология Н.И. Николаевой Школа мяча"

Презентация "Что это за мяч?"

Методика обучения упражнениям с мячом в младшем и среднем дошкольном возрасте

Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста

Подвижные игры с мячом для старших дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОСОБИЕ для детей старшего дошкольного возраста «Что это за мяч?»

Слайд 2

Цели: Формировать у детей интерес к спортивным играм с мячом. Закрепить знание детьми названий спортивных игр с мячом и спортсменов, играющих в них; название мяча в этой игре.

Слайд 3

Назови игру и спортсмена, который в ней участвует.

Слайд 4

Футбол Игрок-футболист

Слайд 5

Баскетбол Игрок-баскетболист

Слайд 6

Волейбол Игрок-волейболист

Слайд 7

Хоккей Игрок-хоккеист

Слайд 8

Теннис Игрок-теннисист

Слайд 9

Как называется мяч, которым играет спортсмен?

Слайд 10

Футбольный

Слайд 11

Волейбольный

Слайд 12

Шайба и клюшка

Слайд 13

Баскетбольный

Слайд 14

Теннисный


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры с мячом

Играй, играй, мяч не теряй

Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать качества мяча: вес, упругость и др. Формировать умения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.

Описание игры.  Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала инструктора все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.

Вариант.  После сигнала инструктора все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.

Методические указания.  Инструктор называет движения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например. Вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в стену, вверх, вниз и т. д.

Сделай фигуру

Задачи.  Учить детей слушать сигнал, не бросать мяч после него. Формировать навыки действия с мячом, воспитывать умение поделиться мячом с товарищем.

Описание игры.  Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если инструктор говорит: «День!», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит: «Ночь!», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определённую позу и не шевелиться. Зашевелившийся ребёнок получает штрафное очко. Выигрывают дети, не получившие штрафных очков.

Вызови по имени

Задачи.  Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, умение согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

Описание игры. Дети делятся на 4-5 групп и образует круги. В центре каждого круга – ребёнок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и тоже вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

Методические указания.  Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

Игры с передачей и ловлей мяча

10 передач

Задачи.  Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умения согласовывать умения с товарищами. Воспитывать справедливость и стремление помочь товарищу правильно выполнить движения. Описание игры.  Дети становятся парами на расстоянии 2-м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч на пол.

Вариант.  Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигрывают те дети, которые дольше удерживают мяч.

Методические указания.  Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнёру на уровне груди.

Мяч водящему

Задачи.  Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры.  Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5м. В центре каждого круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх.  Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант.  Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

Гонка мячей по кругу

Задачи.  Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами в игре.

Описание игры.  Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

Поймай мяч

Задачи.  Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умение прийти на помощь товарищу.

Описание игры.  Дети делятся по трое.  Двое из них становятся друг против друга на расстоянии 3-4м и перебрасывают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удаётся, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания.  Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, например, вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

У кого меньше мячей

Задачи.  Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры.  Дети образуют две разные команды. Каждая из них берёт по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150см). Дети обеих команд после сигнала стараются перебросить  свои  мячи  на  площадку противника.   Выигрывает  команда, на    площадке

которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания.  Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Займи свободный кружок

Задачи.  Учить детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентировки на площадке. Воспитывать уважение к товарищам по игре.

Описание игры.  На полу в разных местах чертятся кружки диаметром 50см на расстоянии 1,5 -2м один от другого.  Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой.

Если водящему удаётся это сделать, инструктор даёт свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружок, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счёт не принимается.)

Методические указания. Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в неё второй мяч и второго водящего.

Варианты.

  1. Водящими выделяются двое детей.
  2. В игру вводятся несколько мячей.

Обгони мяч

Задачи.  Учить передавать, ловить мяч. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры.  Играют 2 (можно 4-6) команды. Игроки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, которые имеют мячи. После сигнала инструктора каждый водящий отдаёт мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на своё место. Получивший мяч передаёт его следующему справа и т.д. Когда первый возвращается на своё место, бежит следующий игрок. Игра заканчивается, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Подвижная цель.

