Социальное сиротство - проблема, которую можно преодолеть

Татаринцева Юлия Викторовна

 о реабилитационной работе педагога-психолога в социальном Центре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_20_veke_protsessy_pravka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное сиротство -  проблема, которую можно преодолеть

Одна из печальных примет нашего времени — социальное сиротство, когда дети, формально имеющие родителей, остаются без их попечения и оказываются в сложных житейских ситуациях. О путях преодоления этого негативного явления делится педагог-психолог ГБУ СО МО «КОЛОМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»  Татаринцева Юлия Викторовна.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социально-экономическими условиями и процессами в обществе, происходящими в последние годы. В связи с дезорганизацией жизни семей, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижение стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, склонных к злоупотреблению спиртных напитков, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям насилие и жестокость.

Тысячи детей юридически имеют родителей, а фактически им отказано в нормальном детстве. К сожалению, сиротство в нашей стране стало явлением социальным и является одним из вызовов времени.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия, все больше оказывается в центре внимания государства и общества.  Президентом и Правительством Российской Федерации поставлены задачи принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В нашем городе Коломна создано и выполняет свои функции уже более 10 лет одно из таких учреждений. Это Государственное бюджетное учреждение социальной защиты Московской области «Коломенский городской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

         Учреждения, подобные нашему (социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в Московской области их около 60-ти), стоят на переднем крае в вопросах профилактики и борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

К нам попадают дети в самый острый, сложный период своей жизни, когда ситуация уже доведена до предела. Часто это происходит по личным заявлениям о приёме, когда жизнь в семье стала невозможной. Уставшие бродяжничать или скитаться по приятелям, или просто по подъездам и подвалам, пережившие насилие и жестокое обращение, подростки идут к нам. В большинстве своем все они  ослаблены соматически, часто истощены. Привыкшие к асоциальному поведению, зачастую страдающие ранней алкоголизацией и токсической зависимостью, многие  из них находятся в состоянии психологического стресса.

Период адаптации детей в центре - период привыкания к новым условиям жизни - является самым сложным. И именно поэтому программы реабилитации подростков носят комплексный характер, направлены на разностороннюю социализацию личности, на преодоление «комплекса изгоя», «комплекса лишнего человека».

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, которое во многом определяет возможные варианты формирования личности ребенка. Целями деятельности учреждения является создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному и эмоциональному развитию личности. Мероприятия психолого-педагогической направленности в сочетании с мерами обеспечения социальной защиты и помощи, медицинской реабилитации, юридической помощи, профилактической работы по правонарушениям, употреблению наркотических и токсических веществ, ограждения от криминальной среды в итоге помогает вернуть подростков к нормальной жизни, поверить им в свои возможности.

Центр имеет достаточное материально-техническое оснащение, позволяющее детям успешно проходить курсы реабилитации. Уютные спальни, просторные игровые  помещения создают атмосферу домашнего уюта. К услугам подростков работает гимнастический и тренажёрный залы, открыт компьютерный класс, в котором дети изучают основы компьютерной грамотности. В кабинете психологической разгрузки дети проходят психологические тренинги. Также в центре работает музыкальная гостиная, кукольный театр.

Но излюбленным местом наших детей является, открытый в 2009 году, практико-игровой комплекс «Мой дом», особенно пришедший по душе детям. Здесь ребята учатся вести домашнее хозяйство, готовить, обслуживать себя в быту и, главное, общаться в семейной обстановке. Особенно важен «Мой дом» для будущих выпускников центра, которым комплекс дает представление о нормальной семье.

Цель комплекса - подготовить подростков к самостоятельной жизни, сформировать и развить у них достаточное самосознание, систему нравственных мотивов и ценностей,  временную и профессиональную направленность, интеллектуальную готовность, устойчивый эмоциональный фон и коммуникативные навыки.  Создание благоприятного психологического климата, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, создание ситуации успеха - вот основные принципы работы с детьми в практико-игровом комплексе «Мой дом». Усилиями всех специалистов центра мы способствуем формированию у подростков особой внутренней позиции, выражающейся в активной ориентированности на будущее, связанной с конкретной жизнедеятельностью, формированию навыков общения и  формированию навыков самостоятельной жизни, а не склонностью, как часто отмечают в отношении выпускников интернатных учреждений, иждивенческой позиции.

Практико-игровой комплекс «Мой дом» -  это игровая площадка, оборудованная по типу мини-квартиры, которая состоит из комнаты-гостиной и кухни. Здесь есть красивый набор кухонной мебели, электрическая плита с духовым шкафом, раковина, необходимая посуда с нарядными столовым и чайным сервизами, современная бытовая техника. Вспомните, как в детстве подростки увлечено играют в дочки-матери и строят уютные домики из картонных коробок и покрывал, оборудуя их игрушечной посудой и заселяя куклами.

