Пошевели мозгами

Эта страница для любознательных, кто не хочет останавливаться на достигнутом

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Олимпиадные задания по русскому языку

                   для учащихся 5-6 классов

                                                       

  1. Назовите самый «древний» знак препинания.
  2. Какой знак раньше назывался удивительным?
  3. Назовите автора «Российской грамматики», напечатанной в 1755 году в Петербурге, содержащей сведения по орфографии и пунктуации.
  4. Два человека подошли к чертежу. Один из них воскликнул: «Какое изобретение!» А другой спросил: «Какое изобретение?»Что этим хотел выразить каждый из них?
  5. Объясните, почему предложение  Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.
  6. Перед вами фраза, на первый взгляд не имеющая никакого смысла. Но если вы примените к ней знания синтаксического разбора, то сможете разобрать это предложение по членам и даже определить, какими частями речи являются эти слова.
     
    Дримбул латко крипетил горселенка.

  1. Буквосочетание Теперьяподнимитетоже имеет не меньше 7 прочтений. Разделив буквосочетание на слова, попробуйте составить эти фразы, не меняя местами слова, а только учитывая интонацию и знаки препинания. Вот первая фраза:
    1) Те перья подними, те тоже.

  1. Назовите подлежащее в каждом предложении.

      Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.

  1. Составьте из слов предложение.

      Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

  1. Назовите пару слов, которая не является словосочетанием.

      Крикливые галки, галки проснулись, проснулись на березах.

  1. «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой...» А какой член предложения сама собой?

  1. Выберите предложение с однородными членами:

      а) В кабинете у доктора жили ежики, зайцы и белки.
     б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
     в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

  1. В каждом предложении найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное пышный.

     Люблю я пышное природы увяданье.

     Люблю я пышной природы увяданье.

  1. Выберите сложные предложения:

      а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
    б) Дождик вымочит, а солнце высушит.
    в) Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.
    г) Никто на свете не знает таких удивительных сказок, которые знает Оле-Лукойе.

  1. Прочитайте 2 предложения. Чем они отличаются?

      НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.

      НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.

  1. Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не пускала. Тогда она решила отправить телеграмму в санаторий родителям, а в ответ получила следующее. БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Поставьте запятую так, чтобы девочка смогла пойти в поход.

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

      Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать пять.

  1. Расставьте знаки препинания.

      Вот и солнце встает из-за пашен блестит
     За морями ночлег свой покинуло
     На поля на луга на макушки ракит
     Золотыми потоками хлынуло.

  1. Придумайте предложение с однородными членами блеснули и побежали.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Какое слово можно составить из тех же букв, что и слово ромашка (каждую букву нужно использовать столько раз, сколько она встречается в данном слове)?

(A)  мошкара; (Б)  кошмар; (В)  морошка; (Г)  кармашек; (Д)  гармошка.

2. Сколько из перечисленных слов можно поставить вместо многоточия в предложение ... шёл по лесу: конь, лошадь, мужик, староста, чукча?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Найдите подлежащие во фразах (1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.

(А) (1) тореро и (2) сомбреро;

(Б) (1) сомбреро и (2) тореро;

(В) (1) тореро и (2) тореро;

(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро;

(Д) подлежащих нет.

4. Установите, сколько раз звуки слова офицер встречаются в пословицах: Волков бояться — в лес не ходить. Не в бровь, а в глаз. Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца.

5. Определите, в каком ряду во всех словах есть указанный звук.

[х]: 1) хобби, оглохнув, бухгалтер;

       2) легковесный, хирургия, хоккей;

       3) слегка, мягко, нахлынули;

       4) хрипловатый, прохлаждаться, хитроумный.

[ц]: 1) циркуль, облицевать, консультировать;

       2) огурцы, оконце, рассердился;

       3) напиться, сердцевина, колодец;

       4) глянцевый, цыплята, консульство.

[в’]: 1) виноград, прославьте, свекровь;

        2) виртуозный, вьющийся, проверив;

        3) вентилятор, приготовьте, церковь;

        4) ветеринария, завтрак, бровь.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

6. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля?

(А) красивыя вазы, просторныя поля;

(Б) красивые вазы, просторныя поля;

(В) красивыя вазы, просторные поля;

(Г) красивые вазы, просторные поля;

(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.

7. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?

(А) полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д) голландка.

8.В XIII—XIV веках в древнерусском языке ударный [э] переходил в [о] в том случае, если этот гласный стоял после мягкого согласного перед твердым. К примеру, слово береза стало звучать как берёза. Так теперь звучат многие слова: лёд (ср.: ледниковый), мёд (ср.: медовик) и т. п.

Почему же не во всех словах наблюдаются такие изменения? Например, нет ни одного однокоренного слова с морфемой -лес-, где бы гласный под ударением  звучал как [о].

9. Определите, в каком ряду во всех словах указанная приставка имеет одно и то же значение.

Пере-: 1) перелететь, переварить, перешить;

            2) перегреть, переезжать, перечитать;

            3) перевоспитать, пересолить, переносить;

            4) перебежать, переползти, перейти.

