4. Методическая копилка

Бланк Раиса Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Химические свойства кислот и их применение» Учитель Бланк Р.Н. МОУ СОШ №1 г. Кызыла

Слайд 2

Найдите формулы кислот в следующей записи и назовите эти вещества по систематической номенклатуре: H 2 SO 4 NaOHClMqH 2 SO 2 H 3 PO 4 CH 4 NaClHBrH 2 O Какие вещества называют кислотами? Как классифицируют кислоты? Как определить валентность кислотного остатка?

Слайд 3

Цель: 1. изучить химические свойства кислот 2. выяснить применение кислот.

Слайд 4

Химические свойства Кислота и синий лакмус – Лакмус сразу станет красным. Обнаружим так кислоты В день хороший и ненастный. Опыт: в пробирку налить 1 – 2 мл соляной кислоты и добавить несколько капель лакмуса, метилоранж, фенолфталеин. Посмотреть, что произойдет. Результат записать в тетрадь.

Слайд 5

1. С индикаторами Лакмус – Метилоранж – Фенолфталеин –

Слайд 6

Кислота, кроме азотной, И металл до водорода, Образуют соль охотно И, конечно, водород. Ряд активности металлов Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, Be, Mn, Zn, Cr, Fe, Cd, Co, Ni, Sn, Pb , H 2 Sb, Cu, Hg, Pt, Au Познакомить с рядом активности металлов. Опыт: В3 пробирки поместить 1 – 2 гранулы цинка, кусочек натрия и меди. В эти пробирки к металлам добавить соляную кислоту разбавленную. Результат записать в тетради в виде уравнения реакций взаимодействия кислот с металлами. 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 2HCl + 2Na = 2NaCl +H2 2HCl + Cu = реакция не пойдет (под каждой формулой записать название)

Слайд 7

Кислота и основание Образуют соль и воду. Именно вот это свойство Взяли все кислоты в моду. Опыт: В 3 пробирки налить раствор гидроксида натрия, гидроксид кальция и гидроксид меди ( II) свежеприготовленного. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавить индикатор. А затем в каждую пробирку прилить 1 – 2 мл соляной кислоты. Результаты записать в виде уравнений реакций: NaOH + HCl = NaCl +H2O Ca(OH)2 +2HCl = CaCl2 + 2H2O Cu(OH)2 +2HCl = CuCl2 +2H2O ( под каждой формулой написать названия веществ)

Слайд 8

В кислоту внесешь оксид ты Настоящего металла, Без сомнения, соль и воду ты получишь, если надо. Опыт : В 2 пробирки поместить небольшое количество оксида кальция и оксида меди ( II ) и прилить немного соляной кислоты. Результаты записать в тетрадь: СаО + 2HCl = CaCl2 +H2O CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O (под каждой формулой веществ записать названия)

Слайд 9

Применение кислот Азотная кислота применяется в производстве минеральных удобрений. А в Средние века азотную кислоту применяли при разделении золотосеребряных сплавов и распознавании фальшивых монет.

Слайд 10

Серная кислота – в производстве минеральных удобрений, нефтепродуктов (для очистки от непредельных соединений), взрывчатых веществ и многих других продуктов и материалов. Раствор соляной кислоты применяют при лечении людей, у которых пониженная кислотность.

Слайд 11

Советы по применению кислот Белые носки, гольфы прекрасно отстирываются, если замочить их перед стиркой на 1 – 2 часа в воду, в которую добавлена борная кислота (Н 3 ВО 3 ) (1 – 2 ст. л. На 10 л воды). Если на светлом линолеуме появилось свежее пятно зеленки, постарайтесь отмыть его горячей водой или 3-5%-м раствором соляной кислоты.

Слайд 12

Применение кислот В быту В нефтянной промышленности В медицине В производстве минеральных удобрений и взрывчатых веществ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Задания С-2

1.        Порошок сульфида хрома (III) растворили в серной кислоте. При этом выделился газ и обра-
зовался окрашенный раствор. К полученному раствору добавили избыток раствора аммиака, а
газ пропустили через раствор нитрата свинца. Полученный при этом черный осадок побелел
после обработки пероксидом водорода. Запишите уравнения описанных реакций.

