картотека игр по познавательно - речевому развитию и картотека игр по социально - коммуникативному развитию

Картотека игр по познавательно-речевому развитию.

Сентябрь. 1 неделя.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочкам».

Цель: формировать у детей знания узнавать дерево по листочкам. Понимать и правильно выполнять задания педагога.

 Воспитатель показывает детям листочек , а дети называют дерево.                                                           

Сентябрь 2 неделя

Дидактическая игра «Найди такой же овощ»                                   Цель: формировать знания детей об овощах (в натуре), называть их (формировать способность к обобщению); учить понимать и правильно выполнять задания педагога; активизировать, в речи детей слово много.
Материалы: овощи.

Содержание организованной деятельности детей Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, воспитатель объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

 

 

 

Сентябрь 3 неделя.

Дидактическая  игра «Найди такой же листочек»

Цель: формировать умение находить листочки по цвету, размеру. Понимать и правильно выполнять задания педагога.

 Воспитатель предлагает детям найти такой же листочек как у нее.

             

 

Сентябрь 4 неделя

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» Цель: формировать знания детей об овощах.  Выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи собирательное существительное овощи.)

Материалы: корзина с различными овощами, резиновые овощи.

Содержание организованной деятельности детей Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.

-Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»,- говорит воспитатель  и достает морковь, лук, картофель, помидор , капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.

 

 

Октябрь 1  неделя.

Дидактическая игра «Береза».

Цель :развитие речевого дыхания.

Береза моя, березонька (дети идут хороводом, взявшись за руки)

Береза моя белая,

Береза кудрявая (меняют направление движения.)

Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох.)

Посередь долинушки , (опустили руки, выдох.)

На тебе, березонька, (подъем рук, вдох.)

Листья зеленые, (опустили руки, выдох.)

Под тобой, березонька, (подъем рук, вдох.)

Трава шелковая. (опустили руки, выдох.)

.

                         Октябрь2 неделя.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию»

Цель: формировать знания детей узнавать дерево по описанию

 дерево или кустарник?

какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий.)

какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая.)

какого цвета и формы листья.

Содержание

Чтобы суп получился вкусным, в него надо положить лук. Кто найдет луковицу? Что это? А теперь надо найти морковь. Скажи,…, Машеньке:  смотри, какая большая красная морковка.

 Октябрь 3 неделя

.Дидактическая игра «Угадай ,что в руке?»

Цель :формировать знания детей узнавать овощи на ощупь правильно называть

Содержание. Дети стоят,  выстроившись в круг, руки держат за спиной Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей. Затем показывает один из овощей .Дети ,которые определили у себя такой же овощ, по сигналу подбегают к воспитателю .Смотреть на то ,.что лежит в руке нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь                                             .Октябрь 4 неделя

 Дидактическая  игра «Сложи картинку»                                                                     

Цель :формировать умения детей складывать картинку из 4 частей, узнавать и называть сказки                                   

                                    

                                       Ноябрь 1 неделя.

Дидактическая игра «Назови сказку по иллюстрации»

Цель: Формировать умение по иллюстрации узнавать и называть сказку ,правильно строить предложения.

                                    Ноябрь 2 неделя.

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию»

Цель: закреплять знания детей о героях сказок, развивать речь. Воспитатель  описывает  героя сказки, а дети называют его и наоборот, дети описывают, а воспитатель  называет.

 

                          Ноябрь 3 неделя.

Дидактическая игра «Части- целое»

Цель: Формировать умение узнавать животное по частям,

правильно строить предложения.

 Взрослый называет части, а  малыш узнает загаданный объект.

- Мягкие лапки, пушистая шерстка ,хвостик.

-Это лиса.

-Похоже, но я загадала не лису.

-Скажу еще, что это животное любит молоко.

-Это кошка.

Второй вариант игры- взрослый и ребенок меняются ролями.

