Мой педагогический опыт

Кошкарова Валентина Андреевна

Мой педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_koshkarova.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему: «Анализ проведения лабораторных и практических работ»

Составлен преподавателем Кошкаровой В. А.

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии Менеджмента, Маркетинга и товароведения Протокол №___от_______

Председатель цикловой

комиссии                    Рыжиков С.Н.

ЛЕБЕДЯНЬ

Основная задача средних специальных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности.

Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в труде, с другой - формирование профессиональных умений и навыков. В труде специалиста большое место занимают умения -способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. И умение, и навыки формируются в процессе деятельности. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: органолептической оценки качества продовольственных товаров; определении физико-химических показателей; решении задач и ситуаций.

По дисциплине «Товароведение» студенты приобретают умения и навыки в процессе работы с товаром; стандартами; федеральными законами. Демонстрация товара и максимум сведений о нем даются студентам на теоретических занятиях. Успешность приобретения умений, а в дальнейшем и навыков будет определяться прочностью усвоенных теоретических знаний. Лабораторное и практическое занятие - это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических (лабораторных) работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - это экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, экспериментальная проверка расчетов, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений.

На занятиях товароведения проводятся как практические, так и лабораторные работы.

На практических работах в соответствии с программой по дисциплине «Товароведение» студенты вырабатывают следующие умения и навыки:

-    по распознаванию видов и сортов товара;

-    по определению качества товаров;

-    по работе со стандартами и другой НД;

-    по решению специальных задач и торговых ситуаций.

На практических занятиях по товароведению студенты овладевают навыками выполнения схем; таблиц; определения дефектов; распознавания видов сортов. Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. Работать со стандартами студентов приучают в процессе определения качества товара.

В будущей работе студентам в основном придется сталкиваться с органолептической оценкой качества товаров, но они должны знать сущность

лабораторного исследования, его виды, принципы определения тех или иных показателей, правила отбора проб, порядок хранения и отсылки их на анализ и т.д., что необходимо для грамотного понимания ассортимента и принципов оценки качества товаров, чтения качественных удостоверений и сертификатов соответствия. Из этих соображений в лабораторные работы включено определение некоторых физико-химических показателей качества товаров. Например, определение кислотности хлеба и хлебобулочных изделий, молока, молочнокислых товаров, квашенных овощей; определение кислотности молока, пористости хлеба, определение щелочности содержания соли в продуктах и т.д.

При проведении практических, лабораторных занятий очень большое значение придаю оформлению результатов работы, так как от этого зависит и дисциплина на занятии и достижение цели.

Опыт показывает, что одним из лучших путей оформления работ является таблица, содержание граф которой вытекает из сущности самой работы. Заполнение граф студентами является результатом решения логической проблемы, которая в свою очередь является частью общей проблемы, поставленной на практических занятиях. Правильно заполненная таблица будет означать, что цель, поставленная на занятии, достигнута. Заполнение таблицы начинают уже на первой стадии практической или лабораторной работы, что обеспечивает строгую последовательность в ее выполнении и облегчает проверку работы. Например, лабораторная работа по оценке качества молока. Все результаты исследований заносятся в таблицу. Форма таблицы.

Наименование показателей качества молока

Действительные значения показателей качества

Базовые значения показателей качества по ГОСТ №       год

«         »

Заключение качестве по каждому показателю

общее заключение о качестве молока

1. органолептические 2. физико-химические

Расчеты по определению физико-химических показателей записываются вне таблицы.

Подобные таблицы студенты заполняют и на практических занятиях по

решению ситуационных задач, связанных с определением качества

продовольственных товаров.

Порядок оформления подробно разъясняю во время инструктажа, а таблица

дается в инструкционной карте по проведению практической, лабораторной

работы.

В любом случае индивидуально по каждому студенту ведется учет качества выполняемых работ, чтобы судить о его успеваемости всесторонне. Идеальный вариант - индивидуальное проведение практических занятий, когда студенты получают отдельную товарную коллекцию (макаронных изделий, пряностей, муки, круп...) в процессе работы с которой решают поставленную перед ними задачу, но чаще всего несколько образцов одного товара, но разных производителей исследует группа студентов. При правильной организации работы не снижается ее уровень.

Для выполнения работы должна быть ясна цель лабораторного или практического занятия. Весь ход работы подчиняется конечной цели занятия, которую должны хорошо уяснить студенты.