При-: 1) приоткрыть, пришить, прилететь;

          2) притормозить, привстать, привязать;

          3) прикрепить, приклеить, приблизить;

          4) приподняться, приписать, придумать.

10. Пазлы. Наверное, каждый из вас знает увлекательную игру, суть которой состоит в том, чтобы из разрозненных кусочков бумаги (пазлов) собрать рисунок, картину. Но собирать можно не только картины, но и тексты, а в роли пазлов выступают разрозненные его части — слова.

Попробуйте восстановить стихотворные тексты, сложив слова в нужном порядке. Объясните постановку знаков препинания.

Корни, под, под, выспалась, глаза, Свинья, наелась, рылом, наевшись, и, желудей, потом, продравши, встала, вековым, до отвала, подрывать, ним, у, досыта, Дуба, Дубом, стала.

11.Грамматика состоит из двух наук. Угадайте, из каких?

  1. Часть первую ищи в науке,

     Изучающей состав слова не для скуки.

     Потом вставь гласную одну - соединительную.

     Вторую часть возьми у слова:

    «Лечащий зубы у больного».

     Последняя - в слове гармония.

     Вот уж длинная получилась история!

  1. Разгадайте шифр: 19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19. 

12.Найдите «четвертое лишнее»:

  • подлежащее, глагол, дополнение, определение;
  • существительное, наречие, сказуемое, предлог;
  • обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение

13.Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: «Особенно удачно выступили Ганс, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики». Кто эти спортсмены - мужчины или женщины?

14.Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: о мужчине или женщине?

15.Сделайте синтаксический разбор предложения: Дримбул латко крипетил горселенка. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения

16. Прочитайте отрывки из знаменитой сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», поставьте на местах с подчеркиванием необходимые в конце предложений знаки препинания.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

 Убежал, как от огня_

Что такое_

Что случилось_

Отчего же

Все кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом_

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

 В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде_

17. В ребусах зашифрованы географические названия. Какое из них лишнее по смыслу?

     1)

2)

В                                     Г                            Д

(А)Москва, (Б) Париж, (В)Минск, (Г)Венгрия, (Д)Варшава

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

18. В отрывках из художественных произведений найдите авторские слова. Выпишите их и объясните, как они образованы.

1) НЕУЮТНАЯ ЖИДКАЯ ЛУННОСТЬ... (С. Есенин)

2) ГРЯДЫ ХОЛМОВ ОТУСКЛИЛ МАРНЫЙ ИНЕЙ . (М. Волошин)

3) БЫЛО В ГОРОДЕ ЛУННО  и ЛЫЖНО. Под сугробами спряталась грязь. (Е. Евтушенко)

4) ШАПОЧНИКОВ А. А. ПОШЕЛ ПО ЛИНИИ ЧИНОВНИЧЬЕГО СЛУЖБИЗМА. (М. Шагинян)

5)В ЭТОМ КИПЯЩЕМ ЛЮДОВОРОТЕ СТОЛИЦЫ ТАКСИ НУЖНЫ. (М. Кольцов)

6)ОПЯТЬ БИРЮЗЕЕШЬ НАПЕВНО  В БЕЗГНЕВНО ЗАРЕЮЩЕМ СНЕ. (А. Белый)

7)Ветерки эти самые рыскают, гладят щеку евпаторийскую. (В. Маяковский) 8) ЕСЛИ БЫ У НЕГО БЫЛ СОБЕСЕДНИК. НО ТАНЮ ВООБЩЕ ТАК НЕ НАЗОВЁШЬ, ОНА СОМОЛЧАЛЬНИЦА.   (Ю. Нагибин) 

9) ПИШКИНО ОКО ПОСТОЯННО ХРАНИЛО КАКУЮ-ТО ЗАГАДОЧНУЮ ВЕСЕЛИНКУ И ВСЕ ВРЕМЯ ПОДМИГИВАЛО. (М. Алексеев) 

10) ОН ОТ ГОРЯ, ЧТО РЫСКАЮТ ВОЛКИ, В ДИКИХ ЗАРОСЛЯХ ПЛАКАЛ НАВСХЛИП.. (В. Боков)

19. Докажите, что в данных отрывках из школьных сочинений допущены лексические ошибки. Какие слова употреблены не в своем значении? Исправьте ошибки.

1) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.

2) Новый клуб — гордыня поселка.

3) Канал оказался судоходным и очень длительным.

4)На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

5) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.

6) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

7) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

8) Малыш во всем имитировал старшему брату.

9) Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз.

10) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекая внимание от главного.

11) Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.

12) Зимой спортсменов дрессировали в зале.

13) Я каждое утро проветривал форточку в своей комнате.

20. Какие тропы используются в этих примерах?

1) Тучи, как полосы, встали дыбом над дымной, бледной Невой. (Б. Пастернак)

2) Своих коней в горах седлали тучи. (В. Луговской)

        3)Туча кружево в роще связала. (С. Есенин)

        4) И тучек скользящие пятна над нивой плывут на восток. (Л. Белый)

        5) О! Как мне весело следить за пышным дымом туч сквозных. (А. Фет)