 

                             Ноябрь 4 неделя

Дидактическая игра «Что такое же? »

Цель :развивать способность к аналитико- синтетической деятельности, обогащать словарь прилагательными.

 Взрослый берет любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета и находят подобный по заданному свойству объект.

-У меня лимон, он желтый. Что бывает еще желтым? (Яблоко, шарик, кубик, карандаш, машина и т. д.)

 Декабрь 1 неделя

Дидактическая игра «Узнай и назови птицу».

Цель: Закрепить название птиц, формировать умение правильно строить предложения.

 Педагог показывает детям картинки с изображением птиц, а   дети называют ее.

 

                           Декабрь 2 неделя

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Цель :уточнить с детьми знания о питании птиц. Развивать речь.

 Предложить детям покормить птиц, а для этого надо быстро и точно назвать то, что птицы употребляют в пищу.

                                                                                                                                                                                                                                                     Декабрь 3 неделя.

Дидактическая игра «Домашние и дикие птицы»

Цель: закреплять с детьми знания о домашних и диких птицах, развивать речь.

   Воспитатель показывает картинки птиц, а дети должны назвать домашняя это птица или дикая.

 

                           Декабрь 4 неделя.

Дидактическая игра « Какая птица улетела».

Цель: закреплять название птиц, развивать память, внимание.

  Воспитатель предлагает запомнить птиц, а затем дети закрывают глаза , а воспитатель одну убирает. Какая птица улетела?

 

                                       Январь 2 неделя.

Дидактическая игра « Хорошо – плохо».

Цель: формировать у детей умение видеть противоречия в мире природы, развивать речь.

 Зимой хорошо- можно катать на санках, на лыжах, играть в снежки, кататься с горки.

Зимой плохо – холодно, можно замерзнуть, надо тепло одеваться.

                                 Январь 3 неделя.

Дидактическая игра « Почемучка»

Цель: формировать умение объяснять причину и следствие, закреплять умение правильно строить предложения.

  Например, если собаку  дразнить ,она может укусить. Зимой нельзя есть снег и сосульки- заболит горло.

                         Январь 4 неделя.

Дидактическая игра  «Найди друзей».

Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражнять в подборе  словосочетаний :колючий  ежик- колючая елка, холодный снег- холодное мороженое и т.д.

 

                         Февраль 1 неделя.

Дидактическая игра « Чья вещь?»

Цель: отрабатывать четкое произношение звукосочетания  в местоимении «моя» и правильно согласовывать его с существительными  женского рода .

 Воспитатель показывает вещь, например, шапку и спрашивает:   «Дети, чья это вещь?» Это моя шапка.

 

                         Февраль 2 неделя.

Дидактическая игра « Куда спряталась матрешка?».

Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении.

  Воспитатель  ставит матрешку за цветок.  Дети, куда спряталась матрешка?

 

                                     Февраль 3 неделя.                                                             Дидактическая игра «Слушай внимательно»

Цель: закрепить умение группировать предметы; развивать внимание, двигательную активность детей.

 Сейчас мы с вами подвигаемся, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию

- когда скажу название птиц( воробей, ворона, сорока) вы будете махать руками, как крыльями;

-если назову животное ( собака, кошка, лошадь ) то нужно быстро бегать друг за другом;

-если назову насекомых (паук , жук, комар) ползать по комнате.

 При повторных играх можно менять содержание задания, классифицировать другие предметы ( овощи , фрукты , ягоды и т.д)

                                    

                                      Февраль 4 неделя.

  Дидактическая игра «Угости зверей»                

Цель :расширить кругозор детей, подвести к пониманию вопроса о питании зверей, активизировать словарный запас.

 Сметану дадим ( кошке, котенку)

Сено дадим (корове, теленку)

Косточку дадим (псу, собаке)

 

                          

 

                                  

 

 

                                             Март 1 неделя.

Дидактическая игра «Чей дом?».

Цель: расширить у детей кругозор о домашних животных, уточнить названия жилищ, активизировать словарный запас.

