Литература

Гапоненко Наталья Владимировна

Урок по повести А. Грина "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.grin_alye_parusa.doc50.5 КБ
Файл alye_parusa.pptx2.51 МБ
Microsoft Office document icon viktorina_po_povesti_grina._alye_parusa.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема " Делать чудеса своими руками"

(по повести А.Грина  "Алые паруса")

Задачи:

познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведении сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

Цель урока: помочь учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развитие чувства прекрасного в человеке.

Словарь урока: феерия, романтическое произведение, человек-романтик.

Ход урока

В ходе урока используются эпиграфы:

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах.

Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества,

о вечном поиске понимания и добра”

В.Амлинский

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”

…когда душа таит зерно
Пламенного растения- чуда,
Сделай ему это чудо, если ты в состоянии…

А. Грин

1. Рассказ о Грине.  (Индивидуальное задание).

2. Слово учителя. Время идёт, книги Грина не забывают. В океане литературы не меркнет отблеск алых парусов. Послушайте, как волшебно, сказочно звучат слова: не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая. Корабль пройдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. Зачем вы приехали? Кого вы ищете? - спросят люди на берегу. Тогда все увидят храброго красивого принца. Он будет стоять и протягивать к Ассоль руки. “Здравствуй, Ассоль! - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали. Он посадит Ассоль в лодку, привезёт на корабль, и она уедет навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить её с приездом.

Учитель обращается к классу: убедились в том, что сказочно, волшебно звучат эти строчки? Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это сказка о современной действительности. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексу произведения “Алые паруса”.

3. Работа по теории литературы:

ФЕЕРИЯ [«ее» произносится как один полудолгий слог], –и, ж.

1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.).

2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего леса.

|         прил. феерический, –ая, –ое (к 1 знач.). Феерические эффекты.

РОМАНТИЧНЫЙ, –ая, –ое; –чен, –чна. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный. Романтичное настроение.

 Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).

РОМАНТИК, –а, м.

1. Последователь романтизма (в 1 и 2 знач.).

2. Человек, склонный к романтизму (в 3 знач.).

3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.

4. Вопросы:

- Найти сказочное и реальное в повести;

- Почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?

- Ваше понимание сказочного и реального.

- Что такое феерия?

- Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

АССОЛЬ

- Почему Ассоль растет без подруг?

- Почему умерла мать Ассоль?

- Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

-Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали. Опишите город (деревушку), в котором жила Ассоль. (Мрачные люди живут в этом городе, злых много, но есть и добрые (угольщик Лонгрен - отец девочки). Город, где не поют песен. Не любят людей.)

-Что помогло девочке остаться доброй, мечтательной натурой? (отец)

-Вспомним любимое занятие Ассоль.

-А какое чувство возникло у Ассоль от яхты, сделанной Лонгеном? (У Ассоль возникло чувство восхищения от яхты, сделанной Лонгреном. “Пламенный, весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь”.)

Учитель. Маленький кораблик превратится в большой чудесный корабль! Ассоль так и засыпала на груди отца и снились ей чудесные сны. Немного пофантазируем. Опишите один из таких чудесных снов Ассоль. Что могла видеть девочка во сне?  (Ученики делятся впечатлениями.)

-Какие качества героини подчеркивает автор?

- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?  На что обращает особое внимание автор в описании девочки?

 ЭГЛЬ

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку?

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

 -Эгль - известный собиратель песен, легенд, преданий, сказок. Какое влияние оказал этот человек на всю дальнейшую жизнь девочки? ( Он укрепил в сознании девочки веру в мечту, которая обязательно сбудется.)

- Как он разговаривает с девочкой?  ( “Мне хочется поговорить с тобой по душе”).

- Разговор по душам. Как важен этот разговор по душам для девочки.

- Почему девочка поверила старику?

ГРЭЙ

Учитель. Этого героя зовут Грей. Он родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире возвышалась над всем фигура капитана. У него была своя мечта. Он жадно читал книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.  Представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность заняли главное место в блистающем сознании Грея. Почему мечта Грея осуществилась, превратилась в действительность?   Прошло мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мечты. То был “Секрет” - новая мечта Грея.

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

- Почему Грэй решает стать капитаном?

- Случайно ли название шхуны “Секрет”?

-  Что думают о своём капитане моряки?  (Не такой как все. Дельный! Загвозистый! )

- В чем секрет Грэя?

- Учитель.  Такие люди, как Ассоль и Грей,  должны были встретиться. Как же произошла их встреча? Расскажите.

Учитель. И мечта Ассоль сбылась. Корабль её мечты скоро приплывёт к ней. А пока Грей занят подготовкой. Почему именно алый цвет выбирает Грей для парусов?

-  И вот уже наяву видит девочка алые паруса. Какие чувства испытывает она в эти минуты?

Учитель. (Вывод) Пусть не было Каперны, не было Грея и Ассоли, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты. Грин уверял, что этот корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз он идёт именно к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты. Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

Если же вы не видите, значит, вы не умеете мечтать, значит, вы скучный, серый человек. И корабль с алыми парусами к вам никогда к вам не приплывёт.

Вот и подходит к концу наш разговор об этой удивительной книге, её замечательных героях. Я не хочу оценить его и ваши ответы математически, по пятибалльной системе. Пусть каждый поставит себе отметку сам! Оценка ваша пусть продемонстрирует то из трёх желаний, которое вы выберете:

1. материальное                                       2. для души                       3. для других людей

Далее идёт обсуждение желаний.

5. Рефлексия. Составить синквейн "Грэй" - девочки, "Ассоль" - мальчики

Домашнее задание. Написать сочинение « Мечта моей жизни».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Викторина по повести    А.Грина «Алые паруса»   8 класс

  1. Как  А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)
  2. Как звали жену Лонгрена? (Мери)
  3. Где развиваются события повести ? ( На берегу моря, в Каперне)
  4.  «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»
  5. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу )
  6. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)
  7. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)
  8. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).
  9. А что же произойдет однажды утром ? ( «…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)
  10. Как звали Грея? (Артур)
  11. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)
  12.  «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)
  13. Продолжите фразу : « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…»)
  14. Как назывался новый корабль Грея ?( «Секрет»)
  15. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?  (Спящую Ассоль).
  16. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)
  17. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)
  18.  «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)
  19. Сколько метров алой материи купил Грей ? (Две тысячи метров.)
  20.  О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)
  21. Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)
  22. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина.( «…о счастье.»)