Качество образования

Шевчук Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б.

Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативная»

Программа разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Предполагает разные формы и методы взаимодействия детей и взрослых, направленные на формирование у дошкольников культуры безопасного поведения в быту, социуме, природе, предупреждению и преодолению потенциально опасных ситуаций, становление ценностей здорового образа жизни. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о безопасном поведении дома, в природе, на улицах города, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми.

2. Формирование у детей бережного отношения к природе и ее обитателям.

3. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

4. Побуждать детей к проявлению положительных нравственно-волевых качеств.

5. Способствовать развитию взаимодействия родителей и детей в вопросах безопасного поведения детей в быту.

Планируемые результаты освоения программы:

Использование в нашем ОУ парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»:

•        позволяет нам повысить эффективность образовательного процесса по формированию у дошкольников целостного представления о безопасной жизнедеятельности, качественно и результативно решать поставленные задачи, расширить кругозор, накопить запас необходимых ценностных ориентиров;

•        система работы будет способствовать социально- личностной адаптации детей и является профилактикой асоциального поведения;

•        каждый ребенок приобретает опыт безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности;

•        будет готов психологически к появлению в его жизни определенной ситуации, что позволит ребенку сконцентрироваться и принять правильное решение.

Основные разделы программы, по которым работает наше ОУ и которые учитывались педагогами при перспективном планировании по безопасности в соответствии с возрастными особенностями:

•        Ребенок дома

•        Ребенок на улице

•        Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

•        Ребенок и природа

•        Ребенок и другие люди.

При соблюдении следующих принципов:

        Системности

•        Полноты

•        Сезонности

•        Учета условий городской местности

•        Интеграции

•        Возрастной адресованности

•        Координации деятельности педагогов

•        Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В процессе реализации программы используются следующие современные педагогические технологии:

•        Здоровьесберегающие

•        Проектной деятельности

•        Исследовательской деятельности

•        Информационно-коммуникационные

•        Личностно-ориентированные

•        Социоигровые.

В деле формирования основ безопасности у дошкольников большое значение имеет положительный пример поведения взрослых.  Поэтому МКДОУ д/с № 238 тесно сотрудничает с родителями воспитанников. Предлагаем родителям следующие формы работы:

•        информирование (информационный материал на стендах, папки-раскладушки, буклеты, листовки);

•        анкетирование;

•        совместные презентации проектов детей и родителей по темам безопасности;

•        занятия с детьми с использованием профессионального опыта родителей (врач, милиционер, спасатель и т.д.)

•        открытые занятия для родителей, на которых могут увидеть результаты работы педагогов с детьми по данному направлению;

•        родительские собрания, проводимые инспекторами ГИБДД и ППР

•        участие в организации и проведении театрализованных представлений, досугах, развлечениях, конкурсах по темам ОБЖ;

•        участие в совместных учебных эвакуациях детей и родителей;

•        родительский клуб на заседание которого обсуждались вопросы эмоционального и психологического благополучия детей с доцентом, преподавателем психологии и детской литературы НГПУ, заведующим лабораторией здоровья и развития дошкольников Новосибирского Центра образования «Магистр» Т. Д. Яковенко.

Образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности с детьми планируется во всех возрастных группах и в различных видах деятельности:

        ситуативные беседы, игры, наблюдения, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы – в течении недели;

•        решение проблемных ситуаций – 2 раза в неделю в старших группах ОУ;

•        просмотр тематических мультфильмов и обучающих фильмов – 1 раз в месяц;

•        НОД – 1 раз в неделю (чередование: 1занятие по ОБЖ; 1 – по ПДД);

•        тематические недели: в течении года, по подтемам;

•        тематические занятия в «Автогородках» на территории детского сада - 1 раз в квартал;

•        целевые прогулки, экскурсии по плану воспитателей старших групп в течении года;

•        тематические развлечения, досуги, театрализация, просмотр тематических спектаклей из репертуара приглашенных театров – 1 мероприятие в квартал;

•        обучающие занятие с инспектором ГИБДД – 1 раз в год; с сотрудниками МЧС – но плану сотрудничества с пожарной частью № 6.

Программа не накладывает ограничения на создание и построение развивающей предметно-пространственной среды и предлагает свободу выбора условий самим дошкольным учреждениям.