  1. Смесь порошков нитрита калия и хлорида аммония растворили в воде и раствор осторожно нагрели. Выделившийся газ прореагировал с магнием. Продукт реакции внесли в избыток раствора соляной кислоты, при этом выделение газа не наблюдалось. Полученную магниевую соль в растворе обработали карбонатом натрия. Запишите уравнения описанные реакций.
  2. Медь растворили в разбавленной азотной кислоте. К полученному раствору добавили избыток раствора аммиака, наблюдая сначала образование осадка, а затем - его полное растворение с образованием темно-синего раствора. Полученный раствор обработали серной кислотой до появления характерной  голубой окраски, солей меди. Запишите уравнения описанных реакций.
  3. Порошок алюминия нагрели с порошком серы, полученное вещество обработали водой. Выделившийся при этом осадок обработали избытком концентрированного раствора гидроксида калия до его полного растворения. К полученному раствору добавили раствор хлорида алюминия и вновь наблюдали образование белого осадка. Запишите уравнения описанных реакций.
  4. Нитрат калия нагреби с порошкообразным свинцом до прекращения реакции. Смесь продуктов отработали водой, а затем полученный раствор профильтровали. Фильтрат подкислили серной кислотой и обработали иодидом калия. Выделившееся простое вещество нагрели с концентрированной азотной кислотой: В атмосфере образовавшегося при этом бурого газа сожгли красный фосфор. Запишите уравнения описанных реакций.        
  5. Медь растворили в концентрированной азотной кислоте. К полученному раствору Добавили избыток раствора аммиака, наблюдая сначала образование осадка, а затем - его полное растворение. Полученный раствор обработали избытком соляной кислоты. Запишите уравнения описанных реакций.
  6. Раствор иодида калия обработали избытком хлорной воды, при этом наблюдали сначала образование осадка, а затем - его полное растворение. Образовавшуюся при этом йодсодержащую кислоту выделили из раствора, высушили и Осторожно нагрели. Полученный оксид прореагировал с угарным газом. Запишите уравнения описанных реакций.
  7. Хлор прореагировал с горячим раствором гидроксида калия. При охлаждении раствора выпарили кристаллы бертолетовой соли. Полученные кристаллы внесли в раствор соляной кислоты. Образовавшееся простое вещество прореагировало с металлическим железом. Продукт реакции нагрели с новой навеской железа. Запишите уравнения описанных реакций.
  8. Оксид алюминия сплавили с гидроксидом натрия. Продукты реакции внесли в раствор хлорида аммония. Выделившийся газ с резким запахом поглощен серной кислотой. Образовавшуюся при этом среднюю соль прокалили. Запишите уравнения описанных реакций.
  9. Магний растворили в разбавленной азотной кислоте, причем выделение газа не наблюдалось. Получившийся раствор обработали избытком раствора гидроксида калия при нагревании. Выделившийся при этом газ сожгли в кислороде. Запишите уравнения описанных реакций.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

  1. Натрий сожгли в избытке кислорода, полученное кристаллическое вещество поместили в стеклянную трубку и пропустили через нее углекислый газ. Газ, выходящий из трубки, собрали и сожгли в его атмосфере фосфор. Полученное вещество нейтрализовали избытком раствора гидроксида натрия.
  2. Карбид алюминия обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли, продукты сгорания пропустили через известковую воду до образования белого осадка, дальнейшее пропускание продуктов сгорания в полученную взвесь привело к растворению осадка.
  3. Пирит подвергли обжигу, полученный газ с резким запахом пропустили через сероводородную кислоту. Образовавшийся желтоватый осадок отфильтровали, просушили, смешали с концентрированной азотной кислотой и нагрели. Полученный раствор дает осадок с нитратом бария.
  4. Медь поместили в концентрированную азотную кислоту, полученную соль выделили из раствора, высушили и прокалили. Твёрдый продукт реакции смешали с медной стружкой и прокалили в атмосфере инертного газа. Полученное вещество растворили в аммиачной воде.
  5. Железные опилки растворили в разбавленной серной кислоте, полученный раствор обработали избытком раствора гидроксида натрия. Образовавшийся осадок профильтровали и оставили на воздухе до тех пор, пока он не приобрёл бурую окраску. Бурое вещество прокалили до постоянной массы.
  6. Сульфид цинка подвергли обжигу. Полученное твердое вещество полностью прореагировало с раствором гидроксида калия. Через полученный раствор пропустили углекислый газ до выпадения осадка. Осадок растворили в соляной кислоте.
  7. Газ, выделившийся при взаимодействии цинка с соляной кислотой, смешали с хлором и взорвали. Полученный при этом газообразный продукт растворили в воде и подействовали им на диоксид марганца. Образовавшийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия.
  8. Фосфид кальция обработали соляной кислотой. Выделившийся газ сожгли в закрытом сосуде, продукт горения полностью нейтрализовали раствором гидроксида калия. К полученному раствору прилили раствор нитрата серебра.
  9. Дихромат аммония разложили при нагревании. Твёрдый продукт разложения растворили в серной кислоте. К полученному раствору прилили раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. При дальнейшем приливании раствора гидроксида натрия к осадку, он растворился.

10.        Ортофорсфат кальция прокалили с углем и речным песком. Образовавшееся
при этом белое светящееся в темноте вещество сожгли в атмосфере хлора.
Продукт этой реакции растворили в избытке гидроксида калия. К полученной
смеси прилили раствор гидроксида бария.

  1. Алюминиевый порошок смешали с серой и нагрели. Полученное вещество поместили в воду. Образовавшийся осадок разделили на две части. К одной части прилили соляную кислоту, к другой - раствор гидроксида натрия до полного растворения осадка.
  2. Кремний поместили в раствор гидроксида калия, после окончания реакции к полученному раствору прилили избыток соляной кислоты. Выпавший осадок отфильтровали, просушили и прокалили. Твёрдый продукт прокаливания реагирует с фтороводородом.

