Учитель года 2025

Сорокина  Елена Валерьевна

Предварительный просмотр:

 
Аннотация

Урок в 7 классе «Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права» по учебно-методическому комплексу «Обществознание» Боголюбова Л.Н.  знакомит учащихся с понятием, содержанием и структурой конституции, а также с правами человека, закрепленными в данном документе.

Рассчитан, именно, на возраст 13-14 лет, так как именно в 7 классе на уроках обществознания ребята впервые знакомятся с Конституцией РФ и формируют понимание важности данного документа для каждого гражданина Российской Федерации.

Урок запланирован в соответствии с ФГОС и проводится в 3 четверти.

Урок на конкурс «Учитель года 2025» проводится в рамках 35 минут.

Организация учебного пространства и формы деятельности учащихся на уроке простроены с учетом психо-возрастных особенностей.

Урок обществознания в 7 классе

Тема урока: «Конституция Российской Федерации – Основной закон. Система права».
Цели урока: 

  1. Расширение правовых знаний обучающихся о Конституции РФ, о правах, обязанностях, свободах граждан РФ;
  2. Воспитание у обучающихся уважительного отношения к Конституции – основному закону нашей страны, чувства патриотизма к своей Родине.
  3. Развитие умений коллективной работы обучающихся, умений работать в команде при составлении и защите проектов.

Задачи: 

Образовательные (учащиеся должны знать):

  • знать понятие «Конституция»;
  • дату создания Конституции РФ;
  • признаки Конституции РФ
  • структуру и содержание Конституции;
  • права, свободы и обязанности гражданина РФ.

Развивающие (учащиеся должны развивать):

  • навыки работы с документами;
  • умения творчески применять полученные знания;
  • навыки самостоятельной, групповой работы;
  • умение оценивать себя и свою деятельность;

Воспитательные:

  • формирование чувства патриотизма и уважения к своей Родине;
  • формирование основы правовой культуры;
  • формирование грамотности, культуры речи, общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Методы: частично-поисковый, проектный.

Технологии: критического мышления, проблемное обучение, проектная работа.

Форма организации взаимодействия на уроке: 

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

Видеопанель, на доске портреты выдающихся деятелей с высказываниями о законе, конституции, праве, на партах брошюры «Конституция РФ» и рабочие материалы для проектов, на партах магнитные панели для размещения проектов, на учительском столе «черный ящик» с «Конституцией РФ» внутри.

Контролируемые умения:

  1. Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности
  2. Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Планируемые результаты

Личностные результаты:

усвоение ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • формирование межпредметных понятий.
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владеть культурой активного использования информации.

Предметные результаты:

  • определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении разноуровневых заданий;
  • знать структуру конституции РФ;
  • описывать значение Конституции РФ как основного закона государства;
  • уметь называть основные права и свободы, обязанности человека и гражданина.

Функциональная грамотность:

  • Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
  • Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Блочно-модульное описание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Хронометраж

  1. Организационный этап урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок, так как проведет его для вас незнакомый учитель. Поэтому первое, что мы сделаем – познакомимся. Меня зовут Елена Валерьевна, кто не запомнит, увидит мое имя на бейджике. Ваши имена я тоже вижу на бейджиках. Итак, приятно познакомиться!


- Необычный наш урок еще и от того, что на нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их кивком головы.

Спасибо.

- В остальном наш урок будет обычным. Вы пришли получить путь к знаниям, я осветить вам этот путь и уберечь от неверных дорог.

- Ребята, вы волнуетесь?

- А я очень волнуюсь, поэтому прошу взяться за ручки, создать ресурсный круг и обменяться энергией, вы мне энергию спокойствия, я вам энергию знаний.

Дети выполняют шаблонные действия.

Дети отвечают

Все вместе взялись за руки для энергетического обмена.

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Целеполагание

- Сегодняшний урок необычен еще и тем, что он пройдет в нестандартной для урока форме. У нас сегодня будет урок-экспедиция. Научная экспедиция предполагает отправление группы учёных в путешествие в определённое место с целью проведения исследований, чтобы получить новые знания. Мы с вами сегодня научные исследователи. И пусть мы не совершим открытий значимых для человечества, но мы откроем для самих себя новые знания.

- Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?  Какова тема нашей экспедиции?

- Отгадка на поставленный вопрос находится в Чёрном ящике.  

На основании знаний предыдущих уроков давайте попробуем определить тему. Но для начала в качестве подсказки послушаем, что об этом говорят младшие школьники.