 МКДОУ д/с № 238 имеет два корпуса и в каждом здании для организации обучения правилам безопасности жизнедеятельности дошкольников проводится определенная работа по созданию условий, по построению развивающей предметно-пространственной среды: 

-на территории ОУ оборудованы 2 «Автогородка»;

-холл детского сада оформлен по тематике безопасности дорожного движения, имеются информационные стенды для родителей. В групповых комнатах оформлены уголки безопасности, а в приемных информация для родителей. А также в групповых комнатах имеются различные центры:

•        для игр с транспортными средствами;

•        для игр с правилами;

•        книги: в каждой группе и методическом кабинете;

•        строительно-конструктивных игр;

•        изобразительной, конструктивной деятельности;

•        сюжетно-ролевой игры.

Педагоги всех возрастных групп успешно используют данную программу в своей работе. Последовательно развертывают определенные темы вместе с музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре, с педагогами дополнительного образования (по изодеятельности и лепке), педагогами-логопедами, психологом.

Рабочая программа «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», разработанная воспитателем высшей квалификационной категории Т. Ф. Пивцаевой, МКДОУ д/с № 238

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»

Программа рассчитана на детей 4-7 лет, и направлена на формирование экологической культуры при использовании театрализованных игр. В театральных играх дети силой воображения, способностью перевоплощаться в образ, пропускают через себя, своё сознание жизнь растений и животных. Более глубоко осознают их влияние на окружающий мир и необходимости оберегать, и сохранять мир природы.

Цель: формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.  

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Формирование экологических знаний и представлений при ознакомлении детей с окружающим миром и природой родного края.

2. Воспитание у детей заботливого отношения к природе путём целенаправленного общения их с окружающей средой.

3. Воспитание чувственно - эмоциональных реакций детей на окружающую среду через театрализованную деятельность.

4. Повышение экологической грамотности у родителей, через эффективные формы работы.

    Планируемые результаты освоения программы:

•        у детей появится интерес к познанию природы и личностного стремления к общению с ней;

•        повысится эффективность образовательного процесса по формированию у дошкольников первоначального представления о живой и неживой природе, о сезонных изменениях и их влияние на животных и растения;

•        система работы будет способствовать формированию первоначальных представлений о современных проблемах взаимодействия человека и природы, влияющих на здоровье человека, о нормах поведения в природе, формированию человека нового экологического мышления, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

•        повыситься эффективность образовательного процесса   с дошкольниками в реализации регионального компонента с вовлечением родителей.

Основные разделы рабочей программы, по которым разрабатывался перспективный план для средней, старшей и подготовительной к школе группе, и были предложены педагогам в образовательной деятельности:

•        живая природа

•        неживая природа

•        человек

•        наш дом – Сибирь.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:

•        Социоигровые

•        Проектной деятельности

•        Исследовательской деятельности

•        Здоровьесберегающие

•        Информационно-коммуникационные

•        Личностно-ориентированные.

Основные формы работы с родителями:

•        участие в проектной и театрализованной деятельности;

•        мастер-классы по организация опытно-исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях; по изготовлению игрушек, атрибутов для театрализации, музыкальных инструментов из бросового материала;

•        изготовление костюмов, атрибутов, декораций для спектаклей и т. д.;

•        проведение конкурсов по разным тематикам;

•        оказание помощи в организации персональных выставок работ детей по теме;

•        консультации;

•        семинары-практикумы;

•        опросы, анкетирования;

•        информирование (информационный материал на стендах, папки-раскладушки, буклеты);

•        выезды на природу, экскурсии;

•        совместные экологические акции;

•        совместная организация праздников, развлечений для детей;

•        участие в создании и оформлении огородов, цветников, озеленении участков и территории детского сада;

•        выставки книг о природе (художественные и энциклопедические).

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

•        НОД - 2 раза в месяц;

•        тематические занятия в мобильном планетарии 1 раз в квартал;

•         наблюдение и труд в уголке природы, на участке - ежедневно;

•        беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

•        проектная деятельность - по плану воспитателей;

•        театрализованная - по плану воспитателей;

•        игровая (разные виды игр) – в течении недели;

•        экспериментально-исследовательская - в течении недели;

•        целевые прогулки, экскурсии - по плану воспитателей;

•        экологические акции - по плану воспитателей;

•        придумывание экологических сказок, составление рассказов о природных объектах и явлениях - в течении недели;

•        чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;

•        конкурсы по плану воспитателей и детского сада;

•         работа с моделями - по плану воспитателей;

•        ведение календарей природы, дневников наблюдений -ежедневно;

•        КВНы, экологические досуги и праздники – 1 раз в квартал;

•        продуктивная деятельность экологической тематики – в течении недели.

