Учитель года 2025
Материалы созданы в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года 2025"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация
Урок в 7 классе «Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права» по учебно-методическому комплексу «Обществознание» Боголюбова Л.Н. знакомит учащихся с понятием, содержанием и структурой конституции, а также с правами человека, закрепленными в данном документе.
Рассчитан, именно, на возраст 13-14 лет, так как именно в 7 классе на уроках обществознания ребята впервые знакомятся с Конституцией РФ и формируют понимание важности данного документа для каждого гражданина Российской Федерации.
Урок запланирован в соответствии с ФГОС и проводится в 3 четверти.
Урок на конкурс «Учитель года 2025» проводится в рамках 35 минут.
Организация учебного пространства и формы деятельности учащихся на уроке простроены с учетом психо-возрастных особенностей.
Урок обществознания в 7 классе
Тема урока: «Конституция Российской Федерации – Основной закон. Система права».
Цели урока:
- Расширение правовых знаний обучающихся о Конституции РФ, о правах, обязанностях, свободах граждан РФ;
- Воспитание у обучающихся уважительного отношения к Конституции – основному закону нашей страны, чувства патриотизма к своей Родине.
- Развитие умений коллективной работы обучающихся, умений работать в команде при составлении и защите проектов.
Задачи:
Образовательные (учащиеся должны знать):
- знать понятие «Конституция»;
- дату создания Конституции РФ;
- признаки Конституции РФ
- структуру и содержание Конституции;
- права, свободы и обязанности гражданина РФ.
Развивающие (учащиеся должны развивать):
- навыки работы с документами;
- умения творчески применять полученные знания;
- навыки самостоятельной, групповой работы;
- умение оценивать себя и свою деятельность;
Воспитательные:
- формирование чувства патриотизма и уважения к своей Родине;
- формирование основы правовой культуры;
- формирование грамотности, культуры речи, общения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Методы: частично-поисковый, проектный.
Технологии: критического мышления, проблемное обучение, проектная работа.
Форма организации взаимодействия на уроке:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Видеопанель, на доске портреты выдающихся деятелей с высказываниями о законе, конституции, праве, на партах брошюры «Конституция РФ» и рабочие материалы для проектов, на партах магнитные панели для размещения проектов, на учительском столе «черный ящик» с «Конституцией РФ» внутри.
Контролируемые умения:
- Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности
- Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Планируемые результаты
Личностные результаты:
усвоение ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- формирование межпредметных понятий.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владеть культурой активного использования информации.
Предметные результаты:
- определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении разноуровневых заданий;
- знать структуру конституции РФ;
- описывать значение Конституции РФ как основного закона государства;
- уметь называть основные права и свободы, обязанности человека и гражданина.
Функциональная грамотность:
- Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
- Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
Блочно-модульное описание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Хронометраж |
| - Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок, так как проведет его для вас незнакомый учитель. Поэтому первое, что мы сделаем – познакомимся. Меня зовут Елена Валерьевна, кто не запомнит, увидит мое имя на бейджике. Ваши имена я тоже вижу на бейджиках. Итак, приятно познакомиться!
