Элективный курс


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Озерная средняя общеобразовательная школа № 9

Согласованно:                                                                                                         Утверждаю:

заместитель директора по УВР                                      Директор МБОУ Озерная СОШ № 9                                           ___________Янгулова О.О.                                                                _________Сафонова О.И.

«        »________2015г.                                                                        

                                                                                                        Приказ №     от           .2015г.              

Рабочая программа

по факультативному курсу «Биология»

для 8 класса

(Основное общее образование)

2015 – 2016 учебный год

Составитель: учитель биологии

Тарасова Е.П.

Рабочая программа рассмотрена

 и обсуждена на заседании

ШМО естественнонаучного цикла

Протокол №______от ______2015г.

Руководитель_________.

с.Черное Озеро,

2015г.

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка                                                                            3

2. Содержание образовательной программы                                             5

3. Практические занятия по предмету                                                        6                                4.Требования к уровню подготовки обучающихся                                   7        

7. Источники информации                                                                           8

7. Средства обучения                                                                                    8

8.Приложение

1. Календарно – тематическое планирование                                            9

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по биологии представлена:

         Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Образовательная программа Озерной СОШ № 9.

      5.Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приказ №  96   от 16.06.2015 г.

Биология является компонентом образовательного учреждения.

Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

          Данная программа предназначена для углубления изучения предмета биологии для качественной подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, общая биология.  Данный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы по этим направлениям биологии, систематизировать материал и извлекать необходимую информацию из большого числа источников и более эффективно подготовиться к  ОГЭ.

           В учебниках по биологии 6 – 8 классов материал изложен упрощённо, что недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 9 классе. Отдалённость сдачи экзамена за курс основной школы также является источником потери некоторого количества знаний по изученным ранее дисциплинам.

         Цели изучения биологии:

Углубить и расширить знания о живых организмах, опираясь на науки ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология.

Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

         Задачи изучения биологии:

Образовательные: обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.

Развивающие: развитие у учащихся навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей

Воспитывающие: воспитание культуры труда

    Логические связи биологии с другими предметами с химией при изучении крови и жидкостей в организме, с историей при изучении ученых биологов, с физикой при изучении локтевого и коленного сустава на примере рычагов, с МХК при изучении анатомических рисунков Леонардо Да винчи.

   Классный коллектив состоит из 9 учеников 2 ученика являются отличниками по биологии Артем П, Лена Б.

Ударников 5 Наташа Т., Марина  С., Сережа К., Женя С., Надя Г.

Ученики занимающиеся на удовлетворительно Артем О., Сергей Г.

  В целом класс достаточно ссыльный на всех уроках работают активно и заинтересованно.

      Национально – региональный компонент реализуется через темы:

Грибы Республики Хакасия, растения республики Хакасия, животные республики Хакасия.

 

Содержание образовательной программы

№ п/п

Темы раздела

Название темы

(раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1.

 «Царства Бактерий и Грибов»

Царство Прокариоты. Архебактерии. Настоящие бактерии. Оксифотобактерии Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология

Грибы Хакасии

4 часа

2.

Царство Растения

Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение. Низшие растения Водоросли Мохообразные и папоротникообразные Семейства Покрытосеменных растений Голосеменные

6 часов

3.

Царство Животные

Общая характеристика. Простейшие животные

Типы Беспозвоночных животных

Тип Членистоногие Тип Хордовые: Класс рыбы

Тип Хордовые: Класс рыбы

Классы Земноводные  

Земноводные Хакасии

Класс Пресмыкающиеся

Пресмыкающиеся Хакасии

Класс Птицы

Птицы Хакасии

Класс Млекопитающие.

Млекопитающие Хакасии

13 часов

4.

Анатомия

Опорно-двигательная система

Пищеварительная и выделительная системы

8 часов

Органы чувств.

Нервная система и органы чувств

Головной и спинной мозг.

Отделы нервной системы.

Мочевыделительная система.

Половая система.

5.

Цитология

Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке.

Строение и функции клетки.

Контрольная работа.

3

Практические занятия по предмету

п/п

Название темы

Вид практического занятия темы

Кол-во

1.

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

1.

