СТАТЬИ

Публикации и сертификаты участника

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОЙДУТ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Маслова М.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 3

г. Сургут

В настоящее время российская школа переживает время серьезных перемен. На смену совокупности знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, в основе которого лежит формирование универсальных учебных действий (УУД).

Отличие нового образовательного стандарта от действующего заключается на наш взгляд в следующих позициях: [1]

  1. формулирование требований не только к результату, но и к структуре программы, условиям реализации стандарта;
  2. результатом считаются не только знания, которыми должен овладеть ребенок, но главное – формирование умения учиться;
  3. деятельностный характер обучения, ставящий целью развитие личности школьника.

Сейчас на уроках основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению исследовательских работ и проектов. Важно научить ребенка овладевать новым знанием и видами деятельности.

Задача «формировать умение учиться» всегда решалась школой, но на данный момент определена приоритетной и законодательно закреплена в новом стандарте.

Приоритеты образовательной политики, исходя из запросов общества, постоянно меняются. В “Концепции модернизации российского образования” четко сформулированы требования к современной школе, обоснован социальный заказ, поставлены новые жизненные установки развития личности [2]. Сегодня время диктует, что обществу в будущем нужны современно образованные, предприимчивые, нравственные, конкурентоспособные на рынке труда люди, высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные и ответственные решения в ситуации выбора, ставить проблему и формировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, прогнозируя возможные последствия. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, сотрудничество, мобильность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Поэтому, в первую очередь, в школьном образовании происходят изменения в учебных планах, учебно-методических комплектах (программы по учебным предметам, учебники).

Изменения произошли на каждой ступени обучения: [1]

  1. начальная школа: введен иностранный язык со 2 класса, «Информатика и ИКТ» со 2 или 3 класса, новые предметы за счет часов школьного компонента;
  2. основная школа: изменено количество часов на преподавание некоторых обязательных предметов, расширен перечень предметов по выбору (информатика и ИКТ, экология, экономика и др.);
  3. средняя школа: профильное обучении, позволяющее обучающемуся выбрать свою образовательную и профессиональную траекторию.

Тем не менее, проблемы остаются и определяются пути их решения, которые направлены на развитие общего образования. [2]

  1. переход на новые образовательные стандарты;
  2. развитие системы поддержки талантливых детей;
  3. совершенствование учительского корпуса;
  4. изменение школьной инфраструктуры;
  5. сохранение и укрепление здоровья школьников;
  6. расширение самостоятельности школ.

Приоритеты модернизации образования определены, поэтому школьники и их родители должны быть готовы к изменениям в системе образования и обучения.

Во-первых, к обновленным, переработанным в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО) учебникам. Школы осуществили выбор учебно-методических комплексов. Обучающиеся будут обеспечены учебниками на 100% из Федерального перечня, которые рекомендованы/допущены Министерством образования Российской Федерации на новый учебный год.

Учебники, по которым реализуется образовательные программы, составлены в соответствии с опорой на деятельностный характер обучения. Они не предполагают ответы на сложные вопросы, а увлекают ребят интересными заданиями, дают толчок к новому открытию, новым знаниям, ребята действуют творчески, а не по шаблону. Учителю же здесь отводится роль организатора и управленца этим процессом. На своем примере учитель покажет, что невозможно знать все, но можно узнать и должно познаваться. Задача учителя – создать ситуацию успеха, показать, что успех впереди, стоит сделать шаг.

По предварительному согласованию с учителем того класса, где будет обучаться ребенок, родителям рекомендуется приобрести учебные пособия (тетради для самостоятельных и контрольных работ, тетради для практических и лабораторных работ, рабочая тетрадь и т.д.). Данные учебные пособия личного и одноразового использования и не входят в комплект с учебниками, в них ребенок пишет, и эти пособия необходимы ребенку, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его ярким и интересным. Учебные пособия в отличие от учебников остаются у ребенка, учебники по окончании учебного года возвращаются в школьную библиотеку.

Введение ФГОС второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени (более 50% от времени урока), чем раньше. Работа намерена быть исследовательской, творческой, продуктивной, требующей от обучающегося навыков самоконтроля и самооценки. [1]

Жизнь ребенка погружается в мир новых познаний. Он выступает в роли исследователя на уроках и во внеурочной деятельности. Данная возможность предоставлена ребенку уже с первого класса. Он выступает в роли первооткрывателя, открывает для себя новые горизонты, новые возможности. Все это происходит самостоятельно, но под контролем учителя. Ребенок приобретает опыт самостоятельной деятельности, ставит перед собой цель и достигает ее. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои действия.

В основном речь идет о внедрении новых форм организации обучения, новых образовательных технологиях, открытой информационно-образовательной среде, выходящей за рамки школы. Новые образовательные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности и внеучебной (внеурочной) деятельности, такой как исследовательская деятельность, моделирование, учебное проектирование, ролевые игры и др. [3]

Родители (законные представители) ребенка с введением новых стандартов получат более широкие возможности участвовать в образовательном процессе и в управлении школой. Между родителями ученика и образовательным учреждением заключается общественный договор, который регламентирует права и обязанности каждой стороны.

В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся и будут участвовать вместе с педагогами в определении содержания образования школьного компонента. Родители могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и сами принимать в ней участие, присутствовать на уроках.

Родительские собрания приняли новую форму. Родители – это важные участники образовательного процесса, они является заказчиками, и в тоже время создают в семье среду, благоприятствующую обучению и воспитанию детей, важно, чтобы их усилия были согласованы с работой учителей. На родительских собраниях родители превращаются из пассивных слушателей в активных участников тренингов, дискуссий и т.д. Совместная деятельность родителей и учителей это одна из важнейших задач нового ФГОС второго поколения.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.

Литература:

  1. Концепцияя Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)/
  2. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  3. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. М.: ОИРО, 2010. 64 с.