Классному руководителю

Гапоненко Наталья Владимировна

Данный материал поможет организовать работу классного руководителя с детьми и  родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_teme.doc64.5 КБ
Файл rol_domashnego_zadaniya.docx13.59 КБ
Microsoft Office document icon test_dlya_roditeley.doc26 КБ
Microsoft Office document icon kharakteristika.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon anketa_1.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме
"О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника"

(6 класс)

Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила,

добытые чужим пониманием,

но способность правильно пользоваться ими

разовьет только домашний самостоятельный труд.

                                      Иммануил Кант

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными,

они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н.Г. Чернышевский

Задачи собрания:

1.      Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

2.      Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:

1.      Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.

2.      Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

3.      Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

ХОД СОБРАНИЯ

  1. Вступительное слово классного руководителя

Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»? Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Домашнее задание выполняет различные функции. 

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Главное назначение домашнего задания:

·           воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

·           овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

·           формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

·           формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

  1. Результаты анкетирования

Проблема глазами учеников  / Анкета для учащихся:

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.     Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий? ______

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Памятка для ученика     Как готовить домашние задания

1.      Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

2.      Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

3.      Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

4.      Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

5.      Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

6.      Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7.      Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

8.      Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9.      Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

10. Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

15. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20. Составляй план устного ответа и проверяй себя.

На заметку родителям

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

  1. В заключение хочется добавить, любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Решение родительского собрания

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.



Предварительный просмотр:

Роль домашнего задания

 Анкетирование   Ф.И. ________________________________________________________

  1. Как ты относишься к необходимости выполнения домашних заданий?____________________
  2. Всегда ли ты выполняешь Д/З?______________________________________________________
  3. Сколько времени ты тратишь на подготовку Д/З?______________________________________
  4. Какие трудности ты испытываешь при выполнении Д/З?_______________________________
  5. Используешь ли ты  Интернет для подготовки Д/З? ____________________________________
  6. По каким предметам выполнение Д/З является для тебя наиболее трудным? ______________
  7. Не вызывает затруднений?_______________________________________________________
  8. Кто помогает тебе дома, если ты испытываешь трудности в выполнении Д/З? ______________
  9. Обращаешься ли ты за помощью к своим друзьям при подготовки Д/З?___________________
  10. Приходилось ли тебе списывать Д/З у своих товарищей?________________________________
  11. Ругают ли тебя родители за то, что ты не выполнил Д/З и получил отрицательную отметку?________________________________________________________________________
  12. Твои предложения  по подготовке Д/З? _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Роль домашнего задания

 Анкетирование   Ф.И. ________________________________________________________

  1. Как ты относишься к необходимости выполнения домашних заданий?____________________
  2. Всегда ли ты выполняешь Д/З?______________________________________________________
  3. Сколько времени ты тратишь на подготовку Д/З?______________________________________
  4. Какие трудности ты испытываешь при выполнении Д/З?_______________________________
  5. Используешь ли ты  Интернет для подготовки Д/З? ____________________________________
  6. По каким предметам выполнение Д/З является для тебя наиболее трудным? ______________
  7. Не вызывает затруднений?_______________________________________________________
  8. Кто помогает тебе дома, если ты испытываешь трудности в выполнении Д/З? ______________
  9. Обращаешься ли ты за помощью к своим друзьям при подготовки Д/З?___________________
  10. Приходилось ли тебе списывать Д/З у своих товарищей?________________________________
  11. Ругают ли тебя родители за то, что ты не выполнил Д/З и получил отрицательную отметку?________________________________________________________________________
  12. Твои предложения  по подготовке Д/З? _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________Роль домашнего задания

 Анкетирование   Ф.И. ________________________________________________________

  1. Как ты относишься к необходимости выполнения домашних заданий?____________________
  2. Всегда ли ты выполняешь Д/З?______________________________________________________
  3. Сколько времени ты тратишь на подготовку Д/З?______________________________________
  4. Какие трудности ты испытываешь при выполнении Д/З?_______________________________
  5. Используешь ли ты  Интернет для подготовки Д/З? ____________________________________
  6. По каким предметам выполнение Д/З является для тебя наиболее трудным? ______________
  7. Не вызывает затруднений?_______________________________________________________
  8. Кто помогает тебе дома, если ты испытываешь трудности в выполнении Д/З? ______________
  9. Обращаешься ли ты за помощью к своим друзьям при подготовки Д/З?___________________
  10. Приходилось ли тебе списывать Д/З у своих товарищей?________________________________
  11. Ругают ли тебя родители за то, что ты не выполнил Д/З и получил отрицательную отметку?________________________________________________________________________
  12. Твои предложения  по подготовке Д/З? _____________________________________________


Предварительный просмотр:

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов, поставив рядом с ним любой знак.
Можете ли Вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок сына (дочери) вывел Вас из себя:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребёнка:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Поверить хотя бы на минуту, что Вы — добрая фея (прекрасный принц):

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Не прореагировать, если кто-то из Ваших детей ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

        •        Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть:

а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.