                       Требования к  подготовке обучающихся 8 – го класса

         обучающиеся должны знать: особенности жизни как формы существования материи;

фундаментальные понятия биологии;

о существовании эволюционной теории;

основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;

типы деления клеток, их роль в организме;

особенности строения тканей, органов, систем органов растительных и животных организмов;

основные жизненные функции растительных и животных организмов;

характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания;

             уметь:

распознавать органоиды клетки;

узнавать основные формы цветкового растения;

распознавать органы и системы органов изученных организмов;

составлять простейшие цепи питания;

размножать комнатные растения вегетативным способом;

пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты

пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с     материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

Источники информации

1. Биология кроссворды для школьников. Ярославль «Академия развития», Е.Н. Анашкина 1997 г.

2. Биология (в таблицах). Москва «Лист».  С.С.Акимов.1996 г.

3. Биология. Подготовка к ГИА. Ростов – на – Дону «Легион» , А.А. Кириленко 2010 г.

Средства обучения

п/п

Наименование средства обучения

1.

Таблица «Строение клетки

2.

Таблица «Ткани».

3.

Таблица «Строение корня»

4.

Натуральные ветки черемухи.

5.

Таблица «Цветок», модель цветка

6.

Таблицы «Пищеварительная система курицы».

7.

Схема цепи питания

8.

Таблица «Дыхание растений»

9.

Таблица «Пищеварительная система курицы».

10.

Микропрепараты крови лягушки и человека микроскоп.

11.

Таблица «Выделительная система кролика».

12.

Натуральная кость барана

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Вид практического занятия контроля

Дата проведения

По плану

По факту

  1. .

Царство Прокариоты. Архебактерии.

04.09.2015

Настоящие бактерии. Оксифотобактерии

11.09.2015

Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология

18.09.2015

Грибы Хакасии

25.09.2015

Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение.

02.10.2015

Низшие растения

09.10.2015

Водоросли

16.10.2015

Мохообразные и папоротникообразные

23.10.2015

Голосеменные

30.10.2015

Семейства Покрытосеменных растений

13.11.2015

Общая характеристика. Простейшие животные

20.11.2015

Типы Беспозвоночных животных

27.11.2015

Тип Членистоногие

04.12.2015

Тип Хордовые: Класс рыбы

11.12.2015

Классы Земноводные  

18.12.2015

Земноводные Хакасии

25.12.2015

Класс Пресмыкающиеся

15.01.2016

Пресмыкающиеся Хакасии

22.01.2016

Класс Птицы

29.01.2016

Птицы Хакасии

05.02.2016

Класс Млекопитающие.

12.02.2016

Млекопитающие Хакасии.

19.02.2016

Опорно-двигательная система

26.02.2016

Пищеварительная и выделительная системы

04.03.2016

Органы чувств.

11.03.2016

Нервная система и органы чувств

18.03.2016

Головной и спинной мозг.

01.04.2016

Отделы нервной системы.

08.04.2016

Кровеносная система

15.04.2016

Мочевыделительная система.

22.04.2016

Половая система.

29.04.2016

Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке.

06.05.2016

Строение и функции клетки.

13.05.2016

Итоговая контрольная работа.

Контрольная работа

20.05.2016



Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка                                                                            3

2. Содержание образовательной программы                                             4

3. Требования к уровню подготовки обучающихся                                  5        

7. Источники информации                                                                           6

7. Средства обучения                                                                                    6

8.Приложение

1. Календарно – тематическое планирование                                            7


Пояснительная записка.

          Рабочая программа по биологии представлена:

         Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Образовательная программа Озерной СОШ № 9.

     5.  Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приказ №  96   от 16.06.2015 г.

Биология по биологии является компонентом образовательного учреждения.

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко  внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.  

Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах  биологии, валеологии и экологии.

Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.

         Для решения данной цели поставлены задачи:

Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;

 Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;

Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;

Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;

          В 9 классе обучается 15 человек в классе 5 ударников по биологии, остальные учащиеся занимаются удовлетворительно даже слабо.

             Региональный компонент реализуется на уроках  «Факторы, влияющие на здоровье человека», «Химические загрязнения и здоровье человека»,

Содержание образовательной программы

№ п/п

Темы раздела

Название темы

(раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1.

Введение

1 ч.

2.

I Место человека в органическом мире

I Место человека в органическом мире

1 ч.

3.

  Факторы, влияющие на здоровье человека

  Факторы, влияющие на здоровье человека

 8 ч.

4.

   Встречают по одежке

   Встречают по одежке

 2 ч.

5.

Правильное питание – залог здоровья!

Правильное питание – залог здоровья!

 2 ч.

6.

 Мой дом – моя крепость!

 Мой дом – моя крепость!

 2 ч.

7.