Спасибо. - В остальном наш урок будет обычным. Вы пришли получить путь к знаниям, я осветить вам этот путь и уберечь от неверных дорог. - Ребята, вы волнуетесь? - А я очень волнуюсь, поэтому прошу взяться за ручки, создать ресурсный круг и обменяться энергией, вы мне энергию спокойствия, я вам энергию знаний. | Дети выполняют шаблонные действия. Дети отвечают Все вместе взялись за руки для энергетического обмена. | |
Целеполагание | - Сегодняшний урок необычен еще и тем, что он пройдет в нестандартной для урока форме. У нас сегодня будет урок-экспедиция. Научная экспедиция предполагает отправление группы учёных в путешествие в определённое место с целью проведения исследований, чтобы получить новые знания. Мы с вами сегодня научные исследователи. И пусть мы не совершим открытий значимых для человечества, но мы откроем для самих себя новые знания. - Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Какова тема нашей экспедиции? - Отгадка на поставленный вопрос находится в Чёрном ящике. На основании знаний предыдущих уроков давайте попробуем определить тему. Но для начала в качестве подсказки послушаем, что об этом говорят младшие школьники. «Устами младенца» - видеофрагмент. - Молодцы, ребята! Верно, тема наша связана с Конституцией РФ, и она будет звучать следующим образом: «Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права». (Тема на слайде и открыть тему на доске) - Ребята, вы уже знаете много о Конституции РФ, но, конечно же, вы владеете далеко не всей информацией. Как вы думаете какие цели сегодняшнего урока? - Все правильно, друзья. Посмотрите на слайд. Именно эти цели вы и назвали. Я их немного преобразовала и получилось следующее: Цели урока на слайде:
определить, какая глава Конституции РФ стоит на защите прав и свобод человека и гражданина Просмотр видеоурока РЭШ по времени 0:45 – 1:35 - Что нового узнали о Конституции? После ответа детей. Информация на слайде. - Все верно, ребята, наша Конституция родилась 12 декабря 1993 года.
Дети со стульями переходят за рабочие столы. На столах расположены раздаточные материалы. | Дети предполагают, что в Чёрном ящике, какой может быть тема урока. Ответы детей Ответы детей.
Ответы детей. (История конституции; 12 декабря) Дети со стульями переходят за рабочие столы | |
Работа с терминами и понятиями Работа с документом | - Ребята, на ваших столах расположены рабочие материалы и памятки для работы. Внимательно изучите их. И, следуя моим инструкциям, двинемся дальше.
- Расположите найденное слово и его определение на магнитную доску. Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Референдум - всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Преамбула - вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта. - После всех выступлений в рабочей карточке соотнести верные понятия. Работаем в группах. - Ребята, а теперь переходим к работе с документом. У каждого из вас на столе лежит Основной закон государства – Конституция РФ. - Работаем в группах. Красные - количество разделов в Конституции РФ Синие – количество глав Белые – количество статей. После обсуждения появляется запись в рабочем листе: Структура документа
- Конституцию РФ можно представить в виде многоквартирного девятиэтажного дома. Вход – это преамбула, этажи – это главы. - Теперь каждый в группе дайте имена этажам. - Ребята, теперь вы знаете название глав Конституции РФ и можете определить какая из них будет больше всего защищать нас с вами простых обывателей, граждан своей страны? - Да, ребята, это глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статьи с 17 по 64. - Для вас еще одна работа. На этот раз каждая группа будет искать в тексте Второй главы Конституции права, свободы и обязанности. Группа красного цвета найдет и разместит на планшете основные права человека. Группа Синего цвета – свободы. Группа белого цвета – обязанности. Свобода — это возможность выбора, возможность действовать в соответствии со своим мировоззрением, внутренними убеждениями. Право — это система общеобязательных, формально определённых правил поведения, Возможность поступать определённым образом Обязанность — это круг действий, возложенных на человека или организацию и подлежащих безусловному выполнению -Ребята, спикеры групп выходят к доске и поясняют, какие права, свободы и обязанности выделили их группы и почему. - Давайте определим какое из высказываний к какой из статей можно отнести? - Как вы считаете, все ли теперь вы знаете по Конституцию РФ? Безусловно Конституция, несмотря на свой не очень объемный вид является самым главным нормативно правовым актом в нашей стране. Любой нормативно-правовой акт обязателен к исполнению, но Конституция имеет верховенство над всеми другими нормативно-правовыми актами. Разбор схемы Нормативно-правовые акты. | Ответы спикеров групп Соотносят понятия и их определения в рабочем листе Выстраивают структуру в рабочем листе Совместная работа класса на общей магнитной доске Ответы детей. Дети объясняют | |
