Из опыта работы

Проблемно - диалоговое обучение на уроках географии.

Организация групповых форм обучения на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»

городского округа Саранск

учитель географии

Левина Татьяна Алексеевна

Тема: « Проблемно – диалоговое обучение на уроках географии».

 Задача предмета географии сформировать мировоззрение в основе которого лежит географическое мышления, целостная картина мира, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов, а также формирование ответственного отношения к своим действиям по природопользованию. Федеральные Государственные Стандарты 2 поколения акцентируют внимание не на формирование ЗУН по предмету как это было раньше, а на развитие личности школьника.

Я работаю в средней школе №3. Наша школа работает над проблемой « Реализация компетентностного  подхода в процессе обучения». МЫ понимаем, что будущее России сегодня заключается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель компетентностного подхода не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел решать проблемы в любых ситуациях, и в учебных, и профессиональных, и житейских.

В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен по новому понимать свою профессиональную деятельность. Если раньше от нас требовали, чтобы мы дали знания, умения по предмету, то сейчас мы должны развивать личность ученика средством предмета. Компетентностный подход в обучении напрямую связан с проблемно – диалоговым обучением.  Я второй год работаю по программе «Школа 2100», это в основном программа начальной школы, но она в нашей школе получила продолжение в среднем и старшем звене.

Программа «Школа 2100» представляет собой образовательную систему, в которой разработан не только учебно-методический комплект, но и содержит образовательные технологии, которые позволяют с этими учебниками работать по новому, т.е. уже сам материал учебника предполагает, что он будет подаваться уже путем проблемного диалога, позволяющим  более качественно усваивать знания учащимся и позволяет воспитывать активную и инициативную личность. А также поддерживать интерес и мотивацию.

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа проблемно-диалогического метода:

1. Постановка учебной проблемы

2. поиск решения

На 1 этапе постановка учебной проблемы, формилируется либо тема урока,  либо основной вопрос, поиск решения будет представлять собой «открытие нового знания», т.е. нового для детей географического понятия.

Роль учителя на этих этапах заключается в умении организовать деятельность учеников, учитель выступает организатором деятельности в ходе которой ученики сами получают, добывают,  открывают эти знания, ученик в процессе этой деятельности находит решения, т.е. не является пассивным слушателем, а активный участник урока. Научившись ученик перенесет это на жизненные проблемы, т.е этот метод проблемно-диалогический позволяет учить определять цель своей деятельности, намечать план действия, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать результат своей деятельности.

     В чем же суть метода проблемного диалога? Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Мы используем 2 вида диалога: побуждающий  и подводящий.

Побуждающий выглядит следующим образом. Учителем создаётся проблемная ситуация т.е в ходе диалога с классом, учитель создает эту ситуацию.

Например: тема «Япония»

На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению Японии, определите тему сегодняшнего урока сравнив следующие факты:

  1. Кто проиграл II мировую войну?

Ответ: Япония

  1. Какая страна богата природными ресурсами?

Ответ: Россия

  1. Какая форма правления этих стран.

       Ответ: Япония – монархия. Россия – федеративная республика

  1. А какая страна является мировым экономическим лидером?

Ответ: экономический лидер Япония.

И какой же вопрос у нас с вами возникает?

Ответ: Как и почему Япония стала мировым экономическим лидером?

Вот это и есть основной вопрос урока, который определяет тему урока, это и проблемная ситуация в ходе решения этой проблемы и предстоит открыть новое знание.

 5.В мире даже термин такой существует. Напомните?

Ответ: Японское экономическое чудо.

 6.Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ: Причины Японского экономического чуда.

Но материал нам не всегда позволяет вот так преподавать, поэтому мы используем либо побуждающий диалог, либо подводящий диалог.

    Побуждающий диалог будет выглядеть так:

Например: Какие у вас будут гипотезы? Для этого вспомните, что мы знаем о Японии из курса географии, истории.

Ответ: Япония хоть и проиграла войну, но она  тратила финансы на развитие хозяйства, а не на вооружение.

       Какие еще гипотезы вы бы выдвинули? ( необходимо выслушать все высказывания, даже если они неверны).

Ответ: Была выбрана верная экономическая политика.

Ответ: Создана уникальная система образования.

Ответ: Скупались патенты других стран.

Ответ: Лозунг Японии «Да пусть электроника станет нефтью страны».

      Назвав причины, выдвинув все гипотезы. Подводим итоги.

В чем же причины экономического чуда Японии?

Ученики перечисляют причины, т.е. происходит открытие нового знания, путем побуждения к высказыванию этих гипотез, тем самым раскрывая тему урока, которая и была ими же обозначена.

        Как вы думаете в любом ли классе по уровню подготовки мы можем использовать для решения проблемы побуждающей диалог? Конечно же нет. Вот так можно работать в классе где есть ученики с прочными знаниями по географии, а как быть если нет таких учеников? Тогда мы используем не побуждающий. Подводящий диалог. Что это значит?

Учитель предлагает школьникам посильные( подводящие) вопросы и задания которые шаг за шагом формулируют тему урока или  приводят к постановке вопроса и как правило подводящий диалог выстраивается на повторение пройденного материала.

        Например: выстраивается логическая цепочка вопросов подсказок, таких как:  А вспомните как Япония распределяла свои финансы после 2 мировой войны?