Задания ЕГЭ части С2

  1. Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.
  2. Вещество, полученное на катоде при электролизе раствора хлорида натрия с инертными электродами, при нагревании реагирует с йодом. Продукт реакции взаимодействует с концентрированной серной кислотой с выделением газа, который пропустили через раствор гидроксида калия. Напишите уравнения описанных реакций.
  3. Один из продуктов взаимодействия аммиака с бромом - малореакционный газ, входящий в состав атмосферы, - смешали с водородом и пропустили при нагревании над платиновым катализатором. Газовую смесь пропустили через раствор соляной кислоты и к полученному раствору добавили при небольшом нагревании нитрит калия. Напишите уравнения описанных реакций.
  4. Раствор, полученный при взаимодействии меди с концентрированной азотной кислотой, выпарили и осадок прокалили. Газообразные продукты реакции разложения полностью поглощены водой, а над твердым остатком пропустили водород. Напишите уравнения описных реакций.
  5. Простое вещество, полученное при нагревании фосфата кальция с коксом и оксидом кремния, сплавили с металлическим кальцием. Продукт реакции обработали водой, а выделившийся газ собрали и пропустили через раствор соляной кислоты. Напишите уравнения описных реакций.
  6. На раствор хлорного железа подействовали раствором едкого натра, выпавший осадок отделили и нагрели. Твердый продукт реакции смешали с кальцинированной содой и прокалили. К оставшемуся веществу добавили нитрат и гидроксид натрия и длительное время нагревали при высокой температуре. Напишите уравнения описных реакций.
  7. К оксиду свинца (IV) при нагревании добавили концентрированную соляную кислоту. Выделившийся газ пропустили через нагретый раствор едкого кали. Соль кислородсодержащей кислоты, выпадающую в осадок при охлаждении раствора, отфильтровали и высушили. При нагревании полученной соли с соляной кислотой выделяется ядовитый газ, а при нагревании ее в присутствии диоксида марганца -газ, входящий в состав атмосферы. Напишите уравнения описных реакций.
  8. К раствору сульфата алюминия добавили избыток раствора гидроксида натрия. В полученный раствор небольшими порциями прибавляли соляную кислоту, при этом наблюдали образование объемного осадка белого цвета, который растворился при дальнейшем прибавлении кислоты. В образовавшийся раствор прилили раствор карбоната натрия. Напишите уравнения описных реакций.
  1. После кратковременного нагревания неизвестного порошкообразного вещества оранжевого цвета начинается самопроизвольная реакция, которая сопровождается изменением цвета на зеленый, выделением газа и искр. Твердый остаток смешали с едким кали и нагрели, полученное вещество внесли в разбавленный раствор соляной кислоты, при этом образовался осадок зеленого цвета, который растворяется в избытке кислоты. Напишите уравнения описных реакций.
  2. Азотную кислоту нейтрализовали пищевой содой, нейтральный раствор осторожно выпарили и остаток прокалили. Образовавшееся вещество внесли в подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, при этом раствор обесцветился. Азотсодержащий продукт реакции поместили в раствор едкого натра и добавили цинковую пыль, при этом выделился газ с резким характерным запахом. Напишите уравнения описных реакций.
  3. Вещество, полученное на катоде при электролизе расплава хлорида натрия, сожгли в кислороде. Полученный продукт последовательно обработали сернистым газом и раствором гидроксида бария. Напишите уравнения описных реакций.
  4. В нагретую концентрированную серную кислоту внесли медную проволоку и выделившийся газ пропустили через избыток раствора едкого натра. Раствор осторожно выпарили, твердый остаток растворили в воде и нагрели с порошкообразной серой. Непрореагировавшую серу отделили фильтрованием и к раствору прибавили серную кислоту, при этом наблюдали образование осадка и выделение газа с резким запахом. Напишите уравнения описных реакций.
  5. Негашеную известь прокалили с избытком кокса. Продукт реакции после обработки водой используется для поглощения сернистого и углекислого газов. Напишите уравнения описных реакций.
  6. Вещество, образующееся при сплавлении магния с кремнием, обработали водой, в результате образовался осадок и выделился бесцветный газ. Осадок отфильтровали в соляной кислоте, а газ пропустили через раствор перманганата калия, при этом образовались два нерастворимых в воде бинарных вещества. Напишите уравнения описных реакций.
  7. К нерастворимой в воде соли белого цвета, которая встречается в природе в виде широко используемого в строительстве и архитектуре минерала, прилили раствор соляной кислоты. В результате соль растворилась и выделился газ, при пропускании которого через известковую воду выпал осадок белого цвета, растворившийся при дальнейшем пропускании газа. При кипячении полученного раствора выпадает осадок и выделяется газ. Напишите уравнения описных реакций.
  8. Соль, полученную при взаимодействии оксида цинка с серной кислотой, прокалили при 800 °С. Твердый продукт реакции обработали концентрированным раствором щелочи и через полученный раствор пропустили углекислый газ. Напишите уравнения описных реакций.
  9. К раствору сульфата трехвалентного хрома добавили кальцинированную соду. Выделившийся осадок отделили, перенесли в раствор едкого натра, добавили бром и нагрели. После нейтрализации продуктов реакции серной кислотой раствор приобретает оранжевую окраску, которая исчезает после пропускания через раствор сернистого газа. Напишите уравнения описных реакций.