 Воспитатель называет жилище животного, а ребенок должен назвать чей это дом.

Конура – собачий дом.

Коровник- коровий дом.                           Конюшня – лошадиный  дом.

                           

 

                               Март 2 неделя

Дидактическая игра «Чей детеныш?»

Цель: развивать кругозор детей о животных и их детенышей, обогащать словарный запас.

 У щенка мама-

У ягненка мама-

 

                          

 

 

                               Март 3 неделя.

Дидактическая игра « Узнай по описанию».

Цель: развивать у детей умение описывать внешний вид животного, их образ жизни, питание. Развивать связную речь детей.

 Сначала воспитатель описывает любого животного, а дети называют его, а потом предложить ребенку описать животного.

 

                           Март 4 неделя.

Дидактическая игра «Подбери признаки».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными расширят кругозор о животных и их детенышах.

 Котята- крошечные, маленькие ,забавные, веселые и т.д.

Кошка- большая, крупная, ловкая, смелая, быстрая , умная.

 

                                    Апрель 1 неделя.

Дидактическая игра «Помощники весны».

Цель: обогащать словарный  запас детей прилагательными, подбирать как можно больше  весенних слов.

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Примерный словарь для игры:

Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.

Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое ,желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.                                                 

                           

                                    Апрель 2 неделя.

Дидактическая игра «Помощники весны».

Цель: продолжать развивать словарный запас детей глаголами и прилагательными, закреплять признаки весны.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огромный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.

Примерный словарь для игры.

Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.

Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.

Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.

Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.

 

                               Апрель 3 неделя.                                                  

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: формировать умение подбирать противоположные слова

Предложите малышу сказать наоборот:

Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)

Весна ранняя – весна …? (Поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

                              Апрель 4 неделя

Дидактическая игра «Разведчики весны»

Цель: развивать умение видеть и как можно больше найти примет о весне, развивать речь детей.

Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.  которые видите вокруг себя.  Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет

 

 

                                              

 

                                                

                                                                Май 1неделя.

Дидактическая игра « Разведчики весны».

Цель: продолжать развивать умение видеть как можно больше  найти примет о весне, формировать умение правильно строить предложения.

Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».

 

                                 Май 2 неделя.

Дидактическая игра  «Придумай предложение».

Цель: формировать умение правильно строить предложения.

  Дети встают в круг. Водящий называет слово( например,  Игра продолжается .близко) и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение.( Маша живет близко от детского сада.) и только после этого передать камешек другому игроку.

 

                                Май 3 неделя.

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель : продолжать формировать у детей навыки правильно строить предложения, грамотно склоняя имена существительные .Развивать у детей мышление.

 Задайте детям вопрос, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо?

Яйцо может быть птенцом, крокодилом, черепахой.

Кем будет теленок?

Теленок будет коровой или быком.

 

                              Май 4 неделя.

Дидактическая игра « Жили – были».

Цель: закрепить у детей знания об окружающем мире, развивать мышление, смекалку.

  Воспитатель задает вопрос :Жила – была тучка, что с ней потом стало? ( Из нее дождик полился).

Жил- был ручеек, что с ним стало? (Зимой замерз, засох в жару).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОТЕКА ИГР  ПО СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ.

 

                              Сентябрь 1 неделя.

Игра « Назови себя»

Цель :Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

 Ребенку предлагают представить себя ,назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

                             Сентябрь 2 неделя.

Игра «Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей  друг к другу.

 Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику( по желанию) ласково называя его по имени.

                            Сентябрь 3 неделя.

Игра «Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

    Один ребенок садится в центр на « волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

                           Сентябрь 4 неделя.

Игра « Волшебная палочка».

Цель продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

  Дети встают в круг. Один ребенок передает  палочку рядом стоящему и ласково его называет.

                       Октябрь 1 неделя.

Игра « Замри».

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

 Смысл игры  в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

                   

 

                                Октябрь 2 неделя.

