Для педагогов.

Прончатова Валентина Валерьевна

Данные материалы будут полезны как педагогам предметникам для личного самообразования, так и для классных руководителей, руководителей ШМО, психологов и социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_konflikty_v_klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Как поступить в конфликтной ситуации?»

Класс: 6 - 9

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива.

Задачи: - с помощью игры «Суд над конфликтом» выяснить «плюсы» и «минусы» конфликтов;

- определить правила поведения в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: беседа,  игра

Оснащение класса:  компьютер,  проектор.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово: 

Вы ежедневно проводите много времени в школе, общаясь с одноклассниками, с учащимися других классов, с учителями, с обслуживающим персоналом. После уроков – с руководителями кружков, спортивных секций, с друзьями. Дома – с родителями, братьями, сестрами и другими близкими и дальними родственниками. И очень часто происходит так, что даже с самыми близкими у нас возникают недоразумения, недомолвки, обиды, ссоры – одним словом конфликтные ситуации, особенно часто в школе. Что это такое – давайте попробуем разобраться вместе на классном часе и попытаемся  понять, как действовать, если конфликт уже «разгорелся» и как его попытаться предотвратить вообще.

И сначала я предлагаю вам посмотреть на то, где представлены выражения лиц, в которых закодированы  эмоциональные состояния человека.

Какие именно?

Какие из них выражают плохое настроение человека?

А часто ли вы сами испытываете такие негативные эмоции в школе или дома?

Что является их  причиной в школе? Дома? (ссоры с одноклассниками, непонимание родителей – конфликтные ситуации).

  1. Определение сущности понятия  «конфликт»

Что же такое конфликт? Назовите хотя бы одно слово на все буквы алфавита, которое у вас связано с понятием «конфликт» (варианты ответов детей)

Итак, если мы обратимся к словарю Ожегова С.И. то «Конфликт  – это столкновение, разногласие, спор». В конфликте каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной.

Как вы думаете, существуют ли различия в конфликтах или они всегда одинаковые?

Ученые определяют несколько разновидностей конфликтов

  1. Неуправляемый конфликт
  2. Внутренний конфликт
  3. Избегание

Что вы понимаете под этими конфликтами? Можете ли вы привести примеры?

  1. Игра «Суд над конфликтом»

Но всегда ли конфликт нежелателен в классном коллективе? Какие аргументы можно привести «за»?

Желающих высказаться «за» возникновение конфликта, прошу сесть за один стол (группа защитников)

Желающих высказаться «против» - за другой (группа обвинителей)

(Дети могут самостоятельно или с помощью учителя, который работает с обеими группами, составить в течение 10 минут свои аргументы и представить их друг другу).

 В аргументах «за» может быть следующее :

- в основе конфликта может лежать противоречие, разрешение которого  может привести к сплочению коллектива;

- в конфликтах  узнаешь людей, кто из них есть кто;

- в конфликтах выясняется, кто настоящий друг;

- если услышать критику в свой адрес и согласиться с ней, то можно попытаться изменить себя;

В аргументах «против»:

- страдает достоинство человека;

- страдает физическое здоровье;

- внутренний дискомфорт каждого участника конфликта;

- обида, испорченные отношения;

-  проблема не решается;

- потеря времени и др.

5) Составление правил поведения в конфликтных ситуациях

Итак, приведены «плюсы» и «минусы» конфликтов, а теперь скажите: В конфликтах  мы что-то для себя находим положительное или чаще всего мы портим настроение себе и окружающим?

Как же правильно вести себя в конфликтной ситуации или вообще избежать ее?

Для этого давайте вспомним все наши конфликты в классе и попытаемся составить правила поведения в конфликтной ситуации (Дети предлагают свои варианты, которые записываются тут же и отражаются на слайде, после этой работы можно сверить с рекомендациями психологов:

  1. Не говорите со взвинченным, возбужденным человеком, дайте ему «выпустить пар»;
  2. Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место»;

4) Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу;

5) Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

  1. Прежде чем вступать в спор сами успокойтесь, обдумаете, взвесьте все.

Все предложенные правила вы можете и желательно использовать не только в школе, но и дома!

6) Рефлексия

 У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

«ДА» - красный.

 «СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

«НЕТ» - черный

Положить квадратики на учительский стол  на  те листы, чьи цвета соответствуют квадратикам

  1. Заключительное слово

Сегодня мы с вами говорили о конфликтах в классе. Конечно, противоречия всегда были, есть и будут, так как мы с вами отличаемся  взглядами, вкусами и увлечениями, но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное и  физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И я вам желаю, что бы на ваших лицах и лицах окружающих вас людей были только улыбки.