Самостоятельная деятельность детей:

•        игры с природным материалом, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные игры, игры с правилами;

•        продуктивная;

•        театрализованная;

•        уход за растениями уголка природы;

•        экспериментально-исследовательская.

Для решения программных задач необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, одним из компонентов которой является экологическое пространство. 

Эколого-развивающая среда в МКДОУ д/с № 238

        Элементы

           РППС

Функциональная роль

Формы работы

Живой уголок

(аквариум с рыбками в холле детского сада), уголки природы в группах

Релаксация, познавательное развитие эмоциональной сферы, понимание понятия ухода за объектами живой природы, воспитание бережного отношения к ней.

Наблюдение, уход, общение, исследования, проектная деятельность.

Уголки в группе (экспериментальный, выставочный, театральный)

Познавательно-исследовательская, эстетическая; эмоциональное и интеллектуальное развитие; развитие воображения; приобретение опыта самостоятельной и творческой работы.

Самостоятельные исследования, проектная деятельность, игры, театрализация, тематические выставки детских работ.

  Огород

Развитие эстетического вкуса, эмоциональной сферы, познавательно-исследовательской деятельности; оздоровление; накапливание трудового опыта и экологически безопасного поведения; знакомство с правилами экологической безопасности.

Посев и уход за культурными растениями, проектная деятельность, выращивание экологически безопасного урожая.

Экологическая тропа

Познавательно-исследовательская, оздоровительная; развитие эмоциональных, сенсорных сфер; знакомство с природными объектами и правилами поведения в природе.

 Непосредственно - образовательная деятельность, театрализация, проектная деятельность практические действия, исследования.

Изостудия

Познавательная, эстетическая, развивающая, эмоциональная сфера, знакомство с произведениями искусства.

Полихудожественные занятия.

Музыкальный и физкультурный залы

Эколого – эстетическая, оздоровительная

Проведение спортивно -экологической, фольклорной, музыкальной, театрализованной деятельности.

Просмотр тематических мультфильмов, фильмов, презентаций, театрализованных представлений выездных театров.

Данная программа выступает как составная часть комплексной программы. Её содержание органично вплетается в содержание основной комплексной программы, интегрируется в целостном педагогическом процессе. Воспитатели групп среднего, старшего и подготовительного к школе осваивают эту программу и успешно используют её в своей работе. Планомерно распределены обязанности и между другими членами коллектива: руководителем, старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогами дополнительного образования, медицинского работника.

Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Представленная программа определяет новые ориентиры приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Цель программы - приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.

Задачи:

1.Формирование устойчивого интереса к традициям русского народа, устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству.

2.Воспитание уважения к труду и таланту мастеров.

3.Развитие речи на основе фольклорного материала, знакомства с предметами народного обихода в прошлом.

4.Воспитание чувства любви к Родине, уважения её прошлого и настоящего.

5.Формирование навыков социального общения.

Предполагаемый результат:

•        Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки);

•        Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

•        Знает основные литературные понятия по фольклору;

•        Наличие у детей представлений о народных промыслах   и умения различать изделия разных народных промыслов;

•        Знает быт и традиции русского народа, историю русского народного костюма, головных уборов;

•        Использует в игре предметы быта русского народа;

•        Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям;

•        Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование.

К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий. Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца.

НОД по программе проводится 1 раз в месяц продолжительностью от 10-15 до 25-30 минут, в зависимости от возраста детей. Но почти каждый день в совместной деятельности. детей знакомят со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д. НОД планируется как в первой, так и во второй половине дня.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

•        Беседы;

•        Занятия на основе метода интеграции;

•        Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

•        Экскурсии;

•         Дидактические игры;

•        Экспериментирование с различными художественными материалами;

•        Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

•        Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

•        Использование народных игр, в том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

•        метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);

•        словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

•        практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

•        эвристический (развитие находчивости и активности);

•        частично-поисковый;

•        проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проектной деятельности, в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов для «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

Отличительной особенностью данной программы является организация образовательной деятельности с детьми в условиях специально организованной развивающей среды, уголка «Русской избы». Связующим персонажем при проведении занятии является образ «Хозяюшки», который принимает на себя педагог.