Как японцы относятся к труду?

Какое образование в Японии? И т.д.

Учитель подсказывает вопросы на которые школьники могут ответить или найти ответы в тексте учебника. В конечном итоге учитель подводит детей к конкретному ответу.

В ходе всего урока идет диалог.

Следующий этап урока применение нового знания, т.е. закрепление материала. Задания могут быть различными, например, выполнение заданий в рабочей тетради, на контурной карте, заполнение таблицы, составление схемы и т. д.

Итак суть  проблемно-диалогового метода на уроках географии заключается в осуществлении двух этапах:

  1. Постановка учебной проблемы
  2. Поиск решения этой проблемы

Осуществить всё это помогает сам учебник и структура урока в этой образовательной системе «Школа 2100»

Структура урока:

1 этап – Создание проблемной ситуации, актуализация знаний

2 этап – Открытие нового знания

3 этап – применение нового знания

4 этап – итог, оценивание, домашнее задание

Как видно из этой схемы урока, большую часть урока говорят дети, а учитель выступает как организатор деятельности и ведет постоянный диалог.

Структура учебника соответствует структуре урока.

 Перед началом каждого параграфа поставлен проблемный вопрос. Ученикам предлагается выдвигать свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов вспомнить какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы? Совместно определяется план решения проблемы.

В соответствии с планом происходит открытие нового знания.  После открытия нового знания предлагается школьникам индивидуально и в группах, самостоятельно и с помощью учителя решать проблему, устно и письменно выполнять различные задания.

После открытия нового знания авторы учебника предлагают повторить изученное и потренироваться в самостоятельном применении знаний.

В конце урока определяется общий вывод по решению проблемы и домашнее задание – ознакомиться с новым параграфом и ответить на вопросы.

Проблемно – диалогическая технология позволяет снимать психологическое напряжение на уроке, что ведет к укреплению здоровья учащихся,  дети размышляют, высказываются, предлагают, т.е. чувствуют себя на уроке комфортно, отсюда и результат урока.

 Работа не завершена, надо еще много трудится,  успех приходит не сразу. Есть желание сделать свою работу максимально эффективной.

 

     



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ.

Учитель географии: Левина Татьяна Алексеевна

МОУ «СОШ №3» г.о. Саранск

    Эта форма работы формирует такие качества учеников, какие трудно сформировать где либо, как сотрудничество, взаимопомощь, свободный выбор деятельности, на конец толерантность поведения.

     Сегодня в задачи школы входит помочь адаптироваться к жизни в современном обществе, поэтому необходимо реализовать принцип, т.е. сформировать принцип успешного человека среди других людей. Все эти задачи и может решить групповая фора обучения.

     Каковы особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

1.Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2.Каждая группа получает определённое задание  (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Очень важно, чтобы каждый понимал свою значимость в осуществлении задачи, как сказал Платонов: « А без меня народ не полный…».

3.задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4.состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

    Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединению школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

    Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех  задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

     При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

    1 этап Подготовительный, здесь предполагается

 а) постановка познавательной задачи, т.е. проблемная ситуация.

б) проводится инструктаж о последовательности работы.

      Например, на сегодняшним уроке проводится работа по группам. В каждой группе есть консультант, который обязан распределить работу в группе и проследить за тем какой вклад каждого члена группы в решении поставленной задачи.

в) раздача дидактического материала по группам.

     2 этап Инструктаж.

Инструктаж проводится для учащихся всего класса:

- задания выполняются за 15-20 минут.

- при ответах использовать источники информации (карты атласа, схемы и др).

-дисциплина труда.

      3 этап Работа в группах.

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе.

в) индивидуальное выполнение задания.

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения ).

Консультанты заносят результаты работы своей группы в подготовленные карточки:

Фамилия имя

Оценка за работу с учебником

Оценка за работу с картой

    итог

                                                 

       4 этап Подведение итогов.

а) сообщение о результатах работы в группах.

б) анализ познавательной задачи.

в) общий вывод о групповой работе и достижение поставленной задачи.

д) дополнительная информация учителя.

       Какую задачу выполняет учитель в момент работы группы? Функции учителя разнообразны: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы в группах и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

       Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении уроков- зачётов, деловых игр, общественного смотра знаний, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок- обобщающего повторения т.д.

Преимущества групповой формы работы по сравнению с общеклассной  следующие:

- каждая группа имеет возможность выбрать определённый темп работы;

-каждый ученик может проявить больше своих индивидуальных способностей;

- учащиеся приобретают полезный опыт общения друг с другом, учатся отстаивать свои взгляды, слушать мнение другого, решать задачи коллективно;

- формируются такие важные качества, как самоконтроль, умение объективно оценивать работу другого.

На открытом уроке мне не удалось показать как  формируются оценочные  базовые компетентности. Не хватило времени. А именно на таких уроках формируется умения оценивать свои позиции, делать свой выбор, т.е применять систему оценок к самому себе и члену своей группы. Учителю необходимо учить учеников объективности выставления оценок за работу в группе.

      Повышение качества обучения это важное условие современного образования (модернизация). Качественное образование требует новых форм обучения. Мы считаем, что групповая форма работы является одной из таких форм.