«Устами младенца» - видеофрагмент.

- Молодцы, ребята! Верно, тема наша связана с Конституцией РФ, и она будет звучать следующим образом:

 «Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права». (Тема на слайде и открыть тему на доске)

- Ребята, вы уже знаете много о Конституции РФ, но, конечно же, вы владеете далеко не всей информацией. Как вы думаете какие цели сегодняшнего урока?
Перед вами на магнитной доске слова-подсказки, которые помогут определить нам цель сегодняшнего урока.
«Конституция РФ, познакомиться, структура, документ, представление, сформировать».

- Все правильно, друзья. Посмотрите на слайд. Именно эти цели вы и назвали. Я их немного преобразовала и получилось следующее:

Цели урока на слайде: 
Цель урока:

  • продолжение формирования представления о Конституции РФ
  • Задачи:
  • узнать, как устроена Конституция РФ;
  • научиться работать с текстом конституции РФ;

определить, какая глава Конституции РФ стоит на защите прав и свобод человека и гражданина
- В качестве небольшой исторической справки об истории Конституции посмотрите видео с платформы РЭШ

Просмотр видеоурока РЭШ по времени 0:45 – 1:35

- Что нового узнали о Конституции?
- Когда мы празднуем День Рождения Конституции РФ?

После ответа детей. Информация на слайде.

- Все верно, ребята, наша Конституция родилась 12 декабря 1993 года.


- Ребята, вы еще не забыли, что у нас экспедиция, и мы должны добыть новые знания? Для более эффективной работы нам предстоит работать в группах, чтобы добыть как можно больше информации. У вас бейджики разного цвета и это неслучайно. Ребята с красным бейджиком садятся для работы за парту с красной отметкой, с синими бейджиками – за синий стол, и с белыми бейджиками за парту с белой отметкой.

Дети со стульями переходят за рабочие столы. На столах расположены раздаточные материалы.

Дети предполагают, что в Чёрном ящике, какой может быть тема урока.

Ответы детей

Ответы детей.

 

Ответы детей.

 (История конституции;

12 декабря)

Дети со стульями переходят за рабочие столы

  1. Освоение нового материала

Работа с терминами и понятиями

Работа с документом

- Ребята, на ваших столах расположены рабочие материалы и памятки для работы. Внимательно изучите их. И, следуя моим инструкциям, двинемся дальше.

- Первое задание, которое вы должны выполнить – это, работая со словарем, определить значение слова, расположенного у вас на столе. Найдите подсказку в словаре и найдите значение этого слова. Каждая группа работает со своим словом. Результат разместить на магнитную доску.


Слова для поиска:
Конституция, референдум, преамбула.

- Расположите найденное слово и его определение на магнитную доску.
- Спикер группы прочтет образованное слово вслух.

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Референдум - всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.

Преамбула - вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта.

- После всех выступлений в рабочей карточке соотнести верные понятия.

Работаем в группах.

- Ребята, а теперь переходим к работе с документом. У каждого из вас на столе лежит Основной закон государства – Конституция РФ.
Давайте все вместе попробуем определить ее структуру, то есть узнаем, как она устроена.  Для этого посмотрим на содержание Конституции и определим необходимую информацию.

- Работаем в группах.

Красные - количество разделов в Конституции РФ

Синие – количество глав

Белые – количество статей.  

После обсуждения появляется запись в рабочем листе:

Структура документа

  • преамбула – вводная часть
  • 2 раздела
  • 9 глав
  • 137 статей
  • переходные положения

- Конституцию РФ можно представить в виде многоквартирного девятиэтажного дома. Вход – это преамбула, этажи – это главы.

Структура Конституции-печать

- Теперь каждый в группе дайте имена этажам.

- Ребята, теперь вы знаете название глав Конституции РФ и можете определить какая из них будет больше всего защищать нас с вами простых обывателей, граждан своей страны?

- Да, ребята, это глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Статьи с 17 по 64.

- Для вас еще одна работа. На этот раз каждая группа будет искать в тексте Второй главы Конституции права, свободы и обязанности.

Группа красного цвета найдет и разместит на планшете основные права человека.

Группа Синего цвета – свободы.

Группа белого цвета – обязанности.
Если вам не понятны определения терминов права, свободы и обязанности, вы можете их увидеть в вашем рабочем листе и на слайде.

Свобода — это возможность выбора, возможность действовать в соответствии со своим мировоззрением, внутренними убеждениями.