| Работа в рабочем листе. | ||
Если успеем, можно разобрать притчу или составить синквейн. | |||
| Ребята, в качестве домашнего задания попрошу вас, привлекая обществоведческие знания, ваш рабочий лист, параграф учебника 11, составить краткое сообщение (5-7 предложений) со следующими словами и фразами: Конституция РФ, права человека и гражданина, преамбула, основной закон государства, президент, народ, референдум, демократия. | ||
| Ребята, скажите, пожалуйста, достигли мы поставленных вначале урока целей? | ||
Есть закон один для всех, |
Предварительный просмотр:
КОНСТИТУЦИЯ РФ Конституция — это единственное спасение. (Б. Акунин) | День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года, согласно Указам Президента России, день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция, действующая сегодня в России, построена на принципах демократии, суверенитета и свободы. ОНА ПРИЗВАНА ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ. Урок обществознания 18 февраля 2025 Учитель Сорокина Елена Валерьевна | КОНСТИТУЦИЯ РФ Конституция — это единственное спасение. (Б. Акунин) | День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря. В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. С 1994 года, согласно Указам Президента России, день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция, действующая сегодня в России, построена на принципах демократии, суверенитета и свободы. ОНА ПРИЗВАНА ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ. Урок обществознания 18 февраля 2025 Учитель Сорокина Елена Валерьевна |
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская – мое педагогическое кредо
Сократические беседы
Видеофрагмент «Есть такая профессия Родину защищать!»
- Добрый день, уважаемые коллеги, гости, члены жюри, друзья!
Я, Сорокина Елена Валерьевна – учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ульяновской средней школы. В руках у меня коробочка, которую я назвала «Грани таланта». Но обо всем по порядку.
- Почему я начала рассказ о себе с отрывка из фильма «Офицеры»?
Возможно, потому что это мой любимый фильм; возможно, потому что в нём звучат очень правильные слова. Особенно этот момент! Вы помните?
Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой.
И глаза молодых ребят,
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Не солгать, не обмануть,
Ни с пути свернуть!
- Сейчас появляются новые герои – герои современности! Не зря 2025 год был объявлен годом Защитника Отечества! Поэтому и начала я свое выступление с этого фрагмента.
- Вижу ваш любопытствующий взгляд. Какое это имеет отношение ко мне? Непосредственное!
Я – УЧИТЕЛЬ! Это первая грань моего кредо. И непросто учитель, а учитель истории и обществознания! Цель всей моей педагогической деятельности – формирование гражданской идентичности ученика. Моя основная задача -воспитывать Защитников Отечества, истинных граждан и патриотов страны.
- Почему я умею воспитывать граждан-патриотов?
-В первую очередь, потому что Я-ГРАЖДАНИН! И не от слова гражданство, а от того, что я совершаю гражданские поступки – не для похвальбы ради, а от чистого сердечного побуждения. Я принимаю активное участие в волонтерском движении «Лукоянов: своих не бросаем». С ребятами моего 7-б и их родителями мы участвуем в сборе посылок бойцам, посещаем волонтерский клуб «Волна», где плетем защитные сети, пишем воодушевляющие строки солдатам.
- Откуда это у меня? У меня тоже есть учителя, одним из которых является моя пожилая мама. В своем возрасте 70+ она тоже волонтер «Лукоянов: своих не бросаем»! Мама награждена именным памятным знаком «За помощь фронту». Ну как не пример для подражания!
- Наши близкие и родные чаще всего являются для нас эталоном патриотизма и заражают нас этим еще с младенчества.
Поэтому, конечно же Я -ПАТРИОТ!
- Я люблю свою страну, землю свою люблю, край свой Лукояновский и считаю, что права пословица «Где родился, там и пригодился!». Поэтому моё место здесь – в этом городе, где я родилась и состоялась как личность; в этой школе, выпускницей которой и являюсь. Я - Патриот, потому что искренне люблю и почитаю память своих предков, проливавших кровь на войне за моё вчерашнее детство счастливое, за мое сегодня, за потомков моих. Я привязана корнями к этой земле!
- Чему и как я учу детей, воспитывая в них чувства гражданственности и патриотизма?