Обработка результатов:
Ответ а) — 3 балла;
Ответ б) — 2 балла;
Ответ в) — 1 балл.
От 30 до 39 баллов:
ребёнок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линиии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
От 16 до 30 баллов: забота о ребёнке для Вас — вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число баллов менее 16: У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания помочь своему ребёнку стать личностью, а  возможно, и того, и другого. Советуем обратиться за помощью к специалистам (педагогам и психологам), познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению характеристики ученика

        Характеристика на ученика составляется классным руководителем, представителем администрации. Составитель  ставит под ней свою подпись и приносит ее на утверждение руководителю учреждения, который в случае согласия также ее подписывает. Характеристика заверяется печатью.

Характеристика

___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

учении____ __________________ класса

__________________________________

(полное наименование учреждения)

___________________________________

___________________ года рождения, проживающего по адресу:

___________________________________ ___________________________________

Тел. _______________________________

____________________________________________ поступил в _______ класс в

(Фамилия, имя)

_____году ___________________________________________________________

(из детского сада, школы)

__________________________________________________________________

(уровень физического развития, группа здоровья, физкультурная группа)

________________________________________________________________________________________________

(воспитывается в полной, неполной семье, взаимоотношения в семье, отношение к воспитанию ребенка)

________________________________________________________________________________________________

(отношение к школе, уровень сформированности учебной мотивации, наличие интереса)

________________________________________________________________________________________________

(уровень сформированности навыков в различных видах деятельности: учебной, досуговой, спортивной,

________________________________________________________________________________________________

трудовой и др.)

________________________________________________________________________________________________

Умение планировать работу, выделять главное, делать обобщения, выводы, осуществлять самоконтроль

________________________________________________________________________________________________

(внимательность, сосредоточенность), уровень настойчивости в деятельности (достижение поставленных

________________________________________________________________________________________________

целей,

________________________________________________________________________________________________

(стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в личном поведении,

________________________________________________________________________________________________

собранность, организованность)

________________________________________________________________________________________________

(ведущие интересы и склонности, увлеченность каким-либо предметом, кружком, секцией, коллективным

________________________________________________________________________________________________

творческим делом,

________________________________________________________________________________________________

успехи в школьной, общешкольной, внешкольной деятельности)

_______________________________________________________________________________________________

(культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов,

________________________________________________________________________________________________

умение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.

________________________________________________________________________________________________

Наличие художественных способностей, их проявления в школьной жизни)

________________________________________________________________________________________________

(общественная и трудовая активность, инициативность, наличие стремления добровольно включаться в

________________________________________________________________________________________________

общественные дела)

________________________________________________________________________________________________

(нравственное состояние: сформированность чувства коллективизма, товарищества, гуманизма,

________________________________________________________________________________________________

сознательной дисциплины, наличие или отсутствие нарушений, забота об общественном состоянии,

________________________________________________________________________________________________

степень развитости чувства долга, честность, порядочность)

________________________________________________________________________________________________

(межличностные отношения, общение: вежливость, отзывчивость, доброжелательность, справедливость,

________________________________________________________________________________________________

требовательность, обязательность, коллективизм, место в коллективе)

________________________________________________________________________________________________

(выводы и рекомендации)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директор школы           ________             _____________________

(подпись)               (расшифровка подписи)

Классный руководитель  ________      ___________________

(подпись)               (расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

«КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ВОСПИТАННИКА»

1.С каким настроением ты идешь в школу? 
-с радостью
-с привычным равнодушием
-с предчувствием неприятностей
-скорей бы все это кончилось

2.Бывают ли у тебя в школе неприятности?

-часто
-редко
-никогда

3.Если бывают, то от кого они исходят?
-от учителей-предметников
-от классного руководителя
-от учеников вашего или другого класса

4.Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
-часто
-редко
-никогда

5.Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель?
-контроль за успеваемостью и дисциплиной
-вторая мама
-организатор досуга -помощник ребят в трудных обстоятельствах
-старший товарищ
-другое

6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
-хвалить
-подбадривать
-делать замечания
-ругать
-жаловаться родителям
-быть вечно недовольным
-другое

7.Тебе хотелось бы от него перенять:
-великодушный характер
-манеру поведения
-умение всегда хорошо выглядеть
-разносторонние знания
-другое

8.Ты считаешь, что твой класс: 
-сплочен и дружен
-разбит на группы
-каждый живет сам по себе

9.Какие классные мероприятия тебе запомнились?

10.Какие темы классных часов тебя заинтересовали?

11.Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?