Фосфин пропустили через горячий раствор концентрированной азотной кислоты. Продукты реакции  нейтрализовали  негашеной  известью,  выпавший  осад отделили, смешали с коксом и кремнеземом и прокалили. Продукт реакции, который светится на воздухе, нагрели в растворе едкого натра. Напишите уравнения описных реакций.

  1. Черный порошок, который образовался при сжигании металла красного цвета в избытке воздуха, растворили в 10%-ной серной кислоте. В полученный раствор добавили щелочь и выпавший осадок голубого цвета отделили и растворили в избытке раствора аммиака. Напишите уравнения описных реакций.
  2. Красный фосфор сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции обработали избытком воды и в раствор добавили порошкообразный цинк. Выделившийся газ пропустили над нагретой пластинкой окисленной меди. Напишите уравнения описных реакций.
  3. Вещество, полученное на аноде при электролизе раствора йодида натрия на инертных электродах, ввели в реакцию с калием. Продукт реакции нагрели с концентрированной серной кислотой и выделившийся газ пропустили через горячий раствор хромата калия. Напишите уравнения описных реакций.
  4. Газ, образовавшийся в результате реакции хлористого водорода с горячим раствором хрома калия, взаимодействует с железом. Продукт реакции растворили в воде и добавили к нему сульфид натрия. Более легкое вещество из образовавшихся нерастворимых соединений отделили и ввели в реакцию с концентрированной серной кислотой при нагревании. Напишите уравнения описных реакций.
  5. Две соли окрашивают пламя в фиолетовый цвет. Одна из них бесцветна, и при легком нагревании ее с концентрированной серной кислотой отгоняется жидкость, в которой растворяется медь; последнее превращение сопровождается выделением бурого газа. При добавлении к раствору второй соли раствора серной кислоты желтая окраска раствора изменяется на оранжевую, а при нейтрализации полученного раствора щелочью восстанавливается первоначальный цвет. Напишите уравнения описных реакций.



Предварительный просмотр:

Задания ЕГЭ С - 3

  1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: пропан —> 2 - бромпропан —> пропен —> 2 - бромпропан → пропанол - 2 —> изопропилат натрия Укажите условия их протекания.
  2. С2Н5ОН —> X → С4Нм —> 2 - бромбутаи —>У —> бутандиол -2,3
  3. С6Н6 -→С6Н5СН3→ С6 Н5СООН → С6 Н5СООСН3 → СН5ОН → (СН3)20

4.        С8Н10 → С8Н9Вг →С8Н8 → С7Н6О2

  NaOH + H20,t

5.        СО  → СН3ОН → СН3СООСН3        >А → СН4 → Н2С=О

                      Cl2(FeCl3)      [O]

6.        Глюкоза —>Х1 —>Х2 —> этилбензол        →X3 —> Х4

2,   катализатор             НВг           КОН, 1

7.        Карбид алюминия —> X1—> нитрометан        > Х2 —>   Х3        > X4

Cl2,hv         Мg, эф..  CH20,H"       [Ag(NHi)2]OH

8.        С2Н6        >Х1        >Х2 →    Х3  -------------→ Х4

Н20        H20,Hg2+          Ag20,NH3       HCl        C2H5OH,Н+

  1. СаС2        1        2        >Х3        >Х4        >Х5
  2.  Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно в 3 стадии получить из пентена - 1 пентадиол -2,3. Укажите условия протекания реакций.
  3.  Напишите уравнения реакций получения этилацетата из метана. Укажите условия протекания реакций.

              +С12

  1.  ацетилен —> бензол —> этилбензол        → Х1 —> Х2 —> полистирол
  2.  СаСОз —> СаС2  →  X1 —> С2Ag2—> Х1 винилацетилен


Предварительный просмотр:

Нахождение молекулярной формулы вещества. (ЕГЭ С – 5)

  1. При взаимодействии 0,672 л алкена (н.у.) с хлором образуется 3,39 г его дихлорпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена, запишите его структурную фор-мулу и название.
  2. При сгорании 9 г первичного амина выделилось 2,24 л азота (н.у.). Определите молекулярную формулу амина, при-ведите его название.
  3. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромироизводного. Определите молекулярную формулу алкана.

4.При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлорпроизволного или 12,3 г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена.

  1. Установите молекулярную формулу алкена и продукта взаимодействия его с I моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название одного изомера исходного алкена.
  2. При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида.
  3. При полном сжигании вещества, не содержащего кисло-рода, образуется азот и вода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Объем необходимого на сжигание кислорода равен объему выделившегося азота. Определите молекулярную формулу соединения.
  4. При сгорании 9 г предельного вторичного амина выделилось 2,24 л азота и 8,96 л углекислого газа. Определите молекулярную формулу амина.
  5. При полном сгорании навески органического бескислородного вещества выделилось 8,96 л (н.у.) углекислого газа, 3,6 г воды и 14,6 г хлороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.