- Вы знаете, интересный вопрос. В моей практике есть несколько действенных приемов, которые помогают решить мне поставленные задачи:
- Один из приёмов я назвала «делай как я». В первую очередь это личный пример, личное участие. И не просто участие, а активное и деятельностное. Кто-то скажет, что что это безумие. А я скажу, что почти все учителя такие. По крайней мере, в нашей школе точно! Не могу не согласиться с турецким поэтом и общественным деятелем Назымом Хикметом, который сказал:
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто тогда рассеет мрак?"
Мрак невежества непатриотов, «Иванов родства непомнящих».
- Прием следующий я назвала словами И.А. Крылова «Мораль той басни такова».
- Я стараюсь каждый урок истории заканчивать моралью, как в баснях. Ведь самая главная сущность науки истории — это стать уроком для будущего. Как сказал великий Цицерон: «Хистория ест магистра вите» - «История учительница жизни».
- Еще один приём назвала словами из выше звучавшей песни «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
- Некоторые дети утверждают, что есть семьи, которых обошла Великая Отечественная война. Вот для этого я использую музейные уроки. Да, забыла сказать, я еще и педагог дополнительного образования и являюсь организатором школьного краеведческого музея «Истоки». Безусловно это помогает мне разбудить патриотический дух моих учеников. В Книгах Памяти, на Обелиске села, куда мы ходим с исследовательскими заданиями, на фотографиях погибших воинов и фронтовиков-ветеранов дети находят знакомые фамилии. А покопавшись в семейных альбомах, обнаруживают странички со своими героями. Вот тогда-то и появляются уникальные исследовательские труды детей, их родителей, их бабушек и дедушек о родословной семьи, о трудовых или боевых подвигах их предков, как в военные годы, так и после, и даже в начале 20 века.
- Вы не устали от моих сократических размышлений? Осталось совсем немного.
- Я люблю размышлять, анализировать прошедшее, прогнозировать будущее.
Я -ФИЛОСОФ!
- Мои размышления часто наводят меня на мысль-вопрос, как, собственно, и многих других философов, живших в разное историческое время, Зачем Я?
И сама себе отвечаю на вопрос – если я на своем месте, значит я НУЖНА!
Если мои уроки не пропали даром, и мои ученики становятся истинными гражданами и патриотами своей страны, значит я на своем месте.
- А есть ли истинные Граждане-Патриоты среди моих учеников, спросите вы?
- Безусловно есть и будут. Среди моих выпускников, выпускников нашей школы, школы, в которой я работала прежде, много детей, уже взрослых детей, которые стали Защитниками Родины – это военные разных родов войск, это представители правоохранительных органов, росгвардейцы, выбравшие такие опасные профессии в наше неспокойное время. Это мои девочки, ставшие врачами, которые в пандемию волонтерили, и днем и ночью спасая почти смертельных больных, вопреки угрозе жизни и здоровью. Это мальчишки моего выпуска 2020, большинство которых сейчас, получив профессию, ушли на срочную службу в вооруженные силы РФ. Это те мальчишки, которые сейчас в зоне СВО, и те, которые оставили лишь мемориалы после себя. Это мои сегодняшние ребята, которые посещают волонтерские объединения и ВПК «Тигр», это мои юные спортсмены, которые защищают честь родной школы, родного города.
- Сказать честно, я ими очень горжусь и даже учусь выдержке, стойкости духа, героизму. Как говорится в стихотворении Андрея Дементьева:
И радуюсь я всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
- Что помогает мне воспитывать таких учеников, которыми можно гордиться?
Конечно же семья! Ведь всё начинается с семьи! И я началась с семьи, и моё учительство тоже с семьи. Я из семейной династии, начавшейся еще в конце 19 века. Наш общий педагогический стаж 290 лет. И, конечно же, самыми первыми учителями для меня были они – мои близкие, моя семья.
- Мне как учителю и классному руководителю тоже повезло с семьями моих воспитанников. Ведь любовь к большому – к Отечеству, начинается с любви к малому – к семье.