V.  Суд над вредными привычками!

V.  Суд над вредными привычками!

 2 ч.

8.

 Познай самого себя

 Познай самого себя

 2 ч.

9.

 Природа и человек

 Природа и человек

2 ч.

10.

Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!–

Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! –

2 ч.

11.

Заключение  

3 ч.

12.

Защита проектов

5 часов

   

       

       

       

         

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Требования к подготовке учащихся по курсу должны быть открытыми для учащихся и их родителей. Они будут озвучены учителем и вывешены в уголке  «Основные требования к знаниям и умениям». Учащиеся и их родители могут ориентироваться на них в процессе подготовки домашнего задания.

Учащиеся узнать:

  • основные приемы  по определению уровня здоровья;
  • основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
  • основные способы сохранения и укрепления здоровья;
  •  методы преодоления  психологического дискомфорта.

       

       Учащиеся научатся:

  • применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
  • объяснять действия факторов среды на человека;
  • обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
  • уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
  • уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.

 


Источники информации

Средства обучения

1.Компьютер

2. Интерактивная доска.

        Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

Вид практического занятия контроля

Дата проведения

По плану

По факту

  1. .

Введение

02.09.2015

Место человека в органическом мире

08.09.2015

Факторы, влияющие на здоровье человека

15.09.2015

ЗОЖ

Определение своего образа жизни, биологического возраста.

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».  

22.09.2015

ЗОЖ

Определение своего образа жизни, биологического возраста.

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».  

30.09.2015

ЗОЖ

Определение своего образа жизни, биологического возраста.

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».  

06.10.2015

Защита проектов

13.10.2015

Химические загрязнения и здоровье человека

20.10.2015

Биологические загрязнения и здоровье человека

27.10.2015

Физические факторы среды и самочувствие человека

10.11.2015

Ландшафт как фактор здоровья

17.11.2015

Проблемы адаптации человека

Определение своего типа адаптации

24.11.2015

Встречают по одежке

Анализ своей повседневной

одежды

01.12.2015

Встречают по одежке

Анализ своей повседневной

одежды

08.12.2015

Защита проектов

15.12.2015

Правильное питание - залог здоровья

Составление рациона и режима питания

22.12.2015

Правильное питание - залог здоровья

Составление рациона и режима питания

29.12.2015

Защита проекта

12.01.2016

Мой дом - моя крепость

Комплексная оценка своего жилища

Комплексная оценка школьного здания

19.01.2016

Мой дом - моя крепость

Комплексная оценка своего жилища

Комплексная оценка школьного здания

26.01.2015

Мой дом - моя крепость

Комплексная оценка своего жилища

Комплексная оценка школьного здания

02.02.2016

Суд над вредными привычками

Деловая игра для учащихся школы

09.02.2016

Суд над вредными привычками

Деловая игра для учащихся школы

16.02.2016

Защита проектов

23.02.2016

Познай самого себя

Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления

01.03.2016

Познай самого себя

Определение типа темперамента, видом памяти, внимания, мышления

08.03.2016

Природа и человек

Оценка условия своей местности

15.03.2016

Природа и человек

Оценка условия своей местности

05.04.2016

Защита проектов

12.04.2016

Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай

Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи.

19.04.2016

Хочешь хорошо работать - хорошо отдыхай

Составление режимов дня. Методы оказания первой помощи.

26.04.2016

Защита проекта

10.05.2016

Итоговое занятие

17.05.2016

Повторение

24.05.2016


Содержание изучаемого курса

 

Введение 

Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности.  Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.

Практическая работа:

Место человека в органическом мире

Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Биологические и социальные  основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,

Практическая работа: Определение своего образа жизни                                      

                        Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».  

                       Определение своего типа адаптации

Встречают по одежке…

Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;

Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;

Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.

Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.

                                                  Исследование и анализ своей повседневной одежды.                                          

Правильное питание – залог хорошего здоровья!

Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.

Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;

Сколько едим? – нормы питания;

Когда едим? – режим питания;

Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.

Мой дом – моя крепость…

Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;

Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;

Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.

Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.

                                                  Комплексная оценка здания школы.

Суд над вредными привычками – деловая игра.

Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение  степени зависимости от вредных привычек.

Познание самого себя…

Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.

Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия;

Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.

Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.

Человек и природа

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности,                причины их  возникновения и возможные пути решения.

Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!

Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.

Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях.

Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного.

                                                   Оказание первой доврачебной помощи.

Итоговое занятие.

Исследование «Оценка состояния моего здоровья».

Защита проектных работ.