Такого замечательного подарка детям мы не смогли бы сделать без наших спонсоров: Московской компании "Инкомавто", которая провела реконструкцию помещения и сделала в нём современный  евроремонт, Министерства социальной защиты населения Московской области, которое выделило деньги на дорогое современное оборудование и мебель. Комплекс «Мой дом» был подарен воспитанникам к 10-летию центра. Открытие было проведено в день юбилейного торжества, на котором присутствовали почётные гости и спонсоры. В этот день было всё по-настоящему: и перерезание красной ленточки, и вспышки фотообъективов, и суета телерепортёров, и, конечно же, восхищённые и счастливые глаза детей.

Не в каждой семье есть такое, как в нашем комплексе «Мой дом» и мы гордимся этим. Особая  домашняя атмосфера формируют доверительные отношения между педагогами и детьми. В уютной мини-квартире успешно проводят как индивидуальные, так и групповые занятия все специалисты центра.  

Не секрет, бытует мнение, что выпускники детских домов, интернатов совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не умеют почистить картошку, отварить макароны, рассчитать семейный бюджет, экономно и вкусно накормить семью. Поэтому основной целью создания комплекса «Мой дом» являлась подготовка наших воспитанников к будущей самостоятельной жизни, прежде всего, в бытовой ориентировке,  формированию навыков самообслуживания, формированию у ребят стереотипа достойного жилья.

Но цели и задачи комплекса, как мы понимаем, гораздо шире и многие его возможности открываются по мере его практического использования. Под умелым руководством заведующей комплексом Елены Петровны Столяренко специалистами центра разрабатываются и апробируются циклы коррекционно-развивающих занятий для детей, направленные на развитие психолого-педагогической готовности к самостоятельной жизни. Основным методом занятий стал социально-психологический тренинг, дающий возможность как развитию временной перспективы, переживанию опыта рефлексии, так и навыков самоанализа и продуктивного общения. Групповая работа проходит на базе принципа активности, вовлеченности участников в специально разработанные действия и ситуации.

        Воспитание через домашнюю обстановку и создание атмосферы семьи полюбилось подросткам. В комплексе дети учатся готовить, жарят вкусную картошку, делают разнообразные салаты, варят домашний борщ, готовят самую любимую курочку, пьют чай с приготовленными блинчиками или просто отдыхают перед современным большим жидкокристаллическим телевизором, который выиграли в творческой олимпиаде «Дети – детям». В комнате-гостиной на занятиях в кружке «Рукодельница» под руководством опытного педагога Галины Серафимовны Комаровой воспитанники обучаются мастерству изготовления поделок из ткани, ниток, бисера, кожи, соленого теста. Самые лучшие детские работы выставлены на стенде комплекса.

        Здесь организуются познавательные творческие встречи, игровые конкурсы, увлекательные беседы.         А как по-домашнему здесь проходят дни рождения воспитанников! Все рассаживаются  за праздничным столом, по очереди говорят поздравления имениннику и дарят незамысловатые подарки, часто сделанные своими руками. Одна девочка даже расплакалась на таком своем дне рождении. Ведь в своей семье, где родители много лет прожили в пьяном угаре, она и не представляла, что праздник может быть таким уютным и вкусным. Нередко на  дни рождения детей приезжает заместитель Главы администрации городского округа Коломна Ольга Павловна Жарова всегда с подарками и  любовью к детям.

В процессе работы в практико-игровом комплексе «Мой дом», наблюдая за детьми, мы заметили, что уже само существование подобного помещения в центре создаёт мощнейшую мотивацию к стремлению жить достойно, к подобному облику и образцу собственного жилья и ведения хозяйства. Так один воспитанник занялся подсчётом стоимости мебели и оборудования в практико-игровом комплексе «Мой дом» и стал прикидывать, сколько он должен зарабатывать в месяц, чтобы за пару лет скопить на такую обстановку в собственном доме.

Это говорит о том, что наши труды не проходят даром.

Педагог-психолог Татаринцева Юлия Викторовна.

Социальный педагог Аверкиева Евгения Ивановна.

 

ГБУ СО МО «КОЛОМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

140411, г. Коломна,  ул. Ленина, д.97-а

1

Директор

Прохорова

Алла Валентиновна

09.01.1963

8(496)612-06-83

916-878-77-67

2

Зам.директора по безопасности и общим вопросам

Петровская

Наталья Николаевна

25.04.1955

8(496)612-06-83

916-170-46-65