В группах создана предметно-развивающая среда:

•         «Полочка народного декоративно-прикладного искусства»,

•        Мини-музей народной старины «Русская горница»

•        Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

•        Альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др.

•        Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др.

•        Игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка».

•        Книги со сказками, потешками, загадками и т.д.

Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

Специалисты, реализующие программу: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по ИЗО.

Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников.

Приоритетная образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Программа рассчитана на детей 3-7 лет, и представляет оригинальный вариант технологии воспитания, ориентированный на формирование эмоционально-нравственной сферы ребенка, эмпатии и проявление активного отношения к окружающей действительности. Программа и методические рекомендации опираются на синтез трех видов искусства: музыка, живопись и поэзия.

Цель: воздействовать на становление духовных потребностей ребёнка, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине сразу несколькими средствами искусства одновременно и в комплексе.

 Задачи:

•        вызывать у детей яркие эмоционально-эстетические переживания в процессе восприятия нескольких видов искусств;

•        воспитывать в ребёнке способность к сочувствию, сопереживанию;

•        развивать восприятие произведений искусства в сочетании с развитием собственной творческой деятельностью детей (танцевальная импровизация, подбор на детских музыкальных инструментах, пропевание мелодий, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами, речетворчество, сочинение стихов, театрализация и так далее);

•        развивать воображение и творческое мышление.

Планируемые результаты освоения программы:

1. Ребенок умеет понимать и ценить произведения искусства.

2. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д).

3. Дошкольники максимально проявляют свои способности, свободно демонстрируют свои теоретические знания и практические навыки в разных видах художественной деятельности, эмоционально раскрепощены.

Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу «от простого к сложному». Нужно подчеркнуть, что в программе используется понятие – «проект», т.е. разработанный план НОД по полихудожественному воспитанию. Все проекты размещены по четырем основным тематическим блокам:

1. Портрет в искусстве: образы детей в искусстве (настроение, состояния, игры и забавы); портреты взрослых людей (женщин, мужчин, стариков, автопортрет).

2. Сказка в искусстве: кумулятивные сказки для самых маленьких; волшебные сказки.

3. Природа в искусстве: времена года; время суток; состояния природы; разные виды пейзажей (морской, лесной); цветы; животный мир.

4. Образ Родины в искусстве: образ матери; родная русская природа; Россия в образах русских людей; история России.

Предложенный материал структурирован в таблицу, в которой представлена система тематического планирования: тема НОД, автор, название произведений разных видов искусств к этой теме, определены задачи.

Для младших дошкольников в начале освоения программы предлагается соединение 2-х видов искусств: музыки и живописи, или музыки и поэтического текста. Постепенно в каждый проект включается и третий вид искусства.

В рамках написания вариативной части творческой группой детского сада был разработан перспективный план по полихудожественному воспитанию дошкольников на каждую возрастную группу.

Организация воспитания детей с использованием полихудожественного подхода в ДОУ строится в формах: непосредственно образовательная деятельность (подгрупповая, фронтальная) и совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

Педагоги применяют следующие приемы и методы:

  • искусствоведческая беседа,
  • анализ картин,
  • «оживление» картины, «вхождение, погружение в картину»,
  • восприятие любого вида искусства всеми органами чувств (слышит музыку, стихи, видит образ и т.д.),
  • метод оживления детских эмоций,
  • экскурсии и наблюдения,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • игры-ассоциации,
  • этюды,
  • организация выставок детского творчества, праздники.

НОД по программе полихудожественного подхода проводится 1 раз в месяц продолжительностью от 10-15 до 25-30 минут, в зависимости от возраста детей. Но вспоминают произведения искусств и возвращаются к ним почти каждый день в совместной деятельности. НОД планируется как в первой, так и во второй половине дня.

1 раз в квартал проводятся литературные гостиные, поэтические вечера с воспитанниками, с участием родителей. 1 раз в квартал – литературные гостиные с педагогами детского сада, одной из главных целей проведения данного мероприятия является стимулирование творческой активности и выявление талантов среди педагогов.

