Вопросник к материалам работы В.Б.Носиной "О композиции и содержании Французских сюит И.С.Баха. Мотивные связи"

Жук Валерия Витальевна

ВОПРОСЫ ПО ФРАНЦУЗСКИМ СЮИТАМ И.С.БАХА (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ В.Б.НОСИНОЙ «О КОМПОЗИЦИИ И СОДЕРЖАНИИ ФРАНЦУЗСКИХ СЮИТ И.С.БАХА. МОТИВНЫЕ СВЯЗИ) www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1119

СПРАВКА: Первоначальное назначение сюиты—прикладное, под эту музыку танцевали. В дальнейшем, ко времени И.С.Баха, развитие этой музыкальной формы все более утрачивало связь со своей жанровостью.

  1. Сколько их? Назовите тональности в порядке очередности (смотреть в ноты!)

  2. Почему они «Французские»? Музыка сюит имеет прикладное значение?

  3. Основные (главные, неизменяемые) части—перечислить в строгой последовательности.

  4. Соотнести (правильно) название танца с характером движения:

    куранта (гальярда) реверансы

    сарабанда le tordion (tordre)-кручение, верчение

    аллеманда (павана) променад

    жига хоровод

  5. Какие вы знаете вставные танцы, расположенные между Сарабандой и Жигой? Являются ли они французскими?

  6. Что ближе к жанровой первооснове: основные части сюит или вставные танцы?

  7. В чем отличие Аллеманды от Куранты?

  8. Какие танцы имеют одинаковый размер: Англез, Менуэт, Гавот, Полонез (подсказка во Французской сюите № 6)?

  9. Каков принцип чередования частей основных частей сюиты?:

    а) сопоставление типов движения;

    б) контраст различных типов движения;

    в) отсутствие контраста в различных типах движения.

  10. Происхождение Жиги:

    а) клавирная трехдольная с пунктирным ритмом;

    б) скрипичная с триольным ритмом;

    в) лютневая с четырехдольным ритмом? (Смотреть в ноты!)

  11. В какой части сюиты выражено круговое движение?

  12. В какой паре танцев (это основные части сюиты) выражено линейное движение?

  13. Расскажите о контексте Сарабанды, т. е. о том, что ее окружает (перед ней и после нее).

СПРАВКА: Музыкально-риторические фигурыпривлечение риторики (искусства красноречия) в музыкальную теорию и композицию. Особенно это сказывалось в инвенции—изобретении тематического материала, затем это рассматривалось как отдельная ступень в сочинении. Повторяющиеся мелодические структуры (музыкальные символы) прослеживаются во всех сочинениях И.С.Баха.

  1. В какой части сюиты используются фигуры восхождения (anabasis) и нисхождения (catabasis), формулы поклона и приветственного жеста, мотивы «вьющегося» движения, ум.4 и ув.4—горькая печаль, восходящая м.2—грусть и меланхолия, задержания в средних голосах—нежная жалоба, томление и страдание? (см. раздел «О композиции и содержании... . Мелодический язык». Носиной В.Б.).

  2. В какой части сюиты используются восходящие сексты exclamatio (восклицание), интонации вздоха, мелизмы (трели, группетто, пральтриллеры—дрожание голоса), а в мажорных тональностях встречается ритмическая формула шествия—пунктир и четверть? (см. тот же раздел).

СПРАВКА: Восходящий звукоряд означает воскресение Христа, нисходящее лвижение—умирание, положение во гроб.

  1. Какая часть сюиты является сольно-парным танцем, где применяются круговые, «скрученные как спирали» мотивы наряду со стремительным разбегом гаммообразных линий? (см. там же).

    СПРАВКА: Семантическая трактовка тональностей распространена в эпоху барокко (1600-1750). Изменение тональностей в одном произведении служило источником музыкального развития и обеспечивало игру аффектов—переходов из одного «душевного состояния» в другое (www.bif.ru). Во Французских сюитах И.С.Баха значение тональностей таково: № 1 d moll—символ крестной муки, № 2 c moll—символ креста в обращении, № 3 h moll—символ предопределения, № 4 Es dur—символ троицы (три бемоля при ключе), № 5 G dur—светлая радость, юбиляции в мажорных трезвучиях, № 6 E dur—мягкая оживленность с «благодарственными поклонами» в аллеманде, юбиляциями в куранте и пасторальностью вставных танцев.

     

    ГЛОССАРИЙ: Юбиляции—в аллилуйях григорианских распевов—мелизматический распев заключительного слога в слове Alleluia. В широком (нетерминологическом) смысле юбиляцией называют любой обширный мелизматический распев в церковном пении (ru.wikipedia.org/wiki/).

     

    ЗНАТЬ О ФРАНЦУЗСКОЙ СЮИТЕ № 6 E DUR:

    1. Перечислить вставные танцы.

    2. Определить Жигу как СКОЛЬКО?-голосную фугу (2-х, 3-хголосную и т. д.).

    3. Определить музыкальные символы в Сарабанде. Определить, есть ли в ней характерная для мажорных сарабанд И.С.Баха ритмическая формула шествия—пунктир и четверть с остановкой на второй доле.

    СПРАВКА: а) В Аллеманде и Куранте принцип сопоставления движений—линейный, они мало контрастируют друг с другом. Если в Аллеманде—развертывание движения, то в Куранте-- энергия напряжения;

    б) В целом в цикле (сюите)--принцип сопоставления различных танцев контрастный;

    в) Помимо главного (лирического) центра всей сюиты —Сарабанды—иногда И.С.Бах создает дополнительный, второй центр. Примером этому является Французская сюита № 6 E dur. Второй центр в ней создают дополнительные танцы, их 4: Гавот, Полонез, Бурре, Менуэт. Серединой являются Полонез и Бурре. А обрамляют их с обеих сторон Гавот и Менуэт.