Задачи.  Учить детей передавать – ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соизмерять бросок с расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг.

Методические указания. Мяч можно бросать только в ноги водящего.

Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после передачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

Успей поймать

Задачи. Учить передавать – ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры. Дети встают по кругу с водящим в середине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, он встаёт в круг, а в середину идёт тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания. Группа делится на 4-6 подгрупп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

Задачи. Учить передавать – ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность за свои действия перед коллективом.

Описание игры. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна напротив другой на расстоянии 2-3м. После сигнала водящий передаёт мяч стоящему первым в противоположной колонне ребёнку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом. Поймавший также передаёт мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант.  Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

Игры с ведением мяча

Мотоциклисты

Задачи. Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

Описание игры.  На площадке размечается дорога шириной 2-3м и длиной 4-5м. Все дети – мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дороги стоит регулировщик. Он зелёным и красным флажками регулирует движение по дороге. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведёт мяч на месте. Когда поднимается зелёный флажок, мотоциклисты могу проехать улицу без остановки – провести мяч бегом. (Движение по улице проходит в одном направлении.)

Методические указания. Через определённое время игры воспитатель подаёт сигнал, дети меняют руку.

Скажи, какой цвет

Задачи.  Учить вести мяч правой и левой рукой, приучать детей видеть площадку.

Описание игры. Все дети имеют мячи, кроме водящего, и свободно ведут их по площадке. Водящий передвигается с 2-3 флажками разных цветов. Ребёнок, около которого останавливается водящий и показывает флажок какого-либо цвета, должен, ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает водящий.

Варианты. 

                      1. Роль водящего выполняют сразу 2-3 ребёнка.

                      2. Водящий показывает палочки, а игрок должен сказать, сколько их.

Вызов по номерам

Задачи.  Учить детей вести мяч, быстро реагировать на сигналы. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры.  Дети делятся на несколько команд по 4-5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну. Перед каждой колонной расставляют по 5-6 кеглей на расстоянии 1м одна от другой. Инструктор называет номера (не по очереди) и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т.д. последнюю кеглю обегают кругом и таким же образом возвращаются обратно. Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

Вариант. Выигрывает команда, уронившая меньше булав, и быстрее закончившая игру. Ребёнок. Быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко, В конце игры выбирается команда – победитель.

Ведение мяча парами

Задача. Учить вести мяч бегом, формировать умение видеть площадку. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Описание игры. Дети делятся по двое. Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребёнок в паре – водящий, его цель – не роняя мяч. Коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удаётся, другой ребёнок становится водящим, а бывший водящий свободно ведёт мяч.

Методические указания.  После того как водящий осалил своего товарища, он должен продвинуться на 5-6 шагов вперёд и тогда другой ребёнок может его ловить.

Ловишка с мячом

Задачи.  Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения. Воспитывать честность. Справедливость в игре.

Описание игры.  Дети с мячами свободно передвигаются по площадке. Цель водящего - ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удаётся, осаленный становится водящим.

Методические указания.  Вначале роль водящего выполняет воспитатель. А в дальнейшем – ребёнок.

Эстафета с ведением мяча

Задачи.  Учить детей вести, передавать и ловить мяч. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры.  Дети делятся на команды по 5-6 игроков. Команда располагается крестообразно, вокруг неё чертится круг. Воспитатель указывает направление передвижения. После сигнала первый ребёнок из команды ведёт мяч по кругу, возвращается на своё место и передаёт мяч следующему игроку, а сам становится в конец. Побеждает команда. Первая закончившая ведение мяча.

Варианты. 

1. Игроки рассчитываются по номерам, их вызывает инструктор.  

2. Сначала ребёнок ведёт мяч к корзине, бросает его в корзину, затем обводит его по кругу и передаёт следующему игроку команды.

Игры с бросками мяча в корзину

Пять бросков

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений. Воспитывать честность. Справедливость.

Описание игры.  10-12 детей располагаются на расстоянии 1.2 – 2м от корзины. По сигналу инструктора все бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадёт 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

Бросание мяча в парах

Задачи.  Учить бросать мяч в корзину, сочетать ловлю и броски мяча. Закреплять умение совместно играть с мячом.