Игра «Клеевой ручеек»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

   Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

                    

 

 

                              Октябрь 3 неделя.

Игра «Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

  Один называет сказку , другой ее персонажей и т.д.

                                Октябрь 4 неделя.

Игра « Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

  Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы ,покупаете у меня нужные слова .

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется , но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

 Как ты ее попросишь, чтобы она все  таки дала тебе яблоко ?

                              

                               Ноябрь 1 неделя.

Игра «Кузовок».

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

 Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина.                           Воспитатель , обращается к ребенку : « Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

 

                            Ноябрь 2 неделя.

Игра «Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к  старшим, закреплять ласковые слова.

    Каждый ребенок по очереди  рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

         

                            Ноябрь 3 неделя.

Игра  « Чудесный мешочек»

Цель :расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

  Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

 

                       Ноябрь 4 неделя.

Игра « Добрые слова».

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.

   Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся.  Как можно назвать детей , которые трудятся ? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т .д.)

 

                       Декабрь 1 неделя

Игра «Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки  и умение разрешать конфликты.

      Придя с прогулки ,воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на  «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить,  как  поделить игрушку.

 

                      

 

                              Декабрь 2 неделя.

Игра « Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

     Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

 

                              Декабрь 3 неделя.

Игра « Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

  Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его.   Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

 

                           Декабрь 4 неделя.

Игра « Вот какой Дед Мороз»

 Цель: развивать уважение , закреплять ласковые слова.

 Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед  Мороз , как  он его благодарил, как можно его ласково назвать.

 

                        

 

 

 

                       Январь 2 неделя.

Игра « Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

 Воспитатель говорит начало предложения , дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится ,когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

 

                          Январь 3 неделя.

 Игра «День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

 После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит : «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

 

                         Январь 4 неделя

 Игра « Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

 По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышили.

 

                      Февраль 1 неделя.

Игра «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

  Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика.

 И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

 

                    

                    Февраль 2 неделя.

Игра « Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: « Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

 

                   

                           Февраль 3 неделя.

Игра « Вот какой папа».

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

   Ребенок рассказывает как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

 

                 

 

 

                            Март 1 неделя.

Игра « Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

 Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

 

                           Март 2 неделя.

Игра «Вот какая мама».

Цель: развивать  любовь к маме, закреплять ласковые слова.

 Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

 

                           Март 3 неделя.

Игра « Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

 Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений(в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше  двух – трех изменений.

 

                      

                            Март 4 неделя.

Игра « Подарок на всех»

Цель:  развивать чувство коллектива, умение дружить ,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

 Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил  сейчас всем нам вместе?».

                            

                              Апрель 1 неделя.

Игра « Почемучка».

Цель: развивать умение дружить, быть вежливым.

  Например, если девочку обидеть , она заплачет.

 Если вы нечаянно толкнули .то…………...

Вам  подарили игрушку, то………………..

 

                            Апрель 2 неделя.

Игра « Обыграй превращение»

Цель :воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

  Воспитатель по кругу передает предмет( мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так , как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его « Яблоко»- дети  «моют», «едят»,  «нюхают» и т.д.

 

                      

                                Апрель 3 неделя

Игра « Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

  Воспитатель. Вам , наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она , проснувшись ,  делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

 

                             Апрель 4 неделя.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета( съедобность, одушевленность).

  Ведущий произносит слово и кидает одному из  детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

 

                            Май 1 неделя.

Игра « Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

  Дети передают палочку и называют признаки весны.

 

                    

 

 

                                 Май 2 неделя.

Игра « Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

  Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

 

                                   Май 3 неделя.

Игра « Что может произойти?».

Цель: развивать  воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

 Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

 «Дождь будет идти, не переставая».

 

                                  Май 4 неделя

Игра « Давайте попрощаемся»

Цель: закрепить разные способы прощания реально существующих и шуточных.

 Детям предлагается попрощаться друг с другом, придумать свои собственные .