- Мы в нашей школе тоже являемся большой и дружной семьей и учим детей возвращаться, учим любить близких и свою большую дружную школьную семью. А что ж еще нужно?
Ведь
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг — один
и враг — один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей — жила..
Человеку надо мало:
после грома — тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь — одну.
И смерть — одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И — межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,- немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
- И все же основная моя ипостась – УЧИТЕЛЬ!
Потому что я с уверенностью могу сказать, что лучше всего я умею сеять разумное, доброе, вечное!
- Какое же моё педагогическое кредо спросите вы?
«В делах ученика Учитель вечен»! Пока мои жизненные установки я смогу донести до своих учеников, я буду учителем!
Постскриптум:
- Пока готовилась к этой части конкурса, нашла замечательное педагогическое кредо моей коллеги: «Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня». Мне кажется, что это высказывание может быть продолжением моего педагогического кредо.
Предварительный просмотр:
Публичное выступление
Мастер-класс «Учитель-мастер»
Регламент 20 минут
Материалы для работы:
Черный ящик, бейджики – 3 шт., маркеры – 3 шт., надпись – ИМЯ, надпись
Тема «Что тебе в имени моём или как к Вам обратиться»
Выход через зал с фонариком
Под легкую музыку выход в зал с отрывком стихотворения С.Я.Маршака «Имена»
Слайд 1.
Имена, имена, имена…
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя — загадка и тайна.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь — не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
даже боль приносивших любимых…
Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя — загадка и тайна
- Добрый день, уважаемые коллеги, жюри, участники и гости конкурса. Разрешите представиться: Учитель общественных дисциплин Ульяновской средней школы Лукояновского муниципального округа Сорокина Елена Валерьевна.
- И раз уж я начала говорить о загадках и тайнах, то именно с ними я и пришла.
Слайд 2
- Друзья, вы уже наверняка догадались какова тема моего выступления?
Щёлк
- Вы, безусловны правы – это тема ИМЯ, вернее «Что тебе в имени моем или как к Вам обратиться».
Слайд 3
- А как вы думаете почему я вышла с фонарем в светлое время суток? Подсказкой пусть будет вам изображение на слайде.
Щёлк
- На картине фламандского живописца Якоба Йорданса, написанной им в 17 веке изображён философ Диоген синопский. Картина так и называется «Диоген, ищущий человека».
«Ищу человека», что более означает: «Ищу того, кто
достоин
имени
человека».
- А верный ответ на этот вопрос мы с вами найдем в конце моего мастер-класса в Черном ящике, после того как пройдем путь исследования понятия «Имя».
- Для моего мастер-класса я бы попросила выйти на сцену трех моих коллег-конкурсантов для участия в фокус-группе.
- Здравствуйте, рада, что согласились мне помочь, спасибо вам.
Слайд 4
МОЁ ИМЯ
- Задание первое – простое:
- Возьмите, пожалуйста, бейджи и маркеры и напишите на них своё имя. Напишите именно то имя, которое является для вас чаще всего употребительным. Может так называют Вас дорогие и близкие люди, дети, коллеги, ученики.
- Спасибо. Именно так я к вам и буду сегодня обращаться. Вы знаете, когда к человеку обращаются по имени, которое он лучше всего воспринимает, то и его восприятие Вас и Вашего предмета, темы тоже усиливается.
Слайд 5
- Любая наука использует специальные понятия и термины.
- А вы можете дать объяснение понятию ИМЯ?
(ответы участников)
Щёлк
- Я же взяла такое толкование этого слова:
Имя – личное название человека, даваемое при рождении. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Имя – название, наименование, слово, которым обозначают особь, личность. (Толковый словарь В.И.Даля)
Слайд 6
- Дорогие друзья, а как вы думаете, зачем человеку имя? Что значит дать ребенку имя при рождении?