  1. При сгорании вторичного амина симметричного строения образовалось 44,8 мл углекислого газа, 5,6 мл азота (при н.у.) и 49,5 мг воды. Определите молекулярную формулу амина.
  2. Пары монобромалкана в 4,24 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу монобромалкана.
  3. На полную нейтрализацию раствора, содержащего 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты, пошло 500 мл раствора гидроксида натрия, молярная концентрация которого 0,5 моль/л. Определите состав кислоты.
  4. На полную нейтрализацию раствора, содержащего 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты, пошло 50 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Определите состав кислоты.
  5. При термическом разложении вещества образовалось 22,3 г РЬО, 9,2 г N02 и 1,12 л кислорода (при н.у.). Определите формулу вещества, если его молярная масса равна 331 г/моль.

15.        Плотность паров органического вещества по кислороду равна 1,875. При сгорании 15 г этого вещества образуется 16,8 л углекислого газа (при н.у.) и 18 г воды. Определите состав органического вещества.

  1. Одно и то же количество алкена при взаимодействии с хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при взаимодействии с бромом - 4,04 г дибромпроизводного. Определите состав алкена.
  2. Смесь 3 мл газообразного углеводорода и 10 мл кислорода взорвали. После приведения условий к первоначальным и конденсации паров воды объём смеси газов составил 8,5 мл. После пропускания полученной смеси через избыток раствора щёлочи объём сё уменьшился до 2,5 мл. Оставшийся газ поддерживает горение. Определите состав углеводорода.
  1. 10 л смеси алкена с избытком водорода (при н.у.) пропустили над нагретым платиновым катализатором. Объём смеси уменьшился до 7,2 л. При пропускании той же смеси через избыток бромной воды масса склянки увеличилась на 5,25 г. Определите состав алкена.
  2. При обработке порции предельного одноатомного спирта натрием получено 2,24 л водорода (н.у.), а при дегидратации такой же порции спирта получено 11,2 г алкена. Определите состав спирта.
  3. На нейтрализацию 22 г предельной одноосновной кислоты потребовался раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия  Определите молекулярную формулу кислоты
  4. При взаимодействии одноосновной карбоновой кислоты, содержащей 40% углерода и 6.7% водорода, со спиртом образуется вещество, плотность паров которого по воздуху равна 2,55. Определите молекулярную формулу образующегося вещества.

22.        При взаимодействии 18,5 г предельной одноосновной кислоты с избытком раствора гидрокарбоната на-
трия выделилось 5,6 л (ну.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты

23.        При взаимодействии 35,52 г некоторого предельного одноатомного спирта с металлическим натрием получено 0,48 г водорода Определите молекулярную формулу спирта        

  1. Ацетиленовый углеводород может максимально присоединить 80 г брома с образованием продукта реакции массой 90 г Установите молекулярную формулу этого углеводорода
  2. Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по массе.
  3. При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида.

 27. Установите химическую формулу соли, если известно, что при нагревании ее с гидроксидом натрия образуются хлорид натрия, вода, а также газ, содержащий 38,71% углерода, 45,16% азота, 61,12% водорода.

  1. Установите молекулярную формулу алкена, гидратацией которого получается спирт, пары которого в 2,07 раза тяжелее воздуха.        .
  2. Установите молекулярную формулу дибромалкана, содержащего 85,11% брома.



Предварительный просмотр:

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №1

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CaO, MgCl2, NaBr, SO2, Fe2O3, CO
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: KCl, KS, AlO, NaI, HF, HS
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид меди (II)

SO3

Сульфид железа (III)

NaCl

Хлорид магния

H2O

Оксид серы (IV)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №2

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CuO, MnCl2, NaI, SO3, FeO, CO2
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: AlCl, CaS, BaO, CaI, HF, KH
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид меди (I)

SO2

Сульфид железа (II)

KCl

Хлорид кальция

CO2

Оксид серы (VI)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №3

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: BaO, CaCl2, LiBr, SO3, Fe2O3, CO2
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: LiCl, CaS, BO, CaI, HF, HS
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид железа (II)

CO2

Хлорид железа (III)

AgCl

Сульфид магния

Cr2O3

Оксид углерода (II)

8 класс     Самостоятельная работа по теме «Бинарные соединения. Степень окисления»

Вариант №4

  1. Определить степень окисления элементов в следующих соединениях: CaO, CuCl2, KI, WO3, FeO, CO
  2. Составьте формулы по степени окисления элементов: LiCl, KS, MgO, KI, CaF, KH
  3. Заполните таблицу:

Формула вещества

Название формулы вещества

Оксид хлора (VII)

K2S

Сульфид меди (II)

NaCl

Хлорид бария

CO

Оксид серы (VI)



Предварительный просмотр:

9 класс                      Контрольная работа по теме «Металлы»

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому Na по плану в учебнике на стр. 3
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует железо. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 45 г прореагировал с соляной кислотой, образовалась соль с массовой долей 85% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа по теме «Металлы»

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Сa по плану в учебнике на стр. 3
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует кальций. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)
  4. Кальций массой 35 г прореагировал с соляной кислотой, образовалась соль с массовой долей 92% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа по теме «Металлы»

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому Na по плану в учебнике на стр. 3
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует железо. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 45 г прореагировал с соляной кислотой, образовалась соль с массовой долей 85% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа по теме «Металлы»

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Сa по плану в учебнике на стр. 3
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует кальций. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)
  4. Кальций массой 35 г прореагировал с соляной кислотой, образовалась соль с массовой долей 92% от теоретически возможного.