Описание игры. Дети становятся парами, у каждой пары один мяч. Один ребёнок из каждой пары становится под корзину, чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся друг за другом на расстоянии 2 м от корзины. После сигнала инструктора они бросают каждый свой мяч (по 5 раз), затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.

Методические указания.  Ловить мяч после броска и передавать его можно только своей паре.

Метко в корзину

Задачи.  Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. Воспитывать ответственность и выдержку.

Описание игры.  Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в середине её на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу инструктора каждый ведёт мяч к щиту, останавливается, бросает мяч двумя руками от груди, ловит и передаёт его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Попавший в корзину повторяет бросок.

Чья команда больше

Задачи.  Учить метко бросать мяч в корзину. Развивать способность согласовывать свои действия с действиями товарищей, воспитывать ответственность и организованность.

Описание игры. Дети делятся на команды по 4-5 игроков. Они становятся в колонну на расстоянии 2 м от корзины. Первые в каждой колонне – с мячами. После сигнала воспитателя они бросают мячи, стараясь попасть в корзину. Каждый ловит мяч, передаёт его следующему товарищу по команде, сам обегает выставленные на площадке кегли и становится в конец колонны. То же повторяют и следующие игроки. Выигрывает та команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину.

Вариант.  После броска мяча в корзину первый игрок передаёт мяч с установленного места всем игрокам своей команды по очереди, затем становится в конец колонны. Второй игрок бросает мяч в корзину и также повторяет все действия. Игра заканчивается. Когда все дети совершают бросок в корзину.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча

Мяч ловцу

Задачи.  Учить детей применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать развитию совместных действий, воспитывать коллективизм.

Описание игры.  На площадке чертят три круга один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий – 5м. В первый круг становится ловец, второй круг свободный, в третий становятся защитники (4-6 человек); остальные – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок поля становится ловцом, ловец – защитником, один из защитников переходит к игрокам поля.

Вариант.  Выигрывает тот ловец, который через определённое время (30с – 1мин) поймал больше мячей.

Методические указания.  После того как дети усвоят правила игры, можно разделить их на несколько играющих групп и проводить игру одновременно во всех группах.

Борьба за мяч

Задачи.  Учить использовать изученные приёмы, развивать умение сочетать свои действия с действиями других игроков команды.

Описание игры.  Дети делятся на две команды (надевая отличные знаки). Каждая команда выбирает капитана.  Инструктор в центре площадки подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своим игрокам. Игроки команды, овладевшей мячом. Передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда. Сделавшая 5 передач подряд, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания.  Запрещается бежать с мячом (можно только вести). Толкать соперника.

Защита крепости

Задачи.  Учить детей рационально применять изученные действия с мячом. Развивать умения выйти на свободное место для получения мяча. Оказать помощь товарищу.

Описание игры.  На площадке чертятся два круга один в другом: первый диаметром 3м, второй – 5м. Дети делятся на две команды. В первый круг становятся 5-6 детей из одной команды, остальные распределяются за кругом. Дети другой команды занимают места во втором круге. После сигнала инструктора дети за кругом из первой команды стараются перебросить мяч товарищам в первом круге. Дети противоположной команды мешают им. Ребёнок из первого круга, поймавший мяч, переходит за круг на помощь товарищам по команде. Игра продолжается до тех пор. Пока из первого круга не будут освобождены все (не дольше 5-6мин). Потом команды меняются. Выигрывает та команда, которая быстрее сумеет освободить своих товарищей из круга.

Методические указания.  Дети могут вести. Передавать мяч, но не разрешается делать больше трёх шагов с мячом в руках.

Мяч капитану

Задачи.  Учить применять в игре разнообразные движения с мячом.  Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра, воспитывать коллективизм.

Описание игры.  Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан. Который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой – стараются его перехватить и передать своему капитану.

Методические указания.  Мяч можно вести, передавать, но нельзя бежать с ним.