(ответы участников)
Щёлк
Выделить из многих
Личное обращение
Наделить особыми качествами
Слайд 7
- Наверняка, выбирая имя, Вы или Ваши родители чем-то, безусловно руководствовались. Как вы считаете, чем руководствуются родители при выборе имени своему ребенку? От чего зависит выбор имени?
(ответы участников)
Щёлк
Звучное, красивое имя
Сочетание с фамилией и отчеством
По календарю/ святцам
Слайд 8
- Коллеги, а какие «громкие», «великие» в имена из истории нашей страны вы знаете?
(ответы участников)
- Спасибо, уважаемые участники за ваши ответы.
- А вы еще помните, как меня зовут?
(ответы участников)
- Откуда вы владеете этой информацией?
(ответы участников)
- Все верно вначале мастер-класса я представилась, то есть представила себя. А всегда ли наши представления о себе, о своем имени соответствуют тому, как нас звать-величать или как нас кличут?
Слайд 9
Видеосюжет Морозко
Слайд 10
- Какие данные мы называем, чтобы представить себя?
Фамилия, имя, отчество, наш статусный набор
(ответы участников)
- А какие данные вкладываем в наименование человека, личности?
Фамилия, имя, отчество, личные качества, физиологические качества, черты характера
- Задание второе – Разрешите представить! – групповая работа
- Уважаемая участники фокус-группы. У вас есть имя выдающегося исторического деятеля.
Залу и жюри — это имя не известно. Попробуйте найти слова, прозвища, титулы и представьте это историческое лицо. А все остальные попробуют определить о ком идет речь.
Слайд 11
Практическая работа с залом
- Коллеги, пока фокус группа выполняет практическое задание, я проведу для вас практическую работу. На слайде перед вами размещены имена и прозвища людей из разных исторических эпох, попробуйте определить по какому принципу давались следующие имена, определите время появления имени:
- Иван;
- Иоанн,
- Гертруда (Герой труда);
- Нинель (читайте наоборот
Слайд 12
- Уважаемые коллеги, вы уже готовы представить эту историческую личность?
(ответы участников)
Щёлк
Слайд 13
- Итак, звать-величать, то есть возвеличивать личность по имени.
- Какое же «Великое имя» скрылось за этим представлением?
- Уважаемый зал, члены жюри, вы уже догадались что это за историческая личность историческую личность?
Щёлк
(ответы зала)
Щёлк
ПЕТР Первый.
- Есть такая пословица «Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу».
- Если мы назвали Великую личность Петром Великим или Первым, а как бы вы назвали личность невеликую по тому же имени?
Подсказка из литературы – монолог Фамусова в известной комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».
Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем…
(ответы участников)
Щёлк
- Спасибо, помощникам, спасибо залу.
Вы все большие молодцы!
Слайд 14
- Уважаемые коллеги, мы, выбирая имя должны понимать, что это не просто слово – это наше наследство потомку. Ведь обладая именем, ребенок, человек будет обладать определенными личностными качествами вложенных в его имя.
Щёлк
Задание третье – посложнее:
- Задание фокус-группе и конечно же залу. Какими качествами обладают или могли бы обладать носители этих имен:
На слайде имена:
- Добрыня;
- Мал;
- Людмила.
(ответы участников)
Слайд 15
- Так же немаловажное значение для истории имеют прозвище.
Согласно словарю С.И. Ожегова: прозвище – это кличка, название, данное человеку окружающим коллективом, и обычно указывает на заметную черту характера, внешности, деятельности
Слайд 16
Задание четвертое (индивидуальная работа) – ответ у доски:
- Попробуем определить в связи с чем сложились такие прозвища у известных исторических деятелей:
- Василий Темный
- Иоанн Грозный
- Ярославна
Слайд 17
- Пока участники фокус-группы проводят анализ прозвищ известных в истории людей, у меня снова Практическая работа для зала.
- Выберите, пожалуйста, из списка имена, которые бы вы никогда и ни за что не выбрали для свих детей и внуков и аргументируйте свою позицию.