Предварительный просмотр:

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому К.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует оксид кальция. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 90% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие.

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Li.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует гидроксид калия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)
  4. Кальций массой 50г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 92% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие

Вариант №1

  1. Дайте полную характеристику атому К.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует оксид кальция. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: кальций  оксид кальция гидроксид кальция  хлорид кальция  нитрат кальция  карбонат кальция
  4. Оксид железа (II) массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 90% от теоретически возможного.

9 класс                      Контрольная работа за I полугодие.

Вариант №2

  1. Дайте полную характеристику атому Li.
  2. Даны вещества: хлорид натрия, хлор, магний, соляная кислота, сульфат меди, кислород, оксид серы (IV), оксид алюминия. С какими из этих веществ реагирует гидроксид калия. Напишите уравнения соответствующих реакций.
  3.  Решите цепочку превращений: медь  оксид меди(II) хлорид меди(II)  нитрат меди (II)  гидроксид меди (II)  оксид меди(II)

Кальций массой 50 г прореагировал с соляной кислотой, какая масса соли образовалась, если практический выход соли составляет 92% от теоретически возможного


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Составьте предложение из набора слов. Это и назовите тему урока. ( 2 минуты) ОТМОРЯ КЛАСС ОЛОДОСКАРКАНИОНО СОЕДИНЕНИЙ КРАСКАКРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ РАМАМАЛКИНОМЕРАМААЛКЕНИКЕЛЬНИКАПОТОПОТОР

Слайд 3

Классы неорганических соединений

Слайд 4

Девиз урока: повторение-мать учения

Слайд 5

Выписать формулы соединений и дать названия веществам: а ) оксиды ; б ) кислоты ; в ) основания ; г ) соли С aOMg (OH) 2 MgSO 4 H 2 SO 4 H 2 CO 2 SO 3 Fe(OH) 3 KNO 3 N 2 LiOHO 2 CaCuSSHCl CaCO 3 HF

Слайд 6

«Прятки с формулами» H 2 ____ O 3 Na 3 P __ H 2 ___ O 4 ___ CO 3 KO ___ ___ NO 3 ____ SiO 3 ____ OH H 3 ____ O 4

Слайд 7

«Третий лишний» Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия. 1) Fe (OH)2, NaOH , Cu (OH)2 2) HNO3 , H2SO4 , HCl 3) CaO , SO2, BaO 4) H2S О 4, HNO3, H2C О 3

Слайд 8

«Черный ящик».

Слайд 9

Что их объединяет? NaOH К OH LiOH CsOH Ba (OH) 2

Слайд 10

Что их объединяет? Cu(OH) 2 Mg(OH) 2 Al(OH) 3 Fe(OH) 3 Zn(OH) 2

Слайд 11

Что их объединяет? HNO 3 H 2 SiO 3 HBr HCl H 2 SO 4

Слайд 12

Что их объединяет? CaCO 3 NaCl LiBr Ca(NO 3 ) 2 BaSO 4

Слайд 13

Что их объединяет? CaO MgO CuO FeO SO 2

Слайд 14

Составьте схемы простое вещество → оксид → гидроксид → соль из следующих веществ А ) CaO , H 2 SO 4 , Mg(OH) 2 , Ca, HCl , Ca(OH) 2 , H 2 , Cl 2 , CaSO 4 Б ) Cl 2 , S, Mg(OH) 2, H 2 SO 4 , SO 3 , Ca, CaSO 4 , CaSO 3 , SO 2 , H 2 S

Слайд 15

Определите степени окисления элементов в соединениях: Н 2 О ; СаО ; SO 2 ; MgS ; CuS ; CuSO 4

Слайд 16

Решите задачу: 1 . Вычислите массу гидроксида кальция, которая содержится в 5 моль вещества. 2. Вычислите массовую долю кальция в оксиде кальция. 3. Какое количества вещества содержится в 30 г серной кислоты 4. Какой объем займет сероводород массой 34 г.

Слайд 17

Дома: подготовиться к контрольной работе


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разбор заданий №34 ЕГЭ по химии Автор Бланк Раиса Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №31

Слайд 2

Типы задач, встречающиеся в задании №34 1 . Вычисление массовой доли реагентов в исходном растворе или смеси веществ 2 . Вычисление массовой доли продуктов в полученном после цепочки реакций растворе (реакции могут быть разные: как обменные, так и окислительно-восстановительные) 3 . Задача, в которой требуется составить материальный баланс (чаще всего там встречаются реакции на электролиз и вытеснение металлов из растворов солей (так называемые задачи «на пластинку»)) 4. Задача на растворимость 5 . Задачи на атомистику 2

Слайд 3

По факту, для решения этих задач достаточно уметь пользоваться лишь четырьмя формулами: нахождение количества вещества, плотности, массовой доли и выхода реакции. Самое сложное — это понять логику задачи, построить верный ход решения и только потом применить нужные формулы. 3

Слайд 4

Оценивание задания №34 За полностью верное решение задачи можно получить 4 первичных балла. Правильный и полный ответ должен содержать следующие элементы, каждый из которых оценивается в 1 первичный балл: правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания; продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина. 4

Слайд 5

Задачи на атомистику Смесь оксида кальция и карбоната кальция с массовой долей атомов кальция 62,5% растворили в 300 г раствора соляной кислоты. При этом наблюдалось выделение газа, и масса полученного раствора составила 361,6 г. Выделившийся в результате реакции газ пропустили через 80 г 10%-ного раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в конечном растворе. 5

Слайд 6

Решение: Пишем уравнения реакции: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑ СО 2 + NaOH = NaHCO 3 1. n ( CaO )= X моль , тогда n ( CaCO 3 ) = У моль . 2 . тогда количества вещества атомов кальция в оксиде кальция тоже равно n ( Ca ) =Х моль , а в карбонате кальция – n ( Ca ) = У моль . 3 . Общее количество вещества атомов кальция рано n ( Ca ) =(Х + У) моль m (Ca)= n(Ca) *M(Ca) = 40 *(X + Y) г 4. m ( CaO ) = 56 X г m ( CaCO 3 ) = 100 Y г m( смеси) = 56Х + 100У г 6

Слайд 7

5. m(Ca)/m( смеси ) = w(Ca) 40(Х+У) /56Х + 100У = 0,625 40 (Х +У) = 0,625 (56Х + 100У) 40Х + 40У = 35 Х + 62,5У 40Х – 35Х = 62,5У – 40У 5Х = 22,5У Х = 4,5У 6. n(CO 2 )= n(CaCO 3 ) = Y моль ; m(CO 2 ) = 44Y г . 7. m (раствора)= m ( CaO )+ m ( CaCO 3 )+ m ( HCl ) - m ( CO 2 ) 361,6 = 56Х + 100У + 300 – 44У 361,6 – 300 = 56Х + 56У 61,6 = 56(Х+У) 7

Слайд 8

Составляем систему уравнений: Х+У =1,1 Х= 4,5У, решаем систему уравнений 4,5У + У = 1,1 5,5У= 1,1 У = 0,2 моль, Х = 1,1 – 0,2 = 0,9 моль n ( CO 2 ) = 0,2 моль, m ( CO 2 )= 0,2моль *44г/моль=8,8г 8. Находим количество гидроксида натрия n ( NaOH )= 80г*0,1/40г/моль = 0,2 моль n (СО 2 ) = 0,2 моль, так как количество гидроксида натрия и углекислого газа одинаковое, то образуется кислая соль гидрокарбонат натрия. n(NaHCO 3 ) = n(CO 2 ) = 0,2 моль m ( NaHCO 3 ) = 84г/моль *0,2моль = 16,8 г m (раствора NaHCO 3 ) = m ( CO 2 ) + m ( NaOH ) = 8,8г + 80г = 88,8 г w ( NaHCO 3 ) = m ( NaHCO 3 )/ m (раствора NaHCO 3 ) * 100% = 16,8 г /88,8 г *100% = 18,92% 8

Слайд 9

Задачи для самостоятельного решения: Смесь меди и оксида меди (II), в которой массовая доля атомов меди составляет 96%, растворили в 472 г концентрированной серной кислоты, взятой в избытке. При этом наблюдалось выделение газа. Минимальная масса 10%-го раствора NaOH , который может прореагировать с выделившимся газом, равна 200 г. Определите массовую долю соли в растворе, образовавшемся после добавления серной кислоты к исходной смеси веществ. 9

Слайд 10

Задачи для самостоятельного решения: 2. Смесь железной окалины и оксида железа(III), в которой число атомов железа относится к числу атомов кислорода как 7:10, поместили в 500 г раствора концентрированной азотной кислоты. При этом исходная смесь прореагировала полностью и наблюдалось выделение газа. Для полного поглощения выделившегося газа потребовалось 20 г 20 %- ного раствора гидроксида натрия. Определите массу соли, которая образовалась после растворения исходной смеси в кислоте. 10

Слайд 11

Задачи для самостоятельного решения: 3. Смесь цинка и карбоната цинка, в которой количество атомов цинка относится к количеству атомов кислорода, как 5 к 6, полностью растворили в 500 г разбавленного раствора серной кислоты. При этом все исходные вещества прореагировали полностью и выделилось 22,4 л смеси газов (н.у.). К полученному раствору добавили 500 г 40%-го раствора гидроксида натрия. Определить массовую долю сульфата натрия в конечном растворе. 11

Слайд 12

Задача, в которой требуется составить материальный баланс 2. Твердую смесь нитрата бария и сульфата меди ( II) общей массой 12.63 г добавили к 40 г воды. При этом в растворе не осталось ни ионов бария, ни сульфат ионов. Через полученный раствор пропускали постоянный электрический ток до тех пор, пока на аноде не выделилось 0,84 л(н.у.) газа, после чего в раствор добавили 50,4 г 10%-ного раствора гидроксида калия. Определите массовые доли веществ в конечном растворе. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления. 12

Слайд 13

Решение задачи: Составляем уравнения реакции: Ba (NO 3 ) 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + Cu(NO 3 ) 2 (1) 2Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O = 2Cu↓ + 4HNO 3 + O 2 ↑ (2) 2H 2 O = 2H 2 ↑ + O 2 ↑ (3) HNO 3 + KOH = KNO 3 + H 2 O (4) Решаем по уравнению (1): n (( Ba ( NO 3 ) 2 )= X моль, тогда m (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 261х г n ( CuSO 4 )= n (( Ba ( NO 3 ) 2 ) = Х моль, тогда m ( CuSO 4 ) = 160Х г 261Х + 160Х = 12,63г 421Х = 12,63 Х = 0,03 моль n(( Ba (NO 3 ) 2 )= 0,03 моль и n(CuSO 4 )= 0,03 моль n ( BaSO 4 ) = n ( Ba ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, тогда m ( BaSO 4 ) = 0,03 моль * 233г/моль = 6,99 г n(Cu(NO 3 ) 2 ) = n (CuSO 4 )= 0,03 моль 13

Слайд 14

По уравнению (2): n ( Cu ) = n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = 0,03 моль, m ( Cu ) = 0,03 моль * 64 г/моль = 1,92 г n ( O 2 ) 2 = 1/2 n ( Cu ( NO 3 ) 2 ) = ½ * 0,03 моль = 0, 015 моль, m ( O 2 ) = 0,015 моль * 32 г/моль = 0,48 г n(HNO 3 ) = 2n(Cu(NO 3 ) 2 ) = 2*0,03 моль = 0,06 моль По уравнению (3): n ( O 2 ) общее = 0,84л/22,4 л/моль = 0,0375 моль n ( O 2 ) 3 = n ( O 2 ) общее - n ( O 2 ) 2 = 0,0375 моль – 0,015 моль = 0,0225 моль m ( O 2 ) 3 = 0,0225моль * 32 г/моль = 0,72 г n ( H 2 ) = 2 n ( O 2 ) 3 = 2*0,0225моль = 0,045 моль m ( H 2 ) = 0,045 * 2 = 0,09г 14

Слайд 15

По уравнению (4): n ( KOH ) = w * m (раствора КОН)/М(КОН) = 0,1*50,4г/56г/ моль= 0,09 моль n ( KOH ) прореагирует = n ( HNO 3 )= 0,06 моль n ( KOH ) останется = 0,09 – 0,06 = 0,03 моль m ( KOH ) останется = 0,03 * 56г/моль = 1,68г n ( KNO 3 ) = n ( KOH ) = 0,06 моль, m ( KNO 3 ) = 0,06 * 101г/моль = 6,06г m (раствора) = m (смеси( Ba ( NO 3 ) 2 + CuSO 4 ) + m ( H 2 O ) – m ( BaSO 4 ) – m ( Cu ) – m ( O 2 ) 2 – m ( H 2 ) 2 – m ( O 2 ) 3 + m р-ра (КОН) = 12,63г + 40г – 6,99г – 1,92 г – 0,48г – 0,09г – 0,72г + 50,4г = 92,83г w ( KNO 3 ) = 6,06г/92,83г *100% = 6,53% w ( KOH ) = 1,68г/92,83г * 100% = 1,81% w(H 2 O) = 100% - 6 ,53% - 1,81% = 91,66% 15

Слайд 16

Задачи для самостоятельного решения: 1. Фосфид магния массой 2,68 г растворили в 54,75г 10% - ного раствора соляной кислоты. К полученному раствору добавили 10,6%-ный раствор, полученный растворением 40,04 г кристаллической соды (Na2CO3 * 10 H2O) в воде. Определите массовую долю хлорида натрия в конечном растворе. 16

Слайд 17

Задачи для самостоятельного решения: 2 . В 15%-ном растворе серной кислоты массой 300г растворили карбид алюминия. Выделившийся при этом метан занял объем 2,24 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю серной кислоты в полученном растворе. 17

Слайд 18

Задачи для самостоятельного решения: 3. После выдерживания медной пластинки массой 14,72 г в растворе нитрата серебра масса пластинки составила 19,28г. Определите объем раствора 62%-ной азотной кислоты (плотность 1,384 г/мл), который необходим для растворения пластинки. 18

Слайд 19

19 Учитель химии Бланк Раиса Николаевна МАОУ СОШ №31 г. Томск E-mail : blank.ray@yandex.ru