Для решения задач в образовательном процессе используются образовательные технологии:

•        личностно-ориентированная;

•        интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД);

•        здоровьесберегающие;

•        игровые;

•        информационно-коммуникационные;

•        проектной деятельности.

Для активизирования и обогащения воспитательных умений родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников была разработана система сотрудничества и взаимодействия с семьей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО вели по четырем направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, проводится анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 На собраниях родители получают как практические, так и теоретические знания по следующим темам: «Как научить ребенка слышать музыку», «Организация домашнего праздника с детьми», «Создай-ка» (изготовление музыкально-дидактических игр и шумовых инструментов из бросового материала).

Оформляются папки-передвижки и консультации по темам: «Что такое музыкальность?», «Навыки кукловождения», «Роль фольклора в развитии ребёнка», «Организация театрализованной деятельности дома».

Родители охотно принимают участие в конкурсных программах, вечерах развлечений, утренниках. Воспитатели, родители и дети вместе собираются в нашей музыкальной гостиной, чтобы послушать красивую классическую музыку. С большим удовольствием родители участвуют в различных инсценировках и театрализованных постановках. Помогают в изготовлении декораций и пошиву костюмов.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы полихудожественного подхода, соответствует возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Помещение и прилегающая территория оформлена с художественным вкусом, выделены помещения и центры в групповых, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

Музыкальный зал оснащен:

  • фортепиано,
  • репродукциями картин и иллюстраций,
  • портретами композиторов,
  • методической литературой,
  • набором детских музыкальных и шумовых инструментов,
  • разнообразными атрибутами для танцевально-ритмических движений,
  • музыкально-дидактическими играми и пособиями,
  • игрушками для танца,
  • атрибутами для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура),
  • ноутбуком, мультимедийным и интерактивным оборудованием, музыкальным центром, медиатекой и аудиотекой.

Во всех группах созданы центры художественно-эстетического развития: музыкальный, литературный, изобразительный, театральный и т.д.

Основное содержание музыкальных центров составляют разнообразные музыкальные пособия: музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, магнитофон, фонотека со специально подобранной музыкой, атрибуты для музыкально-ритмической деятельности. Иллюстративный материал: подборка портретов композиторов, набор картинок с изображением различных музыкальных инструментов, картинки, изображающие различные виды музыкальной деятельности, музыкальные профессии, музыкальные понятия, настольные музыкально-дидактические игры и многое другое. Магнитофоны, подборка музыкальных сборников.

Содержание литературных центров: книги со сказками, рассказами, стихотворениями, портреты писателей и художников-иллюстраторов, энциклопедии, «умные» книжки, словари, альбомы или иллюстрации, книги-самоделки, иллюстрированные самими детьми, наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.

В группах созданы пространства для творческой деятельности детей, красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели. Предусмотрены наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, народных игрушек, предметами народного искусства.

В театральных центрах расположены различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Помимо этого, на базе детского сада созданы: изостудия, студия лепки и функционирует кружок ритмики, преподавателем которого является действующий танцор балета.

В методическом кабинете имеются сборники методических материалов, пособий, библиотека периодических изданий, методические разработки, конспекты, сценарии комплексных, интегрированных занятий, утренников, пособия для занятий; опыт работы педагогов (презентации, доклады, проекты, видеоролики и т.д.); материалы консультаций, семинаров; оргтехника: компьютер для работы с документацией, информационными ресурсами; копировальная техника; мультимедийное оборудование; система интернет (доступно для работы всем педагогам); сборники репродукций, как в бумажном виде, так и в электронном, музыкальные сборники.

Наличие специалистов необходимого профессионального уровня для реализации программы полихудожественного подхода: музыкальный руководитель, руководитель физического развития, педагоги дополнительного образования по изобразительной деятельности, лепке, преподаватель ритмики (действующий танцор балета), воспитатели.

Педагоги активно транслирует опыт деятельности по художественно-эстетическому развитию на районном и городском уровнях.

Программа физического развития детей 3-7 лет Токаева Т.Э. «Будь здоров, дошкольник»

Приоритетная образовательная область «Физическое развитие»

В Программе дается технология овладения ребенком представлений о себе, своем здоровье, и физической культуре. Физическое развитие ребенка осуществляется посредством физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования системы отношений ребенка к своему «физическому Я», здоровью и физической культуре как общечеловеческим ценностям. Определены уровни физического развития и освоения культуры здоровья на каждом возрастном этапе.