Имена на слайде:
- Иуда;
- Нарцисс;
- Ловелас,
- Люцифер.
- Итак, ваши имена-исключения и аргументы.
(участники отвечают)
Щёлк
-Спасибо. Такие слова называются эпонимы т.е. имена собственные ставшие именами нарицательными.
Слайд 18
- Итак, коллеги, я вижу, что вы уже готовы и рветесь в бой.
Ответы у доски.
- Василий Темный - лишен зрения 15 век – эпоха феодальной раздробленности внук Дмитрий Донского, отец Ивана Третьего, прадед Ивана Грозного
- Иоанн Грозный – 16 век за жесткий, скверный характер;
«Достоин царю грозну быти» — говорится в «Валаамской беседе» и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно, но понимать быть сильным. эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру»
- Ярославна (12 век – супруга князя Игоря Новгород-Северского, настоящее имя Евпраксия дочь Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла) Прозвище Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный. Это прозвище князь получил, вероятно, за то, что знал восемь иностранных языков и считался очень мудрым,) («Слово о полку Игореве»)
- Безусловно каждый получает отличную отметку за ответ!
Слайд 19
- Как вы считаете, почему меня учителя общественных дисциплин заинтересовала эта тема больше похожая на раздел филологии?
(ответы участников)
- ОНОМАСТИКА (от греч. ὀνομαστιϰή – искусство давать имена) (ономатология), раздел языкознания, изучающий собственные имена (онимы).
Щёлк
Ономастика содержит разделы, являющиеся вспомогательными историческими дисциплинами:
- Антропонимика (личные имена людей)
- Теонимика (имена божеств)
- Топонимика (географические названия)
- Этнонимика (названия народов)
Щёлк
Антропонимика
– раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные имена, которые может иметь человек или группа людей, изучает закономерности возникновения и развития антропонимов, их структуру, модель функционирования в обществе. К антропонимам относятся: личное имя, отчество (патроним), матроним (матчество), фамилия, псевдоним, прозвище-кличка.
- История – это наука, связанная не только с хронологией и событиями, но и с историческими именами.
- Т.е. при правильном рассмотрении Антропоним становится для ученика своего рода шпаргалкой, в хорошем смысле этого слова, разумеется.
Слайд 20
- Итак, изучая имена, можно сделать детальный анализ его имени, прозвища, патронима, матронима, псевдонима.
-Уважаемые участники фокус группы, я тоже попрошу вас сделать анализ личных имен дохристианской Руси.
Задание пятое – групповое:
- Уважаемые представители фокус-группы, пожалуйста предположите почему в дохристианской Руси детям могли дать «недобрые», «некрасивые» имена, например такие как:
Щёлк
- Некрас, Нелюба, Кручина
(ответы участников)
- Наши предки боялись сглаза, верили в колдовство и считали, если назвать ребенка красивым звучным именем, то так его можно защитить от злых духов, болезней и даже смерти.
Слайд 21
- Выше прозвучал такой термин как МАТРОНИМ или в просторечии матчество.
- Уважаемые представители фокус-группы, как вы считаете, что этот термин обозначает?
(ответы участников)
- Верно. А почему людям вместо отчеств (патронимов) давали матчества или прозвище?
(ответы участников)
- Вы молодцы. Все верно говорите, а я с вашего позволения приведу два примера:
- Олег Настасьич – сын галицкого князя Ярослава Владимировича Галицкого Осмомысла рожден от наложницы Настасьи.
- Дмитрий Марфич или Марфин сын вдовы новгородского посадника Исаака Борецкого Марфы Борецкой богатейшей новгородкой 15 в. Прославилась как организатор борьбы с Иваном 3.
Слайд 22
- Уважаемые коллеги, мы уже многое выяснили про различные формы антропонимов.
- Вопрос к фокус группе, как вы считаете бывает ли так, что есть человек, а имени нет?
(Ответы участников)
- Небольшая справка из истории, выраженная в кино.
