Система опыта работы

Ларина Ольга Николаевна

О.Н. Ларина, воспитатель высшей категории МБДОУ №125

 

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»

Актуальность. Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода. В новых социально-экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально-культурных взаимоотношениях, между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Все это вызывает интерес к проблеме гендерной политики на современном этапе развития общества.

Сегодня у девочек и мальчиков формируется особый «кризисный» менталитет в понимании своей социальной роли. Решение данной проблемы связано с процессом развития социальной активности с учетом гендерных различий с опорой на прочную социально - ролевую мотивацию, что позволит сформировать у них адекватные способы и формы поведения. Гендерные стереотипы, полоролевые особенности и установки мужчин и женщин изучали B.C. Агеев, Ю.Е. Алешина, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, Т.А. Репина, Е.Т. Соколова. Последние годы гендерные аспекты детства привлекали внимание многих специалистов (Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий). При этом следует заметить, что подобные исследования единичны в отношении детей раннего и дошкольного возраста. Так, Т. В. Бендас, С.А. Марутян, Л.Г. Таранникова полагают, что в содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. А в отношении детей дошкольного возраста с нарушением зрения подобные исследования вообще редкость.

Важность нашего опыта состоит в том, что в нем нашла отражение новая тенденция – в человекознании, которая исследует проблемы полоролевых и гендерных отличий у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Данная ситуация обусловила необходимость проведения целенаправленной комплексной работы по оптимизации полоролевой идентификации, где целью нашего педагогического опыта стало: способствовать полоролевому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

- формирование у дошкольников представлений о физических, поведенческих и нравственно-ценных различиях полов;

- развитие полового самосознания, проявлении себя как представителя определенного пола;

- стимулирование полоролевого поведения, ориентированных на эталоны адекватных представлений о маскулинности и феминности;

- привитие интереса к культуре и традициям русского народа.

- создание социокультурной пространственно-предметной среды для овладения детьми полоролевым опытом и способами полоролевого поведения

Для выявления уровня сформированности полоролевой воспитанности у детей   нами отобраны и проведены следующие диагностические методики: метод беседы «Я – мальчик, Я - девочка», индивидуальная беседа М.Л. Белопольской «Полоролевая идентификация», тестовые задания «Выбор игрушки» Н.Е. Татаринцевой, «Мордашки» И.И. Луниной, рисуночный тест «Моя семья», методика «Красивый мужской и женский поступок» Н.Е.Татаринцевой, методика «Два домика» Е. О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, наблюдение, анкетирование родителей (для определения уровня полоролевой компетентности в воспитании детей).

В проведенном диагностическом исследовании приняло участие: 6 девочек и 19 мальчиков в возрасте 4 лет и родители (24 мамы и 1 папа).

Как показал первичный анализ результатов анкетирования среди родителей - родители не видели особого смысла в намеренном полоролевом воспитании ребенка, отсутствовала мотивация решения проблем психосоциального характера в семьях при этом, как показал опрос, в 60% ребенок воспитывается в неполной семье, высокий уровень компетентности по вопросам полоролевого воспитания детей выявлен у 22% родителей, средний – у 25% респондентов и низкий – у 53% человек.

Диагностика воспитанников детского сада показала, что низкий уровень сформированности полоролевой воспитанности выявлен у 37% мальчиков и 20% девочек, средний уровень – у 52% мальчиков и 40% девочек, высокий – у 11% мальчиков 40% девочек. Детские ответы показали, что дети не всегда правильно идентифицируют себя со своим полом. Насторожил факт отсутствия в детских ответах умения рассказать о мужских качествах, обязанностях отца.

В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста имеются некоторые знания о культурных эталонах мужского и женского поведения, но эти знания реализуются лишь частично в полоролевом поведении детей, взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола (в среднем на высоком I уровне находится только 9% детей, средний (II) уровень представлений имеют 38% детей, большая часть детей (44%) находятся на III, низком, уровне, а у 9% детей представления о мужественности и женственности вообще отсутствуют).

Нами были использованы следующие технологии и методы:

- технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных): этические беседы, специально организованные проблемные ситуации. Моделирование жизненно значимых ситуаций. Модель поведения для мальчиков и девочек. Дидактические игры. Игры-состязания. Работа с портфолио дошкольника.

- технологии, способствующие овладению навыками полоролевого поведения. В их число входят: игры-драматизации, игры-занятия с куклами, подвижные игры, самодеятельные игры с рукотворными игрушками. Схемы-действия. Сюжетно-ролевые игры. Моделирование ситуаций «Я и моя семья», праздники, совместные с родителями досуги.

- технологии, способствующие развитию нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек (совместная трудовая деятельность. символические игры, метод диалога с самим собой, имитационные игры).

Основными формами организации деятельности по полоролевому воспитанию мы выбрали игровую, интеллектуально - познавательную, рефлексивную, экспериментальную, проблемно-поисковую.

Для создания социокультурной пространственно-предметной среды в группе и на участке активную помощь оказывали родители. Совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды позволило каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми. Участие родителей в творческой мастерской по изготовлению рукотворного оборудования, в том числе игр и игрушек, праздники и досуги не только сплотили детско-родительский коллектив, но и явились ярким примером полоролевого взаимодействия, что способствовало полоролевому воспитанию детей и повышению родительской компетентности.

Считаю, что результатом моего педагогического опыта являются следующие показатели: создана социокультурная пространственно-предметная среда для овладения детьми полоролевым опытом; сформирован банк практических материалов (подобран диагностический инструментарий, результаты работы, конспекты к занятиям и материалы к ним, библиотека для родителей и коллег, литература по теме для работы с детьми и для детей по теме); открыта творческая мастерская для самодеятельных игр по изготовлению рукотворных игрушек (совместно с родителями), оформлены рекомендации для родителей по созданию условий социализации ребенка-дошкольника.

После проведенного повторного диагностического исследования среди детей и родителей были получены значительные динамические изменения: повысился уровень сформированности полоролевой воспитанности у 49,2% мальчиков и 51% девочек. Среди родителей также повысился уровень компетентности, они стали пользоваться литературой, рекомендациями, делиться опытом.

Определив количественные показатели, дадим качественную характеристику с установлением причинно – следственных связей. По результатам проведения сравнительного анализа первичной и итоговой диагностик, наблюдений и отзывов родителей после проведенной работы у детей произошли следующие динамические изменения:

- развились умения детей дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мальчика от девочки по внешним, физиологическим признакам, полоролевому поведению;

- улучшились способность устанавливать дружеские отношения со сверстниками;

- повысились знания, и умения выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом;

Причинно-следственная связь полученных результатов позволила сделать следующие выводы. Не все дети смогли достичь значительных изменений в усвоении полученных знаний, навыков и установок по ряду причин, как субъективного так и объективного характера. Одними из основных причин считаю:

- недостаточный уровень компетентности родителей по вопросам полоролевого воспитания детей;

- наличие большого количества неполных семей;

- недостаточное использование современных методов и форм работы;

В связи с этим считаем, что для повышения результативности необходимо:

- работу по полоролевому воспитанию проводить на уровне ДОУ;

- инициировать работу с родителями по повышению их компетентности в вопросах полоролевого воспитания детей;

- использовать гибкую систему форм, методов работы с учетом имеющегося опыта семьи ребенка.

Таким образом, сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики позволяет говорить об эффективности проведенной работы.