Право — это система общеобязательных, формально определённых правил поведения, Возможность поступать определённым образом

Обязанность — это круг действий, возложенных на человека или организацию и подлежащих безусловному выполнению

-Ребята, спикеры групп выходят к доске и поясняют, какие права, свободы и обязанности выделили их группы и почему.

- Давайте определим какое из высказываний к какой из статей можно отнести?
- Что отражают данные высказывания – права, свободы или обязанности?

- Как вы считаете, все ли теперь вы знаете по Конституцию РФ?

Безусловно Конституция, несмотря на свой не очень объемный вид является самым главным нормативно правовым актом в нашей стране. Любой нормативно-правовой акт обязателен к исполнению, но Конституция имеет верховенство над всеми другими нормативно-правовыми актами.

Разбор схемы Нормативно-правовые акты.

Ответы спикеров групп

Соотносят понятия и их определения в рабочем листе

Выстраивают структуру в рабочем листе

Совместная работа класса на общей магнитной доске

Ответы детей.

Дети объясняют

  1. Применение изученного материала

Работа в рабочем листе.
- Ребята, у меня остался всего один вопрос – почему Конституция РФ является основным законом и имеет верховенство над всеми другими нормативно-правовыми актами в нашем государстве?
- Может быть я помогу вам наводящим вопросом – кто принял нашу Конституцию? Кто её автор?

Если успеем, можно разобрать притчу или составить синквейн.

  1. Объяснение домашнего задания

Ребята, в качестве домашнего задания попрошу вас, привлекая обществоведческие знания, ваш рабочий лист, параграф учебника 11, составить краткое сообщение (5-7 предложений) со следующими словами и фразами: Конституция РФ, права человека и гражданина, преамбула, основной закон государства, президент, народ, референдум, демократия.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ребята, скажите, пожалуйста, достигли мы поставленных вначале урока целей?
А как вы оцените работу своей команды?
И конечно же хотелось услышать собственную самооценку. Вы удовлетворены своей работой на уроке?
Наш урок носит правовой оттенок, поэтому для рефлексии мы проведем цветное голосование.  

Есть закон один для всех,
Он – единственный и главный,
В нем – удача и успех
Нашей дорогой державы.
-Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам за урок! Надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут вам в жизни защитить при необходимости свои права.




Предварительный просмотр:

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Конституция — это единственное   спасение.

(Б. Акунин)

http://bigslide.ru/images/22/21995/960/img1.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1079/00035850-76c20560/img11.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2baed34e51a019f52a1add273fcb9ed&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1301/00015f08-cce47c7a/img24.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1324/000333eb-c0302d53/img4.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря.

В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации.

Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

С 1994 года, согласно Указам Президента России, день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция, действующая сегодня в России, построена на принципах демократии, суверенитета и свободы.

ОНА ПРИЗВАНА ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/202/230395/img10.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

Урок обществознания

18 февраля 2025

Учитель Сорокина Елена Валерьевна

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Конституция — это единственное   спасение.

(Б. Акунин)

http://bigslide.ru/images/22/21995/960/img1.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1079/00035850-76c20560/img11.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a2baed34e51a019f52a1add273fcb9ed&n=13

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1301/00015f08-cce47c7a/img24.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1324/000333eb-c0302d53/img4.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

День Конституции — один из значимых государственных праздников России, он отмечается в нашей стране ежегодно 12 декабря.

В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации.

Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.

С 1994 года, согласно Указам Президента России, день 12 декабря был объявлен государственным праздником. Конституция, действующая сегодня в России, построена на принципах демократии, суверенитета и свободы.

ОНА ПРИЗВАНА ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/202/230395/img10.jpg

https://25mb.ru/img/picture/Jun/23/85a62e781a239c8e297150f73a9310d9/4.jpg

Урок обществознания

18 февраля 2025

Учитель Сорокина Елена Валерьевна



Предварительный просмотр:

Творческая мастерская – мое педагогическое кредо

Сократические беседы

Видеофрагмент «Есть такая профессия Родину защищать!»

- Добрый день, уважаемые коллеги, гости, члены жюри, друзья!

Я, Сорокина Елена Валерьевна – учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ульяновской средней школы. В руках у меня коробочка, которую я назвала «Грани таланта». Но обо всем по порядку.


- Почему я начала рассказ о себе с отрывка из фильма «Офицеры»?

Возможно, потому что это мой любимый фильм; возможно, потому что в нём звучат очень правильные слова. Особенно этот момент! Вы помните?

Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой герой.

И глаза молодых ребят,

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Не солгать, не обмануть,

Ни с пути свернуть!

- Сейчас появляются новые герои – герои современности!  Не зря 2025 год был объявлен годом Защитника Отечества! Поэтому и начала я свое выступление с этого фрагмента.

- Вижу ваш любопытствующий взгляд. Какое это имеет отношение ко мне? Непосредственное!

Я – УЧИТЕЛЬ! Это первая грань моего кредо. И непросто учитель, а учитель истории и обществознания! Цель всей моей педагогической деятельности – формирование гражданской идентичности ученика. Моя основная задача -воспитывать Защитников Отечества, истинных граждан и патриотов страны.

- Почему я умею воспитывать граждан-патриотов?

-В первую очередь, потому что Я-ГРАЖДАНИН! И не от слова гражданство, а от того, что я совершаю гражданские поступки – не для похвальбы ради, а от чистого сердечного побуждения. Я принимаю активное участие в волонтерском движении «Лукоянов: своих не бросаем». С ребятами моего 7-б и их родителями мы участвуем в сборе посылок бойцам, посещаем волонтерский клуб «Волна», где плетем защитные сети, пишем воодушевляющие строки солдатам.

- Откуда это у меня? У меня тоже есть учителя, одним из которых является моя пожилая мама. В своем возрасте 70+ она тоже волонтер «Лукоянов: своих не бросаем»! Мама награждена именным памятным знаком «За помощь фронту». Ну как не пример для подражания!

- Наши близкие и родные чаще всего являются для нас эталоном патриотизма и заражают нас этим еще с младенчества.

Поэтому, конечно же Я -ПАТРИОТ! 

- Я люблю свою страну, землю свою люблю, край свой Лукояновский и считаю, что права пословица «Где родился, там и пригодился!». Поэтому моё место здесь – в этом городе, где я родилась и состоялась как личность; в этой школе, выпускницей которой и являюсь. Я - Патриот, потому что искренне люблю и почитаю память своих предков, проливавших кровь на войне за моё вчерашнее детство счастливое, за мое сегодня, за потомков моих. Я привязана корнями к этой земле!

- Чему и как я учу детей, воспитывая в них чувства гражданственности и патриотизма?

- Вы знаете, интересный вопрос. В моей практике есть несколько действенных приемов, которые помогают решить мне поставленные задачи:

- Один из приёмов я назвала «делай как я». В первую очередь это личный пример, личное участие. И не просто участие, а активное и деятельностное. Кто-то скажет, что что это безумие. А я скажу, что почти все учителя такие. По крайней мере, в нашей школе точно! Не могу не согласиться с турецким поэтом и общественным деятелем Назымом Хикметом, который сказал:

Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто тогда рассеет мрак?"

 Мрак невежества непатриотов, «Иванов родства непомнящих».

- Прием следующий я назвала словами И.А. Крылова «Мораль той басни такова». 

- Я стараюсь каждый урок истории заканчивать моралью, как в баснях. Ведь самая главная сущность науки истории — это стать уроком для будущего. Как сказал великий Цицерон: «Хистория ест магистра вите» - «История учительница жизни».

- Еще один приём назвала словами из выше звучавшей песни «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

- Некоторые дети утверждают, что есть семьи, которых обошла Великая Отечественная война. Вот для этого я использую музейные уроки. Да, забыла сказать, я еще и педагог дополнительного образования и являюсь организатором школьного краеведческого музея «Истоки». Безусловно это помогает мне разбудить патриотический дух моих учеников. В Книгах Памяти, на Обелиске села, куда мы ходим с исследовательскими заданиями, на фотографиях погибших воинов и фронтовиков-ветеранов дети находят знакомые фамилии. А покопавшись в семейных альбомах, обнаруживают странички со своими героями. Вот тогда-то и появляются уникальные исследовательские труды детей, их родителей, их бабушек и дедушек о родословной семьи, о трудовых или боевых подвигах их предков, как в военные годы, так и после, и даже в начале 20 века.

- Вы не устали от моих сократических размышлений? Осталось совсем немного.
- Я люблю размышлять, анализировать прошедшее, прогнозировать будущее.

Я -ФИЛОСОФ!

- Мои размышления часто наводят меня на мысль-вопрос, как, собственно, и многих других философов, живших в разное историческое время, Зачем Я?

И сама себе отвечаю на вопрос – если я на своем месте, значит я НУЖНА!
Если мои уроки не пропали даром, и мои ученики становятся истинными гражданами и патриотами своей страны,
значит я на своем месте.

