Эссе "Моя педагогическая философия"

Ларина Ольга Николаевна

Великий дар небес – моя работа.

просветитель Мирза Шафи Вазех

 

«Каждый выбирает для себя…» утверждает в своем стихотворении Ю. Левитанский. И 24 года назад я выбрала для себя профессию «Воспитатель детского сада». Вернее не только я, но сама профессия не дала мне возможности поступить иначе. Слова Н.Н.Добронравова из известной песни «Птица счастья» стали для меня своего рода путеводителем на протяжении всей педагогической деятельности. Какой смысл я увидела в них? Что общего в словах песни и в моем выборе профессии? Для меня слова: «Птица счастья» – это профессия педагога, «завтрашний день» - дети, «выбери меня» – обращение ко мне - Лариной Ольге Николаевне. С тех пор мой личный выбор и профессия «Педагог» стали единым выбором взаимодействия, любви и ответственности друг перед другом. Были трудности и порой, кажущиеся на первый взгляд, неразрешимые проблемы, слезы, непонимание, но никогда не возникало в моем сознании мысли о смене профессии. Да, меняются места работы, возраст детей, но я всегда – воспитатель. Сегодня я увидела истинность своего предназначения на пути жизни личной и всех детей, которым мне не стыдно смотреть в глаза. Им хочу сказать: «Я всегда с вами. Вы – часть моей души и сердца. Без вас моя жизнь была б пустой и ненужной. Я благодарна судьбе, за то, что дала мне возможность стать тем, кем я сегодня стала».

Я всегда знала ответ на вопрос «Кем быть? ». На выбор профессии в моей жизни влияло все происходящее вокруг меня: начиная от ярких детских воспоминаний собственного опыта посещения детского сада №125 города Тулы, незабываемый образ первых воспитателей, активная деятельность работы мамы в дошкольном учреждении и прямое отношение к педагогике моих родственников.

Свою педагогическую деятельность я начала с работы в Яслях №18 города Тулы. Одновременно училась в одиннадцатом педагогическом классе. Знакомство с педагогическими обязанностями, их добросовестное выполнение стали первым открытием в профессиональной деятельности. Мне предстояло научиться создавать условия для воспитания детей, организовывать воспитательное пространства своих воспитанников. Самообразование и исследовательская деятельность способствовали развитию во мне умений анализировать, рефлексировать.

Обстоятельства меня привели в мой родной детский сад №125. Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но со временем многому научилась. Помогли коллеги и коллектив. 10 лет моей работы прошли в детском саду №125 города Тулы в специализированной группе с детьми, имеющими не только нарушение зрения, но и отклонения в психическом развитии. Новое место работы способствовало проявлению моих педагогических способностей - способность к педагогическому общению (В. А. Кан-Калик), самовоспитанию, изучение передового опыта, умение управлять своим состоянием и поведением дало возможность мне творчески развиваться. Это стало вторым открытием в профессии.

В 2002 году у меня появилась возможность работать в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних №1» в должности воспитателя. Я работала в группе мальчиков в возрасте 12 – 18 лет в течение 6 лет.

Слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» стали для меня девизом работы на тот период времени.

Работая с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, я поняла всю ответственность и трудность выбранной профессии. Я не боялась своей работы, я просто работала, многому обучаясь у своих же воспитанников. Я могла быть строгой, могла занять позицию партнерства в играх, трудовой деятельности, праздниках. Но всегда мои ребята знали, что я с ними в трудную минуту.

Все вышесказанное повлияло на мое решение получить высшее образование. На протяжении всего периода обучения в «Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого» мною неоднократно была переосмыслена вся моя практическая деятельность воспитателя. Мне многое стало понятно, многое предстояло изучить, но одно я знала точно, что в выборе профессии я не ошиблась. Полученный уровень теоретической подготовки, стал для меня толчком для дальнейшего профессионального развития.

С 2008 года я работала воспитателем отделения «Социальная гостиница», которое являлось структурным подразделением «Социально - реабилитационного центра №2 города Тулы».  Моими воспитанниками были девочки и мальчики 14-18 лет из неблагополучных семей. У них отсутствовала естественная возможность наблюдать за точным полоролевым поведением взрослых, присутствовал опыт насильственных отношений, вредные привычки и в ряде случаях - опыт ранних половых связей. Проблемы этих детей стали моими проблемами и открытием одновременно, что способствовало написанию программы по подготовке к будущей семейной жизни с учетом гендерного подхода «Родительский дом – начало начал».

Сейчас я работаю в «МБДОУ №125» города Тулы воспитателем средней группы общеобразовательной направленности. Мое возвращение в дошкольную педагогику связано с прошедшей оптимизацией социально – реабилитационных центров.

В детский сад я вернулась другим специалистом: с одной стороны – я почти новичок в дошкольном детстве, а с другой – опыт, полученный в результате работы в центрах реабилитации, помог мне другими глазами взглянуть на себя, малышей и их родителей, коллег и найти свое место в детском саду.

В своей работе с детьми, во взаимодействии с семьями воспитанников и коллегами я использую весь арсенал своего педагогического профессионального мастерства – воспитание словом, делом, примером, ситуацией и отношением. Моя деятельность осуществляется на основе принципов гуманистической педагогики (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш.А. Амонашвили) с учетом антропологического (В.И. Слободчиков, Ф.И. Василюк), компетентностного (Е.Н. Волкова, О.В. Ладыкова), интеграционного (Е.Н. Волкова) и личностно-ориентированного подходов (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков). В настоящее время одним из основных принципов считаю принцип педагогической поддержки (О.С. Газман), который ориентирован на создание равноправных, доверительных отношений педагога и ребенка, обеспечивающих: возможность преодоления трудностей, принятие индивидуальности ребенка, признание его прав на выбор, ошибку, содействие помощи и поддержке детей и их семьи.

Признание окружающих моей компетентности в теоретических и практических вопросах деятельности воспитателя стало следующим открытием. Анализируя свой опыт работы, я пришла к убеждению, что сохранить  свои педагогические способности и развить педагогическое мастерство: любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудицию, педагогическая интуицию и интеллект, общую культуру и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус мне помогло личностное саморазвитие.

Я изучила и обобщила опыт работы по следующим темам «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» и «Подготовка детей и подростков к будущей самостоятельной семейной жизни с учетом гендерного подхода».

Каждая заинтересовавшая меня тема, в дальнейшем изученная, способствующая моему педагогическому совершенствованию является последующим открытием на моем профессиональном пути.

Я уверена, что впереди много таких открытий!