Щёлк
Внимание на слайд. (сюжет фильма «Кровавая барыня»)
- Какие выводы можно сделать? Вы считаете, что потеря имени есть потеря права называться человеком?
(Ответы участников
Слайд 23
- В Конвенции о правах ребенка в статье 7 п.1 сказано:
- Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
- В Конституции РФ ст. 23. П.1 отмечено:
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- То есть, имя человека защищено еще и нормативно-правовыми актами. Значит оно важно и необходимо.
Слайд 24
- Но все же есть ситуации, в которых человек МОЖЕТ оказаться без ИМЕНИ.
Щёлк
- ИМЯРЕК – что это такое? Где это может встречаться?
Фрагмент стихотворения Юрия Левитанского
Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
- В славянском языке было такое слово "рекло" и обозначало оно "имя", которое давалось родителями ребенку при рождении. Поэтому процесс придания имени называют "наречением", как там пела Воронец в песне "Гляжу в озёра синие" - "...Меня здесь русским именем когда-то нарекли...".
- Таким образом «имярек» значило просто "нареченный" "получивший имя.
- Зачастую «рекло» являлось и тайным (сакральным), не называемым всуе именем. Наверное, отсюда в современном языке русском и "имярек" приобрело значение "неназываемый, неизвестный"
Щёлк
Экземплификант (экземплификатив) — конкретное понятие или имя собственное, используемое в качестве примера для обозначения неизвестного места, предмета или личности.
Слайд 25
- В рамках уроков общественных дисциплин мы проводим статистические исследования, пишем проектные работы.
- из последнего проведенного исследования родилась такая статистика по ученикам нашей школы:
Щёлк
Щёлк
Самые редкие мужские имена среди учеников – Арслан, Богдан, Эдуард, Иосиф, Ефим.
Топ самых частых мужских имен – Александр, Дмитрий, Артём, Иван, Михаил.
Самые редкие женские имена среди учениц – Руфина, Амина, Снежана, Антонина, Елена.
Топ самых частых женских имен – Анастасия, Дарья, Мария, Виктория, Софья или София.
- Мне, как учителю истории, патриоту очень отрадно, что лидируют имена знакомые мне с детства, наши уже давно ставшие русскими имена, как в той песне «Иванами да Марьями гордилась ты земля!» Значит и нам суждено гордиться ими, коли уж именами наших предков зовемся.
- Я желаю видеть своих учеников патриотами, поэтому и веду изучение истории с собственного имени, с истории своей семьи, с традиций, зародившихся в своем народе, ведь изучая Любовь к большому – к Отечеству, начинается с любви к малому – к семье, традиции, имени.
Слайд 26
- Завершая свой мастер-класс, хочу отметить, что работа не завершена. И мы с ребятами продолжаем исследования. Ведь так много еще осталось для детей неизведанного:
Отчества, псевдонимы, имена и фразеологизмы и много другое связанное с антропонимикой.
Слайд 27
- Несмотря на то, что тема по именам очень объемная, мы пришли к логическому завершению этого мастер-класса.
- Я сюда пришла с фонарем, имея в этом явный смысл.
Как вы думаете, почему? Что я искала? Что находится в Чёрном ящике?
Щёлк
- Да, я искала ИМЕНА, вернее ЛЮДЕЙ-ЛИЧНОСТЕЙ. Ведь под именем славным скрыта личность человека.
Я искала громкие имена сильных личностей, и я нашла их.
— Это вы мои дорогие смелые коллеги участники конкурса профессионального мастерства.
— Это вы – уважаемые члены жюри – мэтры своего дела!
Внимание черный ящик! Внутри находятся ваши имена, уважаемые участники конкурса, и ваши уважаемые члены жюри. Мы с детьми провели мини-исследование, кое-что узнав о ваших именах, о выдающихся людях, которые имели или имеют такие же имена как у вас и приготовили для вас информационные свитки.
Слайд 28
Наш век пройдет. Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Людей иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов.
Спасибо, что посетили мой мастер-класс