- А есть ли истинные Граждане-Патриоты среди моих учеников, спросите вы?

- Безусловно есть и будут. Среди моих выпускников, выпускников нашей школы, школы, в которой я работала прежде, много детей, уже взрослых детей, которые стали Защитниками Родины – это военные разных родов войск, это представители правоохранительных органов, росгвардейцы, выбравшие такие опасные профессии в наше неспокойное время. Это мои девочки, ставшие врачами, которые в пандемию волонтерили, и днем и ночью спасая почти смертельных больных, вопреки угрозе жизни и здоровью. Это мальчишки моего выпуска 2020, большинство которых сейчас, получив профессию, ушли на срочную службу в вооруженные силы РФ.  Это те мальчишки, которые сейчас в зоне СВО, и те, которые оставили лишь мемориалы после себя. Это мои сегодняшние ребята, которые посещают волонтерские объединения и ВПК «Тигр», это мои юные спортсмены, которые защищают честь родной школы, родного города.
- Сказать честно, я ими очень горжусь и даже учусь выдержке, стойкости духа, героизму. Как говорится в стихотворении Андрея Дементьева:

И радуюсь я всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.

- Что помогает мне воспитывать таких учеников, которыми можно гордиться?

Конечно же семья! Ведь всё начинается с семьи! И я началась с семьи, и моё учительство тоже с семьи. Я из семейной династии, начавшейся еще в конце 19 века. Наш общий педагогический стаж 290 лет. И, конечно же, самыми первыми учителями для меня были они – мои близкие, моя семья.

- Мне как учителю и классному руководителю тоже повезло с семьями моих воспитанников. Ведь любовь к большому – к Отечеству, начинается с любви к малому – к семье.

- Мы в нашей школе тоже являемся большой и дружной семьей и учим детей возвращаться, учим любить близких и свою большую дружную школьную семью. А что ж еще нужно?

Ведь

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг — один
и враг — один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей — жила..

Человеку надо мало:
после грома — тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь — одну.
И смерть — одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И — межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,- немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.

- И все же основная моя ипостась – УЧИТЕЛЬ!

Потому что я с уверенностью могу сказать, что лучше всего я умею сеять разумное, доброе, вечное!

- Какое же моё педагогическое кредо спросите вы?

«В делах ученика Учитель вечен»! Пока мои жизненные установки я смогу донести до своих учеников, я буду учителем!

Постскриптум:

- Пока готовилась к этой части конкурса, нашла замечательное педагогическое кредо моей коллеги: «Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня». Мне кажется, что это высказывание может быть продолжением моего педагогического кредо.




Предварительный просмотр:

Публичное выступление
Мастер-класс «Учитель-мастер»
Регламент 20 минут

Материалы для работы:

Черный ящик, бейджики – 3 шт., маркеры – 3 шт., надпись – ИМЯ, надпись

Тема «Что тебе в имени моём или как к Вам обратиться»


Выход через зал с фонариком
Под легкую музыку выход в зал с отрывком стихотворения С.Я.Маршака «Имена»

Слайд 1.

Имена, имена, имена…
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя — загадка и тайна.

И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь — не просто слова,
А почти воплощенная память.

Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
даже боль приносивших любимых…

Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя — загадка и тайна

- Добрый день, уважаемые коллеги, жюри, участники и гости конкурса. Разрешите представиться: Учитель общественных дисциплин Ульяновской средней школы Лукояновского муниципального округа Сорокина Елена Валерьевна.

- И раз уж я начала говорить о загадках и тайнах, то именно с ними я и пришла.

Слайд 2

- Друзья, вы уже наверняка догадались какова тема моего выступления?

Щёлк

- Вы, безусловны правы – это тема ИМЯ, вернее «Что тебе в имени моем или как к Вам обратиться».

Слайд 3

- А как вы думаете почему я вышла с фонарем в светлое время суток? Подсказкой пусть будет вам изображение на слайде.

Щёлк

- На картине фламандского живописца Якоба Йорданса, написанной им в 17 веке изображён философ Диоген синопский. Картина так и называется «Диоген, ищущий человека».

«Ищу человека», что более означает: «Ищу того, кто
достоин
            имени
                    человека».

- А верный ответ на этот вопрос мы с вами найдем в конце моего мастер-класса в Черном ящике, после того как пройдем путь исследования  понятия «Имя».

