Методическая копилка

Ивина Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Разговор с учащимися

«Национальное единство – сила мира» (11 класс)

Цель:

·формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях

способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.

Оборудование: проектор

Приложение

Видео

Видео 2

Ход беседы

Вступительное слово

- Ребята скажите, вы класс? Вы едины?

(Мнения - предположительно о единстве интересов, обучения)

- Для чего нужно это единство?

Мнения

Актуализация

(просмотр видеоролика)  

Обмен мнениями. Ключевой вопрос – В чем проявляется единство?

После ролика на слайде появляется фраза:

При единении малое растет,  при раздоре и величайшее распадается.

- А что может разрушить единство?

Мнения

Обозначение проблемы разговора

Просмотр второго видеоролика

- Можете ли вы назвать проблему, которую несет в себе это видео?

Мнения

- Если отталкиваться от начала нашего разговора о единстве, то, какую ошибку совершают во фрагменте люди?

Мнения

Приходим к термину НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО

- А что такое национальное единство? Слайд

Мнения

- Спасибо

Слайд (Национальное единство – сила…)

- В чем сила национального единства?

Мнения

Слайд (национальное единство- сила мира)

- А давайте, определим значение народного единства по этой фразе. Почему оно важно?

Мнения        

- Спасибо за ваши мнения, безусловно, все они важны. Но можем ли мы в одиночку разрешить проблему национальной разобщенности, если она вдруг возникнет?

Мнения

- А что может со своей стороны делать население любого государства?

Мнения        

- Спасибо. Я в свою очередь хочу сказать, что государство многое делает для единения народа, как в законодательном, так и в культурном аспекте.

Если говорить о последнем  то вспомните, какой праздник появился в нашей стране совсем недавно?

- Мнения

- Да, в декабре 2004 года указам В.Путина был учрежден Праздник День народного Единства, в память об исторических событиях 1612 года. Но это уже тема для  другой беседы.

- А можете ли вы назвать еще события в нашей стране, которые способствуют единению народов

Мнения

(Сказать о Бессмертном полке)

- Спасибо. Очень хочется, что наш разговор не пройдет для вас бесследно. И вы как граждане России тоже будете заинтересованы в сохранении мира через национальное единство.

- У вас в руках голуби. Что они символизируют

МИР

- Что несет в себе каждый голубь?

Читаем слова, записанные на каждом голубе ЛЮБОВЬ, ВЗАМОПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ДРУЖБА, БРАТСТВО, ДОВЕРИЕ, РАВНОПРАВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ПРАВДА, ТЕРПЕНИЕ.

- Давайте наполним мир этим. Прикрепите их вот к этому земному шару.

- Вы сейчас создали для себя мир, в котором есть ЛЮБОВЬ, ВЗАМОПОНИМАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ДРУЖБА, БРАТСТВО, ДОВЕРИЕ, РАВНОПРАВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ПРАВДА, ТЕРПЕНИЕ.

- Я желаю жить вам в мире, который будет основан именно на этом.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ

для проведения часов общения

Комментарий.

Участники при проведении подобных игр рассаживаются по кругу.

Важно определить правила участия:

S принцип активности;

^ принцип добровольности;

S каждый имеет возможность покинуть круг и побыть на «стуле размышлений». Можно вернуться в круг в любой момент.

S Правило поднятой руки.

S Соблюдаем конфиденциальность.

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ!

Цели: сплочение коллектива, определение круга проблем, которые предстоит решать в ближайшее время, определение приоритетных жизненных направлений и средств преодоления трудностей в контексте общих жизненных проблем.

Игра «Что я люблю делать...»

Один из присутствующих выбирает что-то, что он очень любит делать, и без слов начинает показывать это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет о себе рассказать. Как только пантомима завершена, участники по кругу высказывают свои догадки. После этого выступающий говорит, какое предположение оказалось верным.

Игра «Все мы чем-то похожи...»

Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько групп. Для этого он каждому сообщает на ухо название животного (кот, собака, петух и т.п.) и просит всех закрыть глаза. Далее все играющие, издавая звуки («мяу», «гав», «кукареку»), должны собраться в группы.

Каждой группе дается задание составить список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра», «Любимый цвет каждого из нас - синий» и др. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!

Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.

Игра «Паутииа»

У каждого из присутствующих есть возможность сообщить остальным свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-то захочет рассказать о своем хобби, о том, что у него лучше всего получается, о каком-нибудь интересном событии из своей жизни. У вас есть 1 минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе.

Далее ведущий берет клубок в руки и начинает игру. Рассказав о себе, ведущий зажимает свободный конец нити в руке, и кидает любому игроку напротив. Таким образом, клубок передается дальше, от игрока к игроку, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Если кто-либо из игроков ничего не хочет говорить о себе, попросите его просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Ведущий заключает, что получилась огромная паутина, которая связывает всех участников игры в единое целое. После этого паутину нужно будет снова распустить. Возвращая клубок предыдущему, нужно пересказать все, что он рассказывал о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к ведущему.


Если нить будет запутываться при попытке ее распустить, то можно прокомментировать ситуацию: «Некоторые члены коллектива уже тесно связаны между собой».

Упражнение «Сколько во мне людей?»

Предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро - каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете эту фразу?
  • Как самосознание человека связано с его отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

Упражнение «Кто я?»

Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я - ...». Теперь распределите все высказывания по схеме:

«Я» телесное

«Я» эмоциональное

«Я» умственное

«Я» социальное

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли было справиться с заданием?
  • Что было особенно трудным?
  • Посмотрите на соотношение высказываний в каждой графе, сделайте для себя выводы.

Упражнение «Мой портрет» («Я» глазами группы)

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в том числе какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления, только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

Упражнение «Отверженный»

Один из участников выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший. Сначала он должен сам попробовать назвать 3-4 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол». У участника есть право на один вопрос, если что-то не ясно для него в этом перечне.

Вопрос для обсуждения:

  • Открыли ли вы для себя что-то новое в высказывании коллег?
  • Каковы ваши ощущения?

Ведущему ладо быть готовым к тому, что после проведения данного упражнения появятся «обиженные», поэтому будет уместно познакомить группу с одним из высказываний французского писателя и философа Ф. Ларошфуко: «Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются». А психологи считают, что обидчивость - признак зависимости мнения о себе от мнения окружающих, но оно не самое главное в нашей жизни! А еще есть мнение, что обида - это стремление избежать возможности расти и совершенствоваться, потому что когда человек обижается, ему как бы и делать больше ничего не надо. Разве это правильно?