Из опыта работы

МОУ "СОШ №3" городского округа Саранск  Левина Татьяна Алексеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»

Из опыта работы: учителя географии

Левиной Татьяны Алексеевны.

Я работаю в «Средней общеобразовательной школе№3». Наша школа работает над проблемой «Реализация компетентностного  подхода в процессе обучения». Мы понимаем, что будущее России сегодня закладывается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель компетентносного подхода не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел действовать  и решать проблемы в любых ситуациях и в учебных, и профессиональных, и житейских.

 В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен по-новому понимать свою профессиональную деятельность. Сегодня учитель работает не с учеником, а с предметом и в качестве главной задачи выдвигает задачу научить своему предмету. Необходима смена такой позиции учителя, на позицию педагогической поддержки ученика. От педагога требуется не передача ученику готовых знаний, а прежде всего формирование способностей к самопознанию, самоопределению, личностного роста. А для этого как раз необходимо новые технологии, такие как проектно-исследовательские,информационно-коммуникационные,технологии проблемного обучения.

В своей работе я использую в течении нескольких лет метод проектов, который мне позволяет организовать так деятельность учащихся на уроке, что они самостоятельно ставят учебные задачи. Находят необходимую информацию для решения, анализируют, обобщают, делают выводы. Метод проектов предусматривает коллективно-распределительную работу. Я делю класс на группы для решения конкретных задач. При  формировании групп учитывается коммуникабельность учащихся, интерес, уровень обученности, сложность темы и т.д. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его под руководством консультанта. Руководители групп или консультанты как я их называю подбираются по принципу объединения школьников  разного уровня обученности,  информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга и обогащать друг друга.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода  и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке  в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся  ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. СЛАЙД (базовые компетентности). Положительный момент групповой формы работы заключается в том, что эта активная форма деятельности снимает психологическое напряжение. Ребята учатся доносить свою позицию до других, понимать позиции других,  договариваться с людьми, оценивать поступки других. Уметь делать предварительный  отбор информации, добывать знания из различных источников информации и т.д. Именно то, что  и требует компетентностный подход в обучении. Такая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении уроков - зачётов, деловых игр, общественного смотра знаний, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок - обобщающего повторения т.д.

В последние  годы, когда в школе появилась интерактивная доска, я стала заниматься информационно-коммуникационными технологиями, а 2008-2009 учебном году интерактивная доска появилась у меня в кабинете география. Положительные моменты этой технологии заключается в следующим: наглядность, окупаемость времени на подготовку к  уроку, повышение мотивации учащихся к обучению. Интерактивную доску я использую когда провожу мультимедийные  уроки, презентации, когда необходимо приготовить готовые графики, чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов. Учащиеся с увлечением относится к работе на  интерактивной доске. Делают презентации, выделяют главное, преобразовывают информации из одной формы в другую (текст, таблицы, схемы, графики).

Компетентностный подход в обучении напрямую связан с проблемно-диалоговой технологией. Я несколько лет работаю по программе «Школа 2100», это в основном программа начальной школы, но она в нашей школе получила продолжение в среднем и старшим звене. В основе всех учебников этой программы лежит проблемно-диалоговый метод, когда сами ученики учатся определять цель своей деятельности, формировать проблему, учебную задачу, намечать план действия, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать результат своей деятельности. Задача учителя облегчается тем, что сами учебники помогают формировать базовые компетентности

Инновационных технологий много, но я пока осваиваю эти, которые дают определенный результат:

1). Поскольку эти технологии позволяют снимать психологическое напряжение на уроке – это ведет к укреплению здоровья учащихся.

        2). Позитивная динамика уровня обученности.

СЛАЙД  (позитивная динамика,  результаты  ЕГЭ

        3). Повышается интерес к изучению географии, а  значит увеличивается количество призеров предметной олимпиады., увеличивается количество поступающих на географическое отделение.

СЛАЙД (призеры олимпиад)

        На этом работа не  завершена, чтобы добиться более высоких результатов надо много трудиться. Я уверена успех в обучении к учителю приходит не сразу, т.к. это сумма многих составляющих, очень кропотливой работы и главная из них это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу максимально эффективной.