Хорошей формой, особенно при определении физико-химических показателей качества, является письменный инструктаж (т.е. инструкционная карта), в которой даны порядок и ход выполнения работы. В требуемых случаях разъясняются устройства приборов и работу с ними. Работа протекает под постоянным контролем преподавателя, который в нужный момент оказывает студентам помощь и направляет ее по требуемому руслу. В конце проверяется правильность выполнения работы, делаются исправления, уточнения. Один из студентов читает заполненную таблицу и другие записи, остальные занимаются самопроверкой. Если работа проводилась на оценку, тетради собирают и проверяют, на следующем занятии объявляют результаты, проводят анализ работ и выставляют оценки в журнал. Приведу несколько вариантов выполнения практических (лабораторных) работ.

Практические работы, где идет распознавание видов и товарных сортов круп (макаронных изделий, пряностей).

Предлагаются около 10-15 видов того или иного товара в пробирках, банках под номерами.

Студенты расшифровывают каждый номер, определяют вид зерна из которого изготовлена эта крупа; наименование крупы; номер крупы по размеру, марке.

ФОРМА ТАБЛИЦЫ

Номер образца

Зерновая культура

Наименование крупы

Номер крупы по размеру, марке

1.

2. 3. 4.

При определении качества образцов крупы, где студенты определяют: вид и разновидности крупы, цвет, форму, размеры крупы, наличие амбарных вредителей, посторонние примеси, определяют запах, вкус, наличие дробленных ядер, нешелушенных и .д. Студенты заполняют и дают более подробную характеристику исследования. Таблица заполняется по форме:

Наименование показателей качества

Действительные значения показателей качества

Базовые значения показателей качества по ГОСТ...

Заключение о качестве

г

%

Дается общее заключение после проведенного исследования, отнесение крупы к тому или иному сорту по содержанию доброкачественности ядра, каким сортом возможна реализация этой крупы.

Вообще все работы, которые связаны с определением качества товаров, первое с чего начинается работа - это ознакомление со стандартом и его требованиями. В качестве примера оценки качества товара по совокупности органолептических и физико-химических показателей возьмем лабораторное занятие «определение качества квашеной шинкованной капусты». Программой предусмотрено определение для квашенной капусты (или огурцов) трех физико-химических показателей: кислотности, содержание рассола и содержание соли в рассоле по плотности рассола. Работа протекает примерно в той же последовательности. Раздаются инструктивные карты, где показан весь порядок проведения занятия. После изучения стандарта, проводится исследование, и результаты заносятся в таблицу по форме:

Органолептические показатели качества

Физико-химические показатели

Заключение о качестве

Вне шний вид

цвет

вкус

запах

Кон-сис-тен-ция

Соотношение капусты и рассола

Массовая доля титруемых кислот

Массовая доля хлоридов

По ГОСТУ

факт

По ГОСТУ

факт

По ГОСТУ

По ГОСТУ

Факт

По ГОСТУ

Факт

По ГОСТУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Анализ выполнения: (Ф.И.О.) подпись   дата

Определение органолептических показателей и содержание капусты после свободного стекания сока не вызывает затруднений.

Принцип определения кислотности и содержания соли по плотности рассола студентам уже знаком. Организуется 4-6 или более рабочих мест с весами и другим необходимым оборудованием и приборами, на рабочих местах находятся стандарты, инструкционные карты, где в понятной форме указан принцип, методика выполнения работы и пример расчета, и образцы капусты. После определения всех органолептических и физико-химических показателей студенты делают общее заключение о качестве капусты, указывая сорт исследуемых образцов, и записывают это в последнюю графу таблицы. В ходе практических, лабораторных работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратом, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, выполнять схемы, таблицы, решать разного рода задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко использую анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры и их элементы. При разработке их содержания учитывается уровень сложности специалиста среднего звена. При отборе содержания практических, лабораторных работ руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста (товароведа) в процессе изучения товароведных дисциплин. Для того, чтобы развивать профессиональное мышление организаторские умения, необходимо студентов систематически ставить в такие условия, которые позволяли бы им упражняться в том или ином виде профессиональной

деятельности. Этим целям и служат активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам.

Таблица результатов выполнения практических и лабораторных работ

Дисциплина

Успеваемость

Качество

Средний балл

«Товароведение товаров растительного происхождения»

«Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения»

2004-2005

уч. год

63%

78%

3,6 4,0

100% 100%

«Товароведение товаров растительного происхождения»

«Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения»

2005-2006

уч. год 65%

74%

3,9 3,9

100% 100%

«Товароведение товаров растительного происхождения»

«Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения»

2006-2007

уч. год

63%

74%

3,7 3,9

100% 100%

ЛИТЕРАТУРА

1.  Журавлев В.И., Пидкасистый П.И., и др. Педагогика. М., Российское педагогическое издательство, 1996г.

2.  Симушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучение в средних специальных учебных заведениях - М.: Мастерство, 2001г.