 

 Мастер  -  класс с педагогами  по теме:

 « РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

Играя, ребенок познает мир, от того в какие игры он играет, во многом зависит и то, каким именно он узнает этот мир, насколько он будет приспособлен к нему. Как будет себя позиционировать.

 Цель развивающих игр для дошкольников объяснить ребенку принципы и механизмы, действующие в этом мире, дать ему в руки инструменты ,которые помогут ему в жизни. Какими должны быть развивающие игры для дошкольников?

В первую очередь разнообразными, ведь жизнь ярка и многогранна. И обязательно должны соответствовать определенному возрасту ребенка, именно тогда они будут развивающими. Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, самостоятельность. И не забывайте, что ребенок сможет большего добиться в жизни, если будет обладать уверенностью в себе, в своих силах. А для этого главное отмечать его достижения и не акцентировать недостатки ,хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

Развивающая игра «Изобретатели».

Цель: способствовать развитию умения вычленять новые функции  (назначения предметов при объединении уже существующих, известных)

     Детям раздать предметные картинки и предложить объединить их попарно, чтобы можно было получить новый или необычный  способ совместного использования этих предметов.

Скажем , если объединить утюг и лыжи; как и где можно использовать полученный новый и необычный механизм? «Термолыжи»

Можно использовать, чтобы спасти жизнь северным оленям- двигаясь по ледяной корке. Термолыжи  растапливают ее и освобождают животным доступ к пище.

Очень весело получится представить телефон вместе с термометром, так как он будет нагреваться по мере разговора и в конце концов раскалится так, что придется болтуну прервать связь. Это будет выгодно и экономно.

 Сейчас каждый из вас придумает свой механизм и как  и где его можно использовать.

  Игра «Сочинитель»

Цель :развитие речи, словаря, мышления.

 Даны три слова . Например, стол , арбуз , вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все  три слова. Слова можно изменять любым способом.  Например, полон вагон привезли арбузов, купив его, мы положили  на стол. Придумайте свои предложения.

 Игра « Что общего между?»

Цель: развитие творческих способностей  у детей, умение находить общие признаки в двух объектах.

Например, что общего между мухомором и пожарной машиной?

Они могут быть мокрыми от дождя, красными, приснившимися, нарисованными, вылепленными из пластилина, воспетыми в стихах, испорченными, пыльными.

Придумайте  свои  два объекта.

Игра « Как это можно использовать»

Цель:  развивать мышление детей, речь.

Найти возможно большее число вариантов использования какого- либо предмета.

Например, вы называете слово « карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку…..

Назовите ваш предмет и как его можно использовать.

 Игра «Что может произойти».

Цель : развитие у детей воображения, умение заканчивать предложение.

 Что может произойти, если……….

«Люди научатся летать , как птицы»

«Оживут все сказочные герои».

« Из водородного крана польется томатный сок»

Игра « Жили- были»

Цель: развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

 Воспитатель задает вопрос :  « Жила – была тучка, что с ней потом стало? ( Из нее дождик пролился.)

Жил –был ручеек, что с ним стало?( Зимой замерз; засох в жару).

Задайте вы вопрос.

Игра «Кто кем будет?»

Цель: развивать умение правильно строить предложения, грамотно склоняя имена существительные, закреплять знания о животных, развивать мышление.

 Задайте детям вопросы.

Кем будет яйцо?( яйцо может быть птенцом, крокодилом, черепахой и т.д.)

Кем будет теленок?( коровой или быком)

Игра «Складушки- вычиталки»

Цель: развивать у детей мышление.

 Музыка + шутки = частушки.

Снег + ветер = метель

Папа + рюкзак = турист.

День – скука=праздник.

Лес – комары= счастье

Холодильник – ток= ящик.

Придумайте свои «складушки- вычиталки».

 А сейчас проведем  мастер – класс « Каша из топора».

Цель : способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В коробке следующие предметы:

- картон, ножницы,

-прищепки и лист А-4

-деревянные палочки

-цветная бумага, клей