- Для моего мастер-класса я бы попросила выйти на сцену трех моих коллег-конкурсантов для участия в фокус-группе.
- Здравствуйте, рада, что согласились мне помочь, спасибо вам.  

Слайд 4

МОЁ ИМЯ

- Задание первое – простое:

- Возьмите, пожалуйста, бейджи и маркеры и напишите на них своё имя. Напишите именно то имя, которое является для вас чаще всего употребительным. Может так называют Вас дорогие и близкие люди, дети, коллеги, ученики. 

- Спасибо. Именно так я к вам и буду сегодня обращаться. Вы знаете, когда к человеку обращаются по имени, которое он лучше всего воспринимает, то и его восприятие Вас и Вашего предмета, темы тоже усиливается.

Слайд 5

- Любая наука использует специальные понятия и термины.

- А вы можете дать объяснение понятию ИМЯ?
(ответы участников)
Щёлк

- Я же взяла такое толкование этого слова:

Имя – личное название человека, даваемое при рождении. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Имя – название, наименование, слово, которым обозначают особь, личность. (Толковый словарь В.И.Даля)

Слайд 6

- Дорогие друзья, а как вы думаете, зачем человеку имя? Что значит дать ребенку имя при рождении?
(ответы участников)

Щёлк

Выделить из многих 

 Личное обращение 

Наделить особыми качествами

Слайд 7

- Наверняка, выбирая имя, Вы или Ваши родители чем-то, безусловно руководствовались. Как вы считаете, чем руководствуются родители при выборе имени своему ребенку? От чего зависит выбор имени?
(ответы участников)

Щёлк

 Звучное, красивое имя 

Сочетание с фамилией и отчеством

По календарю/ святцам

Слайд 8

- Коллеги, а какие «громкие», «великие» в имена из истории нашей страны вы знаете?

(ответы участников)
- Спасибо, уважаемые участники за ваши ответы.

- А вы еще помните, как меня зовут?

(ответы участников)

- Откуда вы владеете этой информацией?

(ответы участников)

- Все верно вначале мастер-класса я представилась, то есть представила себя. А всегда ли наши представления о себе, о своем имени соответствуют тому, как нас звать-величать или как нас кличут?

Слайд 9

Видеосюжет Морозко

Слайд 10

- Какие данные мы называем, чтобы представить себя?

Фамилия, имя, отчество, наш статусный набор

(ответы участников)

- А какие данные вкладываем в наименование человека, личности?

Фамилия, имя, отчество, личные качества, физиологические качества, черты характера

- Задание второе – Разрешите представить! – групповая работа

- Уважаемая участники фокус-группы. У вас есть имя выдающегося исторического деятеля.

Залу и жюри — это имя не известно.  Попробуйте найти слова, прозвища, титулы и представьте это историческое лицо. А все остальные попробуют определить о ком идет речь.

Слайд 11

Практическая работа с залом
- Коллеги, пока фокус группа выполняет практическое задание, я проведу для вас практическую работу. На слайде перед вами размещены имена и прозвища людей из разных исторических эпох, попробуйте определить по какому принципу давались следующие имена, определите время появления имени:

  • Иван;
  • Иоанн,
  • Гертруда (Герой труда);
  • Нинель (читайте наоборот

Слайд 12

- Уважаемые коллеги, вы уже готовы представить эту историческую личность?

(ответы участников)

Щёлк

Слайд 13

- Итак, звать-величать, то есть возвеличивать личность по имени.

- Какое же «Великое имя» скрылось за этим представлением?

- Уважаемый зал, члены жюри, вы уже догадались что это за историческая личность историческую личность?

Щёлк

(ответы зала)

Щёлк

ПЕТР Первый.

- Есть такая пословица «Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу».

- Если мы назвали Великую личность Петром Великим или Первым, а как бы вы назвали личность невеликую по тому же имени?

Подсказка из литературы – монолог Фамусова в известной комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».

Петрушкавечно ты с обновкойС разодранным локтем…

(ответы участников) 

Щёлк

- Спасибо, помощникам, спасибо залу.
Вы все большие молодцы!

Слайд 14

- Уважаемые коллеги, мы, выбирая имя должны понимать, что это не просто слово – это наше наследство потомку. Ведь обладая именем, ребенок, человек будет обладать определенными личностными качествами вложенных в его имя.

Щёлк

Задание третье – посложнее:
- Задание фокус-группе и конечно же залу. Какими качествами обладают или могли бы обладать носители этих имен:

На слайде имена:

  • Добрыня;
  • Мал;
  • Людмила.

(ответы участников)

Слайд 15

- Так же немаловажное значение для истории имеют прозвище.

Согласно словарю С.И. Ожегова: прозвище – это кличка, название, данное человеку окружающим коллективом, и обычно указывает на заметную черту характера, внешности, деятельности

Слайд 16

Задание четвертое (индивидуальная работа) – ответ у доски:

- Попробуем определить в связи с чем сложились такие прозвища у известных исторических деятелей:

  • Василий Темный 
  • Иоанн Грозный 
  • Ярославна 

Слайд 17

- Пока участники фокус-группы проводят анализ прозвищ известных в истории людей, у меня снова Практическая работа для зала.
- Выберите, пожалуйста, из списка имена, которые бы вы никогда и ни за что не выбрали для свих детей и внуков и аргументируйте свою позицию.

Имена на слайде:

  • Иуда;
  • Нарцисс;
  • Ловелас,
  • Люцифер.

- Итак, ваши имена-исключения и аргументы.

(участники отвечают)

Щёлк

-Спасибо. Такие слова называются эпонимы т.е. имена собственные ставшие именами нарицательными.

Слайд 18

- Итак, коллеги, я вижу, что вы уже готовы и рветесь в бой.

Ответы у доски.

  • Василий Темный  - лишен зрения 15 век – эпоха феодальной раздробленности внук Дмитрий Донского, отец Ивана Третьего, прадед Ивана Грозного
  • Иоанн Грозный – 16 век за жесткий, скверный характер;

 «Достоин царю грозну быти» — говорится в «Валаамской беседе» и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно, но понимать быть сильным. эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру»

  • Ярославна (12 век – супруга князя Игоря Новгород-Северского, настоящее имя Евпраксия дочь Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла) Прозвище Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный. Это прозвище князь получил, вероятно, за то, что знал восемь иностранных языков и считался очень мудрым,) («Слово о полку Игореве»)

 - Безусловно каждый получает отличную отметку за ответ!

Слайд 19

- Как вы считаете, почему меня учителя общественных дисциплин заинтересовала эта тема больше похожая на раздел филологии?
(ответы участников)

- ОНОМАСТИКА (от греч. ὀνομαστιϰή – искусство давать имена) (ономатология), раздел языкознания, изучающий собственные имена (онимы).

Щёлк

Ономастика содержит разделы, являющиеся вспомогательными историческими дисциплинами:

  • Антропонимика (личные имена людей)
  • Теонимика (имена божеств)
  • Топонимика (географические названия)
  • Этнонимика (названия народов)

Щёлк

Антропонимика

раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные имена, которые может иметь человек или группа людей, изучает закономерности возникновения и развития антропонимов, их структуру, модель функционирования в обществе. К антропонимам относятся: личное имя, отчество (патроним), матроним (матчество), фамилия, псевдоним, прозвище-кличка.

- История – это наука, связанная не только с хронологией и событиями, но и с историческими именами.

- Т.е. при правильном рассмотрении Антропоним становится для ученика своего рода шпаргалкой, в хорошем смысле этого слова, разумеется.

Слайд 20

- Итак, изучая имена, можно сделать детальный анализ его имени, прозвища, патронима, матронима, псевдонима.

-Уважаемые участники фокус группы, я тоже попрошу вас сделать анализ личных имен дохристианской Руси.

Задание пятое – групповое:
- Уважаемые представители фокус-группы, пожалуйста предположите почему в дохристианской Руси детям могли дать «недобрые», «некрасивые» имена, например такие как:

Щёлк

- Некрас, Нелюба, Кручина 

(ответы участников)

- Наши предки боялись сглаза, верили в колдовство и считали, если назвать ребенка красивым звучным именем, то так его можно защитить от злых духов, болезней и даже смерти.

Слайд 21

 - Выше прозвучал такой термин как МАТРОНИМ или в просторечии матчество.

- Уважаемые представители фокус-группы, как вы считаете, что этот термин обозначает?

(ответы участников)

- Верно. А почему людям вместо отчеств (патронимов) давали матчества или прозвище?

(ответы участников)

- Вы молодцы. Все верно говорите, а я с вашего позволения приведу два примера:

- Олег Настасьич – сын галицкого князя Ярослава Владимировича Галицкого Осмомысла рожден от наложницы Настасьи.

- Дмитрий Марфич или Марфин  сын вдовы новгородского посадника Исаака  Борецкого Марфы Борецкой богатейшей новгородкой 15 в. Прославилась как организатор борьбы с Иваном 3.

Слайд 22

- Уважаемые коллеги, мы уже многое выяснили про различные формы антропонимов.

- Вопрос к фокус группе, как вы считаете бывает ли так, что есть человек, а имени нет?

(Ответы участников)

- Небольшая справка из истории, выраженная в кино.

Щёлк 

Внимание на слайд. (сюжет фильма «Кровавая барыня»)

- Какие выводы можно сделать? Вы считаете, что потеря имени есть потеря права называться человеком?
(Ответы участников

Слайд 23

- В Конвенции о правах ребенка в статье 7 п.1 сказано:

  1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

- В Конституции РФ ст. 23. П.1 отмечено:

- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

- То есть, имя человека защищено еще и нормативно-правовыми актами. Значит оно важно и необходимо.

Слайд 24

- Но все же есть ситуации, в которых человек МОЖЕТ оказаться без ИМЕНИ.

Щёлк

- ИМЯРЕК – что это такое? Где это может встречаться?

Фрагмент стихотворения Юрия Левитанского

Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой,
я имярек.

- В славянском языке было такое слово "рекло" и обозначало оно "имя", которое давалось родителями ребенку при рождении. Поэтому процесс придания имени называют "наречением", как там пела Воронец в песне "Гляжу в озёра синие" - "...Меня здесь русским именем когда-то нарекли...".

- Таким образом «имярек» значило просто "нареченный" "получивший имя. 

- Зачастую «рекло» являлось и тайным (сакральным), не называемым всуе именем. Наверное, отсюда в современном языке русском и "имярек" приобрело значение "неназываемый, неизвестный"
Щёлк

Экземплификант (экземплификатив) — конкретное понятие или имя собственное, используемое в качестве примера для обозначения неизвестного места, предмета или личности.

Слайд 25

- В рамках уроков общественных дисциплин мы проводим статистические исследования, пишем проектные работы.

- из последнего проведенного исследования родилась такая статистика по ученикам нашей школы:

Щёлк

Щёлк

Самые редкие мужские имена среди учеников – Арслан, Богдан, Эдуард, Иосиф, Ефим.

Топ самых частых мужских имен – Александр, Дмитрий, Артём, Иван, Михаил.

Самые редкие женские имена среди учениц – Руфина, Амина, Снежана, Антонина, Елена.

Топ самых частых женских имен – Анастасия, Дарья, Мария, Виктория, Софья или София.

- Мне, как учителю истории, патриоту очень отрадно, что лидируют имена знакомые мне с детства, наши уже давно ставшие русскими имена, как в той песне «Иванами да Марьями гордилась ты земля!» Значит и нам суждено гордиться ими, коли уж именами наших предков зовемся.

- Я желаю видеть своих учеников патриотами, поэтому и веду изучение истории с собственного имени, с истории своей семьи, с традиций, зародившихся в своем народе, ведь изучая Любовь к большому – к Отечеству, начинается с любви к малому – к семье, традиции, имени.

Слайд 26

- Завершая свой мастер-класс, хочу отметить, что работа не завершена. И мы с ребятами продолжаем исследования. Ведь так много еще осталось для детей неизведанного:

Отчества, псевдонимы, имена и фразеологизмы и много другое связанное с антропонимикой. 

Слайд 27

- Несмотря на то, что тема по именам очень объемная, мы пришли к логическому завершению этого мастер-класса.

- Я сюда пришла с фонарем, имея в этом явный смысл.

Как вы думаете, почему? Что я искала? Что находится в Чёрном ящике?

Щёлк

- Да, я искала ИМЕНА, вернее ЛЮДЕЙ-ЛИЧНОСТЕЙ. Ведь под именем славным скрыта личность человека.

Я искала громкие имена сильных личностей, и я нашла их.

Это вы мои дорогие смелые коллеги участники конкурса профессионального мастерства.
— Это вы – уважаемые члены жюри – мэтры своего дела!

Внимание черный ящик! Внутри находятся ваши имена, уважаемые участники конкурса, и ваши уважаемые члены жюри. Мы с детьми провели мини-исследование, кое-что узнав о ваших именах, о выдающихся людях, которые имели или имеют такие же имена как у вас и приготовили для вас информационные свитки.

Слайд 28

Наш век пройдет. Откроются архивы,
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Людей иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

 Н.Тихонов.

Спасибо, что посетили мой мастер-класс