Цель программы: приобщение развивающейся личности ребенка дошкольного возраста к физической культуре, спорту и сохранению своего здоровья.

Задачи:

•        Содействовать формированию системы представлений ребенка о себе, своём здоровье и физической культуре;

•        Обеспечивать формирование способов физкультурно-оздоровительной деятельности;

•        Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитывать систему отношений ребенка к своему «физическому Я», здоровья как главной ценности жизни;

•        Содействовать развитию субъективного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3-7 лет.

Планируемые результаты освоения программы:

1.        Снижение уровня заболеваемости.

2.        Сформированные представления ребенка о себе, своём здоровье и физической культуре.

3.        Освоены культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, культура приема пищи.

4.        Сформированы двигательные умения, навыки и способности.

5.        Освоена культура отдыха и социальная безопасность.

6.        Ребенок проявляет интерес и активность к физическим упражнениям.

Содержание программы разбито по разделам:

1. Представления о себе, своем здоровье и физической культуре. В данном разделе представлены темы для изучения: Я человек; Я открываю мир движений; Я осваиваю гигиену и этикет; Я учусь правильно организовывать свою жизнь; Я учусь охранять свою жизнь и здоровье.

2. Навыки здоровья и физической культуры, раздел включает следующие темы: Культурно-гигиенические навыки, Двигательные умения, навыки и способности, Культура отдыха и социальной безопасности.

3. Отношение к себе, своему здоровью и физической культуре. В данном разделе акцент сделан на овладение детьми способами ЗОЖ, формирование социальной позиции в физкультурно-оздоровительной деятельности, проявление интереса к физкультурным занятиям.

В системе физкультурно-оздоровительной работы учитываются уровень физического развития детей, состояние их здоровья и используются разнообразные формы:

  • физкультурные занятия: групповые, подгруппами, индивидуальные;
  • утренняя гимнастика;
  • зарядка;
  • закаливающие процедуры;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • прогулки;
  • самостоятельная двигательная деятельность;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика после сна;
  • физкультурные досуги, праздники.

Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений, использование средств наглядности, исправление ошибок, игровые упражнения, индивидуальная страховка и помощь, оценка (самооценка) двигательных действий.

Для решения задач в образовательном процессе используются образовательные технологии:

•        личностно-ориентированная технология;

•        здоровьесберегающие;

•        игровые технологии;

•        информационно-коммуникационные технологии;

•        технологию проектной деятельности.

Программный материал распределен с учетом изучения на трех занятиях по физкультуре (два в зале, одно на воздухе) в неделю, одно занятие в месяц по воспитанию культуры здоровья как часть раздела по ознакомлению с окружающим. Досуги проводят 1-2 раза в месяц длительностью 15-25 мин в средней группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники, содержанием которых являются одни упражнения. В празднике участвуют одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов.  В ДОУ всегда отмечаются общенародные праздники: 1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, а также Новый год и выпуск детей в школу. В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы.

Для активизирования и обогащения воспитательных умений родителей были определены основные направления:

•        проведение бесед и консультаций по вопросам здоровьесбережения;

•        привлечение родителей к участию в совместной деятельности (игровые встречи, открытые занятия, развлечения, праздники);

•        осуществление тесного сотрудничества родителей и педагогов в проектной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы физического развития. В ДОУ имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей в течение дня, а также для их расслабления и отдыха. Спортивные залы оборудованы в соответствии с требованиями к предметно-развивающей среде, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, пособия.

    На участках ДОУ имеются спортивная площадка, оснащенные игровым оборудованием: турники, кольца, баскетбольные щиты, дартс для метания и другое.

   В группах оформлены центры физического развития «Здоровячек», основное содержание которых: физкультурное оборудование (ортопедические дорожки, гантели, массажные ежики, су-джоки, мячи, скакалки, обручи и многое другое), пособия для проведение дыхательной гимнастики, тренажеры для проведения зрительной гимнастики, картотеки упражнений для проведения гимнастики для глаз, утренней гимнастики, атрибуты, маски для подвижных игр.

Наличие специалистов необходимого профессионального уровня для реализации программы физического развития: руководители физического развития, медицинский персонал, воспитатели.

Рабочая программа по развитию психофизических качеств у детей дошкольного возраста «Умею плавать», автор инструктор по плаванию МКДОУ №238 Скляренко С.В.

Приоритетная образовательная область «Физическое развитие»

В программе представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых выделяе6тся система двигательного режима, система планирования и система комплексной оценки состояния физического здоровья детей. Программа рецензирована доцентом кафедры ТиМДО НИПКи                                                                                                                                               ПРО Головиным О.В.

Цель: создание условий для повышения эффективности оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития, овладения навыками плавания.

Задачи:

•        Обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

•        Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка.

•        Формировать правильную осанку, повышать работоспособность организма, формировать предпосылки для дальнейшего обучения плаванию.

•        Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника.

•        Формировать двигательные умения и навыки, развивать психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, гибкость и др.) и двигательные способности (координацию движений, дыхательные функции) у детей разных возрастных групп.

•        Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, знаний о видах и способах плавания, об оздоровительном воздействии плавания на организм.

•        Развивать культурно-гигиенические навыки, навыки двигательной культуры. Способствовать проявлению нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства.

Планируемые результаты освоения программы:

•        У детей сформирована правильная осанка.

•        Дети умеют: всплывать; свободно лежать на воде на груди и на спине; скользить по воде с опорой и без неё; скользить по воде с движениями рук, ног, выдохом в воду; нырять в воду с борта бассейна; выполнять ведущую роль в подвижной игре; выполнять действия по сигналу.

Содержание программы сопровождается поставленными задачами, перспективным планированием на каждый возрастной период от   3 до 7 лет, диагностическими картами умений воспитанников, планом взаимодействия инструктора по плаванию с педагогами и специалистами ДОУ, планом взаимодействия с родителями.

Основные организационные формы двигательной активности детей:

•        тренировочные упражнения;

•        эстафеты;

•        праздники на воде;

•        спортивные соревнования;

•        подвижные игры, с использованием спортивных способов плавания;

•        самостоятельное плавание.

Методы и приемы:

•        показ, разучивание, имитация упражнений;

•        использование средств наглядности;

•        исправление ошибок;

•        подвижные игры на суше и в воде, игровые упражнения;

•        индивидуальная страховка и помощь;

•        оценка (самооценка) двигательных действий;

•        соревновательный эффект; контрольные задания.

Для решения задач в образовательном процессе используются образовательные технологии:

•        личностно-ориентированная;

•        здоровьесберегающие;

•        игровые;

•        информационно-коммуникационные;

•        технологию проектной деятельности.

Занятия проводятся в течение года, с октября по апрель месяц во всех возрастных группах по подгруппам (до 10 человек) в первую половину дня, продолжительностью 20-30 минут, в соответствии с возрастом, количество занятий в неделю - 2.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

•        Открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

•        Спортивные развлечения и праздники на воде;

•        Текущий контроль – ведение учета посещаемости, хода занятий;

•        Итоговая диагностика, где выявляется уровень освоения детьми программных требований.

Для взаимодействия с семьями воспитанников определены следующие направления:

•        Родителям предоставляется возможность наблюдать за своего ребёнка на групповых совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках.

•        Проводятся групповые и индивидуальные консультации, беседы, основная цель которых – информировать о формировании двигательных навыков, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств.

•        Привлечение родителей для оказания помощи в подготовке спортивных мероприятий, изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования.

•        Предлагается родителям передавать свой опыт в физическом воспитании другим родителям (фотовыставки совместной двигательной активности родителей и детей в детском саду и дома, конкурс коллажей «Самый активный выходной день» и т.д.) 

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы, в ДОУ имеются:

•        бассейн;

•        спортивный инвентарь: плавательные доски; очки для плавания; поролоновые палки (нудлс); мячи разных размеров; обручи плавающие и с грузом; ласты разных размеров; калабашки (специальные плавательные доски); надувные круги разных размеров; нарукавники, жилеты, матрасы для плавания; игрушки и предметы тонущие и плавающие, разных форм и размеров;

•        магнитофон, фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания»;

•        дидактический материал: плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»; иллюстрации с изображением водных видов спорта; картинки с изображением морских животных;

•        картотека игр и упражнений на воде для всех возрастных групп;

•        комплексы дыхательных упражнений;

•        подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Реализация данной программы обеспечивается совместными действиями инструктора по плаванию, воспитателей, медицинских работников.

     


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: