Концепция интерпретации в обучении пианиста в ДМШ и ДШИ. Роль творчества В.А.Моцарта в интеллектуальном воспитании учащихся.

Жук Валерия Витальевна

Статья посвящена педагогическим вопросам воспитания пианиста: развитию музыкального мышления, активизации познавательной деятельности учащегося, поиску путей осмысления образного и музыкального содержания изучаемых произведений, использованию принципов развивающего обучения на различных этапах обучения в ДМШ и ДШИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПИАНИСТА В ДМШ И ДШИ. РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В.А.МОЦАРТА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

          Моцарт—вот славное имя! Интерес к интерпретации произведения Моцарта по-прежнему в центре музыкально-исполнительского и педагогического внимания. Примером этому служит последнее, переработанное издание книги Евы и Пауля Бадуры-Скоды «Интерпретация Моцарта».

                Начиная со 2-го класса ДМШ произведения Моцарта уже прочно входят в репертуар начинающего пианиста, но качественное, стилистически верное освоение его музыки происходит позднее, когда из количественного освоения происходит качественный скачок и исполнение сочинения становится обращением к творчеству любимого композитора. Замечательные слова К.В.Мартинсена из его книги «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» (М.-Музыка 1966-220 с., стр.129)--«...выше всех требований и влияний современности должно стоять для фортепианной педагогики, как и для педагогики вообще, безусловное и благоговейное уважение к органическому росту души»--как нельзя лучше относится к месту произведений Моцарта в воспитании личности музыканта.

            Наряду с музыкально-техническими задачами в фортепианном классе сразу встает проблема многоуровнего изучения клавирного наследия Моцарта. Знакомство с его музыкой предполагает общечеловеческое, музыкальное, исполнительское, общекультурное восприятие, затрагивает темы эволюции художника, места изучаемого творения в творчестве композитора. Партитура учебного ознакомительного процесса разнообразна, в одном сочинении можно разглядеть и историческую эпоху, и личность музыканта, и новаторство его музыкальных идей, и просто музыкальные мысли, образы, которые надолго войдут в нашу жизнь. В учебном процессе актуально распознавать:

  1. «партитуру» музыкального произведения как совокупность его формы, жанра, характера, тональности, размера, фактуры, интонационного развития мелодии, структуры разделов, движения голосов и т. д.
  2. «партитуру» урока, куда входят педагогический взгляд на проблему, общую или частную, целенаправленно оптимистическая и позитивная общая «тональность» урока, интонационно гибкая речь педагога, соотношение взаимодействия учителя и ученика.

Нередко бывает сложно спрогнозировать решение исполнительской проблемы при меняющихся возрастных, психо-физиологических ресурсов обучаемого. Но еще сложнее в разных временных слоях через соприкосновение с музыкой Моцарта выработать в ученике зачатки интерпретации, подвести к порогу ощущения значимости своего отношения к этому композитору, своими усилиями «дорасти» до заявленных художественных ценностей, познать стремление постоянно совершенствоваться с каждым новым обращением к Моцарту, выработать свои собственные критерии исполнения и трактовки уже не с учителем. Но и самим учеником.

Исполнительская интерпретация—понятие историческое. Интерпретация Моцарта восходит к более поздней исторической эпохе музицирования, когда на смену глубокому религиозному мировозрению приходит более рациональный и в то же время чувственный мир классицизма. Если обратиться к этапам становления исполнительской интерпретации, то, безусловно, в начале лежит основополагающее правило—проблема исполнения, а не «прохождения» произведений Моцарта. Безусловно, работа над интерпретацией произведений Моцарта выявляет наиболее одаренную часть учащихся и служит интеллектуальной средой для развития музыкального познания и самопознания, индивидуализации педагогического воздействия. Интеллектуальное воспитание учащихся является приоритетной целью современного образования. Критериями интеллектуальной воспитанности  являются компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума. В критерии интеллектуальной воспитанности, по М.А.Холодной, входит ( «...способность видеть отдельное явление в контексте его целостных связей со множеством других явлений (в противовес линейному, одномерному взгляду на мир)...», а также «...склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной модели «как если бы» ( в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий)...» (М.А.Холодная. Психология интеллекта. Парадокс исследования. 2-ое изд. Спб Питер, 2002). В исследованиях М.А.Холодной представлена динамика становления интеллектуальной одаренности как формы компетентности:

  1. «...медленный и постепенный процесс, связанный с особенностями эволюции индивидуального ментального опыта» (М.А.Холодная. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости. Эффект инверсии развития//Психологический журнал. т. 32 № 5, 2011, стр. 69-78);
  2. погруженность ребенка (подростка, юноши) в определенную предметную среду, включенность в соответствующие предметные виды деятельности;
  3. интеграция когнитивных, понятийных, метакогнитивных и интенциональных структур индивидуального ментального опыта (М.А.Холодная. Психология понятийного мышления. От концептуальных структур к понятийным способностям. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2012).

Только через воспитание базовых интеллектуальных качеств со временем возможно формирование уникальности трактовки не только отдельного музыкального произведения, а наследия композитора.

                Концепция интеллектуального воспитания учащихся, умения сконцентрироваться на многовариантности трактовок музыкального содержания и остановки на приоритетных, важных и значимых элементах ее зиждется на:

  • постижении образа Моцарта как человека и музыканта;
  • постижении образов изучаемого произведения;
  • постижении образов изучаемого произведения в соотнесении с определенным стилистическим периодом в творчестве Моцарта,

т. е. познание ценности частного и познание частного как ступени к познанию общего. Определенную сложность в сознании исполнителя играют временные рамки, установка воспринять сложные взаимосвязи ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Важнейший постулат современного образования—работа должна вестись с любым ребенком, ибо раскрытие его возможностей может происходить лишь в процессе труда. При рассмотрении такой яркой личности. Как Моцарт, возникает несколько тем. Их варьирование служит средой для создания и применения элективных моделей обучения.

                Стильное исполнение—первый критерий грамотности исполнителя, знания о котором он должен черпать из музыковедческой литературы. Однако знание истории и теории лишь косвенно влияет на исполнительский процесс, не являясь самодостаточным. «Обычно музыкой занимаются не потому, что интересуются историей, а прежде всего, что радуются самой игре, самим звукам, а затем восторгаются произведением искусства» (Е. и П.Бадура-Скода. Интерпретация Моцарта. Стр. 13). Чтение серьезных книжек вряд ли является приоритетным без постановки исполнительской проблемы на уроке. Живое общение с педагогом дает импульс к познанию. Склонность к глубокому эмоциональному сопереживанию и воля, постепенное становление ментального пространства—качества более ценные, чем временный недостаток технического мастерства. По верному высказыванию Г.Нейгауза, исполнитель, в первую очередь,--человек и лишь затем музыкант и в последнюю очередь-- пианист. Интерпретация Моцарта—верное проникновение в мир его музыкальных мыслей, в его интуитивный взгляд, нахождение, постановку художественной задачи и решение ее доступными для него средствами. Она предполагает художественный взгляд на исполняемое произведение. Моцарт, как и любой другой композитор,--это облик своей исторической эпохи. Гениальность так часто соседствует с самыми обычными, простыми вещами.

            Остановимся на интересных свойствах личности Моцарта. Как правило, он писал свои произведения «к случаю»: к академии (популярной в ту эпоху), на заказ и т. д. Работа, утрачивающая это обстоятельство, обычно «забывалась» и отставлялась, попросту говоря, прекращалась. Этот факт свидетельствует о степени ангажированности Моцарта в современном ему обществе. Композитор находился на стыке конкурентоспособности по отношению к другим мастерам по цеху и соответствия своего гения музыкальным запросам современной ему публике. То есть с каждым новым творением Моцарт шагал в ногу со временем (случаем). Именно это обстоятельство, как ни странно, сопровождало на всем пути мощную эволюцию его творчества, те огромные ступени, которые он преодолевал как гений и творец музыки.

                Комбинаторика—ею Моцарт владел в совершенстве на музыкальном поприще. Никто так отточенно и филигранно с помощью ее не мог передать контраст в изложении музыкального материала и в разработке его. Образы как бы схвачены на лету, переход из одного состояния в другое поражает психологической достоверностью.

                Переписка Вольфганга с отцом Леопольдом Моцартом—весьма оживленный диалог, письма сына к отцу—не только обращение к родителю, но и к учителю  и другу. В письмах много принципиальных замечаний о темпах и характере своих произведений, способах исполнения, метких суждений о современных ему виртуозах и композиторах, направлениях развития современных технических школ, музыкальные впечатления. Помимо родственных отношений, видимо, их как музыкантов, очень много связывало методологически. Их роднит общая идейная платформа. В книге Бадуры-Скоды приведены интересные мысли Леопольда Моцарта на проблему тактирования, исполнения музыки в такт. Выражаясь современным языком, они призваны ответить на вопрос: существует ли rubato в произведениях В.Моцарта? В книге «Интерпретация Моцарта» Бадурой-Скодой приведена цитата Леопольда Моцарта (стр.47, I/II, сноска 37) из его книги Violinschule, созданной в 1756 году: «Такт создает мелодию: следовательно. он—душа музыки. Он не только ее оживляет, но и упорядочивант все ее звенья в их последовательности. Такт определяет время, в течение которого должны быть сыграны разные ноты...». С этими словами перекликается высказывание Ф.Листа из его «Предисловия к симфоническим произведениям» по книге Wilhelm Furtwangler. Ton und Wort Wiesbaden, 1955, S. 262, приведенное также Бадурой-Скодой в книге «Интерпретация Моцарта» (стр. 48, сноска 40): «Да будет мне одновременно дозволено заметить: я желаю, чтобы по возможности была устранена механически, по тактам раздробленная игра, как это имеет место в ряде случаев, и могу признать соответствующим делу периодическое исполнение с выявлением особых акцентов и округлением мелодических и ритмических нюансов». И еще одна цитата оттуда же (стр.48 Б-С): «Моцарт-отец говорил о нити, «il filo», которая тянется через любое сочинение и которую нельзя обрывать». Агогические, смысловые сдвиги (rubato) как некое качественное изменение содержания, не могут нарушать внутреннее сопряжение долей в такте и непрерывность общего развития. Агогика компенсируется исполнителем не как арифметическое правило «сколько убыло—столько прибыло», а расширением как внутритактовых связей, так и внутренним ощущением ускорения (замедления) центробежной силы при сохранении общей линии (центростремительной силы). Проблема аккомпанемента также подчинена и полностью вытекает из ощущения и воспитания ощущения сопряженности долей в такте. Ответ однозначен: кто владеет исполнительским временем в такте—тот убедителен в rubato при сохранении ведения общей линии произведения своей исполнительской волей.

                «Звучность в произведениях Моцарта всегда должна быть благородна, аристократична» (Е. и П.Бадура-Скода. Интерпретация Моцарта. Стр. 34). Это требование высказывалось самим Моцартом. Но как же трудно порой